Тема: Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов.
Цель : создать условия для пробуждения у учащихся чувств единения с природой через красоту поэтического, художественного, музыкального языка произведений.
Задачи: обр.- учить анализировать стихотворное произведение
Разв: -способствовать развитию умения анализировать литературные и музыкальные произведения;
Воспит: -посредством произведений искусства воспитывать у учащихся эстетический вкус, уважительное отношение к классической музыке и литературе;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к родной природе.
Тип урока: интегрированный урок (литература+ музыка)
Ход урока.
(перед уроком в классе звучит музыка «звуки природы»)
1.орг. момент
2. слово учителя:
(учитель музыки): Послушай: музыка вокруг,
Она во всем, в самой природе
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
(учитель литер.): Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает в той или иной степени « душу природы», её « язык».
(учитель музыки): Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие- художники, поэты, музыканты.
Именно в изображении природы особенно близко сходятся три вида искусства: живопись, литература, музыка.
3. Постановка целей урока.
(учитель лит-ры): И сегодня мы встретились с вами в литературной гостиной, чтобы осознать и принять сердцем эту связь, окунуться в мир прекрасной музыки, познакомить друг друга с волшебным миром слова.
На прошлых уроках мы с вами читали стихи о природе русских поэтов.
Сегодня мы постараемся услышать в музыке то, что поэт описывает словами.
Постараемся через красоту выразительного чтения передать чувство любви к родной природе.
4. Изучение материала. Блок литературы.
Зима- удивительное и загадочное время года. Во все времена белоснежная красавица вдохновляла поэтов, писателей и композиторов на творчество. А какая она, зима? (ассоциативный ряд, работа на доске) ( закройте глаза и шепотом произнесите слово «зима», какие слова приходят на ум, когда говорим «зима»)
+ мороз, вьюга, снег, метель, яркое холодное солнце, деревья в серебре, холод….
Все эти слова характеризуют погодные явления зимы.
(чтение наизусть отрывка из стихотворения Пушкина « бесы» ученицей )
Работа по содержанию.
-Какие чувства возникают при чтении стихотворения? ( работа по словарю настроений)
+ Чувство тревоги, тоски.
-найдите слова (строки), подчеркивающие это состояние?
+ вьюга плачет, вьюга злится, страшно, страшно, мутно небо, ночь мутна…
-что описывается в стихотворении?
+ зимний пейзаж ( Метель, по полю едут сани, герои заблудились)
5. Блок музыки.
А сейчас прослушайте музыкальное произведение Георгия Свиридова и ответьте на вопрос: соответствует ли настроению музыки стихотворение, которое нам прочитала Марина?
(Слушание музыки Свиридова « метель»)
+ Учащиеся выясняют, что музыка по настроению соответствует стих. произведению.
-Вспомните, о чем говорится в стихотворении? Как вы назвали бы музыкальное произведение, услышанное вами?
-Перед вами- картины зимней природы. Какие из них могли бы послужить иллюстрациями к музыке и стихотворению?( выбирают, объясняют)
-Менялся ли темп и громкость на протяжении всей мелодии?
+ Да, медленно-быстро, тревожно- успокаивающе, тихо-громко-тихо
-С помощью каких музыкальных инструментов Свиридов сумел передать эту картину природы?
+Виолончель, труба, скрипка, бубен ( выбрать из предложенных картинок)
6. Блок литературы.
По тематике со стихотворением « Бесы» перекликается другое-«Пороша», которое написал Сергей Есенин.Мы предлагаем вашему вниманию клип на стихотворение. После просмотра вам нужно дать ответ: в чем сходство и в чем отличие стихотворений?
Словарная работа: пороша- это слой выпавшего с вечера или ночью снега.
(просмотр клипа 1мин 10 сек.)
+ Сходство: дорога, тройка лошадей, запряженных в сани, звон колокольчиков, изображение зимней природы.
Разница: у стихотворения «Бесы» настроение тревожное, во втором- красота природы вызывает чувство любования, но ему немного грустно от того, что дорога бесконечна, бела и пустынна.
7. Блок музыки.
А сейчас я предлагаю вам побыть в роли композиторов. Представьте и опишите музыкальное произведение, подходящее к услышанному в клипе стихотворению. Какое оно?
+ Мелодия должна быть спокойная, грустная, медленная, тихая.
- Какой инструмент мог бы передать картины зимнего безмолвия?
+Флейта, скрипка.
-Сейчас мы будем слушать произведение Чайковского « тройка». Слушать вы её будете стоя, движениями рук и тела передавая характер музыки.
8. Блок литературы.
В стихотворении « пороша» прозвучали строки « заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна.». Что обозначает выражение «заколдован невидимкой»? Кем заколдован лес?
+ Зимой.
-Кто умеет колдовать?
+ Волшебники, колдуньи, сказочные существа.
-Иногда для выразительности поэты и писатели одушевляют, то есть представляют в виде живого существа различные явления природы.
Перед вами отрывки из стихотворений о зиме. Выберите те из них, в которых зимние персонажи действуют как живые существа.
(Учащиеся выбирают: « Чародейкою-зимою», «Мороз-воевода», « Вот север, тучи нагоняя.»)
Выразительное чтение стихотворений « Вот север, тучи нагоняя., « Мороз-воевода» подготовленные учениками.
9. Блок музыки.
Музыка также способна навевать на нас сказочное настроение. Вам предлагается прослушать несколько фрагментов музыкальных произведений и определить, какие из них подойдут к стихам.
( Учащиеся поднимают руку, когда слышат соответствующую музыку, кратко поясняют, почему.)
10. Обобщение. Можем ли сказать, что два вида искусства- литература и музыка могут быть едины в восприятии?
(мнения учащихся)
11. Д.З. прослушать музыку и подобрать из сборников стихи, которые по настроению подходят к ней.