Просмотр содержимого документа
«РП по музыке 4 класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОЩИНСКАЯ ШКОЛА»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрено
на заседании МО учителей физической культуры , ОБЖ, технологии и художественно-эстетического цикла
МОУ «Рощинская школа»
Протокол № ___
от «__»2017 г.
Руководитель ШМО
_________/В.О.Куртвалиева /
«Согласовано»
зам.директора по УВР
МОУ «Рощинская школа»
___________/М.В.Кащеева/
«»2017г.
«Утверждаю»
Директор
МОУ «Рощинская школа»
_________/О.А.Маненко/
Приказ № _______
от «»2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
Класс: 4
Количество часов в неделю: 1 ч
Срок реализации программы: 2017 - 2018 учебный год
Учитель музыки
Куртвалиева
Венира
Османовна,
Категория:
б/категории
с. Рощино, 2017г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г. №17785); с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г. № 1241 (Зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011г. № 19707); с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011г. № 2357 (Зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011г. №22540), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 18.12.2012г. №1060 (Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013г. № 26993); с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. №1643. Авторской программы по предмету «Музыка 1 – 4 классы» для общеобразовательных учреждений» (авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.).
Основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Рощинская школа» приказ № 192 от 31.08.2015 г.;
Учебного плана муниципального общеобразовательного учреждения
«Рощинская школа» на 2017-18 учебный год;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсов, факультативов, в том числе внеурочной деятельности в МОУ «Рощинская школа» Джанкойского района Республики Крым.
Программа ориентирована на использование учебника … Музыка. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций /, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева. – 4-е издание. - М.: Просвещение, 2014. –128с.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
-начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения предмета «Музыка»;
-начальные представления о музыкальных способах познания мира;
-начальные представления о целостности окружающе
го мира;
-установка на здоровый образ жизни, бережное отношение к нарушенному зрению;
-потребность в двигательной активности, мобильность;
-ориентация на самостоятельность, активность, социально
-бытовую независимость в доступных видах деятельности;
-положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни, бережное отношение к нарушенному зрению;
-потребность в двигательной активности, мобильность;
-ориентация на самостоятельность, активность, социально
-бытовую независимость в доступных видах деятельности;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведени
Обучающийся получит возможность для формирования:
– понимания значения музыкального искусства в жизни человека;
– начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
– первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально - исполнительской деятельности;
– эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах
обучения;
-выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и
мыслительной форме;
-осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя музыкальную терминологию;
-использовать компенсаторные способы зрительной недостаточности в бытовой и
учебной деятельности;
-использовать регулирующую и контролирующую роль зрения в бытовой и
учебной деятельности;
-осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации.
Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать музыкально - исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
– воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;
– принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Обучающийся научится:
-понимать и толковать музыкальные термины для передачи информации проводить сравнение музыкальных произведений;
-проводить сравнение музыкальных произведений;
-иметь представление о средствах музыкальной выразительности и уметь с их помощью анализировать музыкальные произведения;
-находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Обучающийся получит возможность научиться:
– соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам
музыкальной выразительности (темп, динамика);
– понимать запись, принятую в относительной сольмизации, включая ручные знаки;
– пользоваться карточками ритма;
– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;
– соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
-задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра;
-воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
-понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам,
-прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
– исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
– использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
– следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
–соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в
исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
–наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и
различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
–общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов;
–узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, музыкальных инструментов и
оркестров.
–исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.), в т.ч. петь в одноголосном и двухголосном изложении;
–определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов, в т. ч. и современных электронных;
–оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира;
–исполнять на элементарных музыкальных инструментах сопровождение к знакомым
произведениям.
–эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров (в т.ч. фрагменты
крупных музыкально - сценических жанров); –эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально -творческой деятельности; –размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; –соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями;–ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; –сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; –ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка разных народов выражает общие для всех людей мысли и чувства.
Обучающийся получит возможность научиться:
–реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально -исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх;
–овладеть умением оценивать нравственное содержание музыки разных жанров русских
и зарубежных композиторов - классиков .реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации
музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально -
пластическом движении и импровизации);
–импровизировать мелодии и ритмическое сопровождение на законченные фрагменты
стихотворного текста в соответствии с его эмоционально-образным содержанием;
–владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов.
–системой музыкальных понятий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (34 часа)
При составлении тематического планирования учтен национально-региональный
компонент, который предусматривает знакомство четвероклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов
Крыма и составляет 10% учебного времени:
Урок №3. Как сложили песню. Р/К - Песни народов Крыма.
Урок №17. Композитор – имя ему народ. Р/К Творческие коллективы Крыма;
Урок №26. Кирилл и Мефодий. Р/К Праздники народов Крыма.
ТЕМА РАЗДЕЛА: «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» (4 ч.)
Урок 1. Вся Россия просится в песню…Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Урок 2. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Жанры русских народных песен. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Урок 3. Как сложили песню. Р/К - Песни народов Крыма.
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Многообразие жанров народных песен.
Урок 4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).
ТЕМА РАЗДЕЛА: «О РОССИИ ПЕТЬ – ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» -1ч.
Урок 5.Святые земли Русской. Илья Муромец. Духовная музыка. Былины.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
ТЕМА РАЗДЕЛА: «ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ» (4 Ч.)
Урок 6. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Лирические песни. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Урок 7. Ярмарочное гулянье. Народная песня в творчестве композиторов. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;
Урок8. Святогорский монастырь. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. (Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Песня – душа народа.
ТЕМА РАЗДЕЛА: «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!» - 2 ч.
Урок 10. Музыкальные инструменты России. Вокальная и инструментальная музыка. Оркестр русских народных инструментов. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Многообразие русских народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов.
Урок 11. Оркестр русских народных инструментов. Плясовые песни.
ТЕМА РАЗДЕЛА: «В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» - 3ч.
Урок 12. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Бал в замке польского короля.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Урок 13. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. За Русь все стеной стоим… Исторические события. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка – хор из 3-действия).
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Урок 14. Исходила младёшенька. Исторические события.
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского.
ТЕМА РАЗДЕЛА «ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ! - 2 ч.
Урок 15. Зимнее утро, зимний вечер. Календарно-обрядовые песни. Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Урок 16.Обобщающий урок II четверти. Музыка моего народа.
ТЕМА РАЗДЕЛА: «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!» - 1 ч.
Урок 17. Композитор – имя ему народ. Р-К –Творческие коллективы Крыма. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
ТЕМА РАЗДЕЛА: «В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ» - 5ч.
Урок 18. Царит гармония оркестра. Музыка украинского и русского народов.
Музыкальные инструменты (виолончель, скрипка). Вариации на тему рококо.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).
Урок 19. Старый замок.
Различные виды музыки: инструментальная.
Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).
Урок 20. Счастье в сирени живет…
Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).
Урок 21. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
Урок 22. Патетическая соната. Годы странствий.
Знакомство с творчеством русских и зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен, М.Глинка, П.Чайковский. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.
Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен, «Венециаеская ночь» М.И.Глинка, «Баркорола» из цикла «времена года» П.И. Чайковский).
ТЕМА РАЗДЕЛА: «В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» - 2ч.
Урок 23. Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Урок 24. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
ТЕМА РАЗДЕЛА: «О РОССИИ ПЕТЬ – ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» - 4 ч.
Урок 25. Святые земли Русской. Илья Муромец.
Урок 26. Кирилл и Мефодий. Р/К - Праздники народов Крыма.
Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.
Урок 27. Праздников праздник, торжество из торжеств.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»).
ТЕМА РАЗДЕЛА: «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!» - 1ч.
Урок 29. Народные праздники. Троица.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
ТЕМА РАЗДЕЛА: «ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ…» - 5ч.
Урок 30. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Урок 31. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
Урок 32. В каждой интонации спрятан человек. «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Урок 33. Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
Урок 34. Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»)