kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Край ты мой, родимый край», стихотворения русских поэтов 19 века о природе, о родной земле.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Край ты мой, родимый край», стихотворения русских поэтов 19 века о природе, о родной земле.(слайд 1)

Цель урока. Познакомить с произведениями русских поэтов 19 века о природе, о Родине, учить любить родную землю, показать как близка эта тема художникам  композиторам. Развивать речь учащихся.

Ход урока.

1 Организационный  момент

   2 Сообщение темы урока: «Край ты мой, родимый край»

3 Словарная работа(слайд 2)

Край – слово многозначное. Подобрать синонимы: родина, Россия, республика, родная земля.

Учитель. Правильно. Это слова синонимы. Этими словами мы называем место, где родились, где прошло наше детство, где проходит жизнь. Это наша Родина – Россия. И эпиграфом к нашему уроку служат замечательные слова поэта 20 века С.А.Есенина.

 Россия! – Сердцу милый край! (слайд 3)

Звучит музыка «Гляжу в озёра сини» (тихо) (слайд 4-12)

4 Учитель Сегодня мы познакомимся со стихами поэтов 19 века, предложенных нам программой, о природе, о родном крае, о них поговорим.

Исторически так сложилось, что в 19 веке Россия оставалась крестьянской страной. Большинство её населения жило в деревнях, занималось земледелием, кормило дворян и было самым бедным классом. Русская интеллигенция всё время пыталась привлечь внимание правительства к проблемам общества, но всё было безрезультатно. Русские писатели, изображая жизнь народа, крестьянскую нужду, тоску мужика по счастливой доле, раскрывали неисчерпимые  богатства души, бодрость духа, жажду воли, привычку к труду благородную. Показывали удивительную природу, её неповторимый мир.

Нет в России поэта или художника, душа которого не отзывалась бы на её красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Все времена года пройдут перед вами в стихах Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета, Бунина и Пастернака, Есенина и Рыленкова, в произведениях Тургенева и Толстого, Паустовского и Чехова, в полотнах Саврасова и Шишкина, Левитана и Поленова, Репина и Серова, в музыке Чайковского, Мусорского, Глинки.

И всё это потому, что в природе неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов, и, конечно, для нас с вами. Необходимо только вслушаться, всмотреться в окружающий мир, чтобы почувствовать всю прелесть и застенчивость, величие и красоту. Природа  родной земли, без сомнения, близка и понятна каждому.

Звучит песня о родине. (исполняет ученик)  на 13 слайде включить диск мальчика

(слайд 14-15)

Учитель Родная природа привлекает поэтов своей скромной простотой. Иногда в ней нет броской внешности, но она полна раздолья и спокойствия, степенности и достоинства. Чувство любви к родному краю – это вера в народ и его возможности.

Поэтому многие исторические, общественные и социальные события разворачиваются на фоне природы.

И уже давно осень, зима, весна и лета, означают нечто больше, чем времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроением радости и веселья, грусти и печали. Поэты и художники, переводя нам слово любовь, словно говорили: « Россия, сердцу милый край. А он всегда прекрасен, в горе и радости, в бедности и в богатстве.»

(слайд 16 )Давайте обратимся к поэтам. Это В.А.Жуковский, И.А.Бунин, А.К.Толстой. Они творили в разные годы столетия, но их поэзию объединяла любовь к родине, к родной земле.

5 Стихотворение «Родина» Анализ стихотворения в единстве формы и содержания ( индивидуальные задания). (слайд 17)

  1. О каком времени года говориться в стихотворении?
  2. Какие детали свидетельствуют, что это зима?
  3. Какие выразительные средства использует автор?
  4. Что означает слово « бесприютность»?
  5. Почему стихотворение называется «Родина»

 Учитель Зима обычно суровая заставляла людей забираться от холода в маленькие одинокие домишки, заниматься хозяйственными делами в дома: прясть, шить, напевая при этом песни и придумывая пословицы и поговорки (Чтение пословиц и поговорок).

В народных представлениях зима ассоциировалась с такими понятиями как ночь, мрак, тучи, смерть, грусть, тоска. Жизнь как бы замирала. Вот эти чувства одиночества и тоски возникают, глядя на картину художника Саврасова «Зима». 19 век подарил нам уникальных живописцев, мастеров пейзажной лирики. Они воспринимали природу с душевным трепетом, и волнением, и передали это на своих полотнах. Давайте познакомимся с картиной.

6 Преподаватель МХК. Анализ картины СаврасоваА.К. «Зима» (слайд 18)

7 Очень созвучно стихотворению «Родина» И. Бунина произведение А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край». Чтение наизусть стихотворения. (слайд 19)

8 Беседа по стихотворению А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край». (слайд 19)

  1. Чем оно похоже на стихотворение Бунина?
  2. Какова тема произведения?
  3. Чем передается ширь земли?
  4. Каковы художественные особенности произведения? (приводятся примеры)

 

Поэт А.К.Толстой, проведший многие годы на Брянщине, видел и леса дремучи, и степи раздольные, слышал свист полночный соловья, и звон колоколов пятиглавого храма.

9 Словарная работа. (слайд 20)

Благовест –1) от слова «благая», т.е. «добрая, хорошая весть»

                    2)Благо вещать – предсказывать.    

                      3)Колокольный звон перед началом церковной службы

Благостный – приятный, умиротворяющий, приносящий благо.

Каятся –  1) исповедаться в грехах

                 2) сожалеть, признать ошибку.

Отрекаюсь – отказываюсь

Звон призывный через могилы – рядом с храмом традиционно располагалось кладбище.

10 Звучат колокола. Чтение наизусть стихотворения «Благовест». (слайд 21)

11  Беседа с учащимися по данному стихотворению(слайд 22)

  1. Как вы думаете, чем является звон колоколов для лирического героя?
  2. Какие мысли и чувства волнуют героя при воспоминаниях, навеянных колокольным звоном

Учитель. При звоне колоколов так же как при чтении молитвы, возникает чудесное чувство освобождения от земных тягот. Очищение души.

12 Сравним два стихотворения Лермонтов «Молитва», Толстой «Благовест». (слайд 23)

Толстой в этом стихотворении писал о своих чувствах, которые испытывал, находясь за границей на дипломатической службе. Такое же душевное состояние лирического героя можно испытать глядя на картину Левитана «Вечерний звон»

13 Анализ картины Левитана «Вечерний звон» (слайд 24)

Учитель. Стихотворение А.К.Толстого близки и понятны народу потому что они музыкальны. Более 70 стихотворений его положены на музыку композиторами Римским-Корсоковым, Чайковским, Мусорским, Рубинштейном, Танеевым

Романс «Колокольчики мои» на стихи Толстого(слайд 25)

Учитель. Музыка завораживает, настроение меняется. Вот так же они изменяется с приходом весны.

14 Чтение наизусть стихотворения Жуковского «Приход весны» слайд 26) Индивидуальное задание. Анализ стихотворения в единстве формы и содержания

Учитель Так же меняется настроение во время просмотра кортин художников 19 века, их много, мы выбрали лишь некоторые из них.

15 Анализ картины Левитана «Большая вода» слайд 27)

Учитель Близко по настроению и стихотворение А.К.Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала»

16Чтение наизусть стихотворения А.К.Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала» Анализ стихотворения А.К.Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала» (индивидуальное задание) слайд 28)

Учитель Сколько здесь метафор-олицетворений. Живыми представляются и гром, и гроза, и солнце, и цветы. В каждом слове – восторг, радость и, действительно, звучит очень важная мысль: «Красота это хрупка, она не устоит перед силой и натиском человека. Берегите её. Звучит просьба. Летом  дни долгие, вечера светлые теплые, молодежь долго гуляет и поет песни.

17 Звучит песня «Самовар» (слайд 29)

Учитель. Лето привлекает своей красотой, зеленью, цветами. И не случайно люди сложили столько прекрасных пословиц и поговорок о лете. Летняя пейзажная лирика очень богата.

18Анализ картины Левитана «Лето». (слайд 30)

Учитель Незаметно подкралась осень. В полях работы подходят к концу. В лесу необыкновенная красота сколько красок вокруг. Это классика пейзажной лирики. Хрустальный звон, шуршанье листьев. Поздние цветы. И праздники, ярмарочные гулянья.

19Чтение  наизусть стихотворения И. Бунина «Листопад»

20 Усное рисование картины (слайд31)

Учитель. Осенью крестьяне не скучали. Ездили на ярмарки, продавали свои товары, готовились к свадьбам и придумывали другие пословицы и поговорки

21Анализ картины Кустодьева «Ярмарка». (слайд 32)

Учитель. А какая же ярмарка без пляски

22Русский народный танец «Савотея» (слайд 33)

(слайд 34-38)медленно показываются слайды

Учитель. Все богатства русского пейзажа.

                  В полное владенья нам даны:

                  Вьюжных зим серебряная пряжа,

                  Кружева зеленные весны,

                 Летний полдень в поволоке зноя,

                Вечер, заглядевшейся в ручей,

                Узорочье луговин цветное,

                Теплый воск желтеющих полей.

               Расписные крылья листопада

               Над бездонной синевой озёр.

               Всё это твоё, и сердце радо

               Целый мир влюбить в родной простор

23 Звучит песня «Гляжу в озёра синии» (слайд 39-41)медленно показываются слайды

Учитель. Русские поэты, художники, композиторы стремились в своём творчестве показать красоту родной земли и передать эту любовь вам. Велика Россия, любите её, она ваша, цените её природу, скромную и гордую, степенную и величавую, берегите её для будущих поколений.

Просмотр содержимого документа
««Край ты мой, родимый край», стихотворения русских поэтов 19 века о природе, о родной земле.»

Тема урока: «Край ты мой, родимый край», стихотворения русских поэтов 19 века о природе, о родной земле.(слайд 1)

Цель урока. Познакомить с произведениями русских поэтов 19 века о природе, о Родине, учить любить родную землю, показать как близка эта тема художникам композиторам. Развивать речь учащихся.

Ход урока.

1 Организационный момент

2 Сообщение темы урока: «Край ты мой, родимый край»

3 Словарная работа(слайд 2)

Край – слово многозначное. Подобрать синонимы: родина, Россия, республика, родная земля.

Учитель. Правильно. Это слова синонимы. Этими словами мы называем место, где родились, где прошло наше детство, где проходит жизнь. Это наша Родина – Россия. И эпиграфом к нашему уроку служат замечательные слова поэта 20 века С.А.Есенина.

Россия! – Сердцу милый край! (слайд 3)

Звучит музыка «Гляжу в озёра сини» (тихо) (слайд 4-12)

4 Учитель Сегодня мы познакомимся со стихами поэтов 19 века, предложенных нам программой, о природе, о родном крае, о них поговорим.

Исторически так сложилось, что в 19 веке Россия оставалась крестьянской страной. Большинство её населения жило в деревнях, занималось земледелием, кормило дворян и было самым бедным классом. Русская интеллигенция всё время пыталась привлечь внимание правительства к проблемам общества, но всё было безрезультатно. Русские писатели, изображая жизнь народа, крестьянскую нужду, тоску мужика по счастливой доле, раскрывали неисчерпимые богатства души, бодрость духа, жажду воли, привычку к труду благородную. Показывали удивительную природу, её неповторимый мир.

Нет в России поэта или художника, душа которого не отзывалась бы на её красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Все времена года пройдут перед вами в стихах Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета, Бунина и Пастернака, Есенина и Рыленкова, в произведениях Тургенева и Толстого, Паустовского и Чехова, в полотнах Саврасова и Шишкина, Левитана и Поленова, Репина и Серова, в музыке Чайковского, Мусорского, Глинки.

И всё это потому, что в природе неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов, и, конечно, для нас с вами. Необходимо только вслушаться, всмотреться в окружающий мир, чтобы почувствовать всю прелесть и застенчивость, величие и красоту. Природа родной земли, без сомнения, близка и понятна каждому.

Звучит песня о родине. (исполняет ученик) на 13 слайде включить диск мальчика

(слайд 14-15)

Учитель Родная природа привлекает поэтов своей скромной простотой. Иногда в ней нет броской внешности, но она полна раздолья и спокойствия, степенности и достоинства. Чувство любви к родному краю – это вера в народ и его возможности.

Поэтому многие исторические, общественные и социальные события разворачиваются на фоне природы.

И уже давно осень, зима, весна и лета, означают нечто больше, чем времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроением радости и веселья, грусти и печали. Поэты и художники, переводя нам слово любовь, словно говорили: « Россия, сердцу милый край. А он всегда прекрасен, в горе и радости, в бедности и в богатстве.»

(слайд 16 )Давайте обратимся к поэтам. Это В.А.Жуковский, И.А.Бунин, А.К.Толстой. Они творили в разные годы столетия, но их поэзию объединяла любовь к родине, к родной земле.

5 Стихотворение «Родина» Анализ стихотворения в единстве формы и содержания ( индивидуальные задания). (слайд 17)

  1. О каком времени года говориться в стихотворении?

  2. Какие детали свидетельствуют, что это зима?

  3. Какие выразительные средства использует автор?

  4. Что означает слово « бесприютность»?

  5. Почему стихотворение называется «Родина»

Учитель Зима обычно суровая заставляла людей забираться от холода в маленькие одинокие домишки, заниматься хозяйственными делами в дома: прясть, шить, напевая при этом песни и придумывая пословицы и поговорки (Чтение пословиц и поговорок).

В народных представлениях зима ассоциировалась с такими понятиями как ночь, мрак, тучи, смерть, грусть, тоска. Жизнь как бы замирала. Вот эти чувства одиночества и тоски возникают, глядя на картину художника Саврасова «Зима». 19 век подарил нам уникальных живописцев, мастеров пейзажной лирики. Они воспринимали природу с душевным трепетом, и волнением, и передали это на своих полотнах. Давайте познакомимся с картиной.

6 Преподаватель МХК. Анализ картины СаврасоваА.К. «Зима» (слайд 18)

7 Очень созвучно стихотворению «Родина» И. Бунина произведение А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край». Чтение наизусть стихотворения. (слайд 19)

8 Беседа по стихотворению А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край». (слайд 19)

  1. Чем оно похоже на стихотворение Бунина?

  2. Какова тема произведения?

  3. Чем передается ширь земли?

  4. Каковы художественные особенности произведения? (приводятся примеры)



Поэт А.К.Толстой, проведший многие годы на Брянщине, видел и леса дремучи, и степи раздольные, слышал свист полночный соловья, и звон колоколов пятиглавого храма.

9 Словарная работа. (слайд 20)

Благовест –1) от слова «благая», т.е. «добрая, хорошая весть»

2)Благо вещать – предсказывать.

3)Колокольный звон перед началом церковной службы

Благостный – приятный, умиротворяющий, приносящий благо.

Каятся – 1) исповедаться в грехах

2) сожалеть, признать ошибку.

Отрекаюсь – отказываюсь

Звон призывный через могилы – рядом с храмом традиционно располагалось кладбище.

10 Звучат колокола. Чтение наизусть стихотворения «Благовест». (слайд 21)

11 Беседа с учащимися по данному стихотворению(слайд 22)

  1. Как вы думаете, чем является звон колоколов для лирического героя?

  2. Какие мысли и чувства волнуют героя при воспоминаниях, навеянных колокольным звоном

Учитель. При звоне колоколов так же как при чтении молитвы, возникает чудесное чувство освобождения от земных тягот. Очищение души.

12 Сравним два стихотворения Лермонтов «Молитва», Толстой «Благовест». (слайд 23)

Толстой в этом стихотворении писал о своих чувствах, которые испытывал, находясь за границей на дипломатической службе. Такое же душевное состояние лирического героя можно испытать глядя на картину Левитана «Вечерний звон»

13 Анализ картины Левитана «Вечерний звон» (слайд 24)

Учитель. Стихотворение А.К.Толстого близки и понятны народу потому что они музыкальны. Более 70 стихотворений его положены на музыку композиторами Римским-Корсоковым, Чайковским, Мусорским, Рубинштейном, Танеевым

Романс «Колокольчики мои» на стихи Толстого(слайд 25)

Учитель. Музыка завораживает, настроение меняется. Вот так же они изменяется с приходом весны.

14 Чтение наизусть стихотворения Жуковского «Приход весны» слайд 26) Индивидуальное задание. Анализ стихотворения в единстве формы и содержания

Учитель Так же меняется настроение во время просмотра кортин художников 19 века, их много, мы выбрали лишь некоторые из них.

15 Анализ картины Левитана «Большая вода» слайд 27)

Учитель Близко по настроению и стихотворение А.К.Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала»

16Чтение наизусть стихотворения А.К.Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала» Анализ стихотворения А.К.Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала» (индивидуальное задание) слайд 28)

Учитель Сколько здесь метафор-олицетворений. Живыми представляются и гром, и гроза, и солнце, и цветы. В каждом слове – восторг, радость и, действительно, звучит очень важная мысль: «Красота это хрупка, она не устоит перед силой и натиском человека. Берегите её. Звучит просьба. Летом дни долгие, вечера светлые теплые, молодежь долго гуляет и поет песни.

17 Звучит песня «Самовар» (слайд 29)

Учитель. Лето привлекает своей красотой, зеленью, цветами. И не случайно люди сложили столько прекрасных пословиц и поговорок о лете. Летняя пейзажная лирика очень богата.

18Анализ картины Левитана «Лето». (слайд 30)

Учитель Незаметно подкралась осень. В полях работы подходят к концу. В лесу необыкновенная красота сколько красок вокруг. Это классика пейзажной лирики. Хрустальный звон, шуршанье листьев. Поздние цветы. И праздники, ярмарочные гулянья.

19Чтение наизусть стихотворения И. Бунина «Листопад»

20 Усное рисование картины (слайд31)

Учитель. Осенью крестьяне не скучали. Ездили на ярмарки, продавали свои товары, готовились к свадьбам и придумывали другие пословицы и поговорки

21Анализ картины Кустодьева «Ярмарка». (слайд 32)

Учитель. А какая же ярмарка без пляски

22Русский народный танец «Савотея» (слайд 33)

(слайд 34-38)медленно показываются слайды

Учитель. Все богатства русского пейзажа.

В полное владенья нам даны:

Вьюжных зим серебряная пряжа,

Кружева зеленные весны,

Летний полдень в поволоке зноя,

Вечер, заглядевшейся в ручей,

Узорочье луговин цветное,

Теплый воск желтеющих полей.

Расписные крылья листопада

Над бездонной синевой озёр.

Всё это твоё, и сердце радо

Целый мир влюбить в родной простор

23 Звучит песня «Гляжу в озёра синии» (слайд 39-41)медленно показываются слайды

Учитель. Русские поэты, художники, композиторы стремились в своём творчестве показать красоту родной земли и передать эту любовь вам. Велика Россия, любите её, она ваша, цените её природу, скромную и гордую, степенную и величавую, берегите её для будущих поколений.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Игнатушина Людмила Александровна

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 288918

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "«Край ты мой, родимый край!» "
    ["seo_title"] => string(24) "krai-ty-moi-rodimyi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "174953"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424192560"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Сценарий литературно-музыкальной композиции  «Ты одна мне несказанный свет»,  посвященной 120-летию С.А. Есенина"
    ["seo_title"] => string(107) "stsienariilitieraturnomuzykalnoikompozitsiityodnamnienieskazannyisvietposviashchiennoi120lietiiusaiesienina"
    ["file_id"] => string(6) "302188"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457086481"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства