kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История русских народных инструментов

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

История  русских народных инструментов

 

Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют!

   Хорошая русская песня дух бодрит.

С хорошей русской песней и труд спорится.

 

Где песня поется, там весело живется!

Древняя Русь не имела светского профессионального искусства. В ее музыкальной культуре развивались две основные сферы - храмовое пение и народное творчество устной традиции, включающие различные жанры: искусство сказителей, скоморохов. примерно в XI веке зарождается народное искусство скоморохов, странствующих актеров и музыкантов.

 

Три струны!

 Всего только три струны и маленький треугольный  инструмент!

 Но эта наша гордость.

Наша родная национальная гордость.

 

Балалайка.

Существуют инструменты, которые издавна считаются музыкальным символом какого-либо народа: у испанцев это гитара, у итальянцев — мандолина, у украинцев — бандура. У русских таким инструментом стала балалайка. Ее своеобразный треугольный корпус, специфические приемы игры — различного вида щипки или удары пальцев по трем натянутым струнам, серебристо-звонкий тембр не спутаешь ни с каким инструментом.

Первые дошедшие до нас сведения о балалайке относятся к 1688 г. О ней очень часто упоминается в русских народных песнях:

«Пойду я во горенку, сяду я на лавочку,возьму балалаечку, стану я играти,  песни припевати».

 

Домра.

 

Домра была одним из любимых инструментов скоморохов — бродячих актеров и музыкантов.    Играя на домрах разных размеров — домришке, домре басистой, они распевали шуточные и сатирические песни. Но скоморох не только музыкант, он одновременно плясун, акробат, затейник, потешающий зрителей.

Влияние искусства скоморохов стало на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились: а не слишком ли музыка отвлекает народ от бога? Вот почему так ополчились на домру сначала духовенство, а затем и правители государства.

«Где появятся домры, сурны и гусли, - гласит царский указ XV века, - то всех их велеть вымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а  которые люди от того дела не отстанут – велеть бить батоги».


В 1654 г. 5 доверху нагруженных народными инструментами возов были публично сожжены на берегу Москвы-реки. Поэтому к концу XVII в. домра вышла из употребления.

 

Гитара

 

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. сетар — трёхструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара (?ιθ??α)» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

Тар — один из предшественников гитары Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.
Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV — XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

 

Колокола.

 

Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент. Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук.

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон.

 

Гармонь

 

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
 Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная). Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? А если был бы один ряд, то как бы мы сказали?

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический. Почему «клавишный»? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

 

Баян.

 

Родом из старинного русского города Тулы. Своим появлением обязан талантливому русскому мастеру Петру Стерлигову. Изобретен по заказу музыканта Орланского -Титаренко в 1907 г. Назван в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна – «баяном».

 

Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты.

 

В разных источниках его называют русским, белорусским, украинским и даже литовским. Правильнее его было бы назвать обобщающим названием – инструментом восточных славян.
В древнерусских рукописях слово жалейка не встречается. Впервые о ней в конце XVIII века написал в своих записях А.Тучков. Может быть раньше назывался этот инструмент как то по другому, например, пастушеский рожок. Название связывают с «желями» или «жалениями» – поминальными обрядами, включающих игру на жалейке.

Вырезают жалейку из ивы или бузины. В верхний конец вставляется язычок из камыша или гусиного пера, а на нижний – раструб из бересты или коровьего рога. На самом стволе делается 3-7 отверстий. От количества отверстий зависит диапазон звукового ряда. Тембр получается пронзительным и гнусавым, печальным и жалостливым.Сейчас жалейка встречается только в некоторых ансамблях русских народных инструментов.

 

Свирель.

 

А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху.

 

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»

 

Рожок

 

Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. А свирель – это какой инструмент – тоже духовой или нет?

Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в  Костроме? В Курске?

Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.

На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его)

 

Оркестр русских народных инструментов.

 

Хороши русские народные инструменты, каждый врозь, а пусть - ка удаль свою совместную покажут, как настоящим артистам положено. Стал оркестр русских народных инструментов радовать музыкой, не только русской народной, но и всякой другой, даже специально для него композиторами сложенной.

20 марта 1888 г. вошло в историю отечественной и мировой музыкальной культуры как День рождения первого в России оркестра русских народных инструментов. Это было начало славного, блистательного пути развития и признания русской народной инструментальной музыки.

Просмотр содержимого документа
«История русских народных инструментов »

Русские народные музыкальные  инструменты

Русские народные музыкальные  инструменты

Россия, Россия – края дорогие, Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют просторы родные, Раздольные русские песни поют!

Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют!

  • Хорошая русская песня дух бодрит.
  • С хорошей русской песней и труд спорится.
  • Где песня поется, там весело живется!
Древняя Русь не имела светского профессионального искусства.  В ее музыкальной культуре развивались две основные сферы - храмовое пение и народное творчество устной традиции, включающие различные жанры:  искусство сказителей, скоморохов.  Примерно в XI веке зарождается народное искусство скоморохов, странствующих актеров и музыкантов.

Древняя Русь не имела светского профессионального искусства.

В ее музыкальной культуре развивались две основные сферы - храмовое пение и народное творчество устной традиции, включающие различные жанры:

искусство сказителей, скоморохов.

Примерно в XI веке зарождается народное искусство скоморохов, странствующих актеров и музыкантов.

Три струны! Всего только три струны и маленький треугольный инструмент! Но эта наша гордость. Наша родная национальная гордость.

Три струны! Всего только три струны и маленький треугольный инструмент! Но эта наша гордость. Наша родная национальная гордость.

  • Слайд 26
Балалайка Существуют инструменты, которые издавна считаются музыкальным символом какого-либо народа: у испанцев это гитара, у итальянцев — мандолина, у украинцев — бандура. У русских таким инструментом стала балалайка. Ее своеобразный треугольный корпус, специфические приемы игры — различного вида щипки или удары пальцев по трем натянутым струнам, серебристо-звонкий тембр не спутаешь ни с каким инструментом. Первые дошедшие до нас сведения о балалайке относятся к 1688 г. О ней очень часто упоминается в русских народных песнях: «Пойду я во горенку, сяду я на лавочку,  возьму балалаечку, стану я играти, песни припевати».

Балалайка

  • Существуют инструменты, которые издавна считаются музыкальным символом какого-либо народа: у испанцев это гитара, у итальянцев — мандолина, у украинцев — бандура. У русских таким инструментом стала балалайка. Ее своеобразный треугольный корпус, специфические приемы игры — различного вида щипки или удары пальцев по трем натянутым струнам, серебристо-звонкий тембр не спутаешь ни с каким инструментом.
  • Первые дошедшие до нас сведения о балалайке относятся к 1688 г. О ней очень часто упоминается в русских народных песнях:
  • «Пойду я во горенку, сяду я на лавочку,

возьму балалаечку, стану я играти,

песни припевати».

Андрей Горбачев

Андрей Горбачев

Домра была одним из любимых инструментов скоморохов — бродячих актеров и музыкантов.  Играя на домрах разных размеров — домришке, домре басистой, они распевали шуточные и сатирические песни.  Но скоморох не только музыкант, он одновременно плясун, акробат, затейник, потешающий зрителей.
  • Домра была одним из любимых инструментов скоморохов — бродячих актеров и музыкантов.
  • Играя на домрах разных размеров — домришке, домре басистой, они распевали шуточные и сатирические песни.
  • Но скоморох не только музыкант, он одновременно плясун, акробат, затейник, потешающий зрителей.
Почему домра в ближайшие к нашему времени века совсем исчезла и о ней не сохранилось почти никаких сведений?  Влияние искусства скоморохов стало на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились: а не слишком ли музыка отвлекает народ от бога? Вот почему так ополчились на домру сначала духовенство, а затем и правители государства.  «Где появятся домры, сурны и гусли, - гласит царский указ XV века, - то всех их велеть вымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от того дела не отстанут – велеть бить батоги».   В 1654 г. 5 доверху нагруженных народными инструментами возов были публично сожжены на берегу Москвы-реки. Поэтому к концу XVII в. домра вышла из употребления.  Алексей Михайлович Романов  (1645 1676 гг.)

Почему домра в ближайшие к нашему времени века совсем исчезла и

о ней не сохранилось почти никаких сведений?

  • Влияние искусства скоморохов стало на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились: а не слишком ли музыка отвлекает народ от бога? Вот почему так ополчились на домру сначала духовенство, а затем и правители государства.

  • «Где появятся домры, сурны и гусли, - гласит царский указ XV века, - то всех их велеть вымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от того дела не отстанут – велеть бить батоги».

  • В 1654 г. 5 доверху нагруженных народными инструментами возов были публично сожжены на берегу Москвы-реки. Поэтому к концу XVII в. домра вышла из употребления.

Алексей Михайлович Романов (1645 1676 гг.)

Король русской домры Уроженец сибирского города Омска, в котором он сделал свои первые шаги в музыке сначала в музыкальной школе, а потом в музыкальном училище, юноша в 1967 году становится студентом Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Летом 1968 года первокурсник Цыганков становится лауреатом Международного конкурса на XI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии (Болгария), а в 1972 году на I Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах в Москве удостаивается I премии. К этому времени музыкант становится солистом и концертмейстером группы малых домр Государственного академического русского народного оркестра им. Осипова. “Частушки”, “Плясовые наигрыши”, “Белолица - круглолица”, “Перевоз Дуня держала” – пьесы для домры с оркестром, в которых домра предстает инструментом, обогащенным целым каскадом новых приемов, красок и штрихов. Александр Цыганков по праву считается одним из лучших домристов .

Король русской домры

  • Уроженец сибирского города Омска, в котором он сделал свои первые шаги в музыке сначала в музыкальной школе, а потом в музыкальном училище, юноша в 1967 году становится студентом Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Летом 1968 года первокурсник Цыганков становится лауреатом Международного конкурса на XI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии (Болгария), а в 1972 году на I Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах в Москве удостаивается I премии. К этому времени музыкант становится солистом и концертмейстером группы малых домр Государственного академического русского народного оркестра им. Осипова. “Частушки”, “Плясовые наигрыши”, “Белолица - круглолица”, “Перевоз Дуня держала” – пьесы для домры с оркестром, в которых домра предстает инструментом, обогащенным целым каскадом новых приемов, красок и штрихов.

Александр Цыганков

по праву считается

одним из лучших домристов .

Гитара Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. сетар — трёхструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара (ϰιθάϱα)» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

Гитара

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. сетар — трёхструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара (ϰιθάϱα)» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

Тар — один из предшественников гитары Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара. Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV — XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

  Колокола.   Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент. Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон.  Вот как выглядят оркестровые колокола.

  Колокола.

Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент. Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук.

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон.  Вот как выглядят оркестровые колокола.

  Гармонь.   В руки ты ее возьмешь,  То растянешь, то сожмешь!  Звонкая, нарядная,  Русская, двухрядная.  Заиграет, только тронь,  Как зовут ее?   Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная). Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический. Почему «клавишный» ? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

  Гармонь.

В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь! Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь, Как зовут ее? Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная). Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? А если был бы один ряд, то как бы мы сказали?

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический. Почему «клавишный» ? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

Название гармоники определялось  местом, где ее сделали.   Термин «гармоника» объединяет музыкальные инструменты, в которых источником звука служат металлические пластинки — язычки, колеблющиеся под воздействием струи воздуха..  Саратовская гармонь

Название гармоники определялось местом, где ее сделали.

  • Термин «гармоника» объединяет
  • музыкальные инструменты,
  • в которых источником звука служат металлические пластинки —
  • язычки, колеблющиеся под воздействием струи воздуха..

Саратовская гармонь

Александр Устьянцев

Александр Устьянцев

Баян Родом из старинного русского города Тулы. Своим появлением обязан талантливому русскому мастеру Петру Стерлигову. Изобретен по заказу музыканта Орланского -Титаренко в 1907 г. Назван в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна – «баяном».

Баян

Родом из старинного русского города Тулы. Своим появлением обязан талантливому русскому мастеру Петру Стерлигову. Изобретен по заказу музыканта Орланского -Титаренко в 1907 г. Назван в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна – «баяном».

Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты.   В разных источниках его называют русским, белорусским, украинским и даже литовским. Правильнее его было бы назвать обобщающим названием – инструментом восточных славян.  В древнерусских рукописях слово жалейка не встречается. Впервые о ней в конце XVIII века написал в своих записях А.Тучков. Может быть раньше назывался этот инструмент как то по другому, например, пастушеский рожок. Название связывают с «желями» или «жалениями» – поминальными обрядами, включающих игру на жалейке. Вырезают жалейку из ивы или бузины. В верхний конец вставляется язычок из камыша или гусиного пера, а на нижний – раструб из бересты или коровьего рога. На самом стволе делается 3-7 отверстий. От количества отверстий зависит диапазон звукового ряда. Тембр получается пронзительным и гнусавым, печальным и жалостливым.Сейчас жалейка встречается только в некоторых ансамблях русских народных инструментов .

Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты.

В разных источниках его называют русским, белорусским, украинским и даже литовским. Правильнее его было бы назвать обобщающим названием – инструментом восточных славян. В древнерусских рукописях слово жалейка не встречается. Впервые о ней в конце XVIII века написал в своих записях А.Тучков. Может быть раньше назывался этот инструмент как то по другому, например, пастушеский рожок. Название связывают с «желями» или «жалениями» – поминальными обрядами, включающих игру на жалейке.

Вырезают жалейку из ивы или бузины. В верхний конец вставляется язычок из камыша или гусиного пера, а на нижний – раструб из бересты или коровьего рога. На самом стволе делается 3-7 отверстий. От количества отверстий зависит диапазон звукового ряда. Тембр получается пронзительным и гнусавым, печальным и жалостливым.Сейчас жалейка встречается только в некоторых ансамблях русских народных инструментов .

Свирель.

Свирель.

А на ней пастух играет  И овечек собирает,  Фью-фью-фью,  Фью-фью-фью,  Идём мы к пастуху. Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»

А на ней пастух играет И овечек собирает, Фью-фью-фью, Фью-фью-фью, Идём мы к пастуху.

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»

Рожок.

Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. А свирель – это какой инструмент – тоже духовой или нет?

Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в  Костроме? В Курске?

Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.

На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его)

Барабаны Том - томы Бонги, бубен Большой

Барабаны

Том - томы

Бонги, бубен

Большой

  • Что за грохот? Что за шум? Может быть извержение вулкана? Может быть землетрясение? Может быть дом обрушился?
  • Нет. Грохочут музыкальные инструменты. Большие и маленькие, но по внешности явно близкие родственники - все круглые, пузатые.
КСИЛОФОН

КСИЛОФОН

  • Ксилофон (от греческого «ксило» — «дерево» и «фон» — «звук») — ударный самозвучащий музыкальный инструмент, состоящий из набора деревянных брусочков, по которым ударяют деревянными молоточками.
Русские народные инструменты

Русские народные инструменты

  • Хороши русские народные инструменты, каждый врозь, а пусть - ка удаль свою совместную покажут, как настоящим артистам положено. Стал оркестр русских народных инструментов радовать музыкой, не только русской народной, но и всякой другой, даже специально для него композиторами сложенной.
Оркестр возник из маленького ансамбля – «Кружка любителей игры на балалайках» -  20 марта 1888 года - первый концерт – День рождения Оркестра русских народных инструментов

Оркестр возник из маленького ансамбля –

«Кружка любителей игры на балалайках» -

20 марта 1888 года - первый концерт –

День рождения Оркестра русских народных инструментов

  20 марта 1888 г. вошло в историю отечественной и мировой музыкальной культуры как День рождения первого в России оркестра русских народных инструментов. Это было начало славного, блистательного пути развития и признания русской народной инструментальной музыки.

  20 марта 1888 г. вошло в историю отечественной и мировой музыкальной культуры как День рождения первого в России оркестра русских народных инструментов. Это было начало славного, блистательного пути развития и признания русской народной инструментальной музыки.

4 – Духовые инструменты 6 – Ударные музыкальные инструменты 5 - Баяны 1 - Домры 3 - Гусли 2 - Балалайки  Инструменты русского народного оркестра

4 – Духовые

инструменты

6 – Ударные

музыкальные

инструменты

5 - Баяны

1 - Домры

3 - Гусли

2 - Балалайки

Инструменты русского народного оркестра


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
История русских народных инструментов

Автор: Чернов Николай Тихонович

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118813

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока "Русские народные инструменты" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-russkiie-narodnyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "112439"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408622841"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка учебного занятия "Деревянные ложки - русский народный инструмент""
    ["seo_title"] => string(83) "razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-dierieviannyie-lozhki-russkii-narodnyi-instrumient"
    ["file_id"] => string(6) "315481"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459881583"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Урок исследования по теме«Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных   инструментов»"
    ["seo_title"] => string(104) "urok-issliedovaniia-po-tiemie-muzykal-nyie-instrumienty-rossii-orkiestr-russkikh-narodnykh-instrumientov"
    ["file_id"] => string(6) "274587"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452424855"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Урок-путешествие : «Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов»"
    ["seo_title"] => string(95) "urok-putieshiestviie-muzykal-nyie-instrumienty-rossii-orkiestr-russkikh-narodnykh-instrumientov"
    ["file_id"] => string(6) "263619"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449578434"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Презентация к уроку музыки "Музыка моего народа. Оркестр русских народных инструментов.". "
    ["seo_title"] => string(94) "priezientatsiia-k-uroku-muzyki-muzyka-moiegho-naroda-orkiestr-russkikh-narodnykh-instrumientov"
    ["file_id"] => string(6) "140508"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417963327"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства