Тарасова Надежда Николаевна
Учитель музыки
МБОУ СОШ №9
Г.Иваново
Урок музыки в 5 классе: «Искусства различны, тема едина»
Цели урока: выявить на конкретных примерах общность и своеобразие в произведениях музыки, литературы, изобразительного искусства.
Материалы к уроку: репродукции картин И. Бродского «Опавшие листья», И. Левитана, «Осенний день. Сокольники», музыкальный материал - «Маленький принц», муз. М. Таривердиева, сл. Н. Добронравова, П. И. Чайковский. - Октябрь. «Осенняя песнь» из цикла «Времена года», Р. Шуман - «Первая утрата», портреты композиторов П. И. Чайковского,
Р. Шумана.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- презентация;
- музыкальные фрагменты.
Ход урока:
Организационный момент:
Слайд №2.
Начинается урок с прослушивания песни «Маленький принц» (с подпеванием).
Слайд №3. Прочитайте эпиграф:
«Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ». (Н.А. Римский - Корсаков)
Слайд №4. Тема нашего урока сегодня: искусства различны, тема едина.
Мы будем учиться искать взаимосвязь между музыкой, литературой и изобразительным искусством.
Изучение нового материала:
Я вам прочитаю несколько абзацев из учебника.
ХРАМЫ ИСКУССТВА
Долгие столетия, прошедшие с тех незапамятных времен, когда искусство только начинало свой путь на земле, неузнаваемо преобразили его облик. Дело не только в том, что совсем иными стали краски, которыми пользуются художники, что музыканты играют на других инструментах, а поэты пользуются новыми словосочетаниями.
Изменился сам мир искусства. Музыка, поэзия, живопись значительно выросли и расширились, стали самостоятельными. Каждый из этих видов искусства образовал как бы собственное государство со своей историей, географией, населением и языком. И для того, чтобы изучить хотя бы одно из этих «государств», люди тратят многие и многие годы. Шаг за шагом они овладевают ремеслом, приобщаются к труду великих творцов, учатся творить сами — и в конце концов постигают лишь одно-единственное искусство.
А сейчас мы увидим несколько изображений - храмов.
СЛАЙД №5 Ответы (Государственная Третьяковская галерея - Храм живописи, где живут замечательные шедевры известных художников).
СЛАЙД №6 Ответы (Большой театр - Там живут различные театральные представления: опера, балет, проходят концерты известных исполнителей из мира музыки)
СЛАЙД №7 Ответы (Большой зал Московской консерватории. В консерватории учатся будущие композиторы и музыканты).
У слов консерватория и консервы одинаковый корень итальянского глагола «conservare» –
что означает беречь, сохранять.
В старину в Италии консерваториями называли приюты для сирот, дома сохранения бедных детей от жизненных невзгод, выпавших на их долю. В этих приютах-консерваториях детей обучали разным ремёслам, а особо – очень уважаемому ремеслу у итальянцев – ремеслу музыканта. Любопытно, что в старой Италии школы музыки ещё называли знакомым нам словом госпиталь, что значит гостеприимный дом. Но слово госпиталь впоследствии стало относиться только к медицине, а название консерватория окончательно закрепилось за учебным заведением, предназначенным для музыкального образования.
Первая русская консерватория была открыта в Петербурге в 1862 году, вторая – в Москве в 1866 году.
Конечно, для того, чтобы стать профессионалом, нужно много учиться. Но можно быть любителем и знатоком музыки. Для этого нужно стремиться понять смысл произведения, попытаться ощутить его характер и то, что хотел сказать автор. Для этого требуются некоторые наши качества.
(чуткость и внимание, воображение и наблюдательность)
Попробуем доказать, что искусство может быть понято многими людьми. Для этого проанализируем разные виды искусств.
Слайд №8. Начнём с музыки и прослушивания музыкального произведения П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года»: Октябрь. «Осенняя песнь».
Эпиграфом к «Осенней песне» являются строчки из стихотворения Алексея Толстого:
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят..."
Какое настроение создаёт эпиграф (стихи Толстого)? …(ответы)
Почему композитор выбрал эти строки?
О чём хотел рассказать Чайковский своей музыкой?
Какие искусства взаимодействуют в этом примере?
СЛУШАНИЕ «ОСЕННЯЯ ПЕСНЬ».
…(ответы – состояние природы, настроение человека и эпиграф очень созвучен)
Слайд №9. И сразу послушаем произведение Роберта Шумана «Первая утрата» из фортепианного цикла «Альбом юношества».
Расскажите о своих впечатлениях после прослушивания.
СЛУШАНИЕ «ПЕРВАЯ УТРАТА» (ответы)
Сравните «Первую утрату» с «Осенней песней».
(ответы – 3 части, 1 и 3 спокойные, 2 часть – взволнованная, жалоба, безысходность. Настроение – похоже с Осенней песней).
Слайд №10. А сейчас рассмотрим на картины.
Что видите на картине №1? Ответы (парк, аллея, женщина сожалеет о прошедшем лете)
Что изображено на №2? Ответы (дача, заброшенная на зимний период. Дом покинули так же, как листья покидают деревья.)
Что общего вы видите на этих двух картинах? (осень)
Что общего между всеми этими произведениями: музыкальными, изобразительными и литературным (эпиграфом)? Ответы (красками, словами, звуками – рассказывают об осени).
Как можно ещё сказать, что все эти произведения объединяет?
Их объединяет общая тема – осень. Таким образом, тема – это то, что присутствует во всех видах искусства, это главная идея, мысль любого творения.
Изучая произведения различных видов искусств, которые объединены общей темой, мы учимся глубже понимать их смысл, находим в них схожие образы и настроения.
Слайд №11. ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «ЗОНТИКИ»
Итог урока:
Что такое тема произведения?
Какие качества помогают человеку глубже почувствовать и понять произведение искусства?
Только ли тема осени объединяет представленные произведения, или их смысл более глубок?
Как ты думаешь, в чем он выражается?
Домашнее задание: нарисовать рисунок по теме «Осень»
Выставление оценок.
Литература:
Учебно-методический комплект И.В.Конева, Н.В.Терентьева
«Поурочные разработки по музыке» к учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева
«Музыка. 5 класс» (М.: Дрофа)