kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знаний.

Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение  на примере живописи И. Левитана и музыки А. Алябьева.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формировать умение сопоставлять музыкальный и художественный образы;
  • Дать понять, что музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют   и усиливают наши ощущения и  впечатления;
  • Познакомить с  замечательными образцами русской живописи и музыки: картиной  И. Левитана «Вечерний звон», с песней

А. Алябьева «Вечерний звон».

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;
  • Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;

Воспитательные:

  • Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;
  • Понимать значение бережного  и уважительного отношения к традициям русского народа;
  • Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация PowerPoint, фортепиано.

Ход урока:

  1. Организационный момент:
  2.  - Здравствуйте, ребята. Садитесь.

 

Звучание  Колокольного звона  (Ростовский звон)

Чистые, чудные звуки любо душою ловить          (слайд1)

  Ими тревожные муки в сердце больном хоронить.     (слайд2)

  Колокол русский, народный. Колокол церкви святой -     (слайд3)

 Чуден твой голос свободный, люб отголосок мне твой.

  1. Вводная часть:

Какая музыка «встретила» вас? (Звон колоколов, колокольный звон)

- А где  обычно звонят колокола? ( В церкви, в храме)

- Правильно. Сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению – колокольному звону. Колокола и колокольные звоны издавна вызывали у людей любовь и уважение, были важной частью жизни русского народа.

- Красота колокольного звона отражалась в творчестве писателей, поэтов, музыкантов, художников. И сегодня  на уроке  мы познакомимся  с произведениями искусства, в которых  и «звучат» и «незримо присутствуют»  колокола.

Слайд 4

    - Как вы думаете, где находятся колокола?

      (На колокольне, в звоннице).

    - Правильно (слайд 5).  Колокольня -  это башня с колоколами на здании церкви или у церкви.    Она является одной из необходимых принадлежностей храма.                                                                                                                                                                                                          

    - А кто звонит в колокола? (Звонарь)

    - Звонарь – (слайд 6)   это очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг-мов. до 32 тонн,  и только сильный человек способен справиться с такими  инструментами.

    Интересный факт: От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие их них кладут в уши круглые ягоды, например рябины, калины или затыкают уши ватой.

      И конечно, звонари должны обладать внутреннем чутьём, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.

    Издавна на Руси колокольные звоны отмечали торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значение. Главное в колоколах -  это ритм и характер.

- Ребята, вы знаете, каждый колокол обладает своим голосом. И если прислушаться к колокольным звонам, то можно расслышать целые фразы,  например, такие (слайд 7). Как вы думаете, сколько колоколов участвует в этом звоне? (четыре)

- Чем они отличаются друг от друга? (размером, а значит ещё и высотой звука). Правильно – чем больше колокол, тем ниже у него звук. Эта мелодия  звона звучит так.

Сыграть на ф-но.

    А чтобы легче запомнилось, звонари припевали (спеть со словами).

                                    Разучить. Спеть.

     П. С. Ефименко так пишет о старинных временах:    

«Сами звонари сплошь и рядом не имели музыкального образования, но были талантливыми и влюбленными в свое дело людьми. Звоны они заучивали при помощи частушек и поговорок.
 

     На мой вопрос: «как звонили на колокольне?» — старый звонарь поморского села Ненокса ответил:
— А как звонили, парень. Вот заберемся мы с напарником на колокольню, веревки от колоколов в руки возьмем, смотрим друг на друга да приговариваем. Он себе фигуры отмеряет на малых колоколах так:


      Го-ли-ка-ми при-ты-ка-ли!
      Го-ли-ка-ми при-ты-ка-ли!
А я больше меряю:
      Голи-ком приткнем!
      Голи-ком приткнем!
— Голик,— это что? — не понял я сначала. А звонарь отвечает:
— Голик — веник по-нашему. Он в поговорке ни про што, а для ладу. А во время звона так весело — прямо плясать хочешь!»
 

 - В мае все православные люди будут отмечать великий праздник – Пасхи.  (слайд 8)                     

      Пасха - это главный праздник в году для всех верующих христианского мира.

    Пасха – это церковный праздник, поэтому в ночь с субботы на воскресенье во всех православных церквях проходит служба, где звонарь исполняет пасхальный звон. Этот праздник (слайд 9) есть залог мира, источник примирения, истребления врагов.

    В этот святой день в церкви на колокольню разрешено подниматься  детям и звонить в колокола. (слайд 10)

    Послушайте,  как описывает Александр Куприн эти впечатления.

   «Колокольня. Какая весёлая, пьянящая, головокружительная пестрота внизу, под моими ногами. Небо страшно близко: вот – вот дотянешься рукой до белого пухлого ленивого облачка. О, верх детского счастья – наконец – то в моих руках верёвка от самого главного, самого большого колокола.

         Грушевидный язык его тяжёл и долго скрипит своим ухом, пока его раскачиваешь. Ба – ам! Теперь уж больше ничего не видишь, не слышишь и не понимаешь. В ушах больно от мощных медных колебаний, Ещё!.ещё».

 (Слушаем пасхальный звон).

    - Что вы представляли, когда слушали пасхальный звон?(Ответы)

    - Я думаю, вы услышали, что звонили в разные колокола.

    - Как вы думаете, какой колокол был ведущий: большой, средний или маленький?

    -У какого колокола звуки были длинные, а какого – короткие? (У большого)

 - Но не только по праздникам звучал колокольный звон, каждая церковь имеет свои перезвоны.

    -Я предлагаю вам послушать выразительные звоны Софийского собора

(слайд 11) и определить, что лежит в основе этого звона?

(Слушаем Софийский звон).

       - Какой характер передал нам этот колокольный звон? Обратитесь, пожалуйста, к своим словарям для выражения эстетических эмоций. (торжественный, гордый, уверенный, жизнеутверждающий).

       - Какие колокола исполняли мелодию и какой из колоколов был за основу? (большой колокол – основа, а средние и малые колокола исполняли мелодию.)

3.    - Не только писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона.

    - Перед вами три картины известного русского художника Исаака Левитана. (слайд12) Что объединяет эти картины?   (слайды с 13,14, 15)   (церковь, природа, вода, широта русской природы).     

Слайд16                                                                   

    - Скажите, «тихо » или «громко» звучат они? («тихо»).

    - Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).

    - Я предлагаю вам послушать песню, и подумать: какой картине она созвучна?

 (Слушают «Вечерний звон»).

- Есть ли что-то удивительное в исполнении песни? (да, голоса изображают звучание колоколов)

- В какой момент это происходило? (в начале и в конце фрагмента)

  - Как вы думаете, как называется песня? («Вечерний звон».)

  - Да, это  песня «Вечерний звон». Эту песню долго считали народной. Но у неё есть авторы - музыку написал русский композитор  Александр  Алябьев – автор большого количества вокальных произведений. Текст песни  создал  английский поэт Томас Мур, а перевёл их на русский язык  ярославский поэт Иван Козлов.

 - А какую картину можно назвать также 1, 2 или 3?  (После утверждения детей слайд17)

- Ребята, эти произведения были созданы в разное время,  и картина не является иллюстрацией к песне. Тогда как же они связаны друг с другом? (Они дополняют друг друга, усиливают наши впечатления о красоте музыки и живописи)

 - Но у этих произведений  искусства всё  же есть общие черты.   Какие?(письменно)

Ответы учащихся:

1. Одинаковое   название  – «Вечерний звон»

2. Созданы  русскими авторами

3. Близки  по настроению

4.Звон колоколов (что «звучит» и в песне, и в картине?)

- Какова главная черта этих двух произведений?

(Они посвящены красоте русской природы, любви к Родине.)

- Какие произведения русских композиторов также включают в себя колокольные звоны? («Рассвет на Москве-реке» Мусоргского, хор «Славься!» из оперы Глинки «Иван Сусанин»)

Слушать фрагменты этих произведений.

4.Рефлексия:

   Говорят: икона -  это молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол и колокольный звон – молитва в звуке. Скажите, смогли мы доказать большое значение колокола в жизни русского человека? А чем? (Песней, картинами, рассказами ).

Только позавчера мы праздновали Масленицу – провожали зиму, звали весну. Православные христиане отмечали Прощеное воскресение.

Я предлагаю вам посмотреть видеоклип, посвященный этим праздникам и, конечно, колокольным звонам.

(Просмотр видеоклипа «И на солнце сияют храмов всех купола»).

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Гульченко Л. Ю.

План-конспект урока в 5 классе по теме:

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знаний.

Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение  на примере живописи И. Левитана и музыки А. Алябьева.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формировать умение сопоставлять музыкальный и художественный образы;

  • Дать понять, что музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют   и усиливают наши ощущения и  впечатления;

  • Познакомить с  замечательными образцами русской живописи и музыки: картиной  И. Левитана «Вечерний звон», с песней

А. Алябьева «Вечерний звон».

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;

  • Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;

Воспитательные:

  • Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;

  • Понимать значение бережного  и уважительного отношения к традициям русского народа;

  • Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация PowerPoint, фортепиано.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Учитель:  - Здравствуйте, ребята. Садитесь.


Звучание  Колокольного звона  (Ростовский звон)

Чистые, чудные звуки любо душою ловить (слайд1)

Ими тревожные муки в сердце больном хоронить. (слайд2)

Колокол русский, народный. Колокол церкви святой - (слайд3)

Чуден твой голос свободный, люб отголосок мне твой.




  1. Вводная часть:

Какая музыка «встретила» вас? (Звон колоколов, колокольный звон)

- А где  обычно звонят колокола? ( В церкви, в храме)

- Правильно. Сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению – колокольному звону. Колокола и колокольные звоны издавна вызывали у людей любовь и уважение, были важной частью жизни русского народа.

- Красота колокольного звона отражалась в творчестве писателей, поэтов, музыкантов, художников. И сегодня  на уроке  мы познакомимся  с произведениями искусства, в которых  и «звучат» и «незримо присутствуют»  колокола.

Слайд 4

- Как вы думаете, где находятся колокола?

(На колокольне, в звоннице).

- Правильно (слайд 5). Колокольня - это башня с колоколами на здании церкви или у церкви. Она является одной из необходимых принадлежностей храма.

- А кто звонит в колокола? (Звонарь)

- Звонарь – (слайд 6) это очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг-мов. до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.

Интересный факт: От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие их них кладут в уши круглые ягоды, например рябины, калины или затыкают уши ватой.

И конечно, звонари должны обладать внутреннем чутьём, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.

Издавна на Руси колокольные звоны отмечали торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значение. Главное в колоколах - это ритм и характер.

- Ребята, вы знаете, каждый колокол обладает своим голосом. И если прислушаться к колокольным звонам, то можно расслышать целые фразы, например, такие (слайд 7). Как вы думаете, сколько колоколов участвует в этом звоне? (четыре)

- Чем они отличаются друг от друга? (размером, а значит ещё и высотой звука). Правильно – чем больше колокол, тем ниже у него звук. Эта мелодия звона звучит так.

Сыграть на ф-но.

А чтобы легче запомнилось, звонари припевали (спеть со словами).

Разучить. Спеть.

П. С. Ефименко так пишет о старинных временах:    

«Сами звонари сплошь и рядом не имели музыкального образования, но были талантливыми и влюбленными в свое дело людьми. Звоны они заучивали при помощи частушек и поговорок.
 

     На мой вопрос: «как звонили на колокольне?» — старый звонарь поморского села Ненокса ответил:
— А как звонили, парень... Вот заберемся мы с напарником на колокольню, веревки от колоколов в руки возьмем, смотрим друг на друга да приговариваем. Он себе фигуры отмеряет на малых колоколах так:


      Го-ли-ка-ми при-ты-ка-ли!
      Го-ли-ка-ми при-ты-ка-ли!
А я больше меряю:
      Голи-ком приткнем!
      Голи-ком приткнем!
— Голик,— это что? — не понял я сначала. А звонарь отвечает:
— Голик — веник по-нашему. Он в поговорке ни про што, а для ладу. А во время звона так весело — прямо плясать хочешь!»

 - В мае все православные люди будут отмечать великий праздник – Пасхи. (слайд 8)

Пасха - это главный праздник в году для всех верующих христианского мира.

Пасха – это церковный праздник, поэтому в ночь с субботы на воскресенье во всех православных церквях проходит служба, где звонарь исполняет пасхальный звон. Этот праздник (слайд 9) есть залог мира, источник примирения, истребления врагов.

В этот святой день в церкви на колокольню разрешено подниматься детям и звонить в колокола. (слайд 10)

Послушайте, как описывает Александр Куприн эти впечатления.

«Колокольня. Какая весёлая, пьянящая, головокружительная пестрота внизу, под моими ногами. Небо страшно близко: вот – вот дотянешься рукой до белого пухлого ленивого облачка. О, верх детского счастья – наконец – то в моих руках верёвка от самого главного, самого большого колокола.

Грушевидный язык его тяжёл и долго скрипит своим ухом, пока его раскачиваешь. Ба – ам! Теперь уж больше ничего не видишь, не слышишь и не понимаешь. В ушах больно от мощных медных колебаний, Ещё!...ещё».

(Слушаем пасхальный звон).

- Что вы представляли, когда слушали пасхальный звон?(Ответы)

- Я думаю, вы услышали, что звонили в разные колокола.

- Как вы думаете, какой колокол был ведущий: большой, средний или маленький?

-У какого колокола звуки были длинные, а какого – короткие? (У большого)

- Но не только по праздникам звучал колокольный звон, каждая церковь имеет свои перезвоны.

-Я предлагаю вам послушать выразительные звоны Софийского собора

(слайд 11) и определить, что лежит в основе этого звона?

(Слушаем Софийский звон).

- Какой характер передал нам этот колокольный звон? Обратитесь, пожалуйста, к своим словарям для выражения эстетических эмоций. (торжественный, гордый, уверенный, жизнеутверждающий).

- Какие колокола исполняли мелодию и какой из колоколов был за основу? (большой колокол – основа, а средние и малые колокола исполняли мелодию.)

3. - Не только писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона.

- Перед вами три картины известного русского художника Исаака Левитана. (слайд12) Что объединяет эти картины? (слайды с 13,14, 15) (церковь, природа, вода, широта русской природы).

Слайд16

- Скажите, «тихо » или «громко» звучат они? («тихо»).

- Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).

- Я предлагаю вам послушать песню, и подумать: какой картине она созвучна?

(Слушают «Вечерний звон»).

- Есть ли что-то удивительное в исполнении песни? (да, голоса изображают звучание колоколов)

- В какой момент это происходило? (в начале и в конце фрагмента)

- Как вы думаете, как называется песня? («Вечерний звон».)

- Да, это песня «Вечерний звон». Эту песню долго считали народной. Но у неё есть авторы - музыку написал русский композитор  Александр  Алябьев – автор большого количества вокальных произведений. Текст песни  создал  английский поэт Томас Мур, а перевёл их на русский язык  ярославский поэт Иван Козлов.



- А какую картину можно назвать также 1, 2 или 3? (После утверждения детей слайд17)

- Ребята, эти произведения были созданы в разное время,  и картина не является иллюстрацией к песне. Тогда как же они связаны друг с другом(Они дополняют друг друга, усиливают наши впечатления о красоте музыки и живописи)

- Но у этих произведений  искусства всё  же есть общие черты.   Какие?(письменно)

Ответы учащихся:

1. Одинаковое   название  – «Вечерний звон»

2. Созданы  русскими авторами

3. Близки  по настроению

4.Звон колоколов (что «звучит» и в песне, и в картине?)

- Какова главная черта этих двух произведений?

(Они посвящены красоте русской природы, любви к Родине.)


- Какие произведения русских композиторов также включают в себя колокольные звоны? («Рассвет на Москве-реке» Мусоргского, хор «Славься!» из оперы Глинки «Иван Сусанин»)

Слушать фрагменты этих произведений.


4.Рефлексия:

Говорят: икона - это молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол и колокольный звон – молитва в звуке. Скажите, смогли мы доказать большое значение колокола в жизни русского человека? А чем? (Песней, картинами, рассказами ).

Только позавчера мы праздновали Масленицу – провожали зиму, звали весну. Православные христиане отмечали Прощеное воскресение.

Я предлагаю вам посмотреть видеоклип, посвященный этим праздникам и, конечно, колокольным звонам.



(Просмотр видеоклипа «И на солнце сияют храмов всех купола»).






Просмотр содержимого презентации
«колокольные звоны в музыке и изобр. искусстве»

Тема урока:  Колокольные звоны в музыке   и изобразительном искусстве    Учитель музыки ГБОУ СОШ № 3 г.Нефтегорска Самарской обл. Гульченко Л.Ю.

Тема урока: Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве Учитель музыки ГБОУ СОШ № 3 г.Нефтегорска Самарской обл. Гульченко Л.Ю.

1 2 3

1

2

3

1

1

2

2

3

3

1 2 3

1

2

3


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

Автор: Гульченко Людмила Юрьевна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204801

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока на тему: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "224267"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438635384"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. "
    ["seo_title"] => string(52) "kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "109485"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1404651328"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "презентация к уроку "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(90) "priezientatsiia-k-uroku-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224400"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438775649"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Музыкальная живопись и живописная музыка "
    ["seo_title"] => string(43) "muzykal-naia-zhivopis-i-zhivopisnaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "181932"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425412649"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему " Застывшая музыка" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zastyvshaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "148895"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419873077"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства