kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                                                                                                                                        ГОРДИЙЧУК А.П.

                                                                                                          УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

   На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.

Умение обращаться с природой, нужно прививать с раннего детства, потому что дети более восприимчивы и любознательны.  И ведь  действительно недалек тот день, когда будущее окажется в руках сегодняшних учащихся: от того какие ценности они будут использовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников.

Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

Работая в школе  учителем младших классов, в процессе постоянного общения с детьми, мне приходится сталкиваться с острой необходимостью более основательных подходов  в вопросах решения проблемы экологического образования и воспитания младших школьников.

Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, учителя начальных классов используют различные формы работы в этом направлении.

Один из наиболее эффективных видов работ, на мой взгляд, в учебной деятельности  – экскурсии на природу. К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы. Вступительная беседа перед экскурсией, вопросы учителя во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе. Урок любви к природе продолжается и на уроках труда, ИЗО, когда ребёнок лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии. Процесс развития мышления и формирования чувств должен быть постоянным. На уроках чтения, где художественное слово, картинка и музыкальное произведение составляют единое целое, у детей развивается творческое мышление, художественный вкус, формируется понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано.

Также  эффективными формами  моей работы  являются интеллектуально – развлекательные игры, викторины: “Экология в сказках”, проведение конкурсов экологических спектаклей, пропаганда: выпуск листовок «Покормите птиц зимой». В нашей школе также  стала традиционной высадка деревьев на аллее «Первоклассника» родители с большим удовольствием помогают детям.

У учащихся есть возможность  участвовать в различных  городских природоохранных акциях «В защиту хвойных», «Кормушка-дело не простое». Операция «Перелетные птицы».

Сама же являюсь педагогом дополнительного образования  и руководителем клуба любителей природы «Радуга». Одна из целей  работы нашего  объединения является расширение и углубление школьниками знаний, в области природоведения, экологии, пропаганда бережного отношения к природе, формирование экологической  культуры.

  Но только лишь экологического воспитания в стенах учебного заведения недостаточно. Необходимо вовлекать родителей. Ребёнок должен видеть бережное отношение, уважение к природе с их стороны. Поэтому, помимо работы непосредственно с детьми, большое внимание в своей работе мною уделяется и разъяснительной работе с родителями. Родителям рекомендую совместные чтения с детьми рассказы В.Бианки, М.Пришвина, П. Воронько.

          Любовь к природе тесно связана с культурой поведения. В беседах с родителями напоминаю о правилах поведения в местах отдыха на природе. Провожу консультации на темы: «Дети и природа», «Охрана природы», «Выходной день в лесу, на реке», «Как ухаживать за животными дома» и др. Советую родителям побывать в лесу, в выходные дни, на реке, водоёме с целью наблюдения окружающей природы, сбора природного материала.

Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, стремлюсь к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли.

Успехов всем тем, чей энтузиазм, трудолюбие, опыт, талант помогают активно действовать для сохранения окружающей среды.

Литература:

1.Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического   

   образования младших школьников.// НШ. – 1999.

2.Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими  

   школьниками.М.:Просвещение,1993

3.Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы//НШ.–1998.
4.Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников.–1993.

Просмотр содержимого документа
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ »

Гордийчук А.П.,учитель начальных классов МОСШ №17



ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГОРДИЙЧУК А.П.,

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСШ №17

г.НИЖНЕВАРТОВСКА

На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.

Умение обращаться с природой, нужно прививать с раннего детства, потому что дети более восприимчивы и любознательны. И ведь действительно недалек тот день, когда будущее окажется в руках сегодняшних учащихся: от того какие ценности они будут использовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников.

Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

Работая в школе учителем младших классов, в процессе постоянного общения с детьми, мне приходится сталкиваться с острой необходимостью более основательных подходов в вопросах решения проблемы экологического образования и воспитания младших школьников.

Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, учителя начальных классов используют различные формы работы в этом направлении.

Один из наиболее эффективных видов работ, на мой взгляд, в учебной деятельности – экскурсии на природу. К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы. Вступительная беседа перед экскурсией, вопросы учителя во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе. Урок любви к природе продолжается и на уроках труда, ИЗО, когда ребёнок лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии. Процесс развития мышления и формирования чувств должен быть постоянным. На уроках чтения, где художественное слово, картинка и музыкальное произведение составляют единое целое, у детей развивается творческое мышление, художественный вкус, формируется понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано.

Также эффективными формами моей работы являются интеллектуально – развлекательные игры, викторины: “Экология в сказках”, проведение конкурсов экологических спектаклей, пропаганда: выпуск листовок «Покормите птиц зимой». В нашей школе также стала традиционной высадка деревьев на аллее «Первоклассника» родители с большим удовольствием помогают детям.

У учащихся есть возможность участвовать в различных городских природоохранных акциях «В защиту хвойных», «Кормушка-дело не простое». Операция «Перелетные птицы».

Сама же являюсь педагогом дополнительного образования и руководителем клуба любителей природы «Радуга». Одна из целей работы нашего объединения является расширение и углубление школьниками знаний, в области природоведения, экологии, пропаганда бережного отношения к природе, формирование экологической культуры.

Но только лишь экологического воспитания в стенах учебного заведения недостаточно. Необходимо вовлекать родителей. Ребёнок должен видеть бережное отношение, уважение к природе с их стороны. Поэтому, помимо работы непосредственно с детьми, большое внимание в своей работе мною уделяется и разъяснительной работе с родителями. Родителям рекомендую совместные чтения с детьми рассказы В.Бианки, М.Пришвина, П. Воронько.

Любовь к природе тесно связана с культурой поведения. В беседах с родителями напоминаю о правилах поведения в местах отдыха на природе. Провожу консультации на темы: «Дети и природа», «Охрана природы», «Выходной день в лесу, на реке», «Как ухаживать за животными дома» и др. Советую родителям побывать в лесу, в выходные дни, на реке, водоёме с целью наблюдения окружающей природы, сбора природного материала.

Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, стремлюсь к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли.

Успехов всем тем, чей энтузиазм, трудолюбие, опыт, талант помогают активно действовать для сохранения окружающей среды.


Литература:

1.Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического

образования младших школьников.// НШ. – 1999.

2.Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими

школьниками.М.:Просвещение,1993

3.Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы//НШ.–1998.
4.Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников.–1993.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Гордийчук Анна Петровна

Дата: 30.08.2015

Номер свидетельства: 227711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание "
    ["seo_title"] => string(103) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-napravlieniie-ekologhichieskoie-vospitaniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "158730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421776938"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Гражданское и патриотическое воспитание младших  школьников "
    ["seo_title"] => string(67) "grazhdanskoie-i-patriotichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "216285"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432920520"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Экологическое воспитание младших школьников""
    ["seo_title"] => string(47) "ekologhichieskoievospitaniiemladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "264555"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449746883"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Экологическое образование и воспитание младших школьников средствами проектно – исследовательской работы "
    ["seo_title"] => string(115) "ekologhichieskoie-obrazovaniie-i-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-sriedstvami-proiektno-issliedovatiel-skoi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "114023"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411222614"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Роль экологического воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
    ["seo_title"] => string(91) "rol-ekologhichieskogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "129308"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415663019"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства