kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Поэтический образ зимы  в творчестве русских поэтов и композиторов.

Цель : создать условия для пробуждения у учащихся чувств единения с природой через красоту поэтического, художественного, музыкального языка произведений.

Задачи: обр.- учить анализировать стихотворное произведение

              Разв: -способствовать развитию умения  анализировать литературные и музыкальные произведения;

               Воспит: -посредством  произведений  искусства воспитывать у  учащихся эстетический вкус, уважительное отношение к классической музыке и литературе;

                              - воспитывать чувство патриотизма, любовь к родной природе.

Тип урока: интегрированный урок  (литература+ музыка)

Ход урока.

(перед уроком в классе звучит музыка «звуки природы»)

1.орг. момент

2. слово учителя:

(учитель музыки):  Послушай: музыка вокруг,

          Она во всем, в самой природе

           И для бесчисленных мелодий

           Она сама рождает звук.

 

(учитель литер.):  Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает  в той или  иной степени « душу природы», её  « язык».

(учитель музыки):   Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие- художники, поэты, музыканты.

Именно в изображении природы особенно близко сходятся три вида искусства: живопись, литература, музыка.

3. Постановка целей урока.   

(учитель лит-ры):  И сегодня мы встретились с вами в литературной гостиной, чтобы осознать и принять сердцем эту связь, окунуться в мир прекрасной музыки, познакомить друг друга с волшебным миром  слова.

На прошлых уроках мы  с вами читали  стихи о природе  русских поэтов.

 Сегодня мы  постараемся услышать в музыке то, что поэт описывает словами.

Постараемся через красоту выразительного чтения передать  чувство  любви к родной природе.

4. Изучение материала.     Блок литературы. 

 Зима- удивительное и загадочное время года. Во все времена  белоснежная  красавица вдохновляла поэтов, писателей и композиторов на творчество. А какая она, зима? (ассоциативный ряд, работа на доске) ( закройте глаза и шепотом произнесите слово «зима», какие слова приходят на ум, когда говорим «зима»)

+ мороз, вьюга, снег,  метель,  яркое  холодное  солнце,  деревья  в серебре,  холод….

Все эти слова характеризуют погодные явления зимы.

(чтение наизусть отрывка из стихотворения  Пушкина « бесы»  ученицей )

Работа по содержанию.

-Какие чувства возникают при чтении стихотворения?  ( работа по словарю настроений)

+ Чувство тревоги, тоски.

-найдите слова (строки), подчеркивающие  это состояние?

+ вьюга плачет, вьюга злится, страшно, страшно, мутно небо, ночь мутна…

-что описывается в стихотворении?

+ зимний пейзаж ( Метель, по полю едут сани, герои заблудились)

5. Блок музыки.

А сейчас  прослушайте музыкальное произведение Георгия Свиридова и ответьте на вопрос: соответствует ли настроению музыки стихотворение, которое нам прочитала Марина?

(Слушание музыки Свиридова « метель»)

+ Учащиеся выясняют, что музыка по настроению  соответствует стих. произведению.

-Вспомните, о чем говорится в стихотворении?  Как вы назвали бы музыкальное произведение, услышанное вами?

-Перед вами- картины зимней природы. Какие из них могли бы послужить иллюстрациями к музыке и стихотворению?( выбирают, объясняют)

-Менялся ли темп  и громкость на протяжении всей мелодии?

+ Да, медленно-быстро, тревожно- успокаивающе, тихо-громко-тихо

-С помощью каких музыкальных инструментов  Свиридов сумел передать эту картину природы?

+Виолончель, труба, скрипка, бубен ( выбрать из предложенных картинок)

6. Блок литературы.

По тематике со стихотворением  « Бесы»  перекликается другое-«Пороша», которое написал Сергей  Есенин.Мы предлагаем вашему вниманию клип на стихотворение. После просмотра вам нужно дать ответ: в чем сходство и в чем отличие стихотворений?

Словарная работа: пороша- это слой выпавшего с вечера или ночью снега.

(просмотр клипа 1мин 10 сек.)

+ Сходство: дорога, тройка лошадей, запряженных в сани, звон колокольчиков, изображение зимней  природы.

Разница: у стихотворения  «Бесы» настроение тревожное, во втором- красота природы вызывает чувство любования, но ему немного грустно от того, что дорога бесконечна, бела и пустынна.

7. Блок музыки.

А сейчас я предлагаю вам побыть в роли композиторов. Представьте и опишите музыкальное произведение, подходящее  к услышанному в клипе стихотворению. Какое оно?

+ Мелодия должна быть спокойная, грустная, медленная, тихая.

- Какой инструмент мог бы передать  картины зимнего безмолвия?

+Флейта, скрипка.

-Сейчас мы будем слушать произведение Чайковского « тройка». Слушать вы её будете стоя, движениями рук и тела передавая характер музыки.

8. Блок литературы.

В стихотворении « пороша» прозвучали строки  « заколдован  невидимкой дремлет лес под сказку сна.». Что обозначает выражение «заколдован невидимкой»?  Кем  заколдован  лес?  

+ Зимой.

-Кто умеет колдовать?

+ Волшебники, колдуньи, сказочные существа.

-Иногда для выразительности поэты и писатели одушевляют, то есть представляют  в виде живого существа различные  явления природы.

Перед вами отрывки из стихотворений о зиме. Выберите те из них, в которых зимние персонажи действуют как живые существа.

(Учащиеся  выбирают: « Чародейкою-зимою», «Мороз-воевода», « Вот север, тучи нагоняя.»)

Выразительное  чтение  стихотворений « Вот север, тучи нагоняя.,  « Мороз-воевода»  подготовленные учениками.

9. Блок музыки.

Музыка также  способна навевать на нас сказочное настроение. Вам предлагается прослушать несколько фрагментов музыкальных произведений и определить, какие из них подойдут к  стихам. 

( Учащиеся поднимают руку, когда слышат  соответствующую музыку, кратко поясняют, почему.)

10. Обобщение. Можем ли сказать, что два вида искусства- литература  и музыка могут быть едины в восприятии?

(мнения учащихся)

11. Д.З. прослушать музыку и подобрать из сборников стихи, которые по настроению подходят к ней.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов »

Тема: Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов.

Цель : создать условия для пробуждения у учащихся чувств единения с природой через красоту поэтического, художественного , музыкального языка произведений.

Задачи: обр.- учить анализировать стихотворное произведение

Разв: -способствовать развитию умения анализировать литературные и музыкальные произведения;

Воспит: -посредством произведений искусства воспитывать у учащихся эстетический вкус, уважительное отношение к классической музыке и литературе;

- воспитывать чувство патриотизма , любовь к родной природе.

Тип урока: интегрированный урок (литература+ музыка)

Ход урока.

(перед уроком в классе звучит музыка «звуки природы»)

1.орг. момент

2. слово учителя:

(учитель музыки): Послушай: музыка вокруг,

Она во всем, в самой природе

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.



(учитель литер.): Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает в той или иной степени « душу природы», её « язык» .

(учитель музыки): Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие- художники, поэты, музыканты.

Именно в изображении природы особенно близко сходятся три вида искусства: живопись, литература, музыка.

3. Постановка целей урока.

(учитель лит-ры): И сегодня мы встретились с вами в литературной гостиной, чтобы осознать и принять сердцем эту связь , окунуться в мир прекрасной музыки, познакомить друг друга с волшебным миром слова.

На прошлых уроках мы с вами читали стихи о природе русских поэтов.

Сегодня мы постараемся услышать в музыке то, что поэт описывает словами.

Постараемся через красоту выразительного чтения передать чувство любви к родной природе.

4. Изучение материала. Блок литературы.

Зима- удивительное и загадочное время года. Во все времена белоснежная красавица вдохновляла поэтов, писателей и композиторов на творчество. А какая она, зима? (ассоциативный ряд, работа на доске) ( закройте глаза и шепотом произнесите слово «зима», какие слова приходят на ум, когда говорим «зима»)

+ мороз, вьюга, снег, метель, яркое холодное солнце, деревья в серебре, холод….

Все эти слова характеризуют погодные явления зимы.

(чтение наизусть отрывка из стихотворения Пушкина « бесы» ученицей )

Работа по содержанию.

-Какие чувства возникают при чтении стихотворения? ( работа по словарю настроений)

+ Чувство тревоги, тоски.

-найдите слова (строки), подчеркивающие это состояние?

+ вьюга плачет, вьюга злится, страшно, страшно, мутно небо, ночь мутна…

-что описывается в стихотворении?

+ зимний пейзаж ( Метель, по полю едут сани , герои заблудились)

5. Блок музыки.

А сейчас прослушайте музыкальное произведение Георгия Свиридова и ответьте на вопрос: соответствует ли настроению музыки стихотворение, которое нам прочитала Марина?

(Слушание музыки Свиридова « метель»)

+ Учащиеся выясняют, что музыка по настроению соответствует стих. произведению.

-Вспомните, о чем говорится в стихотворении? Как вы назвали бы музыкальное произведение, услышанное вами?

-Перед вами- картины зимней природы.. Какие из них могли бы послужить иллюстрациями к музыке и стихотворению?( выбирают , объясняют)

-Менялся ли темп и громкость на протяжении всей мелодии?

+ Да, медленно-быстро, тревожно- успокаивающе, тихо-громко-тихо

-С помощью каких музыкальных инструментов Свиридов сумел передать эту картину природы?

+Виолончель, труба, скрипка, бубен ( выбрать из предложенных картинок)

6. Блок литературы.

По тематике со стихотворением « Бесы» перекликается другое-«Пороша», которое написал Сергей Есенин .Мы предлагаем вашему вниманию клип на стихотворение. После просмотра вам нужно дать ответ: в чем сходство и в чем отличие стихотворений?

Словарная работа: пороша- это слой выпавшего с вечера или ночью снега.

(просмотр клипа 1мин 10 сек.)

+ Сходство: дорога, тройка лошадей, запряженных в сани, звон колокольчиков, изображение зимней природы.

Разница: у стихотворения «Бесы» настроение тревожное, во втором- красота природы вызывает чувство любования, но ему немного грустно от того, что дорога бесконечна, бела и пустынна.

7. Блок музыки.

А сейчас я предлагаю вам побыть в роли композиторов. Представьте и опишите музыкальное произведение, подходящее к услышанному в клипе стихотворению. Какое оно?

+ Мелодия должна быть спокойная , грустная, медленная , тихая.

- Какой инструмент мог бы передать картины зимнего безмолвия?

+Флейта, скрипка.

-Сейчас мы будем слушать произведение Чайковского « тройка». Слушать вы её будете стоя, движениями рук и тела передавая характер музыки.

8. Блок литературы.

В стихотворении « пороша» прозвучали строки « заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна..» . Что обозначает выражение «заколдован невидимкой»? Кем заколдован лес?

+ Зимой.

-Кто умеет колдовать?

+ Волшебники, колдуньи, сказочные существа.

-Иногда для выразительности поэты и писатели одушевляют , то есть представляют в виде живого существа различные явления природы.

Перед вами отрывки из стихотворений о зиме . Выберите те из них, в которых зимние персонажи действуют как живые существа.

(Учащиеся выбирают: « Чародейкою-зимою», «Мороз-воевода», « Вот север, тучи нагоняя..»)

Выразительное чтение стихотворений « Вот север, тучи нагоняя.., « Мороз-воевода» подготовленные учениками.

9. Блок музыки.

Музыка также способна навевать на нас сказочное настроение. Вам предлагается прослушать несколько фрагментов музыкальных произведений и определить , какие из них подойдут к стихам.

( Учащиеся поднимают руку, когда слышат соответствующую музыку, кратко поясняют, почему.)

10. Обобщение. Можем ли сказать, что два вида искусства- литература и музыка могут быть едины в восприятии?

(мнения учащихся)

11. Д.З. прослушать музыку и подобрать из сборников стихи, которые по настроению подходят к ней.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Автор: Королева Юлия Николаевна

Дата: 03.10.2015

Номер свидетельства: 235901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок музыки в 5 классе по теме "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_muzyki_v_5_klassie_po_tiemie_poetichieskii_obraz_zimy_v_tvorchiestvie_russk"
    ["file_id"] => string(6) "387755"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486226857"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов»"
    ["seo_title"] => string(68) "poeticheskii_obraz_zimy_v_tvorchestve_russkikh_poetov_i_kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "494170"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1546939486"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Конспект интегрированного урока на тему "В гостях у поэта и композитора" (Литература и музыка, 6 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-na-tiemu-v-ghostiakh-u-poeta-i-kompozitora-litieratura-i-muzyka-6-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "254691"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447786582"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству М.И. Цветаевой «... Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед» "
    ["seo_title"] => string(140) "litieraturnyi-viechier-posviashchionnyi-zhizni-i-tvorchiestvu-m-i-tsvietaievoi-moim-stikham-kak-draghotsiennym-vinam-nastaniet-svoi-chieried"
    ["file_id"] => string(6) "105425"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402851280"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Клубный час "Золотая осень в произведениях русских писаителей""
    ["seo_title"] => string(69) "klubnyi-chas-zolotaia-osien-v-proizviedieniiakh-russkikh-pisaitieliei"
    ["file_id"] => string(6) "255447"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447936781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства