Урок изобразительного искусства
Тема урока: Изображение и фантазия. «Сказочная птица» 2 класс
Цель педагогическая: организовать учебную деятельность учащихся по ознакомлению с ролью фантазии в искусстве, в работе художника, о связи фантазии с реальностью.
Цель учебная: узнать о связи фантазии с реальностью; научиться изображать сказочных птиц.
Оборудование: слайдовая презентация по теме, учебно-методическая таблица «Этапы изображения сказочной птицы», тонированная бумага, гуашь 1-2 цвета, вода, кисти.
Литературный ряд: загадки.
Планируемый результат:
УУД
Личностные: -эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру ( природе);
Регулятивные: с помощью учителя выдвигать цель работы, составлять план выполнения творческой задачи; работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки; определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку ей.
Познавательные:
Логические: выполнять универсальные логические действия;
Общеучебные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результатов.
Коммуникативные: осуществлять самоконтроль.
Предметные умения
- использование различных художественных материалов, приёмов и техник;
- изображение сказочной птицы по памяти, по представлению и на основе фантазии;
- применять практические навыки выразительного использования линии, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Основные понятия: Фантазия, реальность.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности
В моей Вообразилии
В моей Вообразилии-
Там царствует фантазия во всем своем веселии
Там все мечты сбываются
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения.
2.Актуализация знаний учащихся
-Далее на слайде появляются загадки о птицах. Отгадывая их дети понимают, что разговор пойдёт о птицах.
- Попробуйте угадать, о каких птицах идёт речь:
В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит «Филипп-Филипп»,
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это - (Попугай)
По ночам летает
На охоту
Днем не видит
Да и спать охота. (Сова)
Зимой на ветках - яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (Снегири)
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд, приятель!”
И ставит подпись. (Дятел)
В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь:
- Я тут! Я начеку-у-у!
Я всех вас допеку-у-у!
Уснули дети. Свет потух.
Молчи, горластенький. (петух).
Удивительный Факир
Изумил хвостом весь мир.
Распустил хвоста колоду
Яркой радуге в угоду. (Павлин)
- Каких мы с вами посмотрели птиц: настоящих или выдуманных? Как по- другому их можно назвать? (реальные).
- Что же такое реальность? (Реальность - это то, что вокруг нас, то, что существует на самом деле.)
- Реальный мир во всём его многообразии проявлений – это бесценная кладовая, из которой художник черпает темы для своих картин. Я - это реальность? Класс - это реальность? Ваша мама, которая готовит обед? (Ответы детей.)
- Баба-яга, которая гуляет по нашему городу, — реальное! или нет? Нет! (Она из сказки, придумана. Это фантазия.)
- Назовите реальных и фантастических животных из жизни и сказки. (Ребята перечисляют.)
- Видели ли вы все в реальности? Нет! А отдельные элементы? Да!
- А как, например, получилась русалка? Художник соединил в единое два образа (человека и рыбы). Это взято из реальности.
Вывод: В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного в окружающем мире.
3. Самоопределение к деятельности. Целеполагание
- Как вы думаете, а могут быть птицы не реальные, выдуманные? Можете ли вы привести примеры таких птиц, где вы их встречали?
(обсудите в парах).
- Придумайте красивое название таким птицам, это и будет темой нашего урока. (Сказочная птица) На доске
- Как вы понимаете слово фантазия? Приведите примеры. (обсуждение в парах).
- Вы так ловко определили тему урока, и я думаю, что вы знаете много сказочных птиц. Обсудите в парах, каких фантастических птиц вы встречали в сказках (Жар-птица, царевна-лебедь, петушок золотой гребешок, финист-ясный сокол и др.).
- Молодцы! Слайд 2
Отгадайте, о ком эта загадка?! Слайд 3 – 4 – 5 – 6.
- Вот она какая! Слайды 7-8-9-10-11
- Вот как художники изображали жар-птицу в сказках. Слайд 12-20
- Чему же на уроке сегодня мы можем научиться? Давайте определим цель нашего урока.
4. Первый этап практической работы
- На какую птицу похожа жар-птица? Слайд 21
- В чем вы видите сходство? Слайд 22
- Итак, мы рисуем сказочную птицу. (Слайд 12)
С чего же нам начать? Сначала продумаем цветовую гамму жар-птицы. Слайд 23
- Проверка Слайд 24
Задание: придумать образ сказочной птицы, причем не просто изобразить ее, а передать характер птицы, ее настроение.
- Какая может быть птица по характеру? (Добрая, злая, нежная, грубая)
- А по настроению? (Грустная, веселая, печальная)
- Для передачи веселой и доброй птицы, какие возьмем цвета? (Теплые, яркие)
- Для злой птицы какие лучше взять цвета? (Холодные, смешанные с черным цветом)
- В какой части листа будем размещать рисунок? (По центру листа)
(Круговыми движениями руки ребята показывают расположение рисунка на бумаге).
5. Физминутка
6. Практическая работа
- Сначала подумаем, как же наша птица выглядит, а затем:
мы определим последовательность работы и приступим к творчеству
- рисуем туловище
-прорисовываем голову
- продумываем и прорисовываем детали
-украшаем птицу, ведь она сказочная.
- Наша птица готова. Что делаем дальше?
7. Рефлексия. Оценка результатов деятельности и закрепление.
- Как мы назвали сегодня свой урок?
- Что означают слова: фантазия, пуантилизм?
- Какие сказочные птицы вам запомнились?
- Чему мы сегодня с вами учились?
- Что на уроке вам далось труднее всего?
- Как эти трудности вы преодолели?
Добились ли мы цели, которую поставили в начале урока?
- Давайте теперь оценим свою работу на уроке
- Ну вот мы и заканчиваем наш урок. Мы отлично поработали, большое спасибо вам за работу на уроке.