Рабочая программа по музыке 2 класс (УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа по музыке 2 класс (УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с опорой на авторскую программу «Музыка 1-4 классы» (авт. Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова 2012 год) и основной идеей УМК "Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с опорой на авторскую программу «Музыка 1-4 классы» (авт. Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова 2012 год) и основной идеей УМК "Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности.
Цели и задачи учебной программы «Музыка»
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.
Личностное развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать свое отношение к искусству; формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности; проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательное развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии; формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Социальное развитие растущего человека проявляется: в формировании у него целостной художественной картины мира; в воспитание его патриотических чувств; в сформированности основ гражданской идентичности; в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе; в овладении социальными компетенциями.
Эстетическое развитие учащихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем – в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
В ходе занятий у обучающихся формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки: разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ и др.), сочинениями для детей современных композиторов.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации и понимать значение песенности, танцевальности, маршевости, выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (оркестр народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный).
Обучающиеся овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись. В процессе коллективного музицирования на элементарных детских музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности; дети участвуют в исполнении произведений, импровизируют, пытаются сочинять ритмический аккомпанемент, подбирать мелодию по слуху.
Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами; осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций. Они участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности, а также имеют возможность выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (например: рисунки, эскизы декораций, костюмов и др.).
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.
Основные принципы и ведущие методы реализации учебной программы
по курсу «Музыка»
Содержание занятий учебного курса «Музыка» строится на принципах музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, опирается на современную интерпретацию музыкального образования школьников (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, В.А. Школяр, Г.П. Сергеева и др.) и на типические свойства методических систем начального образования школьников, отраженные в образовательном проекте «Перспективная начальная школа».
«Созвучие» двух систем («Перспективной начальной школы» и системы музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского) обусловлено сопряженностью их принципов и методическими особенностями проведения занятий.
Принцип непрерывного общего развития ребенка:
• обеспечиваетсясоциальными функциями музыкального искусства: преобразовательной, познавательной, коммуникативной, оценочной (ценностно-ориентированной) и эстетической;
• он коррелятивен с принципом связи музыки и жизни – сверхзадачей музыкального воспитания;
• проявляется в тематическом построении программного содержания занятий.
Принцип целостности картины мира связан с формированием эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности на основе художественного пути познания мира (предмет познания – отношение к действительности, инструмент познания – музыкальный образ, способ познания – проживание содержания музыки).
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников коррелятивен с принципами:
• увлеченности музыкой, необходимостью развития мотивации учащихся на ее прослушивание и исполнение;
• активности, сознательности и самостоятельности, который обеспечивается в том числе созданием проблемно-поисковых ситуаций в процессе занятий;
• доступности, связанным с отбором музыкального материала (художественная ценность и педагогическая целесообразность) и методами его преподнесения в контексте тематического содержания занятий. А также в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей, со спецификой восприятия ими искусства.
Принцип прочности и наглядности обеспечивается структурой программы по музыке, распределением материала «от простого – к сложному»: через рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи. Благодаря реализации данного принципа «погружение» школьников в искусство происходит естественно и логично.
Принцип охраны и укрепления здоровья учеников. Данный принцип реализуется благодаря учету возрастных психологических особенностей школьников, учету специфики восприятия ими музыкального искусства, что положительно влияет на охрану их психического здоровья.
Эмоционально-образное развитие способствует укреплению духовного здоровья школьников. Исполнение музыки (пение, движение под музыку) укрепляет их физическое здоровье, так как оказывает влияние на развитие гортани, голосового аппарата (при пении), костно-мышечной системы (при движении).
Ведущими методами освоения учебной программы являются:
• метод музыкально-педагогической драматургии (тематическое построение, выстроенное в системе от «простого к сложному», естественность и логичность «погружения» в искусство, драматургическая логика развития интриги, связанная со степенью «погруженности» главных героев в музыкальное искусство);
• метод забегания вперед и возвращения к пройденному (выстраивание воспитательных и образовательных линий – патриотической, поликультурной, традиционно-календарной, музыкально-теоретической, композиторской, исполнительской; неоднократное возвращение к произведениям одного и того же композитора по разным основаниям и с разными целями, к специальным прикладным понятиям и терминам, к разным жанрам песенного творчества и пр.);
• метод проблемно-поисковых ситуаций (создание условий для самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, для поиска исполнительского плана произведения и конкретных приемов исполнения, для активного творческого участия в музыкальных играх и постановках музыкальных спектаклей).
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Содержание курса обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся благодаря: наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней; воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций; разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений; игре на элементарных детских музыкальных инструментах; импровизации в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Обучающиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад).
Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, о народных музыкальных традициях родного края, о сочинениях профессиональных композиторов, о музыкальном фольклоре народов России и мира.
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Слушание музыки.Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение.Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование.Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение.Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержание музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений.Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Раздел 2.
Общая характеристика учебного предмета
Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.
Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.
Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.
«Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние как на формирование эмоционально-чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.
Наиболее совершенный способ реализации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования. Это созвучие проявляется: в опоре на жизненный опыт детей; в формировании у них увлеченного отношения к музыкальному искусству, процессу художественного познания; в развитии творческого мышления и воображения, музыкально-творческих способностей школьников; в воспитании их эстетического чувства и музыкального вкуса; в освоении нравственных основ музыкального искусства и выработке способности к применению освоенного ими опыта эмоционально-ценностных отношений предшествующих поколений людей в собственной жизненной практике.
То есть речь идет о тождественностиглавных целевых установок проекта «Перспективная начальная школа» и музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского – оптимальном развитии каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Соответственно, наблюдается и совпадение принципов данных концепций.
Так, принцип непрерывности общего развития каждого школьника, развернутый в проекте «Перспективная начальная школа», воплощается в тематическом построении содержания образования у Д.Б. Кабалевского, направленном на последовательное и систематическое музыкальное развитие младших школьников. Кроме того, благодаря музыкальному тематизму, выстроенному в системе от «простого к сложному», осуществляется преемственность занятий по музыке в начальной и основной школе. Логика тематического построения содержания занятий обусловлена у Кабалевского существующими априори закономерностями самого музыкального искусства. Следовательно, «погружение» в искусство происходит естественно и логично: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи.
Принципиальное созвучие двух образовательных подходов обусловило интерпретацию музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского в УМК «Перспективная начальная школа» по музыке. Это проявилось:
• в реализации сверхзадачи музыкального образования (связи музыки с жизнью) как художественно-педагогического замысла программы 1 класса «Мир музыки в мире детства» и последующего его воплощения во 2–4 классах;
• в заимствовании тематического построения программы Д.Б. Кабалевского во 2–4 классах; определении художественно-педагогического замысла каждого класса: 2 класс – «Музыка как вид искусства», 3 класс – «Музыка – “искусство интонируемого смысла”», 4 класс – «Музыка мира»;
• в опоре на методические основы преподавания предмета «Музыка», предложенные Д.Б. Кабалевским – автором нетрадиционной музыкально-педагогической концепции.
Вместе с тем основные положения музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского нашли свое воплощение в стратегии развития отечественного музыкального образования, выраженной Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (нового поколения), а также в рекомендованной примерной программе по музыке.
Таким образом, авторская программа «Музыка» для 1–4 классов общеобразовательных школ развивает концепцию Д.Б. Кабалевского массового музыкального воспитания, направлена на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (нового поколения) и учитывает рекомендации примерной программы по музыке.
Раздел 3.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа» (вариант 1), учебный предмет «Музыка» представлен в предметной области «Искусство», изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. При этом во 2 классе курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели).
Ценностные ориентиры учебного предмета «Музыка» соответствуют основным требованиям Стандарта:
- патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
- наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристикахвыпускника:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;
• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий художественные ценности общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• стремящийся жить по законам красоты;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;
• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.
Критерии оценки результатов освоения учебного предмета
Основой для определения критериев оценки результатов освоения программы по курсу «Музыка» стал компетентностный подход, отражающий требования Стандарта и рекомендации примерной образовательной программы по музыке.
Компетентностный подход предполагает:
• проявление знания и понимания школьниками предметной области;
• демонстрацию ими практического и оперативного применения знаний предметной области в конкретной творческой деятельности;
• осознание бытийной, ценностной значимости предметных знаний в социальном контексте.
Планируемые результаты освоения программы «Музыка» достигаются в процессе личностных, познавательных и коммуникативных учебных универсальных действий обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоционально-нравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности учащихся. Это и стало основными критериями результативности музыкального образования, которые конкретизируются следующим образом:
1. Степень развития интереса к музыке проявляется в: многообразии образов, характеристик, понятий, жанров и пр., которыми оперируют обучающиеся; ценностном постижении произведений искусства, их сопоставлении, многовариантности высказываний, образном самовыражении в творчестве; устойчивости интереса – длительности впечатлений от знакомых произведений, желании познакомится с новыми произведениями, потребности в собственном художественном творчестве.
2. Степень развития эмоционально-нравственного откликана художественное произведение выявляется через: выражение положительных чувств, эмоций и переживаний, способность к сопереживанию; высказывание самостоятельных взглядов и суждений; способность к нравственной оценке.
Высокая степень – устойчивое, средняя – периодическое, низкая – эпизодическое проявления положительных чувств, эмоций, переживаний, способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке.
3. Степень развитиямузыкальной грамотности обучающихся определяется по: способности «с лету», без предварительной подготовки, после однократного знакомства «схватить» самое существенное в произведении; способности свободно ориентироваться в специфике музыкального языка; способности размышлять о музыке – анализировать, сравнивать, обобщать; способности ощутить авторский стиль; способности отличать шедевр от моды (развитие художественного вкуса).
Постоянное проявление данных способностей свидетельствует о высокой степени, периодическое – о средней, эпизодическое – о низкой степени музыкальной грамотности обучающихся.
Таким образом, критериальный подход к музыкальному развитию обучающихся способствует безотметочному оцениванию промежуточных и итоговых результатов работы по музыке в каждом классе, ибо данный процесс личностно ориентирован и имеет диалектический характер художественного познания мира.
Раздел 5.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Содержание
Количество часов
«Три кита» в музыке: песня, танец и марш»
9
«О чем говорит музыка»
7
«Куда ведут нас «три кита»
10
«Что такое музыкальная речь?»
8
Итого:
34
«Музыка как вид искусства»
Учебную программу 2 класса, органично связанную с содержанием программы 1 класса, также пронизывает идея связи музыки с жизнью. Однако границы этой связи расширяются через проникновение учащихся в особенности музыки как вида искусства, осознание ее как звучащего искусства.
Вслушиваясь в музыку, школьники узнают, что она вызывает чувства и пробуждает мысли, они сопереживают героям музыкальных произведений, воспринимают мелодию как «душу» музыки. Встречаясь с музыкой в разных жизненных ситуациях, второклассники наблюдают и чувственно воспринимают ее как особенное звучащее явление, проникают в выразительные возможности музыки, размышляют над изобразительностью. Дети учатся любить и понимать музыку, постепенно овладевая музыкальной грамотностью.
Многообразие музыкальных форм и жанров начинается для второклассников с «трех китов», трех основных сфер, основных областей музыки – песни, танца, марша, самых демократичных и массовых областей музыки. Они доступны и понятны всем, кто неоднократно встречался с ними в своей жизни. С помощью песни, танца и марша обучающиеся легко и незаметно для себя проникнут в любую сферу музыкального искусства, и ее связь с жизнью станет для них очевидной и естественной.
Вхождение в мир большой музыки – это увлекательное путешествие в крупные и сложные музыкальные жанры – оперу, балет, симфонию, кантату, концерт. Знакомство с этими областями музыки должно показать второклассникам, что владение музыкальным языком дает им возможность проникать в глубины любого музыкального жанра, простого или сложного, и с их помощью познавать мир.
Главным здесь является развитие интереса обучающихся к музыке, ибо, как известно, без эмоциональной увлеченности в области искусства невозможно достичь каких-либо результатов. Ею окрашено познание школьниками речи музыки как звучащего искусства.
Важно, что программное содержание 2 класса направлено на накопление у обучающихся музыкальных впечатлений, музыкальных понятий и терминов, приобретение слухового опыта. Это позволит им в следующем классе перейти к более углубленному освоению музыки как «искусства интонируемого смысла».
Процесс восприятия и познания музыки второклассниками осуществляется (так же, как и в 1 классе) в разных формах общения с ней: слушании и размышлении, исполнении музыки по нотно-графической записи, пении с текстом и с ориентацией на нотную запись, в музыкально-ритмичных движениях, игре на музыкальных инструментах.
В программу включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.В. Рах-манинова, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, И.О. Дунаевского, Г.В. Свири-дова, Д.Б. Кабалевского, М.В. Коваля, В. Салманова, С. Чернецкого, М. Блантера, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, Ж. Бизе, И.С. Баха, Р. Шумана, Ф. Шуберта.
В программе представлены 23 песни (7 народных и 16 композиторских). Среди авторов: Я. Дубравин, Г. Струве, В. Шаинский, Т. Попатенко, Ю. Чичков, С. Соснин, А. Филиппенко, А. Жаров, Б. Савельев, Д. Львов-Компанейц, В. Иванников, А. Спадавеккиа, В. Кикта.
1-я четверть – «Три кита» в музыке: песня, танец и марш»
Темы: Главный «кит» – песня. Мелодия – душа музыки. Каким бывает танец. Мы танцоры хоть куда! Маршируют все. «Музыкальные киты» встречаются вместе.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: три основные сферы музыки как самые понятные и близкие детям музыкальные жанры.
Восприятие второклассниками песни, танца и марша как давних и хороших знакомых. Ощущение разницы в характере музыки марша, танца и песни. Многообразие жизненных ситуаций, при которых звучат песни, танцы и марши. Разнообразие маршей (спортивный, солдатский, парадный, игрушечный и др.); танцев (менуэт, полька, вальс, пляска); песен (о Родине, колыбельные, хороводные, шуточные, песни – музыкальные картинки и др.). Осознание обучающимися мелодии как «души музыки». Определение сочетания в одной музыке разных музыкальных жанров – «киты встречаются вместе»
Характеристика деятельности обучающихся:
- Выявлять разницу в характере музыки марша, танца и песни.
- Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.
- Сопоставлять разнообразие маршей, танцев, песен с многообразием жизненных ситуаций, при которых они звучат.
- Определять мелодию как «душу музыки».
- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.) в процессе коллективного музицирования.
2-я четверть – «О чем говорит музыка»
Темы: Маша и Миша узнают, что умеет музыка. Музыкальные портреты. Подражание голосам. Как музыка изображает движение? Музыкальные пейзажи.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: восприятие музыки как звучащего вида искусства, обладающего выразительными и изобразительными возможностями.
Осознание учащимися, что музыка может выражать чувства, мысли и настроение человека, рисует музыкальные портреты, выражает черты его характера. Музыка может подражать звучанию голосов разных музыкальных инструментов, изображать движение, разнообразные звуки, шумы и картины окружающей природы. Все это – музыкальное окружение жизни ребенка, прочувствованное и осознанное им как органичная часть самой жизни со сменой времен года, с каждодневными заботами и делами, с буднями и праздниками
Характеристика деятельности обучающихся:
- Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
- Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
- Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки.
- Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
- Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении)
- Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов
3-я четверть – «Куда ведут нас «три кита»
Темы: «Сезам, откройся!». «Путешествие по музыкальным странам». Опера. Что такое балет? «Страна симфония». Каким бывает концерт?
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: вхождение в мир большой музыки с помощью простейших музыкальных жанров – песни, танца и марша.
Образность песен, танцев и маршей. Песенные основы оперы, танцевальные основы балета. Оперные и балетные марши. Ощущение органичного перехода от песни – к песенности, от танца – к танцевальности, от марша – к маршевости. От народной песни – к симфонической музыке. Превращение песни в музыку фортепьянную, симфоническую, хоровую, оперную, балетную. Песня как основа любого крупного музыкального жанра. Самостоятельная жизнь танцевальной музыки. Танцевальность в разных областях музыки. Проникновение танца в оперу, балет, симфонию, концерт. Многоликость маршей: простые бытовые марши – марши для исполнения в концертах, марши в симфониях, в ораториях, операх, балетах. Взрослые и детские оперы. Знакомство с оперой «Волк и семеро козлят». Разучивание тем главных героев. Темы – песни, песни – танцы, песни – марши. Участие в исполнении финала оперы. Музыкальный театр – храм, где царят опера и балет.
Назначение концертного зала.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
- Соотносить простейшие жанры (песни, танцы, марши) с их воплощением в крупных музыкальных жанрах.
- Различать крупные жанры: оперу, балет, симфонию, концерт.
- Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
- Ориентироваться в нотном письме, как в графическом изображении интонаций (вопрос-ответ, выразительные и изобразительные интонации и т. д.).
- Создавать на основе полученных знаний музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра).
4-я четверть – «Что такое музыкальная речь?»
Темы: Маша и Миша изучают музыкальный язык. Занятная музыкальная сказка. Главная песня страны.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: восхождение по ступенькам музыкальной грамотности.
Признаки, которые помогают различать музыкальные произведения, их характеры, настроение, жанры. Причины своеобразия каждого музыкального произведения. Осознание роли средств музыкальной выразительности как «строительных кирпичиков» музыкальных образов и их развития. Формирование музыкальной грамотности как особого «чувства музыки». Активное восприятие музыки через разные формы приобщения к ней: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, исполнение на музыкальных инструментах, игра. Обобщение темы года на терминологическом уровне.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.
- Называть средства музыкальной выразительности.
- Соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием.
- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
- Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации
В качестве главных методов программы избраны:
• метод музыкально-педагогической драматургии (тематическое построение, выстроенное в системе от «простого к сложному», естественность и логичность «погружения» в искусство, драматургическая логика развития интриги, связанная со степенью «погруженности», главных героев в музыкальное искусство);
• метод забегания вперед и возвращения к пройденному (выстраивание воспитательных и образовательных линий — патриотической, поликультурной, традиционно-календарной, музыкально-теоретической, композиторской, исполнительской; неоднократное возвращение к произведениям одного и того же композитора по разным основаниям и с разными целями, к специальным прикладным понятиям и терминам, к разным жанрам песенного творчества и пр.);
• метод проблемно-поисковых ситуаций (создание условий для самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, для поиска исполнительского плана произведения и конкретных приемов исполнения, для активного творческого участия в музыкальных играх и постановках музыкальных спектаклей).
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу второго года обучения
Знать/понимать:
Жанры музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу второго года обучения
Личностными результатами изучения музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристикахвыпускника:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;
• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий художественные ценности общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• стремящийся жить по законам красоты;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;
• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.
Раздел 6.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Концептуальные и теоретические основы
УМК «Перспективная начальная школа»
Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
Для реализации программного содержания используются:
компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.)
«Государственный гимн Российской Федерации». Александрова, Музыка А. слова С. Михалкова.
Литература:
Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32
Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 2 класс Учебник /Академкнига, 2011 год
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 2 класс Методическое пособие для учителя / Академкнига, 2011 год
- преобразовывать познавательную задачу в практическую.
-пополнять и использовать активный музыкальный запас слов при анализе музыкальных произведений.
- ориентироваться в разнообразии способов решения задач - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, работать в парах, группах.
- уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.
Продолжение табл.
3
Мелодия – душа музыки.
Как определить мелодию, опираясь на жанры (песня, танец, марш).
Цель: дать понятие, что мелодия – главная мысль музыкального произведения
Хороводная песня
Хоровод.
Долгий звук.
Мелодия-душа музыки.
Научатся: - определять характерные черты жанров музыки («Во поле берёза стояла» р.н.п.
«Камаринская» р.н.п.
«Менуэт» из сонаты № 20 Л.В.Бетховен. «Песня жаворонка» П.И.Чайковский.);
-сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей
Рефлексия.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
- осуществлять поиск необходимой информации.
-ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.
- уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию
4
Мелодия – душа музыки.
Как определить мелодию, опираясь на жанры (песня, танец, марш).
Цель: дать понятие, что мелодия – главная мысль музыкального произведения
Хороводная песня
Хоровод.
Долгий звук.
Мелодия-душа музыки.
Научатся: - определять характерные черты жанров музыки («Во поле берёза стояла» р.н.п.
«Камаринская» р.н.п.
«Менуэт» из сонаты № 20 Л.В.Бетховен. «Песня жаворонка» П.И.Чайковский.);
-сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей
Рефлексия.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
- осуществлять поиск необходимой информации.
-ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.
- уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию
5
Каким бывает танец?
Какие танцы вам знакомы? Как их можно разделить на группы и почему?
Цель: познакомить с танцевальными жанрами, опираясь на музыкальные знания детей.
Вальс.
Пианист.
Исполнитель
.Научатся: - отличать разнообразные танцевальные жанры друг от друга;
- слушать произведения: «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковский.
«Вальс-шутка» Д.Д.Шостакович. «Танец молодого бегемота» Д.Б.Кабалевский.
-на слух определять эти произведения.
- исполнять знакомые песни: хором, сольно и дуэтом. Рефлексия.
Регулятивные:.
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
- формировать и удерживать учебную задачу
- использовать общие приемы решения исполнительской задачи.
-Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.
- уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию
6
Мы танцоры хоть куда!
О чём мы говорили на прошлом уроке? Чему мы научились, что нового открыли? Цель: продолжить знакомить детей с танцевальными жанрами, привлекать их к активной мыслительной деятельности на уроке.
Менуэт.
Пляска.
Перепляс.
Полька.
Пульс.
Научатся: - слушать и анализировать произведения: «Менуэт» из сонаты № 20 Л.В.Бетховен.
«Итальянская полька» С.В.Рахманинов.
«Вальс» П.И.Чайковский.
- хором исполнять песню «Начинаем перепляс» муз. С.Соснина, сл. П.Синявского.
- проведут в парах интонационно образный характер музыкальных произведений.
Моделирование: выкладывание схемы двухчастного и трёхчастного произведения.
Рефлексия.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
-формулировать и удерживать учебную задачу.
- ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
-формулировать собственное мнение и позицию во время работы в парах.
-уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию
7
Маршируют все.
Что такое марш? Где мы можем встретиться с маршем? Для кого могут быть написаны марши?
Цель: учить слушать марши, используя творческие задания на развитие ритма детей.
Акцент.
Марш.
Парад-алле.
Научатся: - отличать разнообразные разно образные марши друг от друга;
- слушать и определять на слух следующие произведения: «Встречный марш» С.Чернецкий.
- исполнять песню «Весёлый музыкант» муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной.
- играть в музыкальную игру «Музыканты» (во время разучивания песни «Весёлый музыкант»).
Рефлексия.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
- выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
- осуществлять и выделять необходимую информацию
- участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках
-уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.
9
Обобщающий урок по теме четверти: «Три кита» в музыке: песня, танец и марш.
Цель: обобщить знания детей по теме четверти.
Закрепление музыкальных понятий.
Будут слушать и исполнять знакомые музыкальные произведения, играть на детских музыкальных инструментах, отгадывать музыкальные ребусы и загадки.
Рефлексия.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
-формулировать и удерживать учебную задачу.
-ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
- проявлять активность в творческих заданиях, решении познавательных задач.
-уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.
2 четверть «О чем говорит музыка?» 7 ч.
1
Маша и Миша узнают, что умеет музыка.
Что может музыка? Какова её сила?
Цель: показать детям, что музыка может всё.
Ноты.
Звук.
Гамма.
Научатся: анализировать и определять 3-х частную форму музыки: «Весёлая. Грустная.» Л.В.Бетховен (выкладывать из карточек)
- познакомиться и исполнить песню «Перепелочка». Белорусская н.п. - играть на детских музыкальных инструментах (выбирать те, которые подойдут для аккомпанемента)
Будут работать в группах.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
- использовать установленные правила в контроле способов решения задач.
- ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи.
- обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения.
- уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.
2
Музыка выражает чувства, мысли, характер и настроение человека.
Может ли музыка выразить характер человека? Что в этом поможет?
Цель: подвести детей к открытию, что музыка может выражать чувства, мысли, характер и настроение человека.
Музыкальный жанр.
Научатся: различать и узнавать выразительные интонации в произведениях: «Упрямец» Г.В.Свиридов. «Три подружки», «Разные ребята» Д.Б.Кабалевский
Подойдут к выводу, что музыка неразрывно связана с жизнью.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
- составлять план и последовательность действий.
- осуществлять поиск необходимой информации.
-во время групповой работы уметь задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, делать выводы.
- уметь оценивать себя на уроке, проводить рефлексию.
3
Изобразительность музыки.
Что может изобразить музыка?
Цель: познакомить детей с понятием «изобразительность музыки».
Изобразительность музыки.
Барабан.
Труба.
Фортепиано.
Научатся: - определять на слух изобразительные особенности музыки;
«Игры воды». М.Равель. «Труба и барабан» Д.Б.Кабалевский.
- исполнять песни изобразительного характера «Дятел», «Стрекоза» А.Муравьёвой.
- самостоятельно подбирать инструменты для озвучивания песен.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
- формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.
4
Музыкальные портреты.
Может ли портрет быть музыкальным? При помощи чего мы сможем написать «музыкальный портрет»?
Цели: показать неразрывную связь музыки с изобразительным искусством..
Фермата.
Научатся: - проследить черты портрета в музыке на примере произведений: «Весёлый крестьянин» Р.Шуман.
«Монтёр» Д.Кабалевский. «Картинки с выставки» М.П.Мусоргский.
- находить в живописи и сопоставить с музыкальными произведениями музыкальные портреты.
- исполнять песни изобразительного характера хором и сольно.
Рефлексия.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
-узнавать и называть духовные музыкальные произведения
-участвовать в исполнении музыкальных хоровых произведений.
-развитие ассоциативно-образного мышления.
5
Подражание голосам.
Может ли музыка подражать голосу? Какие голоса может изобразить музыка?
Цели: подвести детей к выводу, что музыка может изобразить голос.
Стаккато.
Научатся: - слушать произведения подражательного характера: «Кукушка в глубине леса» К.Сенс-Санс. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский-Корсаков. - исполнять песню «Дятел» А.Муравьёвой. – работать с музыкальными картами в парах..
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
- формулировать и удерживать учебную задачу.
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
-участвовать в исполнительской деятельности на уроке.
Продолжение табл.
6
Как музыка изображает движение?
Что может изобразить музыка? Можно ли проследить в ней движение? Цель: подвести к выводу, что музыка не бывает без движения.
- формулировать и удерживать учебную задачу, делать выводы, обобщать материал урока.
- ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника.
7
Музыкальные пейзажи.
Бывают ли пейзажи музыкальными? Где мы можем встретиться с такими пейзажами?
Цель: показать неразрывную связь музыки с изобразительным искусством..
Лига.
Научатся: - слушать «пейзажную» музыку: «Утро в лесу», «Вечер». В,Салманов.
«Вариации Феи Зимы» из балета «Золушка» С.С. Прокофьев.
- Будут развивать свой музыкальный опыт музыкально-творческой деятельности через исполнение, слушание, игру на музыкальных инструментах и инсценирование музыкальных произведений.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
- формулировать и удерживать учебную задачу.
- узнавать, называть и определять по тембру русские народные инструменты.
-участвовать в исполнении муз-х произведений
Может ли музыка говорить? О чём она может нам рассказать?
Цели: обобщить знания детей по теме четверти «О чём говорит музыка?»
Закрепление музыкальных понятий.
Разгадывание музыкального кроссворда.
- Будут исполнять любимые песни, и слушать наиболее полюбившиеся музыкальные произведения.
- Аккомпанировать на детских музыкальных инструментах во время исполнения музыки.
- Сделают открытие о том, что музыка может рассказывать.
Рефлексия.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
3 четверть « Музыка и ты» 10 ч.
1
Куда ведут нас «три кита»?
Куда нас могут привести «три кита»?
Цели: познакомить с тем, что «три кита» смогут привести нас в оперу и балет.
Музыкальный театр.
Сцена.
Ложа.
Занавес.
- Слушать и сравнивать между собой музыкальные произведения: «Во саду ли, в огороде» р.н.п.
«Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковский. «Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.
- Будут импровизировать в игре на детских музыкальных инструментах
Регулятивные:.
Познавательные.
Коммуникативные:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную
- ставить и формулировать проблему
- строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.
2
«Сезам, откройся!»
Знаете ли вы сказки? Какие? Как вы думаете, могут ли они стать музыкальными? Что нам в этом поможет?
Цель: познакомить детей с сюжетом оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова и подвести детей к выводу, что сказки могут быть музыкальными.
Опера.
Флейта.
Поэтический портрет.
- Слушать: «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна Лебедь») Н.А.Римский-Корсаков.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
- выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
- осуществлять поиск необходимой информации.
- ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке
3
Путешествие по музыкальным странам.
Хотите ли вы совершить музыкальное путешествие? В какие страны вы хотели бы попасть?
Цели: выявить особенности разновидностей театров, прививать детям эстетику.
Симфония.
Ария.
Протяжная мелодия.
Научатся: - слушать детскую оперу М.Коваля «Волк и семеро козлят», отличать оперу от других крупных музыкальных жанров. «Симфония №4» (финал) П.И.Чайковский.
Рефлексия.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия.
- ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
4
Песня – основа любого крупного музыкального жанра.
Куда нас может привести песня? Песня – основа крупного музыкального жанра, какого, мы с вами вместе ответим на этот вопрос.
Цель: познакомить с жанром музыки «опера», опираясь на музыкальные знания детей.
Тема.
Песня-марш.
Песня-танец.
Научатся: - отличать оперу от других музыкальных жанров, слушать темы: Тема мамы – Козы. Темы козлят: Всезнайки, Бодайки, Топтушки, Болтушки, Мазилки, Дразнилки, Малыша. – Узнают, кто участвует в создании оперы, кто из композиторов сочинял оперы. - Откроют для себя, что сюжет оперы может быть сказочным. Работая в парах, проиллюстрируют предложенныйсюжет. Рефлексия.
Регулятивные:
Личностные:
Коммуникативные:
Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека
.
5
Опера.
Что такое музыкальная сказка? Как мы её ещё можем назвать?
Цель: познакомить со всемирно известными театрами оперы и балета.
Сцена из оперы.
Прима.
Финал оперы.
Узнают: какие есть всемирно известные оперные театры.
Послушают: Сцены из 2-го действия оперы: «Целый день поём-играем». «Игры козлят», «Воинственный марш», «Нападение Волка», «Финал»
Научатся: называть известные оперы и имена композиторов их написавших.
Откроют для себя новые сюжеты.
Рефлексия.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
- узнавать, называть и определять сюжет балета и оперы.
- задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания
-Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности
6
Что такое балет?
Что такое классический танец? Балеты каких композиторов вы знаете?
Цель: познакомить с жанром музыки «балет», опираясь на музыкальные знания детей.
Балет.
Концертный зал.
Научатся: отличать балет от других музыкальных жанров.
Узнают, кто участвует в создании балета, кто из композиторов сочинял балеты.
Откроют для себя сюжеты, на которые сочиняются балеты. Работая в парах, проиллюстрируют предложенныйсюжет.
Рефлексия.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
-опираясь на личный музыкальный опыт и опыт своих товарищей и учителя вести дискуссию по данной теме
-Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования
7
От народной песни – к симфонической музыке. «Страна симфония».
Может ли народная песня стать основой крупного музыкального жанра? Как мы можем исполнить песню?
Цель: познакомить детей с жанром симфонии, подвести к выводу, что песня может стать основой этого жанра.
Оркестровая партия.
Песенность.
Распевы.
Симфонический оркестр.
- Послушать фрагментфинала «Симфонии № 4» П.И.Чайковский и выявить, что её основой является р.н.п. «Во поле берёза стояла». - Исполнят песню «Самая хорошая» муз. В.Иванникова, сл. О.Фадеевой и украсят игрой на музыкальных инструментах вступление и проигрыш песни.
Рефлексия.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
- применять установленные правила работы на уроке
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
-Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач
Продолжение табл.
2
3
4
5
6
7
8
8
Каким бывает концерт?
Что такое концерт? Где мы можем с ним встретиться?
Цель: познакомить с музыкальным понятием «концерт», подвести к вводу, что это слово имеет несколько значений.
Концерт.
Фрагмент.
Партия фортепиано.
Научатся: объяснять знакомые музыкальное понятие «концерт», различать крупные музыкальные жанры: опера, балет, симфония, концерт.
- Будут слушать «Концерт № 3» для ф-но с оркестром (ф-т 2-й части) Д.Б.Кабалевского. - исполнять музыкальные произведения хором, в группах, сольно.
Рефлексия.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
- формулировать и удерживать учебную задачу.
- ставить и формулировать проблемы
- задавать вопросы, исполнять произведения, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки
9
Проникновение танца в оперу, балет, симфонию, концерт.
В какой крупный музыкальный жанр может проникнуть танец? А в другие музыкальные жанры он может проникнуть?
Цель: показать детям возможность проникновения танца в оперу, симфонию, концерт.
Танцевальность.
Гавот.
Научатся: -различать на слух инструменты симфонического оркестра. - Проведут анализ музыкальных произведений: «Вальс и Полночь» (фрагмент из балета «Золушка») С.С.Прокофьев.
«Гавот» из «Классической симфонии» С.С.Прокофьев.
- разучат песню «Солнечная капель» муз. С.Соснина, сл. И.Вахрушевой. Рефлексия.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
- составлять план и последовательность действий.
- ставить и формулировать проблемы.
- проявлять активность во взаимодействии с участниками урока.
-Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.
10
Обобщающий урок по теме четверти «Куда ведут нас три кита?»
Цель: обобщить знания детей по данной теме.
Закрепление музыкальных понятий.
Исполнение и слушание музыки по желанию учеников.
Рефлексия.
Регулятивные:
Личностные:
Коммуникативные:
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности.
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
-участвовать во всех видах музыкальной деятельности на уроке.
Продолжение табл.
4 четверть «Что такое музыкальная речь?» 8 ч.
1
Что такое музыкальная речь?
Может ли музыка говорить? О чём она нам может рассказать?
Цель: показать детям на примере музыкальных произведений выразительные и изобразительные возможности музыкальной речи.
Музыкальный размер.
Двух частная форма.
Длительности – четверть, восьмая, шестнадцатая.
- Познакомятся с произведениями «Сурок» Л.В.Бетховен.
«Зайчик дразнит медвежонка» Д.Кабалевский. Будут слушать эти произведения, выделяя выразительные и изобразительные особенности музыкальной речи.
- Сделают вывод о том, что музыка невозможна без выразительных и изобразительных интонаций. Музыка может рассказать целую историю.
- Музицирование: «Тень-тень» р.н.п.
- Исполнят музыкальные произведения хором и сольно.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
- ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
-Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования
2
Маша и Миша изучают музыкальный язык.
Бывает ли речь музыкальной? Что такое «музыкальный язык»?
Цель: Дать понятие «Музыкальный язык», научить анализировать звучащие музыкальные произведения.
Волынка.
Дирижёрский жест.
- Слушать пьесу изобразительного характера, выявить изобразительность в музыке «Волынка» И.С.Баха.
- Импровизировать на детских музыкальных инструментах «Вальс» Ф.Шуберта.
- Исполнять песни хором, сольно.
- Беседовать на тему урока, анализировать звучащие произведения.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
- выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
- выделять и формулировать познавательную цель.
-задавать вопросы, формулировать свои затруднения, работать в группах.
-Развитие эмоционального восприятия музыкальных произведений.
Продолжение табл.
2
3
4
5
6
7
8
3
Построение музыки.
Можно ли «построить» музыку? Какие формы музыкального построения бывают?
Цель: познакомить с понятием «построение» музыки, с трёхчастной формрй.
Трёхчастная форма.
Мажор.
Минор.
Познакомятся с произведениями: «Весёлый колокольчик» муз В.Кикты, сл. В.Татаринова, «Первая утрата» Р.Шуман.
- Исполнят знакомый песенный репертуар.
-Поиграют на музыкальных инструментах во время исполнения знакомых песен.
Рефлексия.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
- выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
-участвовать в групповой и индивидуальной музыкальной деятельности.
4
Одно, двух, трёх частная форма музыки.
Из скольких частей может состоять музыка?
Цель: на музыкальном репертуаре урока рассмотреть одно, двух, трёх частные формы музыки.
Исполнительский план: динамический, ладовый.
Научатся: -узнавать знакомых композиторов по портретам, рассказывать о них, называть их произведения.
- Познакомятся с произведениями: «Калинка» р.н.п. «Игра в гостей»Д.Кабалевский.
- Музыкальная викторина «Угадай мелодию». Работа с музыкальными карточками.
Исполнение музыкального репертуара. Рефлексия.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
- использовать общие приемы решения задач.
- ставить и формулировать проблему, осуществлять поиск нужной информации.
- задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию
5
Песенный, танцевальный, маршевый характер музыки.
Какой может быть музыка? Может ли у музыки быть характер? Каким он может быть?
Цель: подвести детей к выводу о том, что в любой музыке может быть характер.
Исполнительский план:
Ритмический,
Тембровый.
Научатся: - отличать песенный, танцевальный, маршевый характер музыки на примере произведений Д.Б.Кабалевского
«Крокодил и Чебурашка» (песня, вальс, полька, марш)
- составлять исполнительский план музыкальных произведений.
Будут слушать: «Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского.
Исполнят знакомые песни.
Рефлексия.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
- применять планирование действий во время решения поставленных задач.
- ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Окончание табл.
6
Занятная музыкальная сказка.
Может ли музыкальная сказка быть написана для музыкальных инструментов? Бывают ли симфонические сказки?
Цель: подвести детей к выводу, что сказка может быть симфонической.
Струнный квартет.
Альт.
Виолончель.
Контрабас.
Флейта.
Гобой.
Кларнет.
Фагот.
Деревянные духовые.
Литавры.
Шествие.
Медные духовые.
Научатся: - называть и определять по тембру звучание инструментов симфонического оркестра.
Поучаствуют в музыкальной викторине.
Будут слушать симфоническую сказку С.С.Прокофьева «Петя и волк»
Назовут наиболее запомнившиеся и полюбившиеся музыкальные темы сказки.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
- формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.
-Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни
7
8
Главная песня страны.
Обобщающий урок.
Какие символы вы знаете? У государства есть символы? Назовите их. Цель: научить детей правильно слушать «Государственный гимн Российской федерации», формировать лучшие нравственные качества.
Цель: Воспринимать музыку через разные формы приобщения к ней: пение, слушание, игра на детских музыкальных инструментах.
Скрипичный ключ.
Басовый ключ.
Патриот.
Обобщение темы года на терминологическом уровне.
Разгадывание кроссворда.
Научатся: - правильно слушать «Государственный гимн Российской федерации» муз.А.Александрова,
сл. С.Михалкова; - исполнять песни патриотического характера.
Будут слушать и исполнять знакомые музыкальные произведения хором, сольно, в дуэте, на детских музыкальных инструментах.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
- формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.
-Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни
Творчески изучая предмет «Музыка» к концу 2-го класса обучающиеся научатся:
- Приводить примеры музыкальных произведений (из тех, что слушали и исполняли), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека; примеры произведений, написанных в жанрах симфонической сказки, сюиты, рондо, прелюдии, этюда.
- Самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, ср-ва музыкальной выразительности); определять строение простых 2-х и 3-х частных произведений, рондо.
- Узнавать по внешнему виду и звучанию новые для себя инструменты: виолончель, контрабас, трубу, валторну.
- Определять названия женских и мужских певческих голосов, названия хоров и уметь различать их по звучанию, а также приводить соответствующие примеры.
- Называть и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
- Использовать полученные певческие умения и навыки, выразительно исполнять песни, исходя из их содержания и характера.
- Исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне «до» первой октавы – «до» второй октавы.