Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов
Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов
Тема: Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов.
Цель : создать условия для пробуждения у учащихся чувств единения с природой через красоту поэтического, художественного, музыкального языка произведений.
Задачи: обр.- учить анализировать стихотворное произведение
Разв: -способствовать развитию умения анализировать литературные и музыкальные произведения;
Воспит: -посредством произведений искусства воспитывать у учащихся эстетический вкус, уважительное отношение к классической музыке и литературе;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к родной природе.
Тип урока: интегрированный урок (литература+ музыка)
Ход урока.
(перед уроком в классе звучит музыка «звуки природы»)
1.орг. момент
2. слово учителя:
(учитель музыки): Послушай: музыка вокруг,
Она во всем, в самой природе
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
(учитель литер.): Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает в той или иной степени « душу природы», её « язык».
(учитель музыки): Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие- художники, поэты, музыканты.
Именно в изображении природы особенно близко сходятся три вида искусства: живопись, литература, музыка.
3. Постановка целей урока.
(учитель лит-ры): И сегодня мы встретились с вами в литературной гостиной, чтобы осознать и принять сердцем эту связь, окунуться в мир прекрасной музыки, познакомить друг друга с волшебным миром слова.
На прошлых уроках мы с вами читали стихи о природе русских поэтов.
Сегодня мы постараемся услышать в музыке то, что поэт описывает словами.
Постараемся через красоту выразительного чтения передать чувство любви к родной природе.
4. Изучение материала. Блок литературы.
Зима- удивительное и загадочное время года. Во все времена белоснежная красавица вдохновляла поэтов, писателей и композиторов на творчество. А какая она, зима? (ассоциативный ряд, работа на доске) ( закройте глаза и шепотом произнесите слово «зима», какие слова приходят на ум, когда говорим «зима»)
А сейчас прослушайте музыкальное произведение Георгия Свиридова и ответьте на вопрос: соответствует ли настроению музыки стихотворение, которое нам прочитала Марина?
(Слушание музыки Свиридова « метель»)
+ Учащиеся выясняют, что музыка по настроению соответствует стих. произведению.
-Вспомните, о чем говорится в стихотворении? Как вы назвали бы музыкальное произведение, услышанное вами?
-Перед вами- картины зимней природы. Какие из них могли бы послужить иллюстрациями к музыке и стихотворению?( выбирают, объясняют)
-Менялся ли темп и громкость на протяжении всей мелодии?
+ Да, медленно-быстро, тревожно- успокаивающе, тихо-громко-тихо
-С помощью каких музыкальных инструментов Свиридов сумел передать эту картину природы?
+Виолончель, труба, скрипка, бубен ( выбрать из предложенных картинок)
6. Блок литературы.
По тематике со стихотворением « Бесы» перекликается другое-«Пороша», которое написал Сергей Есенин.Мы предлагаем вашему вниманию клип на стихотворение. После просмотра вам нужно дать ответ: в чем сходство и в чем отличие стихотворений?
Словарная работа: пороша- это слой выпавшего с вечера или ночью снега.
(просмотр клипа 1мин 10 сек.)
+ Сходство: дорога, тройка лошадей, запряженных в сани, звон колокольчиков, изображение зимней природы.
Разница: у стихотворения «Бесы» настроение тревожное, во втором- красота природы вызывает чувство любования, но ему немного грустно от того, что дорога бесконечна, бела и пустынна.
7. Блок музыки.
А сейчас я предлагаю вам побыть в роли композиторов. Представьте и опишите музыкальное произведение, подходящее к услышанному в клипе стихотворению. Какое оно?
+ Мелодия должна быть спокойная, грустная, медленная, тихая.
- Какой инструмент мог бы передать картины зимнего безмолвия?
+Флейта, скрипка.
-Сейчас мы будем слушать произведение Чайковского « тройка». Слушать вы её будете стоя, движениями рук и тела передавая характер музыки.
8. Блок литературы.
В стихотворении « пороша» прозвучали строки « заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна.». Что обозначает выражение «заколдован невидимкой»? Кем заколдован лес?
+ Зимой.
-Кто умеет колдовать?
+ Волшебники, колдуньи, сказочные существа.
-Иногда для выразительности поэты и писатели одушевляют, то есть представляют в виде живого существа различные явления природы.
Перед вами отрывки из стихотворений о зиме. Выберите те из них, в которых зимние персонажи действуют как живые существа.
(Учащиеся выбирают: « Чародейкою-зимою», «Мороз-воевода», « Вот север, тучи нагоняя.»)
Музыка также способна навевать на нас сказочное настроение. Вам предлагается прослушать несколько фрагментов музыкальных произведений и определить, какие из них подойдут к стихам.
( Учащиеся поднимают руку, когда слышат соответствующую музыку, кратко поясняют, почему.)
10. Обобщение. Можем ли сказать, что два вида искусства- литература и музыка могут быть едины в восприятии?
(мнения учащихся)
11. Д.З. прослушать музыку и подобрать из сборников стихи, которые по настроению подходят к ней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов »
Тема: Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов.
Цель : создать условия для пробуждения у учащихся чувств единения с природой через красоту поэтического, художественного , музыкального языка произведений.
Задачи: обр.- учить анализировать стихотворное произведение
Разв: -способствовать развитию умения анализировать литературные и музыкальные произведения;
Воспит: -посредством произведений искусства воспитывать у учащихся эстетический вкус, уважительное отношение к классической музыке и литературе;
- воспитывать чувство патриотизма , любовь к родной природе.
Тип урока: интегрированный урок (литература+ музыка)
Ход урока.
(перед уроком в классе звучит музыка «звуки природы»)
1.орг. момент
2. слово учителя:
(учитель музыки): Послушай: музыка вокруг,
Она во всем, в самой природе
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
(учитель литер.): Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает в той или иной степени « душу природы», её « язык» .
(учитель музыки): Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие- художники, поэты, музыканты.
Именно в изображении природы особенно близко сходятся три вида искусства: живопись, литература, музыка.
3. Постановка целей урока.
(учитель лит-ры): И сегодня мы встретились с вами в литературной гостиной, чтобы осознать и принять сердцем эту связь , окунуться в мир прекрасной музыки, познакомить друг друга с волшебным миром слова.
На прошлых уроках мы с вами читали стихи о природе русских поэтов.
Сегодня мы постараемся услышать в музыке то, что поэт описывает словами.
Постараемся через красоту выразительного чтения передать чувство любви к родной природе.
4. Изучение материала. Блок литературы.
Зима- удивительное и загадочное время года. Во все времена белоснежная красавица вдохновляла поэтов, писателей и композиторов на творчество. А какая она, зима? (ассоциативный ряд, работа на доске) ( закройте глаза и шепотом произнесите слово «зима», какие слова приходят на ум, когда говорим «зима»)
А сейчас прослушайте музыкальное произведение Георгия Свиридова и ответьте на вопрос: соответствует ли настроению музыки стихотворение, которое нам прочитала Марина?
(Слушание музыки Свиридова « метель»)
+ Учащиеся выясняют, что музыка по настроению соответствует стих. произведению.
-Вспомните, о чем говорится в стихотворении? Как вы назвали бы музыкальное произведение, услышанное вами?
-Перед вами- картины зимней природы.. Какие из них могли бы послужить иллюстрациями к музыке и стихотворению?( выбирают , объясняют)
-Менялся ли темп и громкость на протяжении всей мелодии?
+ Да, медленно-быстро, тревожно- успокаивающе, тихо-громко-тихо
-С помощью каких музыкальных инструментов Свиридов сумел передать эту картину природы?
+Виолончель, труба, скрипка, бубен ( выбрать из предложенных картинок)
6. Блок литературы.
По тематике со стихотворением « Бесы» перекликается другое-«Пороша», которое написал Сергей Есенин .Мы предлагаем вашему вниманию клип на стихотворение. После просмотра вам нужно дать ответ: в чем сходство и в чем отличие стихотворений?
Словарная работа: пороша- это слой выпавшего с вечера или ночью снега.
(просмотр клипа 1мин 10 сек.)
+ Сходство: дорога, тройка лошадей, запряженных в сани, звон колокольчиков, изображение зимней природы.
Разница: у стихотворения «Бесы» настроение тревожное, во втором- красота природы вызывает чувство любования, но ему немного грустно от того, что дорога бесконечна, бела и пустынна.
7. Блок музыки.
А сейчас я предлагаю вам побыть в роли композиторов. Представьте и опишите музыкальное произведение, подходящее к услышанному в клипе стихотворению. Какое оно?
+ Мелодия должна быть спокойная , грустная, медленная , тихая.
- Какой инструмент мог бы передать картины зимнего безмолвия?
+Флейта, скрипка.
-Сейчас мы будем слушать произведение Чайковского « тройка». Слушать вы её будете стоя, движениями рук и тела передавая характер музыки.
8. Блок литературы.
В стихотворении « пороша» прозвучали строки « заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна..» . Что обозначает выражение «заколдован невидимкой»? Кем заколдован лес?
+ Зимой.
-Кто умеет колдовать?
+ Волшебники, колдуньи, сказочные существа.
-Иногда для выразительности поэты и писатели одушевляют , то есть представляют в виде живого существа различные явления природы.
Перед вами отрывки из стихотворений о зиме . Выберите те из них, в которых зимние персонажи действуют как живые существа.
(Учащиеся выбирают: « Чародейкою-зимою», «Мороз-воевода», « Вот север, тучи нагоняя..»)
Музыка также способна навевать на нас сказочное настроение. Вам предлагается прослушать несколько фрагментов музыкальных произведений и определить , какие из них подойдут к стихам.
( Учащиеся поднимают руку, когда слышат соответствующую музыку, кратко поясняют, почему.)
10. Обобщение. Можем ли сказать, что два вида искусства- литература и музыка могут быть едины в восприятии?
(мнения учащихся)
11. Д.З. прослушать музыку и подобрать из сборников стихи, которые по настроению подходят к ней.
object(ArrayObject)#854 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(178) "Урок музыки в 5 классе по теме "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов""
["seo_title"] => string(80) "urok_muzyki_v_5_klassie_po_tiemie_poetichieskii_obraz_zimy_v_tvorchiestvie_russk"
["file_id"] => string(6) "387755"
["category_seo"] => string(6) "muzika"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1486226857"
}
}