Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс музыка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19
«Согласовано»
Заместитель и.о. директора по УР
___________ Останний Т.М.
«Утверждаю»
И.о. директора МБОУ СОШ №19
______________ Козлов А.С.
Приказ № 99
от «28» августа 2017 г.
рабочая программа
по учебному предмету
«Музыка»
для 5 класса ФГОС ООО
на 2017 – 2018 учебный год
Количество часов: 35 часов; в неделю 1 час
Составитель программы:
Хачатурян Любовь Владимировна
учитель музыки
высшей квалификационной категории
х. Северо – Восточные Сады
2017
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Министерством Образования РФ (М.: Просвещение, 2012) в соответствии с ФГОС 2 поколения.
Планируемые результаты изучения предмета «Музыка» 5 класс
К концу учебного года учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности,
собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание программы предмета Музыка» 5 класс
тема года:“Музыка и другие виды искусства”
Тема I полугодия: “Музыка и литература” (16 часов)
Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)
Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.
Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, еевлияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходствовыразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка,перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкальногоискусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания,установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.
Урок 2. Вокальная музыка (1ч)
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.
Урок 3. Вокальная музыка.( 1ч)
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).
Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные,лирические песни. Песни – заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных ихудожественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев – это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.
Урок 4. Вокальная музыка.
Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.
Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.
Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов (1ч)
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.
Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.
Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. (1 ч)
Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.
Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки Тверского края.
Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки (1ч)
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.
Урок 8. Вторая жизнь песни (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.
Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация,обработка, трактовка.
Урок 9. Вторая жизнь песни (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.
Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.
Урок 10. Всю жизнь мою несу родину в душе…(1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.
Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)
Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.
Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)
Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен.Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.
Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)
Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.
Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).
Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)
Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).
Урок 15.Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)
Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.
Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.
Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.
Урок 17. Мир композитора. Музыка профессиональных композиторов Адыгеи.(1ч) Знакомство с творчеством региональных композиторов.
Выявление многосторонних связей музыки и литературы.
Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (18 часов)
Урок 18. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи
Урок 19. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.
Урок 21. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития.
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.
Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.
Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.
Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.
Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.
Урок 26. Волшебная палочка дирижера. (1ч)
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.
Урок 27. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.
Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.
Урок 28. Застывшая музыка. (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.
Урок 29. Полифония в музыке и живописи. (1ч)
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
Урок 30. Музыка на мольберте. (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.
Урок 31.Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.
Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.
Урок 32. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов – драматические, героические.
Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.
Урок 33. В каждой мимолетности вижу я мир… (1ч)
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия.
Урок 34 Мир композитора. С веком наравне.
Урок 35 Урок-концерт.
№ урока
Тема урока, основное содержание темы
Кол – во
часов
Программа
план
Программа
факт
Количество
часов
По программе
Дано
фактически
1
Что роднит музыку с литературой
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы.
Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников.
«Кикимора».
Сказание для симфонического оркестра (фрагменты).
А.К.Лядов.
Г.Струве, сл. Н.Соловьева «Россия» - разучивание.
1
5
Что за прелесть эти сказки
Характерные особенности программной музыки.
Определение симфонической сюиты. Сказка – литературная первооснова произведения.
Интонационно – образный анализ тем Шахриара и Шехеразады
Сочинение ночной сказки по музыке четвертой части «Шехеразады»
«Шехеразада».
Симфоническая сюита Н.Римского – Корсакова.
Русские народные песни: «Во поле береза стояла», «Я на камушке сижу», «Заплетися, плетень», «Уж ты поле мое», «Не одна – то ли в поле дороженька» и другие - исполнение
1
6
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола.
«Вокализ» С.Рахманинов.
«Вокализ» Ф.Абт.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» (фрагмент). Г.Свиридова.
Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П.Чайковский.
Песня венецианского гондольера (№6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф.Мендельсон.
«Перезвоны», «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва».
По прочтении В.Шукшина. Симфония– действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (Фрагменты) В.Гаврилин.
С.Старобинский, сл. В.Вайнина «Песенка о словах» - разучивание.
1
9
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г.Свиридов) и западноевропейских (Ф.Шопен, В.Моцарт) композиторов.
Творчество адыгейских поэтов – песенников.
«Снег идет». Из Маленькой кантаты. Г.Свиридов, сл. Б.Пастернака. «Слово Мастере». Отрывок из рассказа В.Асафьева.
Запевка. Г.Свиридов И.Северянина.
Снег. Из вокального цикла «Земля» М.Славкин, сл. Э.Фарджен, перевод М.Бородицкой и Г.Кружкова.
Зима. Ц.Кюи, сл. Е.Боротынского .
Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.А.Моцарта.
Маленькая ночная музыка (рондо). В.А.Моцарт.
Dona nobis pacem. Канон. В.А.Моцарт.
Реквием. Фрагменты: «Lacrimosa», Dies irae». В.А.Моцарт.
Б.Окуджава «Дуэт лисы Алисы и кота Базилио из сказки «Буратино».
В.Высоцкий «Сэр, возьмите Алису с собой» из музыки к сказке «Алиса в стране чудес».
1
10 - 11
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение
Садко. Опера – былина (фрагменты). Н.Римский – Корсаков.
«Сказка о царе Салтане…» Опера (фрагменты). Н.Римский – Корсаков.
Орфей и Эвридика.
Опера (фрагменты). К.Глюк.
Дж.Гершвин, сл.А.Гершвина русский текст В.Струкова «Хлопай в такт» - разучивание.
2
12
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балетного жанра – литературное произведение. Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик»
Щелкунчик. Балет – феерия (фрагменты). П.Чайковский.
Спящая красавица. Балет (фрагменты).
П.И.Чайковский.
«Хлопай в такт» - исполнение.
1
13
Музыка в театре, кино, на телевидении
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.
Пер Гюнт. Музыка к драме Г.Ибсена (фрагменты). Э.Григ. Сюита.
Звуки музыки. Музыка к кинофильму Р.Роджерса.
Музыка и слова А.Куклина «Песенка о песенке» - разучивание.
1
14
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл
Знакомство с либретто мюзикла. Выявить отличительные особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров мюзикла.
Пер Гюнт: «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «В пещере горного короля».
Фрагменты из сюиты Э.Григ.
Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.Л.Уэббэр.
Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки» .Музыка к кинофильму (фрагменты). Р.Роджерс, сл. О.Хаммерстайна, русский текст М.Подберезского.
Взаимодействие музыки и литературы. Многообразие музыкально – театральных жанров.
Размышление над смыслом выражения: «Музыкальный язык не требует переьным искусствомвода, он понятен всем».
Музыкально – театральные жанры Адыгеи.
Музыкальные произведения по выбору учителя и учащихся.
1
17
Что роднит музыку с изобразительным искусством
Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.
Концерт №3 для фортепиано с оркестром, первая часть.
С.В.Рахманинов.
А.Куклин .сл.С.Михалкова «Рисунок» - разучивание.
1
1
18
Небесное и земное в звуках и красках
Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства.
Знаменный распев «Любовь святая»
«Рисунок» - исполнение
Г.Свиридов
«Сиверко»
И.Остроухова
1
1
19-20
Звать через прошлое к настоящему
Более глубокое изучение кантаты С.Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов с образами изобразительного искусства
Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира
Оркестры Республики Адыгея
«Траурный марш», из Симфонии №3 Л.Бетховена
Ф.Шуберт «Форель» - разучивание.
1
1
27
Образы борьбы и победы в искусстве
Жизнь и творчество Л.Бетховена. Образный строй Симфонии №5 Творческий процесс сочинения музыки композитором
Продолжение знакомства с творчеством И.С.Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент И.С.Баха – орган.
«Маленькая прелюдия и фуга» для органа. И.С.Бах
Е.Адлер сл. Е.Руженцева «Тишина» - разучивание.
1
1
30
Музыка на мольберте
Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы.
Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи
«Диалог ветра с морем» из симфонической сюиты «Море» К.Дебюсси.
«Лунный свет». Из «Бергаманской сюиты». К. Дебюсси.
«Звуки и запахи реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна». Прелюдии. К.Дебюсси.
Кукольный кэк – уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К.Дебюсси.
Г.Струве сл. И.Исаковой «Музыка» - разучивание.
1
1
32
О подвигах, о доблести, о славе…
Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием
«Помните!» и «Наши дети». Хор из «Реквиема» Д.Кабалевский, сл.Р.Рождественского.
«Музыка» - исполнение.
1
1
33
В каждой мимолетности вижу я миры…
Интонационно – образный мир произведений композитора С.Прокофьева.
Сравнение музыкальных зарисовок С.Прокофьева с картинами художника В.Кандинского, определение замысла.
Сравнение различных исполнительских трактовок.
«Мимолетности» №1, 7, 10 для фортепиано. С.Прокофьев.
«Музыка» - исполнение
1
34
Мир композитора. С веком наравне
Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов
Повторение и обобщение полученных знаний.
Музыка адыгейских композиторов
«Рассвет на Москве – реке».
Вступление к опере «Хованщина». М.Мусоргского
«Картинки с выставки»
М.Мусоргский.
Музыкальный словарик.
1
1
35
Урок – концерт.
Слушание и исполнение музыки по выбору учителя и учащихся.