Содержание: - связь музыки и изобразительного искусства; - отношение композиторов и художников к духовным образам ; - выразительные возможности музыки и живописи; - народные истоки профессиональной музыки; - гармония в синтезе искусств; - импрессионизм в музыке и живописи; - обобщение материала. Задачи:- определить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;- способствовать формированию нового взгляда на мир искусства;- формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы; - развивать творческие способности обучающихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию; - воспитывать открытую, свободную личность, способную к познанию, активному действию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки, презентация к уроку. »
ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Что роднит музыку с изобразительным искусством(интегрированный урок в рамках программы ФГОС)
Березина Юлия Геннадьевна
учитель музыки МОУ «ООШ №90»
Саратов 2013
Урок музыки в 5 классе по программе «Музыка»Г.П.Сергеевой, Е.Д.КритскойТип урока : обобщения и систематизации знаний, умений и навыков Цель : выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства, повысить качество образовательного потенциала урока. Технические средства обучения : компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр Содержание: -- связь музыки и изобразительного искусства; -- отношение композиторов и художников к духовным образам ; -- выразительные возможности музыки и живописи; -- народные истоки профессиональной музыки; -- гармония в синтезе искусств; -- импрессионизм в музыке и живописи; -- обобщение материала
Задачи: - определить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства; - способствовать формированию нового взгляда на мир искусства; - формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы; - развивать творческие способности обучающихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию; - воспитывать открытую, свободную личность, способную к познанию, активному действию.
«Звучащие» картины«Музыка – сестра живописи» Леонардо да Винчи
Картинки с выставки
Сочиняя музыку, мы обращаемся к таким жанрам изобразительного искусства, как
Пейзаж
Гравюра
Батальное полотно
Портрет
Орнамент
Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…
Алтарная картина Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна»
«Что за благородство,
что за грация кисти!
Нельзя наглядеться!»
В.Г.Белинский
Италия,1512-1514 гг
Древнерусская икона Владимирской Божьей Матери
Константинополь, Византия
Начало XII века.
«Нет в мирах
слепительнее чуда
Откровенья вечной красоты!»
Древнерусское искусство
Церковное пение
Иконопись
Икона (греч.- изображение, «образ» )- священное изображение
Основной вид церковного пения- знаменный распев
(от старославянского «знамя»- знак )
П.И.Чайковский. Хор «Богородице, Дево, радуйся» из «Всенощного бдения»
Всенощная- церковная служба перед великими праздниками, которая начинается поздно вечером и продолжается всю ночь.
Сравнивая средства выразительности музыки и живописи, нужно обратить внимание на их общности и особенности
Изобразительное искусство
Музыка
Форма
Мелодическая линия
Звуковая палитра (тембр)
Ритмический рисунок
Штрихи (нюансы)
Динамика
Линия
Композиция
Цветовая гамма
Ритм, чередование элементов
Колорит
Рисунок
Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»
В.Г.Кикта
Фреска – (от итальянского fresco-свежий ) живопись по сырой штукатурке
Арфа – щипковый струнный музыкальный инструмент
Архитектура – застывшая музыка
В музыке Баха слышатся мелодии космоса…
Полифония – вид многоголосия, основанное на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий
Фуга - вершина полифонической музыки, где музыкальная тема звучит поочередно в разных голосах
Орган - клавишно-духовой инструмент
В чем сходство музыкального и художественного образа?
УМИРОТВОРЕНИЕ
СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ
БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ
ВОЗВЫШЕННОСТЬ
ГАРМОНИЯ
ТРЕПЕТНОСТЬ
Способны ли мы «мысленно», «внутри себя» услышать то, что на самом деле в этот момент не звучит? Всматриваясь в произведения живописи, можем ли мы услышать в своем воображении ту или иную музыку?
Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину. (Живописная музыка).
Есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими. (Музыкальная живопись).
Импрессионизм (от франц.impression-«впечатление»)- направление в искусстве конца XIX века
Клод Моне
Что роднит музыку с изобразительным искусством?
Музыка может вызвать в воображении слушателей какие-либо зрительные образы, даже определенные картины
Всматриваясь в картины, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку
У музыки и изобразительного искусства один источник возникновения. И этот источник – сама жизнь
Используемая литература: 1. Сергеева Г.П. Музыка : 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Г.П.Сергеева; Е.Д.Критская. – М. :Просвещение, 2012 – 159с. 2. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 5 класс. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Издательство «Просвещение», 2012. 80с. 3. Музыка. 2 – 8 классы. Художественно-образное развитие школьников: разработки уроков / авт.-срст. Н. Б. Абудеева, Л.П. Карпушина. – Волгоград: Учитель, 2010. 157с. 4. музыка. Искусство. 5 – 7классы: рабочие программы по учебникам Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, И.Е.Кашековой / авт. – сост. А.П.Сигаева, Е.Н.Малых. – Волгоград: Учитель, 2012. - 86с.