План - конспект урока ИЗО
Преподаватель: Гановичева М.А.
Тема: Статичность и динамика в композиции
Задание для самостоятельной работы учащихся: Композиция «Путешествие к звездам»
Цели урока:
Образовательные:
- расширить знания учащихся о приемах, средствах композиции,
- познакомить учащихся с основами композиционного построения.
- формировать умение выполнять тематическую композицию,
- познакомиться с особенностями изображения космического пейзажа и летательных аппаратов.
Развивающие:
- развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.
- развивать фантазию и творческое воображение
- укрепление межпредметных связей (литература, история).
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету; внимание, трудолюбие, аккуратность.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснение с демонстрацией, самостоятельная работа.
Межпредметная связь: литература, история.
Оборудование: Презентация на тему «Композиция». Демонстрационные таблицы «Композиционные схемы», фотоподборка космических пейзажей и космических кораблей.
Примеры учебных работ.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверяется присутствие всех учащихся и их готовность к уроку.
Сообщение темы урока и плана работы.
2. Изучение нового материала.
Основу любой вещи или здания составляет какая-то конструкция, соединение объемных форм, выполненных из разных материалов.
Что такое композиция?
Главное в композиции – создание художественного образа. Картины ,написанные в разные эпохи и в разных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. Давайте дадим определение понятию Композиция.
Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.
Композиционные средства:
1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции
2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие
3. Движение и статика
4. Прямые линии и организация пространства
5. Цвет – элемент композиционного пространства
Если мы внимательно посмотрим на произведение искусства, то можем увидеть, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.д.
В композиции важно все – масса предметов, их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи светотени, цвет, формат, размер произведения и т.д.
Мы начнем изучение закономерностей композиции с расположения простейших элементов ( линий и пятен) на плоскости.
Если изображения – прямоугольники, пятна, линии – расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность.
Достижения гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть КОМПОЗИЦИИ.
Мы имеем пустое пространство, превратим его в космическое. Цветовая гамма космического пейзажа : чёрный,синий,фиолетовый.
Планеты : круглые , с кольцами ,со спутниками(теплые тона).
Звезды – одиночные , двойные , красные , синие , голубые, желтые.
Основы композиционного решения : выбрать главное , расположить это в центре или внизу листа. Не изображайте более 5 предметов . Взаимное расположение форм должно создавать динамическое равновесие, которое достигается путем добавления глубины композиции с помощью цвета и линейной перспективы (следов от летящих космических аппаратов или «космических трасс» в виде лент-дорог, по которым движутся летательные аппараты).
Обсудим форму и приемы изображения космических кораблей в полете (ракеты , тарелки). Детали: конус, цилиндр, полусфера, «блин». Фонари на бортах (виды и цвет, способы изображения света).
3. Мастер класс учителя.
Выполните рисунок в карандаше. Прорисуйте детали космических аппаратов. Их следы с цветовой растяжкой ( ближе - светлее , дальше – холоднее )
Залить фон ( или затушевать пастелью)
4.Самостоятельная работа детей.
5.Выставка и анализ работ.
6. Подведение итогов урока.
С какими основными понятиями мы сегодня познакомились? гармония, композиция
7.Рефлексия.
С чем познакомились?
Кому сегодня понравился наш урок. А чем именно? Что нового вы узнали на нашем уроке? Кто доволен своей работой?
Закончите фразы:
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
мне захотелось…