Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знаний.
Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение на примере живописи И. Левитана и музыки А. Алябьева.
Задачи урока:
Образовательные:
- Формировать умение сопоставлять музыкальный и художественный образы;
- Дать понять, что музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;
- Познакомить с замечательными образцами русской живописи и музыки: картиной И. Левитана «Вечерний звон», с песней
А. Алябьева «Вечерний звон».
Развивающие:
- Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;
- Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;
Воспитательные:
- Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;
- Понимать значение бережного и уважительного отношения к традициям русского народа;
- Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация PowerPoint, фортепиано.
Ход урока:
- Организационный момент:
- - Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Звучание Колокольного звона (Ростовский звон)
Чистые, чудные звуки любо душою ловить (слайд1)
Ими тревожные муки в сердце больном хоронить. (слайд2)
Колокол русский, народный. Колокол церкви святой - (слайд3)
Чуден твой голос свободный, люб отголосок мне твой.
- Вводная часть:
- Какая музыка «встретила» вас? (Звон колоколов, колокольный звон)
- А где обычно звонят колокола? ( В церкви, в храме)
- Правильно. Сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению – колокольному звону. Колокола и колокольные звоны издавна вызывали у людей любовь и уважение, были важной частью жизни русского народа.
- Красота колокольного звона отражалась в творчестве писателей, поэтов, музыкантов, художников. И сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями искусства, в которых и «звучат» и «незримо присутствуют» колокола.
Слайд 4
- Как вы думаете, где находятся колокола?
(На колокольне, в звоннице).
- Правильно (слайд 5). Колокольня - это башня с колоколами на здании церкви или у церкви. Она является одной из необходимых принадлежностей храма.
- А кто звонит в колокола? (Звонарь)
- Звонарь – (слайд 6) это очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг-мов. до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.
Интересный факт: От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие их них кладут в уши круглые ягоды, например рябины, калины или затыкают уши ватой.
И конечно, звонари должны обладать внутреннем чутьём, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.
Издавна на Руси колокольные звоны отмечали торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значение. Главное в колоколах - это ритм и характер.
- Ребята, вы знаете, каждый колокол обладает своим голосом. И если прислушаться к колокольным звонам, то можно расслышать целые фразы, например, такие (слайд 7). Как вы думаете, сколько колоколов участвует в этом звоне? (четыре)
- Чем они отличаются друг от друга? (размером, а значит ещё и высотой звука). Правильно – чем больше колокол, тем ниже у него звук. Эта мелодия звона звучит так.
Сыграть на ф-но.
А чтобы легче запомнилось, звонари припевали (спеть со словами).
Разучить. Спеть.
П. С. Ефименко так пишет о старинных временах:
«Сами звонари сплошь и рядом не имели музыкального образования, но были талантливыми и влюбленными в свое дело людьми. Звоны они заучивали при помощи частушек и поговорок.
На мой вопрос: «как звонили на колокольне?» — старый звонарь поморского села Ненокса ответил:
— А как звонили, парень. Вот заберемся мы с напарником на колокольню, веревки от колоколов в руки возьмем, смотрим друг на друга да приговариваем. Он себе фигуры отмеряет на малых колоколах так:
Го-ли-ка-ми при-ты-ка-ли!
Го-ли-ка-ми при-ты-ка-ли!
А я больше меряю:
Голи-ком приткнем!
Голи-ком приткнем!
— Голик,— это что? — не понял я сначала. А звонарь отвечает:
— Голик — веник по-нашему. Он в поговорке ни про што, а для ладу. А во время звона так весело — прямо плясать хочешь!»
- В мае все православные люди будут отмечать великий праздник – Пасхи. (слайд 8)
Пасха - это главный праздник в году для всех верующих христианского мира.
Пасха – это церковный праздник, поэтому в ночь с субботы на воскресенье во всех православных церквях проходит служба, где звонарь исполняет пасхальный звон. Этот праздник (слайд 9) есть залог мира, источник примирения, истребления врагов.
В этот святой день в церкви на колокольню разрешено подниматься детям и звонить в колокола. (слайд 10)
Послушайте, как описывает Александр Куприн эти впечатления.
«Колокольня. Какая весёлая, пьянящая, головокружительная пестрота внизу, под моими ногами. Небо страшно близко: вот – вот дотянешься рукой до белого пухлого ленивого облачка. О, верх детского счастья – наконец – то в моих руках верёвка от самого главного, самого большого колокола.
Грушевидный язык его тяжёл и долго скрипит своим ухом, пока его раскачиваешь. Ба – ам! Теперь уж больше ничего не видишь, не слышишь и не понимаешь. В ушах больно от мощных медных колебаний, Ещё!.ещё».
(Слушаем пасхальный звон).
- Что вы представляли, когда слушали пасхальный звон?(Ответы)
- Я думаю, вы услышали, что звонили в разные колокола.
- Как вы думаете, какой колокол был ведущий: большой, средний или маленький?
-У какого колокола звуки были длинные, а какого – короткие? (У большого)
- Но не только по праздникам звучал колокольный звон, каждая церковь имеет свои перезвоны.
-Я предлагаю вам послушать выразительные звоны Софийского собора
(слайд 11) и определить, что лежит в основе этого звона?
(Слушаем Софийский звон).
- Какой характер передал нам этот колокольный звон? Обратитесь, пожалуйста, к своим словарям для выражения эстетических эмоций. (торжественный, гордый, уверенный, жизнеутверждающий).
- Какие колокола исполняли мелодию и какой из колоколов был за основу? (большой колокол – основа, а средние и малые колокола исполняли мелодию.)
3. - Не только писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона.
- Перед вами три картины известного русского художника Исаака Левитана. (слайд12) Что объединяет эти картины? (слайды с 13,14, 15) (церковь, природа, вода, широта русской природы).
Слайд16
- Скажите, «тихо » или «громко» звучат они? («тихо»).
- Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).
- Я предлагаю вам послушать песню, и подумать: какой картине она созвучна?
(Слушают «Вечерний звон»).
- Есть ли что-то удивительное в исполнении песни? (да, голоса изображают звучание колоколов)
- В какой момент это происходило? (в начале и в конце фрагмента)
- Как вы думаете, как называется песня? («Вечерний звон».)
- Да, это песня «Вечерний звон». Эту песню долго считали народной. Но у неё есть авторы - музыку написал русский композитор Александр Алябьев – автор большого количества вокальных произведений. Текст песни создал английский поэт Томас Мур, а перевёл их на русский язык ярославский поэт Иван Козлов.
- А какую картину можно назвать также 1, 2 или 3? (После утверждения детей слайд17)
- Ребята, эти произведения были созданы в разное время, и картина не является иллюстрацией к песне. Тогда как же они связаны друг с другом? (Они дополняют друг друга, усиливают наши впечатления о красоте музыки и живописи)
- Но у этих произведений искусства всё же есть общие черты. Какие?(письменно)
Ответы учащихся:
1. Одинаковое название – «Вечерний звон»
2. Созданы русскими авторами
3. Близки по настроению
4.Звон колоколов (что «звучит» и в песне, и в картине?)
- Какова главная черта этих двух произведений?
(Они посвящены красоте русской природы, любви к Родине.)
- Какие произведения русских композиторов также включают в себя колокольные звоны? («Рассвет на Москве-реке» Мусоргского, хор «Славься!» из оперы Глинки «Иван Сусанин»)
Слушать фрагменты этих произведений.
4.Рефлексия:
Говорят: икона - это молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол и колокольный звон – молитва в звуке. Скажите, смогли мы доказать большое значение колокола в жизни русского человека? А чем? (Песней, картинами, рассказами ).
Только позавчера мы праздновали Масленицу – провожали зиму, звали весну. Православные христиане отмечали Прощеное воскресение.
Я предлагаю вам посмотреть видеоклип, посвященный этим праздникам и, конечно, колокольным звонам.
(Просмотр видеоклипа «И на солнце сияют храмов всех купола»).