Рабочая программа по музыке в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по музыке в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа"
Данная программа включает : пояснительную записку (8 разделов) и календарно-тематическое планирование. Она разработана в соответствии со стандартами ФГОС 2 поколения. Пояснительная записка состоит из следующих разделов:
1. Общая характеристика учебного предмета
2. Общая характкристика учебного процесса: методы, формы, приёмы
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
4. Требования к уровню подготовки учащихся
5. Универсальные учебные действия
6. Планируемые результаты освоения программы
7. Содержание программы
8. Описание учебно- методического обеспечения образовательного процесса
Календарно-тематическое планирование представлено в виде таблицы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа"»
Муниципальное образовательное автономное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №35 г. Орска»
Рассмотрена
на заседании МО учителей
начальных классов
протокол №______________
«_____»_____________________ 2015 г.
Руководитель ШМО
__________________Селиванова Е.Г.
Согласовано:
Зам.дир. по УВР МОАУ СОШ № 35 г.Орска
___________________________Кубрякова Н.С.
«_____»_____________________ 2015г.
Утверждаю:
Директор МОАУ СОШ № 35 г. Орска
_________________________Бадаева Е.Н.
«_____»_____________________ 2015г.
Рабочая программа
по музыке для 1 класса
Составитель:
учитель начальных классов
Юрьева Рушана Шамильевна
г. Орск, 2015
Рабочая программа по музыке
УМК «Перспективная начальная школа»
Пояснительная записка
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.
Личностное развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать свое отношение к искусству; формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности; проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательное развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии; формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками
и взрослыми.
Социальное развитие растущего человека проявляется:в формировании у него целостной художественной картины мира; в воспитании его патриотических чувств; в сформированности основ гражданской идентичности; в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе; в овладении социальными компетенциями.
Эстетическое развитие учащихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
1.Общая характеристика учебного предмета
Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве. Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни. Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено поли-функциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей. «Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние на формирование как эмоционально-чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве. Наиболее совершенный способ реализации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан
и внедрен в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования. Это созвучие проявляется: в опоре на жизненный опыт детей; в формировании у них увлеченного отношения к музыкальному искусству, процессу художественного познания; в развитии творческого мышления и воображения ,музыкально-творческих способностей школьников; в воспитании их эстетического чувства и музыкального вкуса; в освоении нравственных основ музыкального искусства и выработке способности к применению освоенного ими опыта эмоционально ценностных отношений предшествующих поколений людей в собственной жизненной практике. То есть речь идет о тождественности главных целевых установок проекта «Перспективная начальная школа» и музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского — оптимальном развитии каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Соответственно наблюдается и совпадение принципов данных концепций. Так, принцип непрерывности общего развития каждого школьника, развернутый в проекте «Перспективная начальная школа», воплощается в тематическом построении содержания образования у Д.Б. Кабалевского, направленном на последовательное и систематическое музыкальное развитие младших школьников. Кроме того, благодаря музыкальному тематизму, выстроенному в системе от «простого к сложному», осуществляется преемственность занятий по музыке в начальной и основной школе. Логика тематического построения содержания занятий обусловлена у Кабалевского существующими априори закономерностями самого музыкального искусства. Следовательно, «погружение» в искусство происходит естественно и логично: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи.
Таким образом, авторская программа «Музыка» для 1–4 классов общеобразовательных школ развивает концепцию массового музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, направлена на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (нового поколения) и учитывает рекомендации примерной программы по музыке.
2.Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения
Курс «Музыка» реализует идею самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыка для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период – та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 7-8лет.
В основе учебников лежит системно - деятельностный подход, который предполагает формирование и развитие определенных качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Музыка». Основными видами учебной деятельности школьников являются:
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности.
Обогащение музыкально слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах. выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Основой для определения критериев оценки результатов освоения программы по курсу «Музыка» стал компетентностный подход, отражающий требования Стандарта и рекомендации примерной образовательной программы по музыке.
Компетентностный подход предполагает:
• проявление знания и понимания школьниками предметной области;
• демонстрацию ими практического и оперативного применения знаний предметной области в конкретной творческой деятельности;
• осознание бытийной, ценностной значимости предметных знаний в социальном контексте.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа» ,учебный предмет «Музыка» представлен в предметной области «Искусство», изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 33 часа.
4. Особенность по отношению к ФГОС НОО: требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС.
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения музыки являются:
— наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
— реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Предметными результатами изучения музыки являются:
— устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
— общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
— элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
— развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
— участие в музыкальной жизни класса, школы, города
и др.;
— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
— наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;
• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий художественные ценности общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• стремящийся жить по законам красоты;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;
• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.
5. Универсальные учебные действия, формируемые на предмете.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;
-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;
-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
-нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
-нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
-понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
-представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;
-выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
-использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
-выбирать способы решения исполнительской задачи;
-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
-исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
-соотносить различные произведения по настроению и форме;
-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
-обобщать учебный материал;
-устанавливать аналогии;
-сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);
-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);
-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
-стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).
-понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
-контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.
-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.
6.Планируемые результаты освоения программы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты освоения программы «Музыка» достигаются в процессе личностных, познавательных и коммуникаивных учебных универсальных действий обучающихся. Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоционально-нравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности учащихся. Это и стало основными критериями результативности музыкального образования, которые конкретизируются следующим образом:
1. Степень развития интереса к музыкепроявляется в: многообразии образов, характеристик, понятий, жанров и пр., которыми оперируют обучающиеся; ценностном постижении произведений искусства, их сопоставлении, многовариантности высказываний, образном самовыражении в творчестве; устойчивости интереса — длительности впечатлений от знакомых произведений, желании познакомится с новыми произведениями,
потребности в собственном художественном творчестве.
2. Степень развития эмоционально-нравственного откликана художественное произведение выявляется через: выражение положительных чувств, эмоций и переживаний, способностьк сопереживанию; высказывание самостоятельных взглядов исуждений; способность к нравственной оценке.
Высокая степень — устойчивое, средняя — периодическое, низкая — эпизодическое проявления положительных чувств, эмоций, переживаний, способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке.
3. Степень развития музыкальной грамотности обучающихсяопределяется по: способности «с лету», без предварительнойподготовки, после однократного знакомства «схватить» самоесущественное в произведении; способности свободно ориентироваться в специфике музыкального языка; способности размышлять о музыке — анализировать, сравнивать, обобщать; способности ощутить авторский стиль; способности отличать
шедевр от моды (развитие художественного вкуса). Постоянное проявление данных способностей свидетельствует о высокой степени, периодическое о средней, эпизодическое о низкой степени музыкальной грамотности обучающихся. Таким образом, критериальный подход к музыкальному раз-
витию обучающихся способствует безотметочному оцениванию промежуточных и итоговых результатов работы по музыке в каждом классе, ибо данный процесс личностно ориентирован и имеет диалектический характер художественного познания мира.
7. Содержание программы.
1-я четверть — «Звуки вокруг нас»
Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная. Поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?
Смысловое содержание тем.
Идея четверти: начало большого путешествия в мир музыки от родного порога.
Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с музыкальными звуками. Встреча с ними в родном доме среди множества других звуков. Первая песня, услышанная в родном доме — мамина колыбельная. Мягкие размеренные покачивания колыбельной как ее интонационная основа. Выразительность колыбельной песни и другой похожей на нее музыки. От музыкальных звуков дома —
к «поющей природе». Мелодии жизни за порогом дома. Музыка о природе.
Характеристика деятельности обучающихся:
— Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
— Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
— Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
— Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.
— Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
— Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах.
— Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.
— Осуществлять первые опыты сочинения.
2-я четверть — «Музыкальные встречи Маши и Миши»
Темы: Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья-зима.
Смысловое содержание тем.
Идея четверти: от музыки в жизни ребенка — к звучащему образу Родины. Музыкальное окружение в жизни ребенка: музыка в школе, на
улице, у друзей. Отражение в музыке разных жизненных ситуаций. Сказка в музыке. Музыка о разных исторических временах.
Образ Родины в музыке: ее просторы, красота, величие, богатырская сила. Родная сторонка в музыкальных картинках.
Характеристика деятельности обучающихся:
— Сравнивать разные музыкальные произведения.
— Определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка.
— Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.
— Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке.
— Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.
— Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.
— Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
— Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации
3-я четверть — «Так и льются сами звуки из души!»
Темы: Зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жизни.
Смысловое содержание тем.
Идея четверти: музыка вокруг ребенка — музыка в душе ребенка — музыка в его художественном творчестве.
Выразительные возможности музыки. Приобщение к музыкальному искусству через исполнение песен. «Общение» на музыкальном языке. Музыка о временах года. Задорные песни зимы. Весенние напевы. Музыкальные миниатюры о животных, птицах, зверях и игрушках. Музыка для любимых мам и бабушек.
Характеристика деятельности обучающихся:
— Выявлять выразительные возможности музыки.
— Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.
— Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками.
— Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
— Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.
— Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
— Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.
— Инсценировать песни, фрагменты опер.
Четвертая четверть.
Темы: Композитор–исполнитель–слушатель. Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.
Смысловое содержание тем.
Идея четверти: музыка преображает человека. Ребенок как слушатель и исполнитель. Любимые музыкальные герои. Новые встречи с музыкой. Музыка — вечный спутник человека.
Характеристика деятельности обучающихся:
— Осознавать преобразующие функции музыки.
— Сравнивать музыкальные характеристики разных героев.
— Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности.
— Рассуждать о роли музыки в жизни человека.
— Отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных образов.
— Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
2. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 1класс Методическое пособие для учителя / Академкнига, 2011 год
Календарно-тематическое планирование.
Календарные сроки
№ урока
Раздел, количество часов, тем
Планируемые результаты
Возможные виды деятельности
Тема
Кол-во часов
Освоение предметных знаний
УУД
Всего – 33 часа. I четверть – 9 часов
1
Звуки в доме
Маши
и Миши
«Кикимора». Симфоническая картинка.
«Прогулка». Из фортепьянного цикла «Детская музыка». С.С. Прокофьев.
1
Знать музыкальные термины : музыкальный звук, мелодия.
Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения, воспринимать музыку как важную составляющую жизни каждого человека
Личностные:
- Воспринимать произведение, его характер и настроение
-. Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
Вопросы и задания. Какие звуки можно назвать музыкальными? Почему эта песня - колыбельная? Послушай первую музыкальную тему симфонической картинки «Кикимора». Похожа ли она на колыбельную?
-. Воспринимать окружающие звуки, звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
Вопросы и задания.
Передай голосом звуки, которые услышали Маша и Миша на прогулке. Как ты думаешь, о чем «поет» природа?
Чье пение ты слышишь в музыкальной пьесе С. Прокофьева «Прогулка»? Тебе удалось услышать соловья, шум леса, легкий ветерок?
Регулятивные:
-Принимать учебную задачу
Познавательные:
-. Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.
Что изображает музыка?
Коммуникативные:
- способность встать на позицию другого человека, вести диалог
— Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
— Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
— Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
— Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.
— Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
— Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах.
— Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.
— Осуществлять первые опыты сочинения.
2
Рождение песни
«В гостях у королевы». Музыка Г. Брука, слова С. Маршака.
. Вступление к первому действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.
1
Знать музыкальные термины : мелодия, музыкальная тема, композитор.
Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.
Личностные:
- Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Вопросы и задания. Послушай песенку «В гостях у королевы». Как ты думаешь, почему Киска не увидела при дворе королевы никого, кроме мышки?
Регулятивные:
- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей
Познавательные:
Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.
Коммуникативные:
- участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
3
Рождение песни
«В гостях у королевы». Музыка Г. Брука, слова С. Маршака.
. Вступление к первому действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.
1
4
Колыбельная
«Колыбельная». Музыка Е. Тиличеевой. «Колыбельная самим себе». Музыка В. Семёнова, слова Г. Лебедевой.
1
Знать что такое колыбельная песня.
Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения
Личностные:
-. Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
Вопросы и задания. Какие звуки можно назвать музыкальными? Почему эта песня - колыбельная?
Регулятивные:
-адекватно воспринимать предложения учителя
Познавательные:
- Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Коммуникативные:
- принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках
5
Поющие часы
«Часы». Музыка Н. Метлова.
«Тик-так». Музыка
А. Островского, слова
3. Петровой.
1
Знать музыкальные термины: ритмический рисунок, пауза, ритм
Уметь определять динамику музыкального произведения
Личностные:
-. Воспринимать окружающие звуки, звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
Вопросы и задания. Есть ли у часов своя песня? Как они поют? Ритмично? Одинаково?
Вслушайся в последние звуки песенки «Киска». Как ты думаешь, что они изображают?
Регулятивные:
- Принимать учебную задачу
Познавательные:
- Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.
Вопросы и задания. Покажи руками, как «покачивается» мелодия.
Пропой песню «Часы». Прохлопай ладошками вместе с пением ритмические рисунки песен башенных, стенных и ручных часов.
Спой песню «Тик-Так». Обрати внимание на перерывы, остановки в звучании — паузы.
Коммуникативные:
- Учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки
— Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
— Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
— Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
— Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.
— Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
— Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах.
— Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.
— Осуществлять первые опыты сочинения.
6
«Кошкины» песни
«Киска». Музыка Г. Курина, слова В. Стоянова.
«Ученый кот». Музыка
И.Кирилиной, слова В. Орлова.
1
Знать музыкальные термины: интонация, ритм.
Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения. Рассказывать о прослушанном произведении..
Личностные:
-. Воспринимать окружающие звуки, звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
Вопросы и задания.
Вслушайся в последние звуки песенки «Киска». Как ты думаешь, что они изображают?
Регулятивные:
- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей
Познавательные:
- Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Вопросы и задания. Какими представил композитор действующих лиц фрагмента;«Кот в сапогах и Белая кошечка»? У кого из героев мелодия задиристая и драчливая, а у кого — важная и строгая? Встречались ли тебе такие герои в жизни? Расскажи о них.
Коммуникативные:
-участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
7
«Кошкины» песни
«Ученый кот». Музыка
И.Кирилиной, слова В. Орлова.
«Кот в сапогах и белая кошечка». Фрагмент балета «Спящая красавица».
П.И.Чайковский.
1
8
О чём «поёт» природа
«Кукушка». Швейцарская народная песня.
«Кукушка в глубине леса». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс.
1
Знать музыкальные термины : темп, динамика, характер.
Уметь подбирать характеристики к определению музыкального настроения, размышлять о звуках окружающего мира
Личностные:
- Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Вопросы и задания.
Расскажи, о чем «поет» природа осенью.
Регулятивные:
- адекватно воспринимать предложения учителя
Познавательные:
-Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Вопросы и задания.
. Какая музыкальная интонация помогает понять, что в лесной глуши прячется кукушка? («Кукушка в глубине леса»).
Помогает ли такой темп и такая динамика песни «Сарафан надела осень» почувствовать осеннее настроение?
- Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.
Вопросы и задания.
Каким музыкальным инструментам доверил композитор исполнение «Полета шмеля»? Что изображает музыка?
- Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.
Вопросы и задания.
Передай голосом главную интонацию песни «Кукушка». Спой эхо и прохлопай его ритм.
Вместе со звучанием песни «Сарафан надела осень» покажи движениями рук, как кружатся листья.
Коммуникативные:
Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися.
9
О чём «поёт» природа
«Сарафан надела осень». Музыка
Т.Попатенко, слова
И. Чернецкой.
«Полет шмеля». Фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.
1
II четверть – 7 часов
«Музыкальные встречи Маши и Миши» (7 ч)
1
Музыка про разное.
«Звуки музыки». Музыка Р. Роджерса, русский текст М. Цейтлиной.
«Баба-яга». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.
1
Знать музыкальные термины: регистр, звонница, звонарь.
Личностные:
- Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации.
Вопросы и задания. Послушай и передай движениями рук характер звучания колоколов в разных регистрах.
Регулятивные:
-осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности
Познавательные:
-. Сравнивать разные музыкальные произведения.
Вопросы и задания. Сравни мелодию про Кикимору с мелодией про Бабу-Ягу: что в этих музыкальных пьесах общего, чем они отличаются?
- Определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка.
Вопросы и задания. Знаешь ли ты, что место, где размещают колокола, называется звонницей? А человек, который звонит в колокола, — звонарем?
Какой высоте, какому регистру соответствует большой размер колокола, а какому — маленький? Как размер влияет на характер звучания?
- Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.
Вопросы и задания. Выбери из предложенного списка определения, которые наиболее полно отражают звучание колоколов в русской народной песне «Вечерний звон».
- Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке.
Коммуникативные:
- Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися.
-. Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке, обсуждать это с одноклассниками.
Вопросы и задания. Какой изображена Баба-Яга в музыкальной пьесе П. Чайковского? Почему ты так думаешь? Что в музыке помогло тебе узнать это?
Каким представил Черномора М. Глинка? Интонации темы Черномора звучат только в низком регистре? Как ты думаешь, зачем композитор в грозную тему Черномора включил высокие интонации? Что этим хотел подчеркнуть М. Глинка?
— Сравнивать разные музыкальные произведения.
— Определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка.
— Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.
— Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке.
— Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.
— Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.
— Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
— Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации
2
Музыка про разное.
Ростовские колокольные звоны.
«Вечерний звон». Русская народная песня.
1
Знать музыкальные термины: регистр, звонница, звонарь.
3
Музыка про разное.
«Марш Черномора». Фрагмент из оперы «Руслан и Людмила». М.И. Глинка.
«Вечерний звон». Русская народная песня.
1
Знать музыкальные термины: регистр, звонница, звонарь.
4
Звучащий образ
Родины.
«Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П. Мусоргский.
«Здравствуй, гостья-зима». Музыка народная, слова И. Никитина.
1
Знать музыкальный термин: созвучие
Уметь рассказывать о прослушанном произведении.
Оценивать и сопоставлять характеристики определения музыкального настроения.
Личностные:
-- Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.
Вопросы и задания. Сравни характер песни с характером рисунка к ней. Ты чувствуешь их созвучие?
Создает ли музыка М. Мусоргского («Богатырские ворота») впечатление богатырской силы, мощи и величия наших предков?
- Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.
Вопросы и задания. Соответствует ли название «Богатырские ворота» характеру музыки?
Регулятивные:
- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии музыкальных зарисовок из жизни детей
Познавательные:
-. Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.
Коммуникативные:
-. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения с группой одноклассников.
Вопросы и задания. Разучи песню и пой ее сначала как настоящий солист, а потом хором с друзьями.
Разучи песню «Здравствуй, гостья-зима». Постарайся петь так, чтобы одноклассники поняли, что призыв зимы звучит убедительно.
5
Звучащий образ
Родины.
«Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П. Мусоргский.
«Здравствуй, гостья-зима». Музыка народная, слова И. Никитина.
1
Знать музыкальный термин: созвучие
Уметь рассказывать о прослушанном произведении.
Оценивать и сопоставлять характеристики определения музыкального настроения.
6
Здравствуй, гостья-зима
«Родина-отчизна». Музыка А. Киселева, слова В. Татаринова.
«Зимушка-Зима». Музыка Е. Ботярова,
слова М. Пляцковского.
1
Знать музыкальный термин: солист, темп
Уметь исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
Уметь определять темп музыкального произведения.
Личностные:
- Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.
Вопросы и задания. Сравни характер песни с характером рисунка к ней. Помогает ли тебе мелодия песни «Родина-Отчизна» представить необъятность родных просторов?
-- Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.
- Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации.
Вопросы и задания
Ты знаешь, что хоровод — это танец, который могут танцевать одновременно все дети? Послушай текст песни «Новогодний хоровод». А теперь представь, какой должна быть музыка. Для этого подбери нужный темп и характер.
Регулятивные:
-принимать учебную задачу
Познавательные:
-. Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.
Вопросы и задания
Что в музыке песни «Зимушка-зима» помогает почувствовать стремительное движение саней и лыж? Какой характер создается в песне?
Коммуникативные:
- Исполнять различные по характеру музыкальные произведения с группой одноклассников.
Вопросы и задания. Разучи песню и пой ее сначала как настоящий солист, а потом хором с друзьями.
Разучи песню «Зимушка-Зима». Постарайся петь так, чтобы одноклассники поняли, что призыв зимы звучит убедительно.
7
Здравствуй, гостья-зима
«Новогодний хоровод». Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
1
Знать музыкальный термин: солист, темп
Уметь исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
Уметь определять темп музыкального произведения.
III четверть – 9 часов
«Так и льются сами звуки из души!»
1
Зимние забавы.
«Снег танцует». Из фортепьянного цикла «Детский уголок». К. Дебюсси.
«Как на тоненький ледок». Русская народная песня.
1
Знать музыкальные термины: фортепьяно, фортепьянная музыка, настроение.
Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.
Личностные:
- Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.
Вопросы и задания. Попробуй передать интонаций пьесы К. Дебюсси «Снег танцует» в танце. Как ты будешь танцевать: плавно и медленно кружась или быстро и решительно двигаясь?
Регулятивные:
-осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности
Познавательные:
-. Выявлять выразительные возможности музыки. Вопросы и задания. Можно ли определить характер музыкальной
пьесы «Вальс снежных хлопьев» и пьесы «Снег танцует» одними
и теми же словами? Например: нежный, певучий, трогательный,
лиричный.
Коммуникативные:
-Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Вопросы и задания. Подумай, почему русскую народную песню «Как на тоненький ледок» можно разыграть как музыкальный спектакль? Сколько в ней героев?
Выучи песню. Помоги Маше и Мише разыграть ее с друзьями по ролям.
— Выявлять выразительные возможности музыки.
— Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.
— Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками.
— Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
— Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.
— Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
— Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.
— Инсценировать песни, фрагменты опер.
2
Зимние забавы.
«Вальс снежных хлопьев». Фрагмент из балета «Щелкунчик». П.И. Чайковский.
«Котенок». Музыка В. Семёнова, слова В. Бараускаса. «Хоккеисты». Музыка И. Красильникова, слова Е. Авдиенко.
1
Знать музыкальные термины: фортепьяно, фортепьянная музыка, настроение.
Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.
3
Музыкаль ные картинки.
«Ёжик», «Клоуны», «Хромой козлик». Музыкальные картинки. Д.Б. Кабалевский:
«До чего же грустно!». Музыка С. Соснина, слова П. Синявского.
1
Знать героев (персонажей) песен.
Уметь внимательно слушать музыку, определять музыкальные характеры героев находить музыкальные образы, подбирать характеристики образов.
Личностные:
- Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.
Вопросы и задания. Что произошло с героями песни «До чего же грустно»? Попробуй объяснить, кто такой — «герой песни»?
Как ты думаешь, на каком музыкальном инструменте исполняются пьесы «Ежик», «Клоуны», «Хромой козлик»? Музыка, которую пишут для исполнения на фортепьяно, называется «фортепьянной музыкой».
Регулятивные:
- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей
Познавательные:
. Обнаруживать общность, истоков народной и профессиональной музыки.
Вопросы и задания. Французский композитор К. Сен-Санс подслушал сценку из жизни птичьего двора. Что он услышал? Расскажи, кого он изобразил? Правда ли, что эту музыку можно «увидеть», что она очень зримая. Почему?
Коммуникативные:
- способность встать на позицию другого человека, вести диалог
4
Музыкальные картинки.
«Персонажи с длинными ушами». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс.
«Журавель». Украинская народная песня.
1
Знать героев (персонажей) песен.
Уметь внимательно слушать музыку, определять музыкальные характеры героев находить музыкальные образы, подбирать характеристики образов.
5
Мелодии жизни.
«Болезнь куклы». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И.Чайковский.
«Азбука». Музыка А: Зарубы, слова Б. Заходера.
1
Знать музыкальный термин: настроение.
Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.
Личностные:
- Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.
Вопросы и задания. Что ты чувствуешь, когда слушаешь пьесу «Болезнь куклы»? Попробуй объяснить, что такое «настроение». Какое настроение создает у тебя песня «Рыжий пес»? Связано ли это с характером музыки? Выбери (из предложенных) подходящие слова для определения характера этой песни.
Регулятивные:
-осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности
Познавательные:
- Обнаруживать общность, истоков народной и профессиональной музыки.
Вопросы и задания. Послушай пьесу С. Прокофьева «Пятнашки». Как ты думаешь, зачем композитор использует повторяющиеся интонации?
Коммуникативные:
-воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке
— Выявлять выразительные возможности музыки.
— Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.
— Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками.
— Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
— Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.
— Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
— Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.
— Инсценировать песни, фрагменты опер.
6
Мелодии жизни.
«Пятнашки»; Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С. Прокофьев.
«Куры ц петухи». Из фортепьянного цикла «Карнавал живот ных». К. Сен-Санс.
«Рыжий пес». Музыка Г. Струве, слова В. Степанова.
1
Знать музыкальный термин: настроение.
Уметь внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.
7
Весенние напевы.
«Самая, самая». Музыка Г. Левдокимова, слова В. Степанова.
«Последний снег». Музыка 3. Компанейца, слова А. Толстого.
1
Знать музыкальные термины: выразительность музыки, музыкальная фраза, развитие мелодии, изобразительность музыки.
Уметь внимательно слушать музыку, определять характер.
Личностные:
- Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.
Регулятивные:
-осуществлять контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности
Познавательные:
- Выявлять выразительные возможности музыки. Вопросы и задания. Напоминают ли интонации финала Симфонии № 2 П. Чайковского знакомую песню? Всегда ли одинаково звучат эти интонации? Какую роль здесь играет орекстр? Попробуй объяснить, что такое «симфонический оркестр», «симфоническая музыка»?
Коммуникативные:
-Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
8
«Поговорим» на музыкаль ном языке
«Сладкая греза». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.
«Капельки». Музыка В. Павленко, слова Э. Богдановой.
Знать музыкальные термины: выразительность музыки, музыкальная фраза, развитие мелодии, изобразительность музыки.
Уметь внимательно слушать музыку, определять характер.
9
«Поговорим» на музыкальном языке
«Капельки». Музыка В. Павленко, слова Э. Богдановой.
«Муха-Цокотуха». Опера-игра по мотивам сказки К. Чуковского. Музыка М. Красева.
1
Знать музыкальные термины: выразительность музыки, музыкальная фраза, развитие мелодии, изобразительность музыки.
Уметь внимательно слушать музыку, определять характер.
Личностные:
- Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.
Регулятивные:
воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно прослушанной музыки) от сверстников
Познавательные:
- находить в музыкальном тексте разные части
Коммуникативные:
- Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками. Инсценировать песни, фрагменты опер.
IV четверть – 8 часов
«Волшебная сила музыки»
1
Композитор - исполнитель — слушатель
«Соловейка». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.
«Дождь и радуга». Из фортепьянного альбома «Детская музы ка». С.С. Прокофьев.
1
Знать музыкальные термины и понятия: вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения.
Уметь рассказывать и выполнять правила поведения в театре.
Личностные:
- Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности.
Вопросы и задания. О ком поется в песне «Дирижер»? Кто такой дирижер? Зачем он нужен оркестру, хору? Станет ли хор дружным, если будет четко выполнять команды дирижера? Помогает ли дирижер исполнять музыку в нужном темпе? Показывает ли он характер произведения? Дает ли дирижер исполнителям сигнал к началу исполнения музыки? Можно ли назвать дирижера исполнителем?
Вспомни, как называют человека, который пишет музыку? Полистай страницы учебника и скажи, кого можно отнести к исполнителям музыки? Вспомни, в каких случаях ты был слушателем, а в каких — исполнителем.
Регулятивные:
- адекватно воспринимать предложения учителя
Познавательные:
- находить в музыкальном тексте разные части
Коммуникативные:
- Отражать в исполнении интонационно-мелодические
особенности музыкальных образов.
Вопросы и задания. Послушай песню «Соловейка» и обрати
внимание на вступление. Что оно изображает?
Как ты считаешь, мелодия песни имеет сложное развитие или
простое? Пропой ее. Следи за мелодией по нотной записи.
- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
Вопросы и задания. Разучи первый и второй куплеты песни «Дирижер». Выучи отдельно припев. Попробуй продирижировать песню, которую споют твои друзья или родители.
— Осознавать преобразующие функции музыки.
—Сравнивать музыкальные характеристики разных героев.
— Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности.
— Рассуждать о роли музыки в жизни человека.
— Отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных образов.
— Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
2
Композитор - исполнитель — слушатель
«Дирижер». Музыка Д. Запольского, слова Е. Руженцева.
«Дождь и радуга». Из фортепьянного альбома «Детская музы ка». С.С. Прокофьев.
1
Знать музыкальные термины и понятия: вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения.
Уметь рассказывать и выполнять правила поведения в театре.
3
Музыка в стране «Мульти-пульти».
«Колыбельная медведицы». Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
«Дюймовочка». Из цикла детских пьес для фортепьяно «Мультфильмы с приключениями»С. Слонимский.
1
Знать музыкальные термины и понятия:
вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения.
Уметь внимательно слушать музыку, определять музыкальные характеры героев мультфильмов, находить музыкальные образы, подбирать характеристики образов.
Личностные:
-положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально – практической деятельности
Регулятивные:
- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок в жизни детей
Познавательные:
-. Сравнивать музыкальные характеристики разных героев.
Вопросы и задания. Сравни музыкальные характеристики героев разных музыкальных произведений из страны «Мульти-пульти». Кому поет колыбельную Медведица? Похожа ли колыбельная мамы-медведицы на другие известные тебе колыбельные?
Чьи характеристики ты услышал в фортепьянной пьесе «Дюймовочка»? Сравни звучание первой, второй и третьей частей. О ком они?
Коммуникативные:
- Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками. Инсценировать песни,
— Осознавать преобразующие функции музыки.
—Сравнивать музыкальные характеристики разных героев.
— Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности.
— Рассуждать о роли музыки в жизни человека.
— Отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных образов.
— Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
4
Музыка в стране «Мульти-пульти».
«Песенка Львенка и Черепахи». Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова.
«Игра воды». М. Равель.
1
Знать музыкальные термины и понятия:
вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения.
Уметь внимательно слушать музыку, определять музыкальные характеры героев мультфильмов, находить музыкальные образы, подбирать характеристики образов.
5
Всюду музы ка живет
«На лесной тропинке». Музыка А. Абрамова, слова Л. Дымовой.
«Полька». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.
1
Знать музыкальные термины и понятия:
вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения.
Уметь определять танцевальный жанр (хоровод, полька), характеристики танца. Рассказывать о прослушанном произведении
Личностные:
-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями
Регулятивные:
-принимать учебную задачу
Познавательные:
- Рассуждать о роли музыки в жизни человека. Вопросы и задания. Послушай стихотворение О. Гаджикасимова. Верно ли, что музыка звучит внутри нас, окружает нас везде? Приведи конкретные примеры из своей жизни.
Разучи песню «На лесной тропинке» и спой ее хором с друзьями. Впереди лето. Может быть, эта и другие песни, которые ты выучил, пригодятся тебе в походах и на прогулках во время летнего отдыха.
- Осознавать преобразующие функции музыки.
Вопросы и задания. Вспомни музыкальные произведения, в которыми ты встретился в этом году. Назови несколько из них. Скажи, какое действие они оказали на тебя, твоих одноклассников, членов твоей семьи. Поднималось ли у тебя настроение, или портилось? Почему это происходило? Объясни на примерах,
Коммуникативные:
- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
Вопросы и задания.
Можно ли сказать, что песня «Наш край» — это песня о Родине? Что она изображает широкие поля и долины, реки и леса?
— Осознавать преобразующие функции музыки.
—Сравнивать музыкальные характеристики разных героев.
— Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности.
— Рассуждать о роли музыки в жизни человека.
— Отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных образов.
— Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
6
Всюду музы ка живет
«Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
«Полька». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.
1
Знать музыкальные термины и понятия:
вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения.
Уметь определять танцевальный жанр (хоровод, полька), характеристики танца. Рассказывать о прослушанном произведении
7
Всюду музы ка живет
«Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
1
Знать музыкальные термины и понятия:
вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения.
Уметь определять танцевальный жанр (хоровод, полька), характеристики танца. Рассказывать о прослушанном произведении
— Осознавать преобразующие функции музыки.
— Сравнивать музыкальные характеристики разных героев.
— Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности.
— Рассуждать о роли музыки в жизни человека.
— Отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных образов.
— Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
8
Итоговый урок
Знать музыкальные термины и понятия:
вступление, куплет, дирижер, запев, припев. Виды деятельности. Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения.
Уметь определять танцевальный жанр (хоровод, полька), характеристики танца. Рассказывать о прослушанном произведении