Преподаватели-теоретики часто сталкиваются с нелюбовью к сольфеджио. А почему? Вероятно, сухая техничность исполнения упражнений, элементарная теория музыки, выраженная в цифрах и формулах, делают предмет специального сольфеджио скучным и малоинтересным для детей.
Для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми, важна работа по развитию творческих навыков, творческому раскрепощению
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Работа с интервалами»»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств № 8
г. Ульяновск
Методическая разработка
«Работа с интервалами»
преподаватель Пономарева Ирина Юрьевна
декабрь, 2016 г.
Преподаватели-теоретики часто сталкиваются с нелюбовью к сольфеджио. А почему? Вероятно, сухая техничность исполнения упражнений, элементарная теория музыки, выраженная в цифрах и формулах, делают предмет специального сольфеджио скучным и малоинтересным для детей.
Для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми, важна работа по развитию творческих навыков, творческому раскрепощению детей. При этом необходимо изучать темы по сольфеджио.
Это было небольшое вступление. А теперь обратимся непосредственно к теме нашей работы. Изучение данной темы включает поэтапное освоение, касающееся различных сторон интервала. От общих теоретических сведений ,переходя к конкретным слуховым представлениям, в практической работе с интервалами, осуществляется приобретение интонационных навыков в воспроизведении, умение применять знания в работе с музыкальными произведениями на уроках по специальности, написании диктантов, пении с листа на уроках сольфеджио. При изучении темы «интервал», происходит активное действие в работе над развитием музыкального слуха учащегося, но важно, чтобы этот процесс был строга разграничен на постепенное усвоение материала.
Развитие музыкального слуха, невозможно без долгой и кропотливой работы над интервалами, потому что роль интервала, его выразительных возможностей в музыке огромна. Поэтому, следует работать над двумя основными в освоении этого элемента музыкального языка, сторонами:1) первая должна быть направлена на изучение гармонического свойства интервала как основы фонизма, одновременного звучания двух звуков и их выразительных свойствах консонантности и диссонантности; 2) вторая-на изучение мелодического свойства интервала- основы строения, выразительности мелодической линии. Поэтому при изучении и освоении мелодического, гармонического интервала, необходимо ставить следующие задачи:
Гармонический интервал трактовать как созвучие, обладающее тембровой и функциональной характеристикой, как одно из средств развития гармонического и тембрового слуха.
Мелодический интервал изучать как интонацию
Умение слышать гармонический интервал, даёт возможность впоследствии структурировать аккорды, а умение воспроизводить, слышать мелодические интервалы, открывает возможность точного, осмысленного воспроизведения мелодии.
Работа над интервалами позволяет одновременно активизировать многие процессы слухового, зрительного, голосового, образного восприятия. Возможность правильно пользоваться полученными знаниями по этой теме даёт возможность приобретения, развития интервального слуха, то есть осознанных представлений. Следует сказать, что развитие интервального слуха- результат развития относительного слухового восприятия.
Задача педагога научить учащихся точно и осмысленно воспроизводить голосом скачки на любые интервалы, в любом направлении, в любых метроритмических условиях; суметь услышать, определить любой интервал, как в мелодическом, так и в гармоническом звучании в ладу, учитывая его функциональность, и вне лада, опираясь на акустическую природу.
При изучении темы «интервал» следует сначала подготовить учащихся. На том этапе они уже должны знать понятия « тон», «полутон»; здесь полезным будет упражнение-показывать на трафарете-клавиатуре все существующие тоны, полутоны от белых и чёрных клавиш по порядку, в восходящем и нисходящем движении. Постепенно приобретается умение быстро находить их расстояние на клавиатуре от разных звуков со знаками и без них, проигрывать на инструменте фортепиано, а также считать от любого предложенного звука любую тоновую величину. Когда учащиеся научатся быстро и легко считать определённую заданную тоновую величину в восходящем и нисходящем порядке, от заданной ноты, можно переходить к объяснению темы «интервал», «построение интервалов». Первое знакомство с темой «интервал» как правило, общее, нужно кратко и понятно дать определение этому важному элементу музыкального языка, имеющего нижний звук- основание и верхний- вершину. С теоретической точки зрения познакомить с названиями, их обозначениями, за основу которых взяты арабские цифры, то есть рассмотреть в интервалах количественное свойство, и объяснить, как с этим связаны названия интервалов. Затем переходить к построению: учащиеся должны научиться считать заданное количество звуков в интервале в нужном направлении, таким образом, добиться быстрого нахождения на клавиатуре заданного интервала от белых клавиш вверх и вниз. При построении, проигрывании конкретных интервалов, нужно обращать внимание учащихся на зрительное запоминание расположений звуков, особенно таких интервалов как прима, секунда, терция, октава, где наглядно быстро и легко удаётся их узнавать по расположению звуков по отношению друг к другу. Например , звуки примы можно назвать «близнецами», «двойняшками», по видимому повторению одного и того же звука, секунду «ступеньками», так как звуки расположены рядом, по порядку друг за другом, терцию ассоциируют со столбиком, у которого пропущен один звук. В практической части важно разделить интервалы на освоение в мелодическом и гармоническом звучании, а по гармоническим свойствам на типы консонантности и диссонантности. Качественная сторона интервалов, деление интервалов по их окраске звучания, требует ещё более внимательного, постепенного подхода.
На начальном этапе, при первом знакомстве с конкретным интервалом важно дать яркое, детальное и понятное объяснение. Для этого на раннем этапе изучения, что происходит в младших классах, преподаватели используют образно- зрительную систему ассоциаций. Например, В. Кирюшин и дети находили в звучании секунды что-то ядовитое, колючее, хрюкающее,что в целом определило секунду как существо похожее на ежа, поросёнка и крысу с двумя большими иглами. Терция же для детей- это что-то нежное, мягкое, отсюда- пушистые зверьки, похожие на зайчиков, у которых было три ушка, три лапки, три хвостика. Но здесь следует отметить, что любая методика требует индивидуального подхода и понимания, учитывая возраст и интересы учащихся. На первых уроках немаловажно усвоить гармоническую и мелодическую природу звучания интервала через конкретный пример, образ, который будет доступен для учащихся данного возраста. Педагог на этом этапе должен вести диалог с учениками, спрашивать и учитывать их мнения об ассоциациях, связанных со звучанием гармонического интервала. В мелодическом освоении помогут краткие песенки - попевки, сочинённые на каждый интервал или заимствованные из пособий других сольфеджистов, музыковедов. Важно, чтобы эти песенки были яркими, легко доступными, запоминающимися в мелодическом и ритмическом плане, для того, чтобы учащийся мог самостоятельно проиграть её на музыкальном инструменте, выучить наизусть, а в последствии подобрать от других звуков. Желательно, чтобы в мелодии песенок использовалось как восходящее, так и нисходящее движение на данный интервал. Самостоятельно работая над данным упражнением, при проигрывании его на фортепиано, у учащегося активизируется и развивается память как слуховая, образная, так и тактильная. Сочиняя или заимствуя, песенки - попевки из пособий других музыковедов, нужно учитывать возраст учащихся. Возможно, подобрать отрывки из знакомых с детства кинофильмов, мультфильмов, современных песен (приложение 1). Но песенки - попевки, отрывки должны быть простыми в исполнении, чтобы каждый из учащихся мог проиграть их самостоятельно на инструменте. В своей практике, обучая учащихся, использую такие песенки - попевки (приложение 2).
В сборнике Л.Алексеевой нет песенок - попевок, она предлагает свою методику освоения данной темы. Знакомство с данными элементами музыкального языка автор представляет в звукоподражательных и музыкально-речевых интонациях.
Автор на примерах ярких песен, пьес других авторов, заимствованных из профессиональной, народной музыки, создаёт определённые образные ассоциации у учащихся, позволяющие легко и быстро запомнить мелодию и характер звучания интервала.
Цель пособия: развить интервальный слух и ассоциативное мышление при восприятии интервалов, обучить элементарной импровизации. Например, Л.Алексеева предлагает осваивать примы и секунды в народных песнях-прибаутках «Андрей-воробей», «Тётка богатка», «Сорока-сорока», «Дон-дон». Затем предлагается прослушать произведение, в мелодии которого будет неоднократно встречаться интервал, например, секунда, являясь основным выразительным элементом мелодии в изображении данного образа («Быстрый ручеёк» Ф.Бейера стр.47). В пособии есть интересные слуховые задания-загадки: учащиеся при проигрывании произведения должны угадать, какого персонажа хотел изобразить в своём произведении композитор, и при помощи каких интервалов.
Для хорового, вокальных отделений учащихся семилетнего образования можно использовать песенки более сложные (Приложение 3).
Мелодии песенок построены на интонациях одного интервала звучащего как в восходящем, так и в нисходящем порядке, что даёт возможность учащимся усваивать интонационные особенности интервала в двух направлениях. Это своего рода музыкальные упражнения-правила: в текстах песенок указаны название интервала и количество тонов в нём. На своём педагогическом опыте убедилась в том, что учащиеся быстро запоминают эти песенки, и с лёгкостью отгадывают интервалы на слух, приобретают первичный навык интонирования данного интервала.
Впоследствии, выбранные и выученные песенки-попевки учащиеся должны проигрывать самостоятельно дома, подбирать на слух от других белых клавиш, а при слуховом анализе, обязательно, пропевать от основания к вершине анализировать характер звучания данного интервала, вспоминать, подбирают по памяти подходящую, знакомую песенку, затем отгадывать.
Пропевая расстояние в интервале между звуками, у учащихся происходит запоминание на уровне ощущений голосового аппарата – связок, со временем они понимают, что широкий интервал петь сложнее, расстояние, диапазон увеличивается, и, соответственно, определить его тоже будет не сложно по этому дополнительному признаку. Но со временем песенки забываются, поэтому важно учащихся научить давать правильную и точную характеристику звучания каждого интервала, ведь при систематических занятиях, у каждого создаётся свой образ, ассоциации. Нужно, чтобы для них основным методом слухового анализа являлось определение точного «звукового образа», через внутреннее интонирование, а также обращение к «памяти» голосовых связок. При проигрывании интервалов нужно всё время активизировать внимание учащихся, например, поставить задачу «из шести проигранных интервалов, определить, сколько прозвучало малых секунд, или диссонансов, или сколько прозвучало интервалов в мелодическом расположении в восходящем порядке, затем спросить какие и т.д.» Уместно приучать учащихся находить самим выразительные элементы в музыкальных примерах: скачки, движение мелодии по изучаемым интервалам, или роли его в аккомпанементе, рассуждать о его выразительном свойстве, значении в данном произведении, жанре. Ведь интервальный слух – способность точно оценить интервал как высотное соотношение двух звуков, обладающих определенным устойчивым выразительным свойством.
Прежде всего, необходимо различать выразительность интервала в гармонической форме от того же интервала в его мелодической форме. Решающее значение для выразительности гармонического интервала имеет степень сложности одновременного сочетания его звуков, его
консонантность или диссонантность.
Поэтому при выполнении слухового анализа гармонических интервалов, следует направить внимание учащихся на три пункта:
1. определить по звучанию консонанс или диссонанс;
2. определить, пропевая от основания к вершине расстояние между звуками – узкий интервал или широкий;
3. определить окраску интервала – мажорный, минорный или пустой, без ладовой характеристики.
Для мелодического интервала решающее значение имеет направление (восходящее или нисходящее), которым интервал образуется. Для обеих сторон интервалов в равной мере большое значение имеют величина интервала, ладовое значение составляющих его ступеней, а также ритм, тембр и характер исполнения. Для выразительности интервала имеет значение место в музыкальной фразе или музыкальном предложении, в котором оно появляется: в начале, середине, в момент кульминации, цезуры, в кадансе; участвует ли он в повторных мотивах, в секвенции и т. д.
В целом, слуховые восприятия интервалов можно записать в ниже предложенной таблице.
Таблица слухового восприятия интервалов.
ч.1–повторение одного и того же звука, унисон.
м.2–гармоническая характеристика: узкий, близкий, жалобный диссонанс, резкий, «фальшивый»; мелодическая характеристика: разрешение в восходящем порядке, скорбь, плачь в нисходящем.
м.7–гармоническая характеристика: широкий, мягкий диссонанс, хочется разрешить вниз, обращение секунды; мелодическая характеристика: требует разрешения, допевания, неустойчивое звучание.
б.7–гармоническая характеристика: широкий, резкий, острый диссонанс, хочется разрешить вверх, в октаву, обращение секунды; мелодическая характеристика: далёкий, требует разрешения, допевания, ярко выраженное неустойчивое звучание.
ч.8–широкий консонанс, слитное звучание одного звука на разной высоте.
Важным этапом при изучении темы «интервал» является работа над интонированием в ладу. Здесь следует сказать, о том, что явно возрастает значение песенное-попевок, опирающихся на ладовые ощущения, то есть, на каком-то этапе при работе с интервалами стирается грань между работой в ладу и вне лада.
Каждая ступень в ладовой системе имеет отдельную характеристику звучания. У учащегося при работе в ладу должен быть хорошо закреплён в сознании характер звучания каждой ступени, это поможет ему осознанно ориентироваться, интонировать в тональности.
I ступень тоника, самая опорная и главная в тональности, она начало и конец звучания, II ступень неустойчивая, осторожная, близкая к тонике, хочется разрешать в неё нисходящим движением, III ступень опорная, терцовая по отношению к тонике, в мажоре светлая, весёлая, в миноре – грустная, печальная, IV ступень самая уверенная, твёрдая из всех неустойчивых благодаря квартовому расстоянию от тоники, хочется допеть, разрешить в III, V ступень – опорный, устойчивый квинтовый тон тонического трезвучия, доминанта, VI ступень характеризуется в мажоре светлой, лёгкой, в миноре – жалобной, печальной, хочется разрешать в нисходящем направлении в V ступень, VII ступень по характеру звучания острая, неустойчивая, стремящаяся разрешиться вверх. Звучание каждой ступени сопровождается ручным знаком, позволяющим наглядно определить место положения ступени в тональности. В своей практике пришла к выводу изменить ручные знаки при обозначении III, VI, VII ступеней в ладах натуральных видах мажора и минора. В миноре, поскольку меняется ладовое звучание III, VI, VII (нат.) ступеней, изменяю на другие, указывающие на грустное, печальное настроение.
Одним из эффективных упражнений для работы в ладу является пение ломаной гаммы. Сначала при пении в восходящем порядке гаммы возвращаемся к тонике в первой октаве, если в До мажоре, то к ноте до первой октавы, а при пении в нисходящем порядке – возвращаемся к тонике во второй октаве. Можно учащихся разделить на две группы, одна поёт всё время тонику, а другая остальные ступени. При этом учащимся приходится внимательно слушать друг друга, чтобы спеть продолжение. Таким образом, происходит сначала неосознанное интонирование интервалов в ладу, а затем преподаватель спрашивает учащихся о том, какие здесь задействованы расстояния между звуками и какие интервалы в этой мелодии спрятались. Более сложным заданием является задание «удержать тонику», чтобы она «не сбежала», предлагается одному учащемуся петь тонику и тянуть её, а второму спеть, подстроить к ней другую ступень на нужный интервал. В таком упражнении происходит освоение гармонического звучания интервала в двухголосии.
Затем предлагается учащимся выписать, получившиеся интервалы при пении ломаной гаммы отдельно в восходящем порядке и подписать их. Потом проинтонировать уже осознанно в ладу, как движение от тоники к нужной ступени, анализируя скачок на нужный интервал при пении в восходящем порядке, как движение вверх от устойчивой тоники:
- ко II ступени, лежащей рядом, неустойчивой, близкой, «аккуратной»;
- к III-как начальное движение по устойчивым звукам, звукам тонического трезвучия;
- к IV–как уверенное сигнальное движение, или движение от тонической к субдоминантовой функции;
- к V–движение к устойчивому, опорному звуку, доминантовому тону;
- к VI-движение от тоники к неустойчивой светлой, мягкой в мажоре и печальной, грустной в миноре, требующей разрешения;
- к VII–движение к вводному тону, острому, стремящемуся разрешиться в тонику в восходящем движении;
- к I ступени во второй октаве, как повторение тоники на разной высоте.
Затем, выписать интервалы, получившиеся при пении ломаной гаммы в нисходящем порядке, определить и проинтонировать уже осознанно в ладу, как нисходящее движение от тоники к нужной ступени, при этом анализировать движение, скачок на нужный интервал, как движение вниз от устойчивой тоники:
- к VII–нисходящее движение к вводному тону, жалобная полутоновая интонация в натуральном мажоре и гармоническом виде минора, VII ступень интонируется очень близко по отношению к тонике во второй октаве;
- к VI–нисходящее движение к светлой в мажоре и нежной, грустной в миноре, но в обоих вариантах мягкой, неустойчивой VIступени, исполняют осторожно;
- к V–нисходящее движение к устойчивой ступени, воспринимается и усваивается как движение от I к V ступени, квартовый нисходящий ход от тонической, к доминантовой функции;
- к IV–нисходящее движение к неустойчивой ступени, но звучащей тяжело, уверенно, требующей допевания, разрешения в устойчивую III ступень;
- к III–нисходящее движение в мажоре на опорный, устойчивый светлый звук, в миноре на опорный, устойчивый, грустный, печальный звук;
- ко II–нисходящее движение от тоники второй октавы к этой ступени воспринимается как допевание гаммы сверху вниз, так же следует петь осторожно, заранее думая о звучании тоники;
- к I–нисходящее октавное движение от тоники к тонике, воспринимается как повторение одного и того же звука на разной высоте.
Таким образом, при пении данного упражнения участвует ладовое взаимоотношение тупеней, тяготений неустойчивых к устойчивым. Но при анализе получившихся расстояний между ступенями, они воспринимаются и как интервалы в мелодическом положении. При пении такого упражнения нужно следить за тем, чтобы учащиеся старались осознанно воспроизводить движение, скачок на данный интервал, а после, например, в игровой форме слушали мнения преподавателя или учащихся, которые могут быть «экспертами» и теперь должны помочь ему, если у него не совсем получилось, правильно проинтонировать нужный интервал.
Такие задания активизируют работу учащихся на уроке, развивают музыкальный, интервальный слух, способствуют осознанному, правильному интонированию интервалов в ладу. Таким образом, ладовое чувство и ладовые представления: умение представлять, чисто интонировать в конкретной тональности устойчивые и неустойчивее ступени, слышать их взаимодействия, тяготения, будут играть важную роль в интонировании интервалов в ладу, и выполнять одну из важных этапов в освоении этой работы.
Итак, опираясь на ладовую систему в работе с интервалами следует начинать с наиболее удобных, простых ступеневых взаимоотношений. Интервалы на устойчивых ступенях: от I ↑ - ч.5, ч.8, б.3 в мажоре, м.3 в миноре, от V ↑ – ч.4, б.3 в натуральном мажоре, гармоническом виде минора,б.2 ↑ от V, от III ↓- б.3 в мажоре, м.3 в миноре, м.6 ↑ в мажоре, б.6 – в миноре; м.2 от III ↑, от неустойчивых ступеней сначала проще освоить интонацию секунды м.2 от VII ↑, интонацию м.3 от VII ↑ или II ↓, интонацию б.6 от II ↑ и т .д.
В заключении хочется сделать несколько обобщений. При освоении темы «Интервал» и в работе над данными элементами музыкального языка, можно использовать разные приёмы и методы из разных источников – пособий. Не обязательно использовать материал только одного автора, можно его варьировать, дополнять другими примерами, или же осуществлять свой собственный подход к данной теме. Главной целью должно быть желание педагога, заинтересовать, доступным образом донести материал в интересной форме для учащихся данного возраста, отделения при обучении предмету «Сольфеджио». На начальном этапе ознакомления с данной темой, для облегчения усвоения материала, использовать образно-ассоциативный метод характеристик: наглядных пособий в виде рисунков, сказок, стихов, загадок.
Подбирать яркие музыкальные примеры и анализировать, рассуждать о роли «интервала» в музыке. В работе в ладу – опираться на ладовые взаимосвязи, ступеневые представления и их взаимодействия, влияния, чередования. Умение осознанно пользоваться полученными навыками в интонировании «интервалов» при чтении с листа, написании диктанта, пении вне лада, быстро и точно определять их в заданиях по слуховому анализу, является результатом трудоёмкой работы преподавателя и ученика. Кропотливый и многомасштабный труд в освоении интонационной мелодической «ячейки» интервала, гармонической основы «фонизма», взаимоотношений функциональных связей звуков в ладу является ступенью к достижению главной цели – развить разносторонне грамотный музыкальный слух.
Используемая литература.
1. Л.Алексеева «От примы до октавы»
2. С.Белецкий «Азбука музыки в вопросах и ответах или маленькие секреты большой музыки»
3. С.Белецкий «Чтение нотного письма»
4. Т.Боровик «Изучение интервалов на уроках сольфеджио»
5. Г.Виноградов, Е.Красовская «Занимательная теория музыки»
6. И.Домогацкая «Методика диагностики эстетических способностей детей 3-5 лет»
7. Л.Лёхина «Путешествие в страну интервалов»
8. Л.Синяева «Наглядные пособия на уроках сольфеджио»