«Музыка и литература. Поэты и писатели о музыке и музыкантах» 5класс
«Музыка и литература. Поэты и писатели о музыке и музыкантах» 5класс
Урок направлен на выявление многосторонних связей музыки и литературы. Звучание музыки русского композитора Г.В. Свиридова, знакомство с творчеством поэта С. Есенина воспитывают чувства любви, уважения к родному краю, образ которого проходит в произведениях разных видов искусств на уроке.
Особое внимание уделяется интонационному сходству, единству средств выразительности двух видов искусств. Важно, что учащимся предстоит почувствовать себя в роли «композиторов», стать «соавторами», попытаться импровизировать, подбирать необходимые средства музыкальной выразительности, как бы «вслушиваясь» в текст С. Есенина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Музыка и литература. Поэты и писатели о музыке и музыкантах» 5класс»
Работу выполнила учитель музыки высшей категории Пядина О.А.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Работу выполнила учитель музыки высшей категории Пядина О.А.
г. Петрозаводск 2016г.
Н.Некрасов
А.Пушкин
М.Лермонтов
А.Блок
С.Есенин
К.Паустовский
В.Шукшин
А.Куприн
В.Астафьев
М.Глинка
М.Мусоргский
С.Рахманинов
Г.Свиридов
П.Чайковский
Цель:Выявить общие черты связи музыки и литературы.
Задачи:
1.Образ Родины в произведениях разных видов искусства;
2. Единство средств выразительности двух видов искусств
П
К
О
П
О
Л
Э
М
К
И
П
Т
С
А
О
А
Н
Е
З
Т
Т
М
Р
С
И
Е
Е
У
С
О
А
Т
Н
З
Л
М
Т
В
А
Ы
И
О
И
У
Ь
А
Р
Н
К
Н
Р
С
И
А
Д
О
В
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,Лишь к тебе я любовь берегу.Весела твоя радость короткаяС громкой песней весной на лугу.
С. Есенин
1895 - 1925
Романс «Над окошком месяц,под окошком ветер»
Сл. С. Есенин
Муз. Е. Попова
Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел. Дальний плач тальянки, голос одинокий - И такой родимый, и такой далекий.
Плачет и смеется песня лиховая. Где ты, моя липа? Липа вековая? Я и сам когда-то в праздник спозаранку Выходил к любимой, развернув тальянку.
А теперь я милой ничего не значу. Под чужую песню и смеюсь и плачу. Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел. Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел.
2раза
Георгий Васильевич Свиридов
Свиридов всегда обращается к поэтам, которых, как и его волнует тема Родины, красота природы, исторические события. Любимыми поэтами были: А.Блок, А.С.Пушкин, В.Маяковский.
Георгий Васильевич Свиридов
Поэма
«ПАМЯТИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА»
Поэма- Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему
Эпиграфом к поэме он взял слова С. Есенина:
«Более всего Любовь к родному краюМеня томила, Мучила и жгла».
В 1-й части, «Край ты мой заброшенный
2-я часть, «Поет зима»
3-я часть, « В том краю, где желтая крапива…»
4-я часть, «Молотьба»
5-я и 6-я части «Ночь под Ивана Купала», «1919…»
7-я часть, «Крестьянские ребята»
В 8-й части, «Крестьянские ребята»
9-я часть, «Я — последний поэт деревни»
Финал — «Небо — как колокол»
Поет зима - аукает
Поет зима - аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака.А по двору метелицаКовром шелковым стелется,Но больно холодна.Воробышки игривые,Как детки сиротливые,Прижались у окна.
Озябли пташки малыеГолодные, усталые,И жмутся поплотней.А вьюга с ревом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится все сильней.И дремлют пташки нежныеПод эти вихри снежныеУ мерзлого окна.И снится им прекрасная,В улыбках солнца яснаяКрасавица весна.
Средства муз. выразительности:динамика, ритм, темп,
- Что «рисует музыка Г.Свиридова? - В каком жанре было исполнено произведение?
«Поёт зима аукает»
Кантата – (от ит. «кантерэ» - петь) состоит из арии и речитатива с инструментальным сопровождением
Г.В.Свиридов писал:
«Слово– это мысль, которая пробуждает фантазию.Музыка– это Чувство, Ощущение, Откровение. Вместе со Словом они раскрывают Истину Мира»… слова, которые отобраны поэтом, гением… И они производят на меня сильнейшее впечатление…»
Вывод:
не только поэт помогает музыканту создавать художественный образ, вдохновляет своим творчеством на создание музыкального произведения, но и музыкант обогащает своей музыкой поэзию, делая ее более выразительной, наполняя ее эмоциональностью.
П
К
О
П
О
Л
Э
И
К
М
С
А
П
Т
О
Н
А
Е
З
Т
Т
С
Р
М
И
Е
О
С
У
А
Е
Т
В
Т
З
М
Н
Л
А
И
Ы
И
О
Ь
У
А
К
Р
Н
Р
Н
И
А
С
Д
О
В
Литература, музыка всегда Союз искусства и добра, Союз великого, земного, Такого близкого, родного Искусства. Удрас А.Ф.