Просмотр содержимого документа
«Колокольные звоны в творчестве русских композиторов»
Колокольные звоны в творчестве русских композиторов
Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире.
У нас множество колоколен ― у нас и простор для такой музыки.
С. В. Смоленский (исследователь)
Колокол ― это голос России, символ России. Ни одна страна не могла сравниться с красотой звона «патриархов земли русской», как торжественно и величаво называл колокола русский народ.
Любовь русского народа к колокольному звону проявилась в большом количестве народных песен, ему посвященных, начиная с детской песни - прибаутки «Бом - бом, тили - бом, загорелся Кошкин дом». Начальные слова имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре.
Тема песни «Вечерний звон» широко используется многими поэтами и музыкантами, она стала поистине народной.
Музыка звонов так красива и необычна, что композиторам захотелось передать в своих произведениях подлинное ее звучание.
Музыканты придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию - от звонкого, легкого до басовитого, гудящего. Этот инструмент так и назвали - колокол.
Колокола современного типа были запатентованы в 1894 году англичанином Джоном Харрингтоном, хотя имеются сведения, что применялись и ранее. Высота звука зависит от длины цилиндра, от большего или меньшего диаметра — сила звука. По сравнению с классическими (настоящими, церковными) колоколами, цилиндрические гораздо проще настроить, а также они более компактны, хотя и несколько отличаются по тембру.
Вместе с тем в оркестре, несмотря на распространение оркестровых, применяются и классические колокола.
Колокола стали применяться в инструментовке партитур скopее pади театрального воздействия, чем чисто музыкальных эффектов: «3вук низких колокoлoв yместен тoлькo в тopжeственныx или пaтетическиx сценax; высoкие кoлoкoлa наoбоpoт, пpoизвoдят бoлее спoкoйнoе впечатление; в ниx есть чтo-тo сeльскoе, наивное и этo делaет иx oсoбеннo пoдxoдящими для религиозных сцен из деревенской жизни» (Г. Берлиоз)
Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. В их творчестве можно услышать все разновидности звона.
В русскую оркестровую музыку колокольный звон впервые введён Михаилом Ивановичем Глинкой в финале оперы «Жизнь за царя»: «Под праздничный „красный звон“ колоколов ликующе звучит хор „Славься“… Для того, чтобы слушатель мог как можно сильнее почувствовать и осознать всё величие происходящего, Глинка наслаивает звон колоколов на партию оркестра и хора. Звучание хора, оркестра и колокольного звона сливаются в единое целое и в этой своей цельности венчают оперу»
https://www.youtube.com/watch?v=5T1iOTg32iQ
В творчестве М.П.Мусоргского особое место занимает опера «Борис Годунов». Гениальная музыка, рисующая допетровскую Русь, пронизана колокольными звонами. Звоны привносят историческую достоверность в сцены из оперы: Пролог «Венчание на царство», в Чудовом монастыре «В келье монаха Пимена», разговор Пимена и Григория, В царском тереме Бориса Годунова,сцена под Кромами.
https://www.youtube.com/watch?v=iQrSmvyvoZ8
В композиции «Богатырские ворота», завершающей сюиту М.П.Мусоргского « Картинки с выставки » и поражающая слушателей своим мощным звучанием, отражается великая сила могучего государства. Восторженный гимн, наполненный колокольным звучанием прославляет непобедимый и гордый народ.
https://www.youtube.com/watch?v=1f55BwcI74w
В опере А.П.Бородина «Князь Игорь» колокольный звон – тревожный набат в сцене пожара Путивля.
Всполошный звон созывает опричников на Красную Площадь в «Опричнике» Чайковского. Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. Распроостранено мнение, что опричники имели особые знаки отличия, к их сёдлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачья голова — чтобы вынюхивать и выгрызать измену.
Колокольный перезвон бывает разным: спокойный - благовест , печальный - перезвон , праздничный – трезвон , сообщающий тревожные вести – набат . Праздничный колокольный звон внес Н.А.Римский-Корсаков в последнем действии своей оперы «Китеж». Звон сопровождает венчание князя Всеволода с простой русской девушкой Февронией. Во время колокольного звона раздаются голоса райских птиц Сирина и Алконоста.
Великий русский композитор С.В. Рахманинов родился недалеко от Новгорода. Древний город был полон старинных храмов. Еще ребёнком С.В.Рахманинов любил слушать голоса новгородских церковных колоколов. В своём творчестве он много раз возвращался к воспоминаниям детства, воспроизводил в музыке звучание колоколов. Одно из таких произведений называется «Светлый праздник», написано для двух фортепиано. Финалу этого произведения предпослан стихотворный эпиграф:
И мощный звон промчался над землёю,
И воздух весь, гудя, затрепетал,
Певучие, серебряные громы
Сказали весть святого торжества…
https://www.youtube.com/watch?v=3R_6Wo_3Sw4
В изумительную по широте и напевности первую часть своего фортепианного концерта №2 С.В. Рахманинов тоже включил колокольный звон. Елена Образцова однажды написала, что если бы Рахманинов не сочинил бы ничего, кроме Второго фортепианного концерта и Вокализа, он всё равно был бы великим человеком.
https://www.youtube.com/watch?v=o3yIdRtIcrA
В России ее бескрайние просторы, её дороги без конца и края, равнинный пейзаж влияют на характер колокольной музыки. Звон колокола объединяет пространство, связывает человека с окружающим миром. В России как нигде благоговейно относятся к колоколу, как к живому существу, самым любимым дают имена.