kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока изобразительного искусства на тему "Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 № урока18

 Тема урока:  "Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом"

Тип урока: Урок  усвоения  новых знаний

Задание:зарисовки деревянных построек – памятников древнерусской архитектуры

ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование  представлений о памятниках древнерусской  деревянной архитектуры.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие: учить, знакомить

 

  • знакомить   с древнерусским деревянным зодчеством на примере архитектурных памятников русского Севера;
  • анализировать и обсуждать произведения архитектурного искусства;
  • воспринимать самобытность древнерусского зодчества;
  • учить передавать форму архитектурных сооружений с определенной долей достоверности, композиционно организовывать лист, выделять первый план;                       
  • знакомство с простейшими законами перспективы;.
  • обдумывать замысел будущей композиции и работать в соответствии с намеченным планом;
  • включать в композицию элементы пейзажа;
  • использовать в собственной творческой работе различные художественные материалы.

Развивающие: развивать

  • художественно-эстетическое восприятие  произведений древнерусской архитектуры;
  • чувство прекрасного, творчество, фантазию, воображение;
  • усидчивость, аккуратность;
  •  композиционные и живописные  навыки, художественно-образную  и зрительную память;
  • аналитическое мышление обучающихся;
  • творческое отношение к выполнению задания

Воспитывающие: воспитывать

  • патриотические чувства к наследию   поколений, любви и уважения к прошлому своей  страны.
  • патриотические чувства, нравственные качества на примере былинных героев;
  • интерес к искусству  живописи, творчеству  русских  и современных мастеров- живописцев;
  • взаимоуважение,   уважение к труду художников,  традициям и обычаям  русской культуры и искусства;
  • художественный вкус;
  • познавательный интерес к изучаемому предмету.

Оборудование

Для учителя: иллюстрации с изображениями соборов, церквей, храмов; рисунки детей, фотографии, альбомы, карандаши,

краски, кисти; слайд- презентация по теме урока. Для учеников:  живописные материалы по выбору обучающегося.учебник стр. 104-110.

Ход урока:

1. Организационный этап (1 мин.)

Учитель: Добрый день! Начинаем наш урок. (Проверка готовности к уроку)

Ученики: Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются  на урок.

2. Введение в тему урока (2 мин.)

 

Учитель: Предлагает обучающимся прочитать на  доске тему  урока. Что такое архитектура? Что такое памятник? От какого слова произошло слово памятник? (память, помнить)

- А что относится к архитектурным памятникам? (кремль, церковь, монастырь, старинный дом…)  А что такое музей? Знаете ли вы значение этого слова? (храм муз). Как вы себе представляете  музеи под открытым небом?

Сегодня на уроке нам предстоит увлекательное путешествие по нашей Стране. Оно поможет встретиться с древними памятниками зодчества – настоящими музеями архитектуры под открытым небом.

Ученики: Позитивно  настраиваются на урок.                             

Отвечают на вопросы учителя.

Осмысливают и объясняют  значение слов «памятник», «архитектура», «музей»

3. Рефлексия эмоционального настроя на урок (0,5 мин.)

 Учитель: С каким настроением вы сегодня отправляетесь в путь за  знаниями? Демонстрирует обучающимся  2  рефлексивных таблицы ( лазурное солнечное  небо и небо пасмурное )   Обучающиеся  определяют свое настроение по  аналогии с   приведенными  на таблицах  этюдами.

Ученики: проводят  эмоциональную самооценку. Позитивно  настраиваются на урок.                             

4. Постановка цели и задач  урока  ( 2 мин.)

 Работа с таблицами ЗУХ (Знаем. Узнаем. Хотим узнать). Что мы знаем по теме урока? Что нам необходимо (хотим) узнать?  Учитель вместе   с детьми решает, что  нового на уроке  предстоит узнать, с чем новым познакомиться, научиться.

Ученики:Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают  о предстоящем задании. Самостоятельно пределяют   задачи урока:

  • увидеть и рассмотреть произведения древнерусской архитектуры,
  • узнать как правильно рисовать  архитектурные произведения прошлого,
  • в какой последовательности работать над заданием. 

5. Актуализация знаний (1,5 мин.)

Учитель: Для чего нам нужен сегодняшний  урок,  разговор о древнерусской архитектуре? Деревянное зодчество это уникальная страница русской культуры, это часть нашей истории,  это связь между прошлым и настоящим. Это наследство, оставленное  нам в дар нашими предками, это часть не только русской, но и общемировой истории и культуры. Для чего нам необходимо  узнать новое?   Для  чего нужно получить новые умения?  Где  мы сможем впоследствии применить полученные умения и навыки?

Ученики: Рассуждают  об актуальности новых умений и знаний.   Полученные знания дадут нам представление о нашем историческом и культурном прошлом. Полученные знания  позволят лучше разбираться в русской культуре, а также  изобразительном искусстве,  помогут стать художественно грамотным, развить свои творческие  способности.

6. Первичное восприятие и усвоение нового  учебного материала ( 8 мин.)

Учитель: Во многих селах и деревнях   на Руси издавна возводились  деревянные  крестьянские постройки: жилые дома-избы и храмы. Они свидетельство мудрости и нелегкой жизни народа, величия его духовного богатства. Без единого гвоздя воздвигали плотницкие артели, ладные, долговечные дома, величественные  храмы. Топор в то время был единственным  и главным орудием  строителя. Дело в том, что пила рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды, а топор, сминая волокна, запечатывает торцы бревен. А теперь постараемся более внимательно рассмотреть памятники архитектуры, увидеть, какие они, попытаемся дать ответ на вопрос – почему и через столетия не иссякает интерес к ним. Мы сможем  это понять, если почувствуем сердцем душу каменных и деревянных сооружений.

 Показ слайд- презентации. Обсуждение увиденного: какое впечатление произвели на вас произведения древнего деревянного зодчества?

Ученики: Слушают рассказ учителя. Просматривают презентацию по теме урока, рассматривают   произведения  зрительного ряда.

Работают с учебником (стр. 104-110)

Высказывают суждение об особенностях  архитектурных произведений, мастерстве древних русских  зодчих.

Анализируют  увиденные сооружения. Отвечают на вопросы учителя.

7. Первичная проверка понимания ( 1 мин.)

 Учитель:  Ответьте на вопросы:

  • Что общего вы заметили в конструкции изб и храмов?
  • Как связана древняя русская архитектура с окружающей природой?

(Постройки вписаны в ландшафт. Излюбленным материалом  русской народной  архитектуры всегда было дерево. Оно приветливо, по особому совместимо с человеком, роднит постройку с природой.)

Ученики: Отвечают на вопросы учителя.

8. Динамическая пауза  (0,5 мин.)

 

Учитель: Давайте немного отдохнем. Проводится физминутка. 

Ученики: Выполняют физические  упражнения

9. Закрепление  новых  знаний  в творческой практической деятельности (15мин.) 
Что нам известно об особенностях изображения  архитектурных построек?  Работа с учебными таблицами. Обобщение ответов детей. Демонстрация приемов  изображения архитектурных  элементов  в перспективе.
Инструктаж по   работе над творческим заданием:

 

  • Представить себе изображаемое место, определить  высоту линии горизонта, планы;
  • Определить что  будет изображаться на каждом из планов;
  • Постараться не копировать увиденные изображения, а передать их  форму  с определенной долей достоверности.

Пожелание успехов  в  работе над заданием. Помощь обучающимся при выполнении задания, корректировка ошибок. Поощрение, похвала обучающихся.

Ученики: Работают с учебными таблицами. Запоминают последовательность работы над заданием. Задают вопросы.  Определяют   принципы  организации листа. Определяют первый план, решают, что будет  изображено на переднем, среднем, заднем планах рисунка. Выполняют творческое задание согласно условиям.

10. Динамическая пауза  (0,5 мин.) Пальчиковая гимнастика

Ученики: Выполняют   упражнения для пальцев и кистей рук.

11.  Закрепление  новых  знаний  в творческой практической деятельности ( 10 мин.)

Учитель: Оказывает помощь обучающимся, корректирует ошибки,  подбадривает, хвалит обучающихся.

Ученики : Выполняют творческое задание согласно условиям.

12. Рефлексия   (  2,5 мин.)

Учитель: Проводит рефлексию  содержания урока  с использованием  таблицы ЗУХ.  Что нового мы узнали на  уроке? Что бы вы еще хотели узнать по новой теме?  Проводит  рефлексию деятельности  об-ся по таблице «Самооценка урока».Организует выставку работ. Чьи работы понравились больше всего? Почему? Хвалит  класс за усердие и старательность

 Ученики: Участвуют в  оценке своей деятельности на  уроке. Дают оценку  результатам своей  творческой деятельности .

13. Информация о домашнем задании (0,5 мин.)

Учитель: Дает домашнее задание:  закончить зарисовки.

Ученики: Записывают в дневники домашнее задание

 






 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства на тему "Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом" »

Класс/дата

18

урока


Тема урока

Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом


Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Задание

зарисовки деревянных построек – памятников древнерусской архитектуры

ЦЕЛЬ УРОКА

Формирование представлений о памятниках древнерусской деревянной архитектуры.








ЗАДАЧИ

УРОКА


Обучающие:








Учить, знакомить


  • знакомить с древнерусским деревянным зодчеством на примере архитектурных памятников русского Севера;

  • анализировать и обсуждать произведения архитектурного искусства;

  • воспринимать самобытность древнерусского зодчества;

  • учить передавать форму архитектурных сооружений с определенной долей достоверности, композиционно организовывать лист, выделять первый план;                       

  • знакомство с простейшими законами перспективы;.

  • обдумывать замысел будущей композиции и работать в соответствии с намеченным планом;

  • включать в композицию элементы пейзажа;

  • использовать в собственной творческой работе различные художественные материалы.

Развивающие:


Развивать

  • художественно-эстетическое восприятие произведений древнерусской архитектуры;

  • чувство прекрасного, творчество, фантазию, воображение;

  • усидчивость, аккуратность;

  • композиционные и живописные навыки, художественно-образную и зрительную память;

  • аналитическое мышление обучающихся;

  • творческое отношение к выполнению задания

Воспитывающие:

Воспитывать

  • патриотические чувства к наследию   поколений, любви и уважения к прошлому своей страны.

  • патриотические чувства, нравственные качества на примере былинных героев;

  • интерес к искусству живописи, творчеству русских и современных мастеров- живописцев;

  • взаимоуважение, уважение к труду художников, традициям и обычаям русской культуры и искусства;

  • художественный вкус;

  • познавательный интерес к изучаемому предмету.



Оборудование

Для учителя: иллюстрации с изображениями соборов, церквей, храмов; рисунки детей, фотографии, альбомы, карандаши,

краски, кисти; слайд- презентация по теме урока. Для учеников: живописные материалы по выбору обучающегося.учебник стр. 104-110.

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников


УУД

1. Организационный этап (1 мин.)

Добрый день! Начинаем наш урок.

Проверка готовности к уроку.

Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на урок.


Личностные УУД:

-способность к самооценке;

- положительное отношение к уроку.

Коммуникативные УУД:

- организовывать контакт с одноклассниками.


2. Введение в тему урока (2 мин.)






Предлагает обучающимся прочитать на доске тему урока. Что такое архитектура? Что такое памятник? От какого слова произошло слово памятник? (память, помнить)

- А что относится к архитектурным памятникам? (кремль, церковь, монастырь, старинный дом…) А что такое музей? Знаете ли вы значение этого слова? (храм муз). Как вы себе представляете музеи под открытым небом?

Сегодня на уроке нам предстоит увлекательное путешествие по нашей Стране. Оно поможет встретиться с древними памятниками зодчества – настоящими музеями архитектуры под открытым небом.



Позитивно настраиваются на урок.                             

Отвечают на вопросы учителя.

Осмысливают и объясняют значение слов «памятник», «архитектура», «музей»


Личностные УУД:

- положительное отношение к уроку;

- положительное отношение к познавательной деятельности;

- уважение к русской культуре, осознание себя гражданином России.

Регулятивные УУД:

-умение высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

3. Рефлексия эмоционального настроя на урок (0,5 мин.)

С каким настроением вы сегодня отправляетесь в путь за знаниями? Учитель демонстрирует обучающимся 2 рефлексивных таблицы ( лазурное солнечное небо и небо пасмурное ) Обучающиеся определяют свое настроение по аналогии с приведенными на таблицах этюдами.

Проводят эмоциональную самооценку. Позитивно настраиваются на урок.                             


Личностные УУД:

- положительное отношение к уроку;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем

4. Постановка цели и задач урока ( 2 мин.)

Работа с таблицами ЗУХ. Что мы знаем по теме урока? Что нам необходимо (хотим) узнать? Учитель вместе с детьми решает, что нового на уроке предстоит узнать, с чем новым познакомиться, научиться.

Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают о предстоящем задании. Определяют задачи урока:

  • увидеть и рассмотреть произведения древнерусской архитектуры,

  • узнать как правильно рисовать архитектурные произведения прошлого,

  • в какой последовательности работать над заданием.

Регулятивные УУД:

- определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке.

- определение

последовательности действий на уроке.


5. Актуализация знаний

(1,5 мин.)

Понимание важности темы и необходимости получения новых умений и знаний. Для чего нам нужен сегодняшний урок, разговор о древнерусской архитектуре? Деревянное зодчество это уникальная страница русской культуры, это часть нашей истории, это связь между прошлым и настоящим. Это наследство, оставленное нам в дар нашими предками, это часть не только русской, но и общемировой истории и культуры.

Для чего нам необходимо узнать новое? Для чего нужно получить новые умения? Где мы сможем впоследствии применить полученные умения и навыки?

Рассуждают об актуальности новых умений и знаний. Полученные знания дадут нам представление о нашем историческом и культурном прошлом. Полученные знания позволят лучше разбираться в русской культуре, а также изобразительном искусстве, помогут стать художественно грамотным, развить свои творческие способности.

Личностные УУД:

- желание приобретать новые знания, умения;

- положительное отношение к познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

- делать обобщения, выводы.


6. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала ( 8 мин.)


Во многих селах и деревнях на Руси издавна возводились деревянные крестьянские постройки: жилые дома-избы и храмы. Они свидетельство мудрости и нелегкой жизни народа, величия его духовного богатства. Без единого гвоздя воздвигали плотницкие артели, ладные, долговечные дома, величественные храмы. Топор в то время был единственным и главным орудием строителя. Дело в том, что пила рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды, а топор, сминая волокна, запечатывает торцы бревен. А теперь постараемся более внимательно рассмотреть памятники архитектуры, увидеть, какие они, попытаемся дать ответ на вопрос – почему и через столетия не иссякает интерес к ним. Мы сможем это понять, если почувствуем сердцем душу каменных и деревянных сооружений.

Показ слайд- презентации. Обсуждение увиденного: какое впечатление произвели на вас произведения древнего деревянного зодчества?



Слушают рассказ учителя. Просматривают презентацию по теме урока, рассматривают произведения зрительного ряда.




Работают с учебником (стр. 104-110)



Высказывают суждение об особенностях архитектурных произведений, мастерстве древних русских зодчих.

Анализируют увиденные сооружения. Отвечают на вопросы учителя.


Личностные УУД:

-положительное отношение к познавательной деятельности.


Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу;

-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;

- делать обобщения, выводы;

- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;

- слушать, извлекая нужную информацию;

- осмысление и переработка полученной информации.

- умение работать с учебником.


Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.


7. Первичная проверка понимания ( 1 мин.)

Ответьте на вопросы:

  • Что общего вы заметили в конструкции изб и храмов?

  • Как связана древняя русская архитектура с окружающей природой?

(Постройки вписаны в ландшафт. Излюбленным материалом русской народной архитектуры всегда было дерево. Оно приветливо, по особому совместимо с человеком, роднит постройку с природой.)

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- отвечать на вопросы, полно и точно выражать свои мысли;

Личностные УУД:

-признание для себя общепринятых морально-этических норм.

Познавательные УУД:

-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;

- делать обобщения, выводы;

- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;

- осмысление и переработка полученной информации.


8. Динамическая пауза

(0,5 мин.)

Давайте немного отдохнем. Проводится физминутка.

Выполняют физические упражнения

Личностные УУД:

-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья.

9. Закрепление новых знаний в творческой практической деятельности

(15мин.) 

     

Что нам известно об особенностях изображения архитектурных построек? Работа с учебными таблицами. Обобщение ответов детей. Демонстрация приемов изображения архитектурных элементов в перспективе.

Инструктаж по работе над творческим заданием:

  • Представить себе изображаемое место, определить высоту линии горизонта, планы;

  • Определить что будет изображаться на каждом из планов;

  • Постараться не копировать увиденные изображения, а передать их форму с определенной долей достоверности.

Пожелание успехов в работе над заданием. Помощь обучающимся при выполнении задания, корректировка ошибок. Поощрение, похвала обучающихся.

Работают с учебными таблицами.

Запоминают последовательность работы над заданием. Задают вопросы. Определяют принципы организации листа. Определяют первый план, решают, что будет изображено на переднем, среднем, заднем планах рисунка. Выполняют творческое задание согласно условиям.

Личностные УУД:

- освоение новых видов деятельности;

- участие в творческом, созидательном процессе;


Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- действовать по плану;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль посредством рисунка.

10. Динамическая пауза

(0,5 мин.)

Пальчиковая гимнастика

Выполняют упражнения для пальцев и кистей рук.

Личностные УУД:

-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья.

11. Закрепление новых знаний в творческой практической деятельности

( 10 мин.) 

    

Оказывает помощь обучающимся, корректирует ошибки, подбадривает, хвалит обучающихся.

Выполняют творческое задание согласно условиям.

Личностные УУД:

- освоение новых видов деятельности;

- участие в творческом, созидательном процессе;


Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- действовать по плану;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль посредством рисунка.

12. Рефлексия

( 2,5 мин.)

Проводит рефлексию содержания урока с использованием таблицы ЗУХ. Что нового мы узнали на уроке? Что бы вы еще хотели узнать по новой теме? Проводится рефлексию деятельности об-ся по таблице «Самооценка урока».Организует выставку работ. Чьи работы понравились больше всего? Почему? Похвалить класс за усердие и старательность

Участвуют в оценке своей деятельности на уроке. Дают оценку результатам своей творческой деятельности .

Личностные УУД:

- положительно относиться к учению.

Регулятивные УУД:

- адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно и справедливо оценивать достижения сверстников, радоваться чужим успехам.

13. Информация о домашнем задании

(0,5 мин.)


Дает домашнее задание: закончить зарисовки.

Записывают в дневники домашнее задание

Личностные УУД:

- ответственное отношение к учению.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Салахова Надежда Сергеевна

Дата: 22.06.2014

Номер свидетельства: 107732


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства