Экологическое воспитание дошкольников посредством музыки
Экологическое воспитание дошкольников посредством музыки
Экологическое воспитание дошкольников посредством музыки
Автор: Сабитова Гузель Аминовна
Организация: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Берёзка»
Экологическая культура человека закладывается и развивается в дошкольном возрасте. Ребёнок начинает формироваться как личность, развивается позитивное отношение к природе, к окружающему миру. Какими вырастут наши дети, научатся ли они любить окружающий мир, не разрушать его красоты и первозданности, бережно относиться ко всему живому, зависит от нас, педагогов.
Приоритетным направлением в работе МБДОУ Детского сада «Берёзка» с. Первомайское является художественно-эстетическое развитие. Однако, развитие ребёнка не может быть узконаправленным. Развивая в ребёнке умение видеть и быть творцом прекрасного, мы обязательно коснёмся и других направлений развития, а именно: социально-коммуникативного, познавательного, речевого (ФГОС). Решение проблемы экологического воспитания дошкольников, наиболее остро вставшей в последние годы, в нашем саду решается в различных видах детской деятельности, в том числе и на музыкальных занятиях.
В повседневной жизни мы, сами того не замечая, воспитываем в дошкольниках любовь к природе. Приобщение детей к вопросам экологии происходит на музыкальных занятиях с раннего возраста. Рассмотрим вариант формирования у ребёнка экологической культуры на примере
программы музыкального воспитания «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, ориентированной на возраст от трех до семи лет.
Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Создание доброжелательной атмосферы помогает детям быть творчески раскованными, любознательными, проявить свою инициативу. Музыкальный материал составлен с учётом природного, народного, светского и частично исторического календаря. Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение, в него включены музыкально-ритмическое движение; развитие чувства ритма, музицирование; пальчиковая гимнастика; слушание музыки; распевание, пение;
пляски, игры, хороводы.
Тема экологии прослеживается во всех видах музыкальной деятельности. Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши из младших групп представляют себя птичкой («Птички летают» А Серова), зайчиком («Зайчики» Е.Тиличеевой), мишкой («Мишка» М.Раухвергера), кошечкой («Кошечка» Т.Ломовой). В программу включены и другие музыкальные миниатюры, с помощью которых ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа. Слушание музыки также сопровождается движениями, через которые дети передают эмоциональную окраску музыки.
Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают потешки, песенки-прибаутки, считалочки в исполнении педагога, подражают в песенках крику животных и пению птиц. В песнях и сюжетах несложных танцев всегда присутствует образ животного или какого-либо природного явления (р.н.п. «Петушок», «Лошадка» М Симоновского, «Пляска с листочками» А.Филиппенко, «Дождик» Н.Любарского и др.).
Один из основных педагогических принципов программы – принцип последовательности и преемственности.
На музыкальных занятиях в средней, старшей и подготовительной группах материал, освоенный детьми ранее, повторяется, усложняется и развивается. Продолжает формироваться любовь к природе, к животным, к растительному миру. Разучивая новый музыкальный материал, следует обязательно провести с детьми вводную беседу. Например, разучивая в средней группе «Огородную-хороводную» (муз. Б.Можжевелова, сл. А.Пассовой), расспросить детей о приметах осени, об овощах, выращенных на своём огороде. Или перед исполнением песни «Весёлый жук» (сл. и муз. Р.Котляревского) можно поговорить о насекомых, рассказать детям о том, что даже к самым маленьким жукам нужно относиться бережно. Дети начинают понимать, что все животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
При слушании музыки полезно предложить детям бумагу и краски. «Рисование» музыки помогает ребятам более яркому её восприятию. Дети рисуют солнце, улыбающихся человечков, если музыка весёлая, дождь и тучи – если слышат минорную музыку. Интеграция музыки и рисования помогает детям глубже прочувствовать музыкальные образы, через картины природы выразить эмоции, передаваемые тем или иным музыкальным произведением. При проведении таких занятий можно оттолкнуться и от обратного: предложить детям посмотреть за окно, поговорить о том, какая сегодня на улице погода, нарисовать увиденную картинку, а затем прослушать два музыкальных отрывка и спросить у детей, какой из отрывков, по их мнению, лучше передаёт состояния природы. Такие задания активизируют творческое воображение детей, даже самые робкие малыши постепенно начинают раскрываться, ведь в рисунке ребёнок может выразить то, что не может сказать словами.
В качестве дополнительного материала я предлагаю детям музыкальные игры Сергея и Екатерины Железновой, которые легко вписываются в любую программу музыкального воспитания, очень нравятся детям, дарят им много положительных эмоций и также учат любви ко всему окружающему.
Таким образом, влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. В результате последовательной работы в плане экологического воспитания дошкольников посредством музыкальных занятий мы получаем следующие результаты:
- с первых лет жизни дети учатся бережному отношению к природе, учатся любить и понимать окружающий мир;
- ребёнок осознаёт себя частью природы;
- воспитывается уважительное отношение ко всему живому: насекомым, животным, растениям;
- формируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание дошкольников посредством музыки »
Экологическое воспитание дошкольников посредством музыки
Автор: Сабитова Гузель Аминовна
Организация: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Берёзка»
Экологическая культура человека закладывается и развивается в дошкольном возрасте. Ребёнок начинает формироваться как личность, развивается позитивное отношение к природе, к окружающему миру. Какими вырастут наши дети, научатся ли они любить окружающий мир, не разрушать его красоты и первозданности, бережно относиться ко всему живому, зависит от нас, педагогов.
Приоритетным направлением в работе МБДОУ Детского сада «Берёзка» с. Первомайское является художественно-эстетическое развитие. Однако, развитие ребёнка не может быть узконаправленным. Развивая в ребёнке умение видеть и быть творцом прекрасного, мы обязательно коснёмся и других направлений развития, а именно: социально-коммуникативного, познавательного, речевого (ФГОС). Решение проблемы экологического воспитания дошкольников, наиболее остро вставшей в последние годы, в нашем саду решается в различных видах детской деятельности, в том числе и на музыкальных занятиях.
В повседневной жизни мы, сами того не замечая, воспитываем в дошкольниках любовь к природе. Приобщение детей к вопросам экологии происходит на музыкальных занятиях с раннего возраста. Рассмотрим вариант формирования у ребёнка экологической культуры на примере
программы музыкального воспитания «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, ориентированной на возраст от трех до семи лет.
Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Создание доброжелательной атмосферы помогает детям быть творчески раскованными, любознательными, проявить свою инициативу. Музыкальный материал составлен с учётом природного, народного, светского и частично исторического календаря. Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение, в него включены музыкально-ритмическое движение; развитие чувства ритма, музицирование; пальчиковая гимнастика; слушание музыки; распевание, пение;
пляски, игры, хороводы.
Тема экологии прослеживается во всех видах музыкальной деятельности. Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши из младших групп представляют себя птичкой («Птички летают» А Серова), зайчиком («Зайчики» Е.Тиличеевой), мишкой («Мишка» М.Раухвергера), кошечкой («Кошечка» Т.Ломовой). В программу включены и другие музыкальные миниатюры, с помощью которых ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа. Слушание музыки также сопровождается движениями, через которые дети передают эмоциональную окраску музыки.
Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают потешки, песенки-прибаутки, считалочки в исполнении педагога, подражают в песенках крику животных и пению птиц. В песнях и сюжетах несложных танцев всегда присутствует образ животного или какого-либо природного явления (р.н.п. «Петушок», «Лошадка» М Симоновского, «Пляска с листочками» А.Филиппенко, «Дождик» Н.Любарского и др.).
Один из основных педагогических принципов программы – принцип последовательности и преемственности.
На музыкальных занятиях в средней, старшей и подготовительной группах материал, освоенный детьми ранее, повторяется, усложняется и развивается. Продолжает формироваться любовь к природе, к животным, к растительному миру. Разучивая новый музыкальный материал, следует обязательно провести с детьми вводную беседу. Например, разучивая в средней группе «Огородную-хороводную» (муз. Б.Можжевелова, сл. А.Пассовой), расспросить детей о приметах осени, об овощах, выращенных на своём огороде. Или перед исполнением песни «Весёлый жук» (сл. и муз. Р.Котляревского) можно поговорить о насекомых, рассказать детям о том, что даже к самым маленьким жукам нужно относиться бережно. Дети начинают понимать, что все животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
При слушании музыки полезно предложить детям бумагу и краски. «Рисование» музыки помогает ребятам более яркому её восприятию. Дети рисуют солнце, улыбающихся человечков, если музыка весёлая, дождь и тучи – если слышат минорную музыку. Интеграция музыки и рисования помогает детям глубже прочувствовать музыкальные образы, через картины природы выразить эмоции, передаваемые тем или иным музыкальным произведением. При проведении таких занятий можно оттолкнуться и от обратного: предложить детям посмотреть за окно, поговорить о том, какая сегодня на улице погода, нарисовать увиденную картинку, а затем прослушать два музыкальных отрывка и спросить у детей, какой из отрывков, по их мнению, лучше передаёт состояния природы. Такие задания активизируют творческое воображение детей, даже самые робкие малыши постепенно начинают раскрываться, ведь в рисунке ребёнок может выразить то, что не может сказать словами.
В качестве дополнительного материала я предлагаю детям музыкальные игры Сергея и Екатерины Железновой, которые легко вписываются в любую программу музыкального воспитания, очень нравятся детям, дарят им много положительных эмоций и также учат любви ко всему окружающему.
Таким образом, влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. В результате последовательной работы в плане экологического воспитания дошкольников посредством музыкальных занятий мы получаем следующие результаты:
- с первых лет жизни дети учатся бережному отношению к природе, учатся любить и понимать окружающий мир;
- ребёнок осознаёт себя частью природы;
- воспитывается уважительное отношение ко всему живому: насекомым, животным, растениям;
- формируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.