kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкальная среда. Какая музыка нам нужна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка нас окружает сегодня уже везде, куда бы вы ни зашли бы, она везде звучит. Уже существует музыка, которая должна звучать в лифтах больших универмагов, она какая-то определённая; музыка, которая звучит в московских такси, она тоже уже какая-то определённая; музыка, которая звучит в концертах, если вы идёте вечером на концерт; музыка, которая звучит на улице. Вот весь этот звуковой фон – это музыка.

(Г. Канчели, композитор

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная среда. Какая музыка нам нужна »

Музыкальная среда. Какая музыка нам нужна

Музыкальная среда. Какая музыка нам нужна

Музыка нас окружает сегодня уже везде, куда бы вы ни зашли бы, она везде звучит. Уже существует музыка, которая должна звучать в лифтах больших универмагов, она какая то определенная; музыка, которая звучит в московском такси, она тоже уже какая то определенная; музыка, которая звучит в концертах, если вы идете вечером на концерт;; музыка, которая звучит на улице. Вот весь этот звуковой фон-это музыка.  Г.Канчели, композитор

Музыка нас окружает сегодня уже везде, куда бы вы ни зашли бы, она везде звучит. Уже существует музыка, которая должна звучать в лифтах больших универмагов, она какая то определенная; музыка, которая звучит в московском такси, она тоже уже какая то определенная; музыка, которая звучит в концертах, если вы идете вечером на концерт;; музыка, которая звучит на улице. Вот весь этот звуковой фон-это музыка.

Г.Канчели, композитор

«Для меня понятие музыки вообще не является определяющим.Более того в последнее время я все чаще отхожу от этого термина, отдавая предпочтение таким понятиям, как звук, звуковая среда, звуковой дизайн, линейная композиция, вертикаль, последовательность, и все меньше значения придаю мелодии, гармонии, тональности и другим традиционно музыкальным смыслам»  А.Борисов, современный композитор

«Для меня понятие музыки вообще не является определяющим.Более того в последнее время я все чаще отхожу от этого термина, отдавая предпочтение таким понятиям, как звук, звуковая среда, звуковой дизайн, линейная композиция, вертикаль, последовательность, и все меньше значения придаю мелодии, гармонии, тональности и другим традиционно музыкальным смыслам»

А.Борисов, современный композитор

В. Кандинский.  Москва. Красная площадь.

В. Кандинский. Москва. Красная площадь.

Всегда ли уютно человеку в такой многослойной звуковой среде?

Всегда ли уютно человеку в такой многослойной звуковой среде?

Сбежать бы из дому сейчас.  Да холод на улице лютый...  «В основе любой философии  лежит презрение к людям» -  так я говорил год назад.  Теперь скажу по-иному,  когда на улицу шум –  единственно - гонит из дому:  отвращение к шуму и крику  (в переводе не с греческого) –  это и есть любовь к мудрости.  (Перевод с общечеловеческого.)  Но шум не всякий, а тот,  который людьми вызывается.  Ах, если б не холод собачий,  то можно б и на завалинке  мудрость любить, слушать шум  деревьев и времени частного, -  единственно, что разделяет  меня с другими несчастными...(А. Банников)

Сбежать бы из дому сейчас. Да холод на улице лютый... «В основе любой философии лежит презрение к людям» - так я говорил год назад. Теперь скажу по-иному, когда на улицу шум – единственно - гонит из дому: отвращение к шуму и крику (в переводе не с греческого) – это и есть любовь к мудрости. (Перевод с общечеловеческого.) Но шум не всякий, а тот, который людьми вызывается. Ах, если б не холод собачий, то можно б и на завалинке мудрость любить, слушать шум деревьев и времени частного, - единственно, что разделяет меня с другими несчастными...(А. Банников)

Александр Осмёркин. Святогорский монастырь

Александр Осмёркин. Святогорский монастырь

А вот высказывание выдающегося дирижёра Евгения Колобова .  «Что такое музыка: шелест травы, пение птиц, литература, живопись? Ведь бывает много-много нот, а музыки нет. А бывают отношения людей - музыка, и разговор может быть музыкой. Я боюсь громких слов, но музыка для меня и в самом деле как религия – моя религия! Конечно, когда мы занимаемся ею как профессией, присутствует много земного, практического. Но это всё второстепенное. Пускай результат не тот, пусть плохо получилось, но я перед Богом чист, потому что отдал ей всё, что мог».

А вот высказывание выдающегося дирижёра Евгения Колобова .

«Что такое музыка: шелест травы, пение птиц, литература, живопись? Ведь бывает много-много нот, а музыки нет. А бывают отношения людей - музыка, и разговор может быть музыкой. Я боюсь громких слов, но музыка для меня и в самом деле как религия – моя религия! Конечно, когда мы занимаемся ею как профессией, присутствует много земного, практического. Но это всё второстепенное. Пускай результат не тот, пусть плохо получилось, но я перед Богом чист, потому что отдал ей всё, что мог».

Исаак Левитан. Тишина

Исаак Левитан. Тишина

...Искусство - вообще загадка, оно воздействует на человека по-особому, и для каждого оно интимно. Один журналист как-то спросил у меня: «Что такое искусство и что - попса?» Мне кажется, что искусство - это то, что воспринимается интимно каждой личностью, а попса - для толпы. Не для народа, а для толпы. Другое дело, народ наш всё больше вытесняется толпой, а толпе не нужно вечное: тишина, гармония, звёздное небо. Она откликается криком на крик. Музыка же рождается в тишине. Осип Мандельштам сказал: «Нет выше музыки, чем тишина».

...Искусство - вообще загадка, оно воздействует на человека по-особому, и для каждого оно интимно. Один журналист как-то спросил у меня: «Что такое искусство и что - попса?» Мне кажется, что искусство - это то, что воспринимается интимно каждой личностью, а попса - для толпы. Не для народа, а для толпы. Другое дело, народ наш всё больше вытесняется толпой, а толпе не нужно вечное: тишина, гармония, звёздное небо. Она откликается криком на крик. Музыка же рождается в тишине. Осип Мандельштам сказал: «Нет выше музыки, чем тишина».

Получается, что музыки вокруг много, а человеку всё равно её не хватает. В чём тут парадокс?  Вероятно, в том, что музыка, как и прежде, остаётся личным пространством, возникающим всё же не из суетливой разноголосицы повседневного быта, а из гармонии - природы, искусства, человеческих отношений... И сегодня она всё чаще становится единственным средством побыть наедине с собой - вдали от многообразных «саундтреков» окружающего нас пространства.

Получается, что музыки вокруг много, а человеку всё равно её не хватает. В чём тут парадокс?

Вероятно, в том, что музыка, как и прежде, остаётся личным пространством, возникающим всё же не из суетливой разноголосицы повседневного быта, а из гармонии - природы, искусства, человеческих отношений... И сегодня она всё чаще становится единственным средством побыть наедине с собой - вдали от многообразных «саундтреков» окружающего нас пространства.

Кажется ли тебе удачным выражение «сегодняшний «саундтрек» к жизни»? Обоснуй свой ответ.

Кажется ли тебе удачным выражение «сегодняшний «саундтрек» к жизни»? Обоснуй свой ответ.

Звуки сосуществуют с нашей жизнью, а мы обычно не признаём этого.  Музыка же есть всегда - здесь и там.   (Т. Такемицу, композитор)

Звуки сосуществуют с нашей жизнью, а мы обычно не признаём этого. Музыка же есть всегда - здесь и там.

  (Т. Такемицу, композитор)

Многообразие и пестрота всего, что звучит в современном мире, - лучшее доказательство того, что музыка сегодня - явление не только всеобъемлющее, но и многоцелевое. Некоторые виды музыки нужны нам «для дела», например при проведении праздничного вечера или спортивного мероприятия. Некоторые составляют фон, необходимый для совершения ежедневных дел. Нередко человек включает радио или телевизор, занимаясь домашней уборкой или другими повседневными делами. Иногда требуется музыка «под настроение», а иногда мы ищем какую-то определённую музыку - хотя бы просто потому, что она есть у других. Мы «обмениваемся» музыкой, как новостями, следим за её развитием и обновлением. Пожалуй, ни один из видов искусства сегодня не востребован так интенсивно, как музыка.

Многообразие и пестрота всего, что звучит в современном мире, - лучшее доказательство того, что музыка сегодня - явление не только всеобъемлющее, но и многоцелевое. Некоторые виды музыки нужны нам «для дела», например при проведении праздничного вечера или спортивного мероприятия. Некоторые составляют фон, необходимый для совершения ежедневных дел. Нередко человек включает радио или телевизор, занимаясь домашней уборкой или другими повседневными делами. Иногда требуется музыка «под настроение», а иногда мы ищем какую-то определённую музыку - хотя бы просто потому, что она есть у других. Мы «обмениваемся» музыкой, как новостями, следим за её развитием и обновлением. Пожалуй, ни один из видов искусства сегодня не востребован так интенсивно, как музыка.

Мы замечаем, что многие виды современной музыки подвержены стремительному старению: порой мы с негодованием отвергаем композицию, например, трёхлетней давности как безнадёжное «старьё» - подобно тому, как мы выбрасываем старую, вышедшую из моды одежду. Ещё более радикально (радикальный - затрагивающий самые основы; глубокий, решительный, коренной)  выглядит рейтинг популярности эстрадной музыки, проводимый на телевидении и радио: он стремительно меняется каждую неделю, так что иной раз какая-либо песня за короткое время из лидеров хит-парада оказывается в самом конце списка или даже за его пределами. «Сколько сил, терпения и любви стоило нашим предшественникам строительство святынь и соборов! - и как мало внимания они уделяли вещам, предназначенным служить удобству существования. Современный же человек, как правило, больше интересуется автомобилями или самолётами, чем какими-то скрипками», - пишет Н. Арнонкур.

Однако, несмотря на скоротечность музыкальной моды, вопреки актуальным интересам современного человека к автомобилям и самолётам, музыка, как это ни удивительно, сохраняет для человека свою ценность и притягательность. И речь не только о той музыке, которая стремительно проносится мимо нас, гонимая модой и пёстрыми сиюминутными потребностями, но и о той, которая осталась звучать в душе на долгие годы.

Рудольф Риттер фон Альт. Вид на собор св. Стефана

Рудольф Риттер фон Альт. Вид на собор св. Стефана

У музыки есть свойство прочно привязываться к каким-то важным для нас событиям, становиться их символом. Такой музыкой может стать любая мелодия - просто потому, что она прозвучала когда-то и была услышана. Потом, давно забытая, возникла вновь и оживила то, что казалось никак не связанным с нею. Ведь музыка, словно волшебница, умеет оживить любое воспоминание.

У музыки есть свойство прочно привязываться к каким-то важным для нас событиям, становиться их символом. Такой музыкой может стать любая мелодия - просто потому, что она прозвучала когда-то и была услышана. Потом, давно забытая, возникла вновь и оживила то, что казалось никак не связанным с нею. Ведь музыка, словно волшебница, умеет оживить любое воспоминание.

Франтишек Купка. Клавиши пианино

Франтишек Купка. Клавиши пианино

Такой музыкой может оказаться, например, обыкновенный школьный вальс. Танцевальная музыка, порой ничем особенно не примечательная и даже кажущаяся малоинтересной, с течением времени становится символом каких-то глубоко личных воспоминаний. Можно даже предположить, что у каждого человека есть свой собственный школьный вальс, всегда неизменно актуальный, точно так же как всегда актуален старый двор и звучавшее в нём разноголосье.  Поэтому среди неизменных вещей, вероятно, можно назвать и потребность человека в музыке, - ведь если бы этой потребности не было, музыка вообще давно бы исчезла.

Такой музыкой может оказаться, например, обыкновенный школьный вальс. Танцевальная музыка, порой ничем особенно не примечательная и даже кажущаяся малоинтересной, с течением времени становится символом каких-то глубоко личных воспоминаний. Можно даже предположить, что у каждого человека есть свой собственный школьный вальс, всегда неизменно актуальный, точно так же как всегда актуален старый двор и звучавшее в нём разноголосье.

Поэтому среди неизменных вещей, вероятно, можно назвать и потребность человека в музыке, - ведь если бы этой потребности не было, музыка вообще давно бы исчезла.

Пусть десятки музыкальных судий  Разберутся, как скрипели доски  Старых тротуаров деревянных  В городе, где шлялись мы, подростки...  Это были первые подмостки.  (Из стихотворения Л. Мартынова «Баллада о композиторе Виссарионе Шебалине»)

Пусть десятки музыкальных судий Разберутся, как скрипели доски Старых тротуаров деревянных В городе, где шлялись мы, подростки... Это были первые подмостки.

(Из стихотворения Л. Мартынова «Баллада о композиторе Виссарионе Шебалине»)

Слушание:  Алемдар Караманов. Ave Maria

Слушание: Алемдар Караманов. Ave Maria

Из высказываний о творчестве Д. Караманова   «Когда впервые соприкасаешься с творчеством Алемдара Караманова, поражает как бы «Несовременность его музыкального языка, отсутствие в нём знаков «модернистического сознания». Кажется, что эта музыка могла быть создана в прошлом веке. Но это далеко не так. В ней как бы слышится всё прошлое музыкальное наследие, но переосмысленное на новом уровне (прежде всего русская классическая школа: Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович). А. Караманов стоит как бы между русской классикой и авангардом: ничего не разрушает, но созидает на основе сложившейся богатейшей традиции»  (Е. Клочкова, музыковед).

Из высказываний о творчестве Д. Караманова

«Когда впервые соприкасаешься с творчеством Алемдара Караманова, поражает как бы «Несовременность его музыкального языка, отсутствие в нём знаков «модернистического сознания». Кажется, что эта музыка могла быть создана в прошлом веке. Но это далеко не так. В ней как бы слышится всё прошлое музыкальное наследие, но переосмысленное на новом уровне (прежде всего русская классическая школа: Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович). А. Караманов стоит как бы между русской классикой и авангардом: ничего не разрушает, но созидает на основе сложившейся богатейшей традиции»

(Е. Клочкова, музыковед).

Впрочем, музыка всегда бездонна.  Это значит - хвалят иль порочат -  Каждый в ней находит то, что хочет.  Хочет - сказки, хочет - были,  Крылья эльфов или крылья моли,  Колокол, рожок автомобиля...  Ведь свободны мы, как ветер в поле,  Ветер в поле, хоть и полном пыли,  Той, какую сами мы всклубили.

Впрочем, музыка всегда бездонна. Это значит - хвалят иль порочат - Каждый в ней находит то, что хочет. Хочет - сказки, хочет - были, Крылья эльфов или крылья моли, Колокол, рожок автомобиля... Ведь свободны мы, как ветер в поле, Ветер в поле, хоть и полном пыли, Той, какую сами мы всклубили.

  • (Из стихотворения Л. Мартынова «Баллада о композиторе Виссарионе Шебалине»)
Вопросы и задания:

Вопросы и задания:

  • Чем обусловлено многообразие и пестрота современной звуковой палитры?
  • Каковы, на твой взгляд, причины быстрого устаревания некоторых современных композиций?
  • Правильно ли суждение, что у каждого человека – собственная актуальная музыка? Объясни свой ответ .
  • Как ты воспринимаешь образ произведения А. Караманова «Ave Maria»? Согласен ли ты, что такая музыка нужна современному человеку?  Аргументируй своё мнение.
  • О какой музыке пишет Л. Мартынов в стихотворении «Баллада о композиторе Виссарионе Шебалине»?
  • Как соотносятся образы стихотворения Л. Мартынова и картины Ф. Купки?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Музыкальная среда. Какая музыка нам нужна

Автор: Давыдова Эльвира Маратовна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115555

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект интегрированного урока (музыка+информатика) "Мир композитора" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-muzyka-informatika-mir-kompozitora"
    ["file_id"] => string(6) "102166"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402483071"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) ""Музыка в современном мире" "
    ["seo_title"] => string(28) "muzyka-v-sovriemiennom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "245295"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446111551"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок музыки №5 по теме "Музыка разговаривает" 1 класс 1 четверть"
    ["seo_title"] => string(67) "urok-muzyki-5-po-tiemie-muzyka-razghovarivaiet-1-klass-1-chietviert"
    ["file_id"] => string(6) "289449"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454826456"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "импровизация как один из основных способов развития способностей музыканта "
    ["seo_title"] => string(79) "improvizatsiia-kak-odin-iz-osnovnykh-sposobov-razvitiia-sposobnostiei-muzykanta"
    ["file_id"] => string(6) "148924"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419877596"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Из опыта работы. Анкета как одна из форм обобщения школьного учебного курса «Музыка». "
    ["seo_title"] => string(92) "iz-opyta-raboty-ankieta-kak-odna-iz-form-obobshchieniia-shkol-nogho-uchiebnogho-kursa-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "224878"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439232353"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства