В презентации можно получить информацию как а уроках музыки привить любовь к экологии через музыкальные игры, праздники. Данную разработку можно использовать для начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальное воспитание и экология.»
кология
ПОДГОТОВИЛ:
музыкальный руководитель
Медведева Л.В.
Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигнуть красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания.
Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, педагог воспитывает такое же отношение к образу реальной природы.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность образов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Любовь к родному краю, воспевание её красоты и величия передано многими русскими композиторами. Широкие напевные мелодии песен как бы приглашают слушателей полюбоваться картинами родной природы - зеленью лесов, высокими горами, морями, солнечными долинами, цветением садов…
Через музыку можно научить детей быть милосердными, любить и беречь красоту природы; способствовать тому, чтобы дети были любознательными, умели вести себя в природе, учились слушать музыку дождя, ветра, пения птиц, жужжания пчел, стрекоз, шмелей и т.д. Музыкальные занятия включают такой вид деятельности, как слушание музыки. Слушание музыкальных произведений способствует воспитанию многих положительных качеств личности ребенка и всего коллектива детей. "Музыка, как и всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к своей Родине, любовь к жизни, к человеку, к природе, интерес и чувства дружбы и взаимного уважения к народам других стран" (Д.Б. Кабалевский)
Эколого-ориентированные музыкальные движения способствуют не только закреплению знаний экологического характера, но и помогают детям в сочетании с музыкой, пластикой своего тела, показать эмоционально, выразительно, осознанно собственное отношение к изображаемому персонажу, явлению, что будет способствовать возникновению у ребенка позитивных чувств – любви, эмпатии, сострадания, восхищения, удивления – созидать позитивное поле возможных идей и действий.
Само по себе музыкальное движение имеет большое значение в воспитании дошкольников; оно вызывает положительные эмоции – ребенку радостно, и он готов воспринимать и усваивать все, что оно несет в себе. С игрой, движением ребенок быстро включается в любую деятельность, вникает в ее содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет.
Эколого-ориентированное музыкальное движение детей дошкольного возраста может быть представлено в разных видах.
Разные виды эколого-ориентированных музыкальных движений Разные виды эколого-ориентированных музыкальных движений
Разные виды эколого-ориентированных музыкальных движений
1. Игры сюжетные , в которых дети отражают взаимосвязи в природе, обыгрывают природные персонажи и несюжетные , в которых дети отражают явления природы, свойства природных объектов.
2. Этюды-настроения – это двигательное воплощение изменчивых природных явлений (времена года, погода); передача характера и повадок природных персонажей, а также двигательное воплощение основного настроения музыкального произведения.
3 . Игровые и танцевальные упражнения . Назначение упражнений заключается в развитии у детей актерского мастерства, совершенствовании движений.
4 . Хороводы представляют собой коллективное песенно-хороводное действие.
Хоровод – это массовый танец, его рисунок – простой круг – олицетворяет движение Солнца вокруг Земли. Под пение танцующих в хороводе разыгрываются целые сценки, участники изображают животных и птиц, насекомых, растения.
Разные виды эколого-ориентированных музыкальных движений
1. Игры сюжетные , в которых дети отражают взаимосвязи в природе, обыгрывают природные персонажи и несюжетные , в которых дети отражают явления природы, свойства природных объектов.
2. Этюды-настроения – это двигательное воплощение изменчивых природных явлений (времена года, погода); передача характера и повадок природных персонажей, а также двигательное воплощение основного настроения музыкального произведения.
3 . Игровые и танцевальные упражнения . Назначение упражнений заключается в развитии у детей актерского мастерства, совершенствовании движений.
4 . Хороводы представляют собой коллективное песенно-хороводное действие.
Хоровод – это массовый танец, его рисунок – простой круг – олицетворяет движение Солнца вокруг Земли. Под пение танцующих в хороводе разыгрываются целые сценки, участники изображают животных и птиц, насекомых, растения.
А. Вивальди, «Весна» из цикла «Времена года» — а/з из репертуара программы «Гармония» для детей 5-го года жизни.
Программное содержание. Услышать в музыке радость пробуждения природы, звуки надвигающейся и проходящей грозы и вновь ликование и восторг. Воплотить услышанное в творческих выразительных движениях.
Описание движений. Можно предложить два образа: птицы (девочки) и дождь (мальчики). Каждая группа детей самостоятельно находит движения, соответствующие образу и характеру музыки. Девочки-«птицы» летают, танцуют, собираются стайками, щебечут, радуясь весне. Во время «грозы и дождя» — прячутся под воображаемую крышу (собираются в одном из углов зала). Мальчики-«дождинки» двигаются острым бегом врассыпную, прыгают на месте, кружась, и т.п.
Методические рекомендации. Педагог, наблюдая за творческими движениями детей, может предложить им двигаться в какой-то момент одинаково, повторяя придуманный кем-то из детей наиболее выразительный вариант движения.
Р И С О В А Н И Е
При слушании музыки полезно предложить детям бумагу и краски. «Рисование» музыки помогает ребятам более яркому её восприятию. Дети рисуют солнце, улыбающихся человечков, если музыка весёлая, дождь и тучи – если слышат минорную музыку. Интеграция музыки и рисования помогает детям глубже прочувствовать музыкальные образы, через картины природы выразить эмоции, передаваемые тем или иным музыкальным произведением. При проведении таких занятий можно оттолкнуться и от обратного: предложить детям посмотреть за окно, поговорить о том, какая сегодня на улице погода, нарисовать увиденную картинку, а затем прослушать два музыкальных отрывка и спросить у детей, какой из отрывков, по их мнению, лучше передаёт состояния природы. Такие задания активизируют творческое воображение детей, даже самые робкие малыши постепенно начинают раскрываться, ведь в рисунке ребёнок может выразить то, что не может сказать словами.
Музыкально-дидактические игры
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.
Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: обучающих задач; содержания; правил; игровых действий.
Музыкально- дидактические игры по экологии
Цели: побуждать воспринимать выразительность музыки, ее чувства, интонации, настроение, характер (веселый, грустный, спокойный). Стимулировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, способность сопереживать музыке, умение выражать эмоции и характер музыкального произведения через игровые карточки. Ход игры: Прослушав музыкальное произведение с ярко выраженным характером (например, произведения из "Детского альбома" П. И. Чайковского, воспитатель предлагает детям отметить характер и настроение музыкального произведения с помощью карточек.)
Пальчиковые игры на тему «Осень»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Добрый жук
Муз. А. Спадавеккиа
Сл. Е.Шварц
Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! Жил на свете добрый жук, Старый добрый друг. Никогда он не ворчал, Не кричал, не пищал, Громко крыльями трещал, Строго ссоры запрещал. Встаньте дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! Ты мой друг, и я твой друг, Старый верный друг! Полюбили мы жука-_ Старика - добряка, - Очень уж душа легка У него, весельчака. Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! Ты мой друг, и я твой друг, Старый верный друг!
Экологические праздники« Осенины»
Экологические праздники в ДОУ помогают детям не только закрепить правила поведения в природе, но и показать своё актёрское мастерство
Масленица Ай-да Масленица - кривошейка! Встретим тебя хорошенько: Песней, пляской, да весельем, Да хорошим угощеньем !
Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства.
Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.
Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением.
Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле!
В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал.
Музыка учит любить, ценить, сострадать.
И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.