kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Колокольные звоны в творчестве русских композиторов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказываем детям о  том, как использовался колокольный звон  в творчестве великих русских композиторов. В презентации дына ссылки на прослушивание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Колокольные звоны в творчестве русских композиторов»

Колокольные звоны в творчестве русских композиторов Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас множество колоколен ― у нас и простор для такой музыки.  С. В. Смоленский (исследователь)

Колокольные звоны в творчестве русских композиторов

Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире.

У нас множество колоколен ― у нас и простор для такой музыки.

С. В. Смоленский (исследователь)

Колокол ― это голос России, символ России. Ни одна страна не могла сравниться с красотой звона «патриархов земли русской», как торжественно и величаво называл колокола русский народ.

Колокол ― это голос России, символ России. Ни одна страна не могла сравниться с красотой звона «патриархов земли русской», как торжественно и величаво называл колокола русский народ.

Любовь русского народа к колокольному звону проявилась в большом количестве народных песен, ему посвященных, начиная с детской песни - прибаутки «Бом - бом, тили - бом, загорелся Кошкин дом». Начальные слова имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре.

Любовь русского народа к колокольному звону проявилась в большом количестве народных песен, ему посвященных, начиная с детской песни - прибаутки «Бом - бом, тили - бом, загорелся Кошкин дом». Начальные слова имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре.

Тема песни «Вечерний звон» широко используется многими поэтами и музыкантами, она стала поистине народной.

Тема песни «Вечерний звон» широко используется многими поэтами и музыкантами, она стала поистине народной.

Музыка звонов так красива и необычна, что композиторам захотелось передать в своих произведениях подлинное ее звучание.

Музыка звонов так красива и необычна, что композиторам захотелось передать в своих произведениях подлинное ее звучание.

Музыканты придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию - от звонкого, легкого до басовитого, гудящего. Этот инструмент так и назвали - колокол.  

Музыканты придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию - от звонкого, легкого до басовитого, гудящего. Этот инструмент так и назвали - колокол.

 

Колокола современного типа были запатентованы в 1894 году англичанином Джоном Харрингтоном, хотя имеются сведения, что применялись и ранее. Высота звука зависит от длины цилиндра, от большего или меньшего диаметра — сила звука. По сравнению с классическими (настоящими, церковными) колоколами, цилиндрические гораздо проще настроить, а также они более компактны, хотя и несколько отличаются по тембру.

Колокола современного типа были запатентованы в 1894 году англичанином Джоном Харрингтоном, хотя имеются сведения, что применялись и ранее. Высота звука зависит от длины цилиндра, от большего или меньшего диаметра — сила звука. По сравнению с классическими (настоящими, церковными) колоколами, цилиндрические гораздо проще настроить, а также они более компактны, хотя и несколько отличаются по тембру.

Вместе с тем в оркестре, несмотря на распространение оркестровых, применяются и классические колокола.

Вместе с тем в оркестре, несмотря на распространение оркестровых, применяются и классические колокола.

Колокола стали применяться в инструментовке партитур скopее pади театрального воздействия, чем чисто музыкальных эффектов: «3вук низких колокoлoв yместен тoлькo в тopжeственныx или пaтетическиx сценax; высoкие кoлoкoлa наoбоpoт, пpoизвoдят бoлее спoкoйнoе впечатление; в ниx есть чтo-тo сeльскoе, наивное и этo делaет иx oсoбеннo пoдxoдящими для религиозных сцен из деревенской жизни»  (Г. Берлиоз)  

Колокола стали применяться в инструментовке партитур скopее pади театрального воздействия, чем чисто музыкальных эффектов: «3вук низких колокoлoв yместен тoлькo в тopжeственныx или пaтетическиx сценax; высoкие кoлoкoлa наoбоpoт, пpoизвoдят бoлее спoкoйнoе впечатление; в ниx есть чтo-тo сeльскoе, наивное и этo делaет иx oсoбеннo пoдxoдящими для религиозных сцен из деревенской жизни» (Г. Берлиоз)  

Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. В их творчестве можно услышать все разновидности звона.

Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. В их творчестве можно услышать все разновидности звона.

В русскую оркестровую музыку колокольный звон впервые введён Михаилом Ивановичем Глинкой в финале оперы «Жизнь за царя»: «Под праздничный „красный звон“ колоколов ликующе звучит хор „Славься“… Для того, чтобы слушатель мог как можно сильнее почувствовать и осознать всё величие происходящего, Глинка наслаивает звон колоколов на партию оркестра и хора. Звучание хора, оркестра и колокольного звона сливаются в единое целое и в этой своей цельности венчают оперу» https://www.youtube.com/watch?v=5T1iOTg32iQ

В русскую оркестровую музыку колокольный звон впервые введён Михаилом Ивановичем Глинкой в финале оперы «Жизнь за царя»: «Под праздничный „красный звон“ колоколов ликующе звучит хор „Славься“… Для того, чтобы слушатель мог как можно сильнее почувствовать и осознать всё величие происходящего, Глинка наслаивает звон колоколов на партию оркестра и хора. Звучание хора, оркестра и колокольного звона сливаются в единое целое и в этой своей цельности венчают оперу»

https://www.youtube.com/watch?v=5T1iOTg32iQ

В творчестве М.П.Мусоргского особое место занимает опера «Борис Годунов». Гениальная музыка, рисующая допетровскую Русь, пронизана колокольными звонами. Звоны привносят историческую достоверность в сцены из оперы: Пролог «Венчание на царство», в Чудовом монастыре «В келье монаха Пимена», разговор Пимена и Григория, В царском тереме Бориса Годунова,сцена под Кромами. https://www.youtube.com/watch?v=iQrSmvyvoZ8

В творчестве М.П.Мусоргского особое место занимает опера «Борис Годунов». Гениальная музыка, рисующая допетровскую Русь, пронизана колокольными звонами. Звоны привносят историческую достоверность в сцены из оперы: Пролог «Венчание на царство», в Чудовом монастыре «В келье монаха Пимена», разговор Пимена и Григория, В царском тереме Бориса Годунова,сцена под Кромами.

https://www.youtube.com/watch?v=iQrSmvyvoZ8

В композиции «Богатырские ворота», завершающей сюиту М.П.Мусоргского « Картинки с выставки » и поражающая слушателей своим мощным звучанием, отражается великая сила могучего государства. Восторженный гимн, наполненный колокольным звучанием прославляет непобедимый и гордый народ. https://www.youtube.com/watch?v=1f55BwcI74w  

В композиции «Богатырские ворота», завершающей сюиту М.П.Мусоргского « Картинки с выставки » и поражающая слушателей своим мощным звучанием, отражается великая сила могучего государства. Восторженный гимн, наполненный колокольным звучанием прославляет непобедимый и гордый народ.

https://www.youtube.com/watch?v=1f55BwcI74w

 

В опере А.П.Бородина «Князь Игорь» колокольный звон – тревожный набат в сцене пожара Путивля. https://page.ligaudio.ru/mp3/князь%20игорь%20бородин%20площадь%20в%20путивль

В опере А.П.Бородина «Князь Игорь» колокольный звон – тревожный набат в сцене пожара Путивля.

https://page.ligaudio.ru/mp3/князь%20игорь%20бородин%20площадь%20в%20путивль

Всполошный звон созывает опричников на Красную Площадь в «Опричнике» Чайковского. Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. Распроостранено мнение, что опричники имели особые знаки отличия, к их сёдлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачья голова — чтобы вынюхивать и выгрызать измену.

Всполошный звон созывает опричников на Красную Площадь в «Опричнике» Чайковского. Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. Распроостранено мнение, что опричники имели особые знаки отличия, к их сёдлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачья голова — чтобы вынюхивать и выгрызать измену.

Колокольный перезвон бывает разным: спокойный - благовест , печальный - перезвон , праздничный – трезвон , сообщающий тревожные вести – набат . Праздничный колокольный звон внес Н.А.Римский-Корсаков в последнем действии своей оперы «Китеж». Звон сопровождает венчание князя Всеволода с простой русской девушкой Февронией. Во время колокольного звона раздаются голоса райских птиц Сирина и Алконоста. https://my.mail.ru/mail/ira.login.1966/video/162/9727.html

Колокольный перезвон бывает разным: спокойный - благовест , печальный - перезвон , праздничный – трезвон , сообщающий тревожные вести – набат . Праздничный колокольный звон внес Н.А.Римский-Корсаков в последнем действии своей оперы «Китеж». Звон сопровождает венчание князя Всеволода с простой русской девушкой Февронией. Во время колокольного звона раздаются голоса райских птиц Сирина и Алконоста.

https://my.mail.ru/mail/ira.login.1966/video/162/9727.html

Великий русский композитор С.В. Рахманинов родился недалеко от Новгорода. Древний город был полон старинных храмов. Еще ребёнком С.В.Рахманинов любил слушать голоса новгородских церковных колоколов. В своём творчестве он много раз возвращался к воспоминаниям детства, воспроизводил в музыке звучание колоколов. Одно из таких произведений называется «Светлый праздник», написано для двух фортепиано. Финалу этого произведения предпослан стихотворный эпиграф: И мощный звон промчался над землёю, И воздух весь, гудя, затрепетал, Певучие, серебряные громы Сказали весть святого торжества… https://www.youtube.com/watch?v=3R_6Wo_3Sw4

Великий русский композитор С.В. Рахманинов родился недалеко от Новгорода. Древний город был полон старинных храмов. Еще ребёнком С.В.Рахманинов любил слушать голоса новгородских церковных колоколов. В своём творчестве он много раз возвращался к воспоминаниям детства, воспроизводил в музыке звучание колоколов. Одно из таких произведений называется «Светлый праздник», написано для двух фортепиано. Финалу этого произведения предпослан стихотворный эпиграф:

И мощный звон промчался над землёю,

И воздух весь, гудя, затрепетал,

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества…

https://www.youtube.com/watch?v=3R_6Wo_3Sw4

В изумительную по широте и напевности первую часть своего фортепианного концерта №2 С.В. Рахманинов тоже включил колокольный звон. Елена Образцова однажды написала, что если бы Рахманинов не сочинил бы ничего, кроме Второго фортепианного концерта и Вокализа, он всё равно был бы великим человеком. https://www.youtube.com/watch?v=o3yIdRtIcrA

В изумительную по широте и напевности первую часть своего фортепианного концерта №2 С.В. Рахманинов тоже включил колокольный звон. Елена Образцова однажды написала, что если бы Рахманинов не сочинил бы ничего, кроме Второго фортепианного концерта и Вокализа, он всё равно был бы великим человеком.

https://www.youtube.com/watch?v=o3yIdRtIcrA

В России ее бескрайние просторы, её дороги без конца и края, равнинный пейзаж влияют на характер колокольной музыки. Звон колокола объединяет пространство, связывает человека с окружающим миром. В России как нигде благоговейно относятся к колоколу, как к живому существу, самым любимым дают имена.

В России ее бескрайние просторы, её дороги без конца и края, равнинный пейзаж влияют на характер колокольной музыки. Звон колокола объединяет пространство, связывает человека с окружающим миром. В России как нигде благоговейно относятся к колоколу, как к живому существу, самым любимым дают имена.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Колокольные звоны в творчестве русских композиторов

Автор: Липатова Марина Евгеньевна

Дата: 02.01.2022

Номер свидетельства: 596729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока на тему: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "224267"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438635384"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве "
    ["seo_title"] => string(58) "kolokol-nyie-zvony-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "204801"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429724776"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "4 класс Тематическое планирование"
    ["seo_title"] => string(38) "4-klass-tiematichieskoie-planirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "315569"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459922942"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Край ты мой, родимый край», стихотворения русских поэтов 19 века о природе, о родной земле."
    ["seo_title"] => string(80) "kraitymoirodimyikraistikhotvorieniiarusskikhpoetov19viekaoprirodieorodnoiziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "288918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454691243"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "История русских народных инструментов "
    ["seo_title"] => string(41) "istoriia-russkikh-narodnykh-instrumientov"
    ["file_id"] => string(6) "118813"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413265739"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства