kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Музыка и литература. Поэты и писатели о музыке и музыкантах» 5класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на выявление многосторонних связей музыки и литературы. Звучание музыки русского композитора Г.В. Свиридова, знакомство с творчеством поэта С. Есенина воспитывают чувства любви, уважения к родному краю, образ которого проходит в произведениях разных видов искусств на уроке.

Особое внимание уделяется интонационному сходству, единству средств выразительности двух видов искусств. Важно, что учащимся предстоит почувствовать себя в роли «композиторов», стать «соавторами», попытаться импровизировать, подбирать необходимые средства музыкальной выразительности, как бы «вслушиваясь» в текст С. Есенина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Музыка и литература. Поэты и писатели о музыке и музыкантах» 5класс»

Работу выполнила учитель музыки высшей категории Пядина О.А. Писатели и поэты  о музыке  и музыкантах Работу выполнила учитель музыки высшей категории Пядина О.А. г. Петрозаводск 2016г.

Работу выполнила учитель музыки высшей категории Пядина О.А.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Работу выполнила учитель музыки высшей категории Пядина О.А.

г. Петрозаводск 2016г.

Н.Некрасов А.Пушкин М.Лермонтов А.Блок С.Есенин К.Паустовский В.Шукшин А.Куприн В.Астафьев М.Глинка М.Мусоргский С.Рахманинов Г.Свиридов П.Чайковский

Н.Некрасов

А.Пушкин

М.Лермонтов

А.Блок

С.Есенин

К.Паустовский

В.Шукшин

А.Куприн

В.Астафьев

М.Глинка

М.Мусоргский

С.Рахманинов

Г.Свиридов

П.Чайковский

Цель: Выявить общие черты связи музыки и литературы. Задачи: 1.Образ Родины в произведениях разных видов искусства; 2. Единство средств выразительности двух видов искусств

Цель: Выявить общие черты связи музыки и литературы.

Задачи:

1.Образ Родины в произведениях разных видов искусства;

2. Единство средств выразительности двух видов искусств

П К О П О Л Э М К И П Т С А О А Н Е З Т Т М Р С И Е Е У С О А Т Н З Л М Т В А Ы И О И У Ь А Р Н К Н Р С И А Д О В

П

К

О

П

О

Л

Э

М

К

И

П

Т

С

А

О

А

Н

Е

З

Т

Т

М

Р

С

И

Е

Е

У

С

О

А

Т

Н

З

Л

М

Т

В

А

Ы

И

О

И

У

Ь

А

Р

Н

К

Н

Р

С

И

А

Д

О

В

Писатели и поэты  о музыке  и музыкантах Ой ты, Русь, моя родина кроткая,  Лишь к тебе я любовь берегу.  Весела твоя радость короткая  С громкой песней весной на лугу. С. Есенин 1895 - 1925

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.

С. Есенин

1895 - 1925

Романс «Над окошком месяц,  под окошком ветер» Сл. С. Есенин Муз. Е. Попова Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел. Дальний плач тальянки, голос одинокий - И такой родимый, и такой далекий.  Плачет и смеется песня лиховая. Где ты, моя липа? Липа вековая? Я и сам когда-то в праздник спозаранку Выходил к любимой, развернув тальянку. А теперь я милой ничего не значу. Под чужую песню и смеюсь и плачу. Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел. Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел. 2раза

Романс «Над окошком месяц, под окошком ветер»

Сл. С. Есенин

Муз. Е. Попова

Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел. Дальний плач тальянки, голос одинокий - И такой родимый, и такой далекий.

Плачет и смеется песня лиховая. Где ты, моя липа? Липа вековая? Я и сам когда-то в праздник спозаранку Выходил к любимой, развернув тальянку.

А теперь я милой ничего не значу. Под чужую песню и смеюсь и плачу. Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел. Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел.

2раза

Георгий Васильевич Свиридов Свиридов всегда обращается к поэтам, которых, как и его волнует тема Родины, красота природы, исторические события. Любимыми поэтами  были: А.Блок, А.С.Пушкин, В.Маяковский.

Георгий Васильевич Свиридов

Свиридов всегда обращается к поэтам, которых, как и его волнует тема Родины, красота природы, исторические события. Любимыми поэтами  были: А.Блок, А.С.Пушкин, В.Маяковский.

Георгий Васильевич Свиридов Поэма  «ПАМЯТИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА» Поэма - Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему

Георгий Васильевич Свиридов

Поэма

«ПАМЯТИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА»

Поэма - Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему

Эпиграфом к поэме он взял слова С. Есенина: «Более всего Любовь к родному краю  Меня томила, Мучила и жгла».

Эпиграфом к поэме он взял слова С. Есенина:

«Более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла».

  • В 1-й части, «Край ты мой заброшенный
  • 2-я часть, «Поет зима»
  • 3-я часть, « В том краю, где желтая крапива…»
  • 4-я часть, «Молотьба»
  • 5-я и 6-я части «Ночь под Ивана Купала», «1919…»
  • 7-я часть, «Крестьянские ребята»
  • В 8-й части, «Крестьянские ребята»
  • 9-я часть, «Я — последний поэт деревни»
  • Финал — «Небо — как колокол»
Поет зима - аукает Поет зима - аукает,  Мохнатый лес баюкает  Стозвоном сосняка.  Кругом с тоской глубокою  Плывут в страну далекую  Седые облака.   А по двору метелица  Ковром шелковым стелется,  Но больно холодна.  Воробышки игривые,  Как детки сиротливые,  Прижались у окна. Озябли пташки малые  Голодные, усталые,  И жмутся поплотней.  А вьюга с ревом бешеным  Стучит по ставням свешенным  И злится все сильней.   И дремлют пташки нежные  Под эти вихри снежные  У мерзлого окна.  И снится им прекрасная,  В улыбках солнца ясная  Красавица весна. Средства муз. выразительности: динамика, ритм, темп,  интонация, мелодия, характер, тембр, лад

Поет зима - аукает

Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

Озябли пташки малые Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.

Средства муз. выразительности: динамика, ритм, темп,

интонация, мелодия, характер, тембр, лад

Средства музыкальной выразительности  громкая, грозная, властная, серьезная. 1.Образ зимы Мелодия –  2.Образ 3.Образ вьюги  воробушек   Характер – Динамика – 4.Образ весны Характер – Мелодия –  Характер – Характер – Исполнители – Исполнитель –  Исполнитель – Исполнитель –   Мелодия – форте. суровый, холодный. мужской хор. жалостливый, тихий, беззащитный. плавная. женский хор; соло – флейта. суровый, страшный. струнные инструменты (скрипки, виолончели), медные духовые (трубы, валторны). радостный, солнечный, теплый. женский хор. спокойная, плавная.

Средства музыкальной выразительности

громкая, грозная, властная, серьезная.

1.Образ зимы

Мелодия –

2.Образ

3.Образ вьюги

воробушек

Характер –

Динамика –

4.Образ весны

Характер –

Мелодия –

Характер –

Характер –

Исполнители –

Исполнитель –

Исполнитель –

Исполнитель –

Мелодия –

форте.

суровый, холодный.

мужской хор.

жалостливый, тихий, беззащитный.

плавная.

женский хор; соло – флейта.

суровый, страшный.

струнные инструменты (скрипки, виолончели), медные духовые (трубы, валторны).

радостный, солнечный, теплый.

женский хор.

спокойная, плавная.

- Что «рисует музыка Г.Свиридова?  - В каком жанре было исполнено  произведение? «Поёт зима аукает» Кантата  – (от ит. «кантерэ» - петь) состоит из арии и речитатива с инструментальным сопровождением

- Что «рисует музыка Г.Свиридова? - В каком жанре было исполнено произведение?

«Поёт зима аукает»

Кантата – (от ит. «кантерэ» - петь) состоит из арии и речитатива с инструментальным сопровождением

Г.В.Свиридов писал: « Слово – это мысль, которая пробуждает фантазию. Музыка – это Чувство, Ощущение, Откровение. Вместе со Словом они раскрывают Истину Мира»… слова, которые отобраны поэтом, гением… И они производят на меня сильнейшее впечатление…»

Г.В.Свиридов писал:

« Слово – это мысль, которая пробуждает фантазию. Музыка – это Чувство, Ощущение, Откровение. Вместе со Словом они раскрывают Истину Мира»… слова, которые отобраны поэтом, гением… И они производят на меня сильнейшее впечатление…»

Вывод:

Вывод:

  • не только  поэт помогает музыканту создавать художественный образ, вдохновляет своим творчеством на создание музыкального произведения, но и музыкант обогащает своей музыкой поэзию, делая ее более выразительной, наполняя ее эмоциональностью.
П К О П О Л Э И К М С А П Т О Н А Е З Т Т С Р М И Е О С У А Е Т В Т З М Н Л А И Ы И О Ь У А К Р Н Р Н И А С Д О В

П

К

О

П

О

Л

Э

И

К

М

С

А

П

Т

О

Н

А

Е

З

Т

Т

С

Р

М

И

Е

О

С

У

А

Е

Т

В

Т

З

М

Н

Л

А

И

Ы

И

О

Ь

У

А

К

Р

Н

Р

Н

И

А

С

Д

О

В

Литература, музыка всегда  Союз искусства и добра,  Союз великого, земного,  Такого близкого, родного Искусства.   Удрас А.Ф.

Литература, музыка всегда Союз искусства и добра, Союз великого, земного, Такого близкого, родного Искусства. Удрас А.Ф.

«Новогодние снежинки» 2. Знаешь и ночь и Дед Мороз  Сказку с собой приносят  Если в сердцах наших добро  Чудо всегда с тобой. 1. Под Новый год, в бусах огней  Ёлка придёт из сказки.  И до сих пор верится мне  Чудо произойдёт. Припев: Новогодние снежинки тают,  И как будто только лишь во сне  Дед Мороз играет серенады  На огромной сказочной земле.

«Новогодние снежинки»

2. Знаешь и ночь и Дед Мороз

Сказку с собой приносят

Если в сердцах наших добро

Чудо всегда с тобой.

1. Под Новый год, в бусах огней

Ёлка придёт из сказки.

И до сих пор верится мне

Чудо произойдёт.

Припев: Новогодние снежинки тают,

И как будто только лишь во сне

Дед Мороз играет серенады

На огромной сказочной земле.

Используемые ресурсы: 1.  https :// yandex.ru/images/ 2. http:// obrazovaka.ru/alpha/e/esenin-sergej-aleksandrovich-esenin-sergey-alexandrovich 3. https:// uchim-klass.ru/biografiya/sviridov

Используемые ресурсы:

  • 1. https :// yandex.ru/images/

2. http:// obrazovaka.ru/alpha/e/esenin-sergej-aleksandrovich-esenin-sergey-alexandrovich

3. https:// uchim-klass.ru/biografiya/sviridov


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Музыка и литература. Поэты и писатели о музыке и музыкантах» 5класс

Автор: Пядина Ольга Аркадьевна

Дата: 01.03.2018

Номер свидетельства: 460349

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Картины природы в музыке и поэзии" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kartiny-prirody-v-muzykie-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "108797"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403862277"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов "
    ["seo_title"] => string(71) "poetichieskii-obraz-zimy-v-tvorchiestvie-russkikh-poetov-i-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "235901"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443882658"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок музыки в 5 классе «Писатели и поэты о музыке и музыкантах» "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-muzyki-v-5-klassie-pisatieli-i-poety-o-muzykie-i-muzykantakh-1"
    ["file_id"] => string(6) "247366"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446550957"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока "Музыка и литература" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-muzyka-i-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "126105"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415114665"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства