kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

5 класс урок "Искусства различны, тема едина" презентация и конспект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 5 классе: «Искусства различны, тема едина»

 

Цели урока: выявить на конкретных примерах общность и своеобразие в произведениях музыки, литературы, изобразительного искусства.

 

Материалы к уроку: репродукции картин И. Бродского «Опавшие листья», И. Левитана, «Осенний день. Сокольники», музыкальный материал - «Маленький принц», муз. М. Таривердиева, сл. Н. Добронравова, П. И. Чайковский. - Октябрь. «Осенняя песнь» из цикла «Времена года», Р. Шуман - «Первая утрата», портреты композиторов П. И. Чайковского,

 Р. Шумана.

 

Оборудование:

- компьютер;

- проектор;

- презентация;

- музыкальные фрагменты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«4 урок Искусства различны, тема едина.pptx»

Тарасова Надежда Николаевна

Учитель музыки

МБОУ СОШ №9

Г.Иваново


Урок музыки в 5 классе: «Искусства различны, тема едина»


Цели урока: выявить на конкретных примерах общность и своеобразие в произведениях музыки, литературы, изобразительного искусства.


Материалы к уроку: репродукции картин И. Бродского «Опавшие листья», И. Левитана, «Осенний день. Сокольники», музыкальный материал - «Маленький принц», муз. М. Таривердиева, сл. Н. Добронравова, П. И. Чайковский. - Октябрь. «Осенняя песнь» из цикла «Времена года», Р. Шуман - «Первая утрата», портреты композиторов П. И. Чайковского,

Р. Шумана.


Оборудование:

- компьютер;

- проектор;

- презентация;

- музыкальные фрагменты.


Ход урока:

Организационный момент:

Слайд №2.

Начинается урок с прослушивания песни «Маленький принц» (с подпеванием).

  • Звучит песня «Маленький принц»


Слайд №3. Прочитайте эпиграф:

«Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ». (Н.А. Римский - Корсаков)

  • Как вы его понимаете? …(ответы).


Слайд №4. Тема нашего урока сегодня: искусства различны, тема едина.

Мы будем учиться искать взаимосвязь между музыкой, литературой и изобразительным искусством.


Изучение нового материала:

Я вам прочитаю несколько абзацев из учебника.

  • Что вы поймёте?

ХРАМЫ ИСКУССТВА

Долгие столетия, прошедшие с тех незапамятных времен, когда искусство только начинало свой путь на земле, неузнаваемо преобразили его облик. Дело не только в том, что совсем иными стали краски, которыми пользуются художники, что музыканты играют на других инструментах, а поэты пользуются новыми словосочетаниями.
Изменился сам мир искусства. Музыка, поэзия, живопись значительно выросли и расширились, стали самостоятельными. Каждый из этих видов искусства образовал как бы собственное государство со своей историей, географией, населением и языком. И для того, чтобы изучить хотя бы одно из этих «государств», люди тратят многие и многие годы. Шаг за шагом они овладевают ремеслом, приобщаются к труду великих творцов, учатся творить сами — и в конце концов постигают лишь одно-единственное искусство.


А сейчас мы увидим несколько изображений - храмов.

  • О каких искусствах они говорят?

  • К каким видам искусства относятся данные храмы?

СЛАЙД №5 Ответы (Государственная Третьяковская галерея - Храм живописи, где живут замечательные шедевры известных художников).

СЛАЙД №6 Ответы (Большой театр - Там живут различные театральные представления: опера, балет, проходят концерты известных исполнителей из мира музыки)

СЛАЙД №7 Ответы (Большой зал Московской консерватории. В консерватории учатся будущие композиторы и музыканты).

  • Как вы думаете, у слов КОНСЕРВАТОРИЯ и КОНСЕРВЫ есть что – то общее? …(Ответы)

У слов консерватория и консервы одинаковый корень итальянского глагола «conservare» –

что означает беречь, сохранять.


  • Что такое консервы? Ответы (это сохранённые продукты питания).

  • А что же сохраняет консерватория?

В старину в Италии консерваториями называли приюты для сирот, дома сохранения бедных детей от жизненных невзгод, выпавших на их долю. В этих приютах-консерваториях детей обучали разным ремёслам, а особо – очень уважаемому ремеслу у итальянцев – ремеслу музыканта. Любопытно, что в старой Италии школы музыки ещё называли знакомым нам словом госпиталь, что значит гостеприимный дом. Но слово госпиталь впоследствии стало относиться только к медицине, а название консерватория окончательно закрепилось за учебным заведением, предназначенным для музыкального образования.


Первая русская консерватория была открыта в Петербурге в 1862 году, вторая – в Москве в 1866 году.

Конечно, для того, чтобы стать профессионалом, нужно много учиться. Но можно быть любителем и знатоком музыки. Для этого нужно стремиться понять смысл произведения, попытаться ощутить его характер и то, что хотел сказать автор. Для этого требуются некоторые наши качества.

  • Какие?

(чуткость и внимание, воображение и наблюдательность)


Попробуем доказать, что искусство может быть понято многими людьми. Для этого проанализируем разные виды искусств.


Слайд №8. Начнём с музыки и прослушивания музыкального произведения П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года»: Октябрь. «Осенняя песнь».

Эпиграфом к «Осенней песне» являются строчки из стихотворения Алексея Толстого:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят..."


  • Какое настроение создаёт эпиграф (стихи Толстого)? …(ответы)

  • Почему композитор выбрал эти строки?

  • О чём хотел рассказать Чайковский своей музыкой?

  • Какие искусства взаимодействуют в этом примере?

СЛУШАНИЕ «ОСЕННЯЯ ПЕСНЬ».

…(ответы – состояние природы, настроение человека и эпиграф очень созвучен)


Слайд №9. И сразу послушаем произведение Роберта Шумана «Первая утрата» из фортепианного цикла «Альбом юношества».

Расскажите о своих впечатлениях после прослушивания.

  • Сколько настроений?

  • О чём расскажет произведение?

СЛУШАНИЕ «ПЕРВАЯ УТРАТА» (ответы)

Сравните «Первую утрату» с «Осенней песней».

(ответы – 3 части, 1 и 3 спокойные, 2 часть – взволнованная, жалоба, безысходность. Настроение – похоже с Осенней песней).


Слайд №10. А сейчас рассмотрим на картины.

  • Что видите на картине №1? Ответы (парк, аллея, женщина сожалеет о прошедшем лете)

  • Что изображено на №2? Ответы (дача, заброшенная на зимний период. Дом покинули так же, как листья покидают деревья.)

  • Что общего вы видите на этих двух картинах? (осень)


  • Что общего между всеми этими произведениями: музыкальными, изобразительными и литературным (эпиграфом)? Ответы (красками, словами, звуками – рассказывают об осени).

  • Как можно ещё сказать, что все эти произведения объединяет?


Их объединяет общая тема – осень. Таким образом, тема – это то, что присутствует во всех видах искусства, это главная идея, мысль любого творения.

Изучая произведения различных видов искусств, которые объединены общей темой, мы учимся глубже понимать их смысл, находим в них схожие образы и настроения.


  • Какую песню мы знаем, которая вписывается в наш урок?

Слайд №11. ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «ЗОНТИКИ»


Итог урока:

  • Что такое тема произведения?

  • Какие качества помогают человеку глубже почувствовать и понять произведение искусства?

  • Только ли тема осени объединяет представленные произведения, или их смысл более глубок?

  • Как ты думаешь, в чем он выражается?


Домашнее задание: нарисовать рисунок по теме «Осень»

Выставление оценок.



Литература:

Учебно-методический комплект И.В.Конева, Н.В.Терентьева

«Поурочные разработки по музыке» к учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева

«Музыка. 5 класс» (М.: Дрофа)










Просмотр содержимого презентации
«4 урок Искусства различны, тема едина»

Тема урока: «Искусства различны, тема едина» Презентацию составила: Тарасова Надежда Николаевна Учитель музыки МБОУ СОШ №9 г. Иваново

Тема урока:

«Искусства различны, тема едина»

Презентацию составила:

Тарасова Надежда Николаевна

Учитель музыки

МБОУ СОШ №9

г. Иваново

Песня «Маленький принц» Кто тебя выдумал, звёздная страна?  Снится мне издавна, снится мне она. Выйду я из дому, выйду я из дому,  Прямо за пристанью бьётся волна.  *****  Ветреным вечером смолкнут крики птиц.  Звёздный замечу я свет из-под ресниц.  Тихо навстречу, тихо навстречу мне  Выйдет доверчивый маленький принц.  *****  Самое главное сказку не спугнуть,  Миру бескрайнему окна распахнуть.  Мчится мой парусник, мчится мой парусник,  Мчится мой парусник в сказочный путь.  ***** Где же вы, где же вы,  Счастья острова?  Где побережье света и добра?  Там, где с надеждами,  Там, где с надеждами  Самые нежные дружат слова.

Песня «Маленький принц»

Кто тебя выдумал, звёздная страна? Снится мне издавна, снится мне она.

Выйду я из дому, выйду я из дому, Прямо за пристанью бьётся волна. ***** Ветреным вечером смолкнут крики птиц. Звёздный замечу я свет из-под ресниц. Тихо навстречу, тихо навстречу мне Выйдет доверчивый маленький принц. ***** Самое главное сказку не спугнуть, Миру бескрайнему окна распахнуть. Мчится мой парусник, мчится мой парусник, Мчится мой парусник в сказочный путь.

*****

Где же вы, где же вы, Счастья острова? Где побережье света и добра? Там, где с надеждами, Там, где с надеждами Самые нежные дружат слова.

«Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ».  (Н.А. Римский - Корсаков)

«Живопись даёт образ и мысль,

и нужно создать в своём воображении настроение.

Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ».

(Н.А. Римский - Корсаков)

Тема урока:    « Искусства различны, тема едина »

Тема урока:

« Искусства различны, тема

едина »

Государственная Третьяковская галерея   Храм живописи, где живут замечательные  шедевры известных художников

Государственная Третьяковская галерея

Храм живописи, где живут замечательные

шедевры известных художников

Большой театр  Там живут различные театральные представления: опера, балет, проходят концерты известных исполнителей из мира музыки.

Большой театр

Там живут различные театральные представления: опера, балет, проходят концерты известных исполнителей из мира музыки.

Большой зал Московской консерватории   В консерватории учатся будущие  композиторы и музыканты.

Большой зал Московской консерватории

В консерватории учатся будущие

композиторы и музыканты.

П.И.Чайковский «Осенняя песнь»

П.И.Чайковский

«Осенняя песнь»

Р. Шуман «Первая утрата» 14

Р. Шуман

«Первая утрата»

14

И.Левитан «Осенний день» И. Бродский «Опавшие листья»

И.Левитан «Осенний день»

И. Бродский «Опавшие листья»

1 куплет: Этот город выдумал один художник, Люди в нём не знали, что такое дождик, Просто не слыхали, что такое дождик, Вот какие люди жили в городе том. А старик угрюмый, в серый плащ одетый, Продавал там зонтики зимой и летом, Только всем казалось очень странным это,  Все ходили и смеялись над стариком. ПРИПЕВ: Синий зонтик, красный зонтик, Жёлтый зонтик, пёстрый зонтик, Господа – да – да, купите зонтик, Пригодится может он! 2 куплет: Были у них домики из пластилина,  Из пустых коробочек – автомашины, И не опасаясь никакой ангины, Маленькие люди жили в городе том. Маленькие были у людей заботы. Шли они в театры и в кино с работы. Танцевал и звонко пел там песни кто – то, Все шутили и смеялись в городе том. ПРИПЕВ: 3 куплет: Но внезапно небо как - то раз промокло. В маленьких домишках задрожали стёкла. И пошёл огромный дождь стучать по крышам – Все схватили насморк сразу в городе том. Вспомнили тут люди о торговце старом, Бросились искать его по всем базарам, Но пропал торговец со своим товаром, В памяти осталась только песенка о нём! ПРИПЕВ:

1 куплет:

Этот город выдумал один художник,

Люди в нём не знали, что такое дождик,

Просто не слыхали, что такое дождик,

Вот какие люди жили в городе том.

А старик угрюмый, в серый плащ одетый,

Продавал там зонтики зимой и летом,

Только всем казалось очень странным это, Все ходили и смеялись над стариком.

ПРИПЕВ:

Синий зонтик, красный зонтик,

Жёлтый зонтик, пёстрый зонтик,

Господа – да – да, купите зонтик,

Пригодится может он!

2 куплет:

Были у них домики из пластилина, Из пустых коробочек – автомашины,

И не опасаясь никакой ангины,

Маленькие люди жили в городе том.

Маленькие были у людей заботы.

Шли они в театры и в кино с работы.

Танцевал и звонко пел там песни кто – то,

Все шутили и смеялись в городе том.

ПРИПЕВ:

3 куплет:

Но внезапно небо как - то раз промокло.

В маленьких домишках задрожали стёкла.

И пошёл огромный дождь стучать по крышам –

Все схватили насморк сразу в городе том.

Вспомнили тут люди о торговце старом,

Бросились искать его по всем базарам,

Но пропал торговец со своим товаром,

В памяти осталась только песенка о нём!

ПРИПЕВ:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
5 класс урок "Искусства различны, тема едина" презентация и конспект

Автор: Тарасова Надежда Николаевна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 163764

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему Такие разные натюрморты "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-na-tiemu-takiie-raznyie-natiurmorty"
    ["file_id"] => string(6) "228280"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441209650"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока "Искусство танца" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-iskusstvo-tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "183706"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425916152"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Конспект урока изобразительного искусства на тему "Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом" "
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-na-tiemu-pamiatniki-drievnierusskoi-arkhitiektury-v-muzieiakh-pod-otkrytym-niebom"
    ["file_id"] => string(6) "107732"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403421358"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "План - конспект урока ИЗО по теме:  "Статичность и динамика в композиции" "
    ["seo_title"] => string(71) "plan-konspiekt-uroka-izo-po-tiemie-statichnost-i-dinamika-v-kompozitsii"
    ["file_id"] => string(6) "126038"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415109285"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока Изо по теме "Жар-птица""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-izo-po-tiemie-zhar-ptitsa"
    ["file_id"] => string(6) "310228"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458979411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства