Особенности работы с хоровым коллективом - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «КЛАСС АНСАМБЛЯ»
Особенности работы с хоровым коллективом - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «КЛАСС АНСАМБЛЯ»
Типы и виды хоров.
Певческая установка.
Певческое дыхание.
Строение голосового аппарата.
Звукообразование.
Строй хора.
Ансамбль в хоре.
Певческие голоса и их классификация.
Метр и ритм в хоровом пении.
Темп в хоре.
Хоровой коллектив. Хоровые партии.
Нюансировка и динамика в хоре. 1. Типы и виды хоров.
Хор – это собрание поющих, в звучности которых есть: строго выверенный строй, уравновешенный ансамбль и четко выявленные нюансы.
Тип хора определяется по составу исполнителей в группах певческих голосов. Распространенными являются три типа:
однородный хор
смешанный хор
неполно-смешанный хор
Вид хора определяется по количественному составу певцов, хоровых партий и самостоятельных групп. Распространенными являются следующие виды хоров: малый хор (12-16 человек), камерный хор (20-30 человек), средний хор (до 40 человек) и большой хор (достигает 80-100 человек). Вид хора зависит и от количества хоровых партий: одноголосный, 2-ух, 3-ёх, 4-ёх и более голосный.
2.Певческая установка.
Певческая установка – это наиболее удобное и естественное положение ротоглоточной полости и всего голосового аппарата при подготовке к пению.
Певческая установка почти в идеальном виде образуется при позыве к зеванию: мягкое небо поднимается, корень языка прижимается вниз «ложится», гортань автоматически опускается.
При пении стоя, надо стоять ровно на двух ногах, не переминаясь, подбородок слегка поднят, грудь немного вперед, плечи отведены назад.
При пении сидя, нельзя забрасывать ногу на ногу, ноги стоят ровно. Спина подтянута. Ощущения такие же, что и при пении стоя.
Певческая установка должна быть закреплена до автоматизма в процессе пения.
3. Певческое дыхание.
В отличие от обычного жизненного дыхания (вдох и выдох), певческое дыхание имеет три момента ( вдох, задержка дыхания и выдох).
Дыхание – это один из факторов голосообразования. Оно дает энергию для воспроизведения звука посредством колебания голосовых связок, вызываемого прохождением через них струи воздуха из легких. В пении принято различать следующие типы дыхания:
грудное
брюшное (диафрагмальное)
грудобрюшное (смешанное)
Певческое дыхание осваивается в основном на звуковых упражнениях, когда в работе участвуют все отделы голосового аппарата. Основным критерием правильности дыхания является качество звучания голоса.
4.Строение голосового аппарата.
Прежде чем говорить о хоровом пении, необходимо кратко коснуться строения голосового аппарата, в котором различают три больших отдела:
органы дыхания, подающие воздух к голосовой щели;
органы звукообразования (гортань), где находятся голосовые связки;
артикуляционный аппарат, с системой резонаторных полостей, служащий для образования гласных и согласных звуков.
В процессе разговорной речи и пения, все отделы голосового аппарата работают взаимосвязано:
дыхание дает энергию для воспроизведения звука с помощью колебания голосовых связок, вызываемого прохождением через них струи воздуха из легких. К органам дыхания относятся легкие, бронхи, трахеи;
гортань – это орган, в котором возникает звук. Представляет собой сложную систему хрящей, которые соединены связками и суставами. По ощущению во время пения, гортань должна быть свободна и опущена, как это бывает при зевании. Внутри гортани, находятся голосовые связки – это две парные мышцы, покрытые эластичной соединительной тканью и слизистой оболочкой. Связки могут смыкаться, размыкаться, напрягаться и натягиваться. Размер голосовых связок определяет тип голоса.
артикуляционный аппарат, с системой резонаторных полостей: глоточная, ротовая, носовая и придаточные полости носа. Благодаря резонансу этих полостей меняется тембр звука.
Головное резонирование ощущается как вибрация в голове, области маски, зубов, темени.
Грудное резонирование ощущается как вибрация в груди.
5. Звукообразование.
Певческий звук образовывается колебанием выдыхаемого из легких воздуха во время прохождения его через голосовую щель. Эти колебания, воспроизводящие звуковые волны выходят из гортани через полость зева, рта и носа. Тот момент, когда струя звуковых волн ударяется в твердое или мягкое небо называется атакой звука. Различают три вида атаки:
мягкая атака;
твердая атака;
придыхательная атака (неправильный вид атаки).
6. Строй хора.
Строй – это чистота интонирования в пении. Недаром говорят: нет строя – нет хора! Чистота интонирования зависит от слуха. Один и тот же звук может интонироваться по разному, в зависимости от того, в каком он ладу (мажорном или минорном), в зависимости от того, перед какой ступенью он расположен, какая ступень после него. На интонирование влияет особенность тяготения той или иной ступени лада. Звук может интонироваться с тенденцией повышения, понижения и устойчиво. Различают несколько видов строя, основными считаются:
мелодический строй (горизонтальный) – это чистота интонирования интервалов. Мелодический строй – это строй одной хоровой партии. Основой мелодического строя является унисон.
гармонический строй (вертикальный) – это точное исполнение по высоте звука данного аккорда. Гармонический строй – это строй всех партий хора, т.е. общехоровой.
По степени интонирования интервалы делятся на:
легкие (все чистые интервалы, оба звука которых устойчивы: ч.1., ч.4., ч.5., ч.8.)
трудные (все большие и малые интервалы, большие интервалы интонируются с односторонним расширением, а малые с односторонним сужением: м.2., б.2.,м.3., б.3., м.6., б.6., м.7., б.7.)
очень трудные (все увеличенные и уменьшенные интервалы, оба звука которых интонируются неустойчиво (ув.4., ум.5.)
В мажорном трезвучии основной тон и квинта и интонируются устойчиво, а терция интонируется высоко. В минорном трезвучии основной тон и квинта интонируются устойчиво, а терция низко.
Существует ряд условий, влияющих на хоровой строй:
физическое состояние певцов;
эмоциональное состояние певцов;
наличие внимания и слуха;
голосоведение;
темп;
динамика;
гармоническая структура произведения;
ритм
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предметно-цикловая комиссия народно-хоровых и музыкально-теоретических
дисциплин
Л. А. Ермолаева
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «КЛАСС АНСАМБЛЯ»
для студентов 4 курса
Шацк 2013г.
Типы и виды хоров.
Певческая установка.
Певческое дыхание.
Строение голосового аппарата.
Звукообразование.
Строй хора.
Ансамбль в хоре.
Певческие голоса и их классификация.
Метр и ритм в хоровом пении.
Темп в хоре.
Хоровой коллектив. Хоровые партии.
Нюансировка и динамика в хоре.
Типы и виды хоров.
Хор – это собрание поющих, в звучности которых есть: строго выверенный строй, уравновешенный ансамбль и четко выявленные нюансы.
Тип хора определяется по составу исполнителей в группах певческих голосов. Распространенными являются три типа:
однородный хор
смешанный хор
неполно-смешанный хор
Вид хора определяется по количественному составу певцов, хоровых партий и самостоятельных групп. Распространенными являются следующие виды хоров: малый хор (12-16 человек), камерный хор (20-30 человек), средний хор (до 40 человек) и большой хор (достигает 80-100 человек). Вид хора зависит и от количества хоровых партий: одноголосный, 2-ух, 3-ёх, 4-ёх и более голосный.
Певческая установка.
Певческая установка – это наиболее удобное и естественное положение ротоглоточной полости и всего голосового аппарата при подготовке к пению.
Певческая установка почти в идеальном виде образуется при позыве к зеванию: мягкое небо поднимается, корень языка прижимается вниз «ложится», гортань автоматически опускается.
При пении стоя, надо стоять ровно на двух ногах, не переминаясь, подбородок слегка поднят, грудь немного вперед, плечи отведены назад.
При пении сидя, нельзя забрасывать ногу на ногу, ноги стоят ровно. Спина подтянута. Ощущения такие же, что и при пении стоя.
Певческая установка должна быть закреплена до автоматизма в процессе пения.
3. Певческое дыхание.
В отличие от обычного жизненного дыхания (вдох и выдох), певческое дыхание имеет три момента ( вдох, задержка дыхания и выдох).
Дыхание – это один из факторов голосообразования. Оно дает энергию для воспроизведения звука посредством колебания голосовых связок, вызываемого прохождением через них струи воздуха из легких. В пении принято различать следующие типы дыхания:
грудное
брюшное (диафрагмальное)
грудобрюшное (смешанное)
Певческое дыхание осваивается в основном на звуковых упражнениях, когда в работе участвуют все отделы голосового аппарата. Основным критерием правильности дыхания является качество звучания голоса.
4.Строение голосового аппарата.
Прежде чем говорить о хоровом пении, необходимо кратко коснуться строения голосового аппарата, в котором различают три больших отдела:
органы дыхания, подающие воздух к голосовой щели;
органы звукообразования (гортань), где находятся голосовые связки;
артикуляционный аппарат, с системой резонаторных полостей, служащий для образования гласных и согласных звуков.
В процессе разговорной речи и пения, все отделы голосового аппарата работают взаимосвязано:
дыхание дает энергию для воспроизведения звука с помощью колебания голосовых связок, вызываемого прохождением через них струи воздуха из легких. К органам дыхания относятся легкие, бронхи, трахеи;
гортань – это орган, в котором возникает звук. Представляет собой сложную систему хрящей, которые соединены связками и суставами. По ощущению во время пения, гортань должна быть свободна и опущена, как это бывает при зевании. Внутри гортани, находятся голосовые связки – это две парные мышцы, покрытые эластичной соединительной тканью и слизистой оболочкой. Связки могут смыкаться, размыкаться, напрягаться и натягиваться. Размер голосовых связок определяет тип голоса.
артикуляционный аппарат, с системой резонаторных полостей: глоточная, ротовая, носовая и придаточные полости носа. Благодаря резонансу этих полостей меняется тембр звука.
Головное резонирование ощущается как вибрация в голове, области маски, зубов, темени.
Грудное резонирование ощущается как вибрация в груди.
Звукообразование.
Певческий звук образовывается колебанием выдыхаемого из легких воздуха во время прохождения его через голосовую щель. Эти колебания, воспроизводящие звуковые волны выходят из гортани через полость зева, рта и носа. Тот момент, когда струя звуковых волн ударяется в твердое или мягкое небо называется атакой звука. Различают три вида атаки:
мягкая атака;
твердая атака;
придыхательная атака (неправильный вид атаки).
Строй хора.
Строй – это чистота интонирования в пении. Недаром говорят: нет строя – нет хора! Чистота интонирования зависит от слуха. Один и тот же звук может интонироваться по разному, в зависимости от того, в каком он ладу (мажорном или минорном), в зависимости от того, перед какой ступенью он расположен, какая ступень после него. На интонирование влияет особенность тяготения той или иной ступени лада. Звук может интонироваться с тенденцией повышения, понижения и устойчиво. Различают несколько видов строя, основными считаются:
мелодический строй (горизонтальный) – это чистота интонирования интервалов. Мелодический строй – это строй одной хоровой партии. Основой мелодического строя является унисон.
гармонический строй (вертикальный) – это точное исполнение по высоте звука данного аккорда. Гармонический строй – это строй всех партий хора, т.е. общехоровой.
По степени интонирования интервалы делятся на:
легкие (все чистые интервалы, оба звука которых устойчивы: ч.1., ч.4., ч.5., ч.8.)
трудные (все большие и малые интервалы, большие интервалы интонируются с односторонним расширением, а малые с односторонним сужением: м.2., б.2.,м.3., б.3., м.6., б.6., м.7., б.7.)
очень трудные (все увеличенные и уменьшенные интервалы, оба звука которых интонируются неустойчиво (ув.4., ум.5.)
В мажорном трезвучии основной тон и квинта и интонируются устойчиво, а терция интонируется высоко. В минорном трезвучии основной тон и квинта интонируются устойчиво, а терция низко.
Существует ряд условий, влияющих на хоровой строй:
физическое состояние певцов;
эмоциональное состояние певцов;
наличие внимания и слуха;
голосоведение;
темп;
динамика;
гармоническая структура произведения;
ритм
Ансамбль в хоре.
Ансамбль – это единство физических и творческих усилий. Различаются ансамбли:
частный – это ансамбль одной хоровой партии, основой его является унисон;
общий – это уравновешенное звучание всех партий хора (общехоровой строй).
Кроме частного и общего ансамбля существуют понятия:
естественный ансамбль, который возможен только при одинаковом напряжении голосов всех партий хора в данном аккорде;
искусственный ансамбль – если не звучит естественный ансамбль, то прибегаем к искусственному, то есть прибегаем к переаранжировке.
Необходимые условия для уравновешенного ансамбля:
наличие внимания и слуха у певцов;
наличие дисциплины;
приблизительно одинаковые по силе голоса.
Певец хора, как участник хорового ансамбля должен уравновешивать свой голос с другими певцами своей партии и вслушиваясь в звучание всех партий соблюдать правила интонирования, иначе ансамбля не будет.
Певческие голоса и их классификация.
Голос – это звуки, воспроизводимые голосовым аппаратом и служащие для общения с людьми. Голос может быть речевым, певческим, шепотным, а так же делится на мужской, женский и детский. Речевой и певческий голос характеризуется высотой, силой, диапазоном, тембром.
Певческий голос – это самый чуткий музыкальный инструмент, созданный природой. Объединенный со словом, он обладает глубокой силой воздействия.
Высота певческого голоса служит основой классификации голосов.
Женские голоса подразделяются на высокие и низкие. К высоким относятся сопрано, которое имеет ряд разновидностей:
колоратурное
лирико-колоратурное
лирическое
лирико-драматическое
драматическое
меццо-сопрано
К низким женским голосам относятся
альт
контральто (очень низкий голос).
Мужские голоса делятся на высокие, средние и низкие. К высоким голосам относятся тенора, которые имеют ряд разновидностей:
лирический
драматический
лирико-драматический
К средним мужским голосам относятся баритоны.
К низким мужским голосам относятся басы:
октависты
профундо
Детские голоса делятся на высокие и низкие. К высоким относятся у мальчиков – дискант, у девочек – сопрано, к низким и у тех и у других – альты.
Метр и ритм в хоровом пении.
Метр (размер) – это чередование сильных и слабых долей в такте. Размеры бывают:
простые (2-ух и 3-ёх дольные), те которые имеют одну сильную долю;
сложные (4-ёх, 6-ти, 9-ти, 12-ти дольные), те у которых помимо сильной доли имеется относительно-сильная доля;
смешанные (5-ти, 7-ми, 11-ти дольные ), в зависимости от сильной доли;
переменные, когда в произведении происходит смена размера.
Труднее держать строй и петь в сложном и смешенном размерах, которые могут исполняться и дирижироваться alla breve: 6/8 на 2; 9/8 на 3.
простой – это сочетание длительностей звуков, которые не требуют внутреннего дробления;
сложный – это сочетание длительностей звуков, которые требуют внутреннего дробления (синкопы, триоли, пунктирный ритм, квинтоли, дуоли).
Темп в хоре.
Темп – это двигательная сила исполнения. Искажается контр мелодии, характер промизведения, если мы берем не тот темп, который соответствует этому произведению. Найти правильный темп, задача руководителя хора. Темпы бывают:
постоянные и устойчивые, те, которые остаются неизменнвми на протяжении всего произведения (adajio - медленно, andante - не спеша, moderato – умеренно, vivo – живо, allegro – скоро, presto – быстро);
темпопеременного движения – это когда в произведении происходит смена темпа (rit`nuta – замедляем, a tempo – в прежнем темпе).
Существуют термины, которые указывают на характер произведения (appassionato – страстно, lento – протяжно, dolhe – нежно, animato – воодушевленно, energiko – энергично).
Существуют окончания, указывающие на изменение темпа (issimo – усиливает значение темпа, было presto – быстро, стало prestissimo – очень быстро; окончание etto – умоляет значение темпа, было allegro – скоро, стало allegretto – не очень скоро).
Хоровой коллектив. Хоровые партии.
Хор – это собрание поющих, в звучности которых есть: строго выверенный строй, уравновешенный ансамбль и четко выявленные нюансы. Хоровые коллективы бывают однородными (мужские или женские), смешанные (наличие 4-ёх основных партий), неполно-смешанные (отсутствие хотя бы одной из основных хоровых партий), а также делятся на малые, средние, камерные и большие.
Высота певческого голоса служит основой классификации голосов. Однородные и близкие по тембру голоса объединяются в хоровые партии. В женском однородном хоре имеются две партии: сопрано и альт. В мужском однородном хоре две партии: тенор и бас, баритоны исполняют либо партию 1-ых басов, либо партию 2-ых теноров.
При насыщенной фактуре происходит деление внутри каждой партии на подпартии.
Нюансировка и динамика в хоре
Нюанс от французского слова (nuance) - оттенок, едва заметный переход в интонациях речи, в значении слов, в красках. Термин нюансировка широко применяется в музыке, где относится преимущественно к исполнению музыкальных фраз и отдельных звуков (созвучий).
Нюансировка – это совокупность оттенков, применяемых при исполнении музыкального произведения. Она определяется, прежде всего содержанием музыкального произведения. Основные оттенки исполнения произведения обычно указываются его автором. Эти указания реализуются каждым исполнителем по-разному — в зависимости от индивидуальных особенностей исполнительского стиля. Этим, а также претворением авторских указаний, касающихся темпа, определяется своеобразие трактовки произведения каждым исполнителем.
Один из главных оттенков нюансировки – динамика.
Динамика – это сила звука. Динамика в музыке – это понятие, определяющее оттенки громкости звучания – все, что регулирует громкость, формирует интонацию, акцент, добавляет яркости и краски звуку, все это и есть динамика. В любом музыкальном произведении есть несколько различных частей, каждая из которых имеет свой средний уровень громкости, таким образом музыкантам удается привлечь внимание слушателя. Оторваться от такой вещи сложно, потому что вы заинтригованы на всем протяжении звучания. Динамика заметно подчеркивает характер песни.
Существуют основные динамические оттенки: pp – очень тихо, p – тихо, mp – не очень тихо, mf – не очень громко, f – громко, ff – очень кромко.: