ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ГОРДИЙЧУК А.П.
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.
Умение обращаться с природой, нужно прививать с раннего детства, потому что дети более восприимчивы и любознательны. И ведь действительно недалек тот день, когда будущее окажется в руках сегодняшних учащихся: от того какие ценности они будут использовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников.
Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
Работая в школе учителем младших классов, в процессе постоянного общения с детьми, мне приходится сталкиваться с острой необходимостью более основательных подходов в вопросах решения проблемы экологического образования и воспитания младших школьников.
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, учителя начальных классов используют различные формы работы в этом направлении.
Один из наиболее эффективных видов работ, на мой взгляд, в учебной деятельности – экскурсии на природу. К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы. Вступительная беседа перед экскурсией, вопросы учителя во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе. Урок любви к природе продолжается и на уроках труда, ИЗО, когда ребёнок лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии. Процесс развития мышления и формирования чувств должен быть постоянным. На уроках чтения, где художественное слово, картинка и музыкальное произведение составляют единое целое, у детей развивается творческое мышление, художественный вкус, формируется понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано.
Также эффективными формами моей работы являются интеллектуально – развлекательные игры, викторины: “Экология в сказках”, проведение конкурсов экологических спектаклей, пропаганда: выпуск листовок «Покормите птиц зимой». В нашей школе также стала традиционной высадка деревьев на аллее «Первоклассника» родители с большим удовольствием помогают детям.
У учащихся есть возможность участвовать в различных городских природоохранных акциях «В защиту хвойных», «Кормушка-дело не простое». Операция «Перелетные птицы».
Сама же являюсь педагогом дополнительного образования и руководителем клуба любителей природы «Радуга». Одна из целей работы нашего объединения является расширение и углубление школьниками знаний, в области природоведения, экологии, пропаганда бережного отношения к природе, формирование экологической культуры.
Но только лишь экологического воспитания в стенах учебного заведения недостаточно. Необходимо вовлекать родителей. Ребёнок должен видеть бережное отношение, уважение к природе с их стороны. Поэтому, помимо работы непосредственно с детьми, большое внимание в своей работе мною уделяется и разъяснительной работе с родителями. Родителям рекомендую совместные чтения с детьми рассказы В.Бианки, М.Пришвина, П. Воронько.
Любовь к природе тесно связана с культурой поведения. В беседах с родителями напоминаю о правилах поведения в местах отдыха на природе. Провожу консультации на темы: «Дети и природа», «Охрана природы», «Выходной день в лесу, на реке», «Как ухаживать за животными дома» и др. Советую родителям побывать в лесу, в выходные дни, на реке, водоёме с целью наблюдения окружающей природы, сбора природного материала.
Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, стремлюсь к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли.
Успехов всем тем, чей энтузиазм, трудолюбие, опыт, талант помогают активно действовать для сохранения окружающей среды.
Литература:
1.Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического
образования младших школьников.// НШ. – 1999.
2.Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими
школьниками.М.:Просвещение,1993
3.Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы//НШ.–1998.
4.Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников.–1993.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ »
Гордийчук А.П.,учитель начальных классов МОСШ №17
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ГОРДИЙЧУК А.П.,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСШ №17
г.НИЖНЕВАРТОВСКА
На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.
Умение обращаться с природой, нужно прививать с раннего детства, потому что дети более восприимчивы и любознательны. И ведь действительно недалек тот день, когда будущее окажется в руках сегодняшних учащихся: от того какие ценности они будут использовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников.
Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
Работая в школе учителем младших классов, в процессе постоянного общения с детьми, мне приходится сталкиваться с острой необходимостью более основательных подходов в вопросах решения проблемы экологического образования и воспитания младших школьников.
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, учителя начальных классов используют различные формы работы в этом направлении.
Один из наиболее эффективных видов работ, на мой взгляд, в учебной деятельности – экскурсии на природу. К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы. Вступительная беседа перед экскурсией, вопросы учителя во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе. Урок любви к природе продолжается и на уроках труда, ИЗО, когда ребёнок лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии. Процесс развития мышления и формирования чувств должен быть постоянным. На уроках чтения, где художественное слово, картинка и музыкальное произведение составляют единое целое, у детей развивается творческое мышление, художественный вкус, формируется понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано.
Также эффективными формами моей работы являются интеллектуально – развлекательные игры, викторины: “Экология в сказках”, проведение конкурсов экологических спектаклей, пропаганда: выпуск листовок «Покормите птиц зимой». В нашей школе также стала традиционной высадка деревьев на аллее «Первоклассника» родители с большим удовольствием помогают детям.
У учащихся есть возможность участвовать в различных городских природоохранных акциях «В защиту хвойных», «Кормушка-дело не простое». Операция «Перелетные птицы».
Сама же являюсь педагогом дополнительного образования и руководителем клуба любителей природы «Радуга». Одна из целей работы нашего объединения является расширение и углубление школьниками знаний, в области природоведения, экологии, пропаганда бережного отношения к природе, формирование экологической культуры.
Но только лишь экологического воспитания в стенах учебного заведения недостаточно. Необходимо вовлекать родителей. Ребёнок должен видеть бережное отношение, уважение к природе с их стороны. Поэтому, помимо работы непосредственно с детьми, большое внимание в своей работе мною уделяется и разъяснительной работе с родителями. Родителям рекомендую совместные чтения с детьми рассказы В.Бианки, М.Пришвина, П. Воронько.
Любовь к природе тесно связана с культурой поведения. В беседах с родителями напоминаю о правилах поведения в местах отдыха на природе. Провожу консультации на темы: «Дети и природа», «Охрана природы», «Выходной день в лесу, на реке», «Как ухаживать за животными дома» и др. Советую родителям побывать в лесу, в выходные дни, на реке, водоёме с целью наблюдения окружающей природы, сбора природного материала.
Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, стремлюсь к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли.
Успехов всем тем, чей энтузиазм, трудолюбие, опыт, талант помогают активно действовать для сохранения окружающей среды.
Литература:
1.Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического
образования младших школьников.// НШ. – 1999.
2.Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими
школьниками.М.:Просвещение,1993
3.Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы//НШ.–1998. 4.Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников.–1993.