ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей программы «Перспективная начальная школа» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: учебник / Н. А. Чуракова. - М. : Академкнига/Учебник, 2011.
Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: хрестоматия / Н. А. Чуракова. - М. : Академкнига/Учебник, 2011.
Малаховская, О. В. Литературное чтение. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы / О. В. Малаховская ; под ред. Н. А. Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс : методическое пособие / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. - М. : Академкнига/Учебник, 2011.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на / учебный год: Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации № от ._ .20 «Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20____/ 20 учебный год»;
примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
учебный план образовательного учреждения на /_____ учебный год;
локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе учащиеся могли уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.
Основная цель отражена в главных идеях, развиваемых на протяжении четырех лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых позволяет осуществить эти идеи и реализовать основную цель обучения - сформировать инструментарий для анализа художественных произведений.
Идея первая. Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
Идея вторая. Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа (сам термин не используется).
Идея третья. Учить младших школьников различать жанры - сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить их наслаждаться особенностями поэтической формы; если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
Курс «Литературное чтение» влияет на решение следующих задач:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитание интереса к книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе содержания произведения и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различие используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание им духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
СТРУКТУРА КУРСА
Содержание учебного предмета
Итогом первого года обучения является формирование мотива и начальных умений и навыков осознанного чтения и короткого устного высказывания (в рамках ответа на конкретный вопрос учебника). Дети получают общее представление о малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятиями «автор» и «название произведения»; называют персонажей произведения, высказывают свое отношение к происходящему в тексте, находят повторы и рифмы.
Главная задача обучения в 1 классе - формирование мотива и совершенствование начальных умений и навыков чтения - остается актуальной и на протяжении второго года обучения.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».
Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого текста, воспринятого на слух.
Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные смены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм с предварительным (в случае необходимости) подчеркиванием случаев расхождения произнесения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.
Чтение по ролям, чтение по цепочке.
Чтение про себя коротких маркированных фрагментов текста.
Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя.
Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием.
Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор'(поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.
Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения.
Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, работа с текстом художественного произведения, приобретение основ культуры речевого общения, библиографической культуры.
Формирование библиографической культуры.
Формирование умений находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», ориентироваться в них, находя нужное произведение.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (практическое освоение).
Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.
Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).
Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в про цессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.
Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение.
Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного от ношения к каждому из героев.
Стихотворение. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся».
Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса - нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударенш и несловесных средств - мимики, движений, жестов (чтение вслух закличек, небылиц, колыбель ных песенок, шуточных авторских стихов).
Сравнительный анализ текстов малых фольклорных жанров и музейных иллюстраций к эти\ текстам с выражением эмоционального отношения к ним.
Чтение по ролям шуточных авторских стихотворений и маркированных отрывков из прозаи ческих произведений.
Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора (заклички, докучной сказки, колыбельной песенки).
Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Раздел «Круг чтения».
Малые жанры фольклора: прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.
Русские народные сказки.
Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь».
Русские писатели и поэты: Л. Толстой «Косточка»; М. Горький «Воробьишко».
Современная русская и зарубежная литература.
Поэзия:
А. Барто, Д. Хармс, Тим Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер С. Черный, С. Маршак, Дж. Ривз.
Проза:
Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок);
Г. Остер «Эхо»;
С. Воронин «Необыкновенная ромашка»;
Ю. Коваль «Полет», «Снегири и коты», «Береза»;
Д. Биссет «Шшшшш!», «Бац», «Под ковром»;
Н. Друк «Сказка»;
Б. Заходер «Серая звездочка».
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа и материал УМК рассчитаны на 40 часов в год, 1 час в неделю, что соответствует БУП в 1 классах (1-4)
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяем:
Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству.
Ценность нравственных чувств - нравственный выбор: справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к родителям, уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, толерантность.
Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Ценность природы, окружающей среды - родная земля, заповедная природа, экологическое сознание.
Ценность прекрасного - красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов*.
Личностные УУД
Самоопределение. Система заданий, ориентирующая младшего школьника оказывать помощь сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
Смыслообразование.
Стихотворные тексты, в которых в шуточной форме обсуждаются серьезные проблемы родительской любви и взаимоотношений мамы и детей.
Тексты, посвященные тайне особого зрения (способности видеть не глазами, а сердцем).
Контроль (и самоконтроль) процесса и результатов учебной деятельности.
В 1 классе задача создания условий для формирования данных учебных действий решается путем привлечения героев внешней интриги. Сквозные герои внешней интриги Маша и Миша высказывают разные точки зрения на литературные тексты, каждая из которых имеет право на существование: их суждения взаимно дополняют друг друга. Эти суждения не вступают друг с другом в противоречие и не носят оценочного характера. Более того, сами тексты, на которых формируется данное учебное действие, являются очень простыми и короткими.
Познавательные УУД
1. Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями).
Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, оценка прагматики текста («в каких случаях говорят то или это»), поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов.
Работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками.
Работа с дидактическими иллюстрациями.
Универсальные логические действия.
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:
сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы;
анализ группы считалок с целью обнаружения жанровых признаков: повторяющегося в разных текстах общего слова обрядового происхождения и приема шифрования чисел;
анализ другой группы считалок с целью выявления жанрового признака: значимых слов должно быть 10 (десять);
обнаружение одной из жанровых особенностей загадок: использование приема олицетворения;
обнаружение жанровых признаков заклички: ее обрядовой природы и прикладного характера;
выяснение секрета (общих черт) скороговорок;
анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы; .
анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее и обогащается очередным новым элементом;
сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства (повтор как главная композиционная фигура обоих жанров) и различий (круг и вектор как разные композиционные основы);
обнаружение прикладного характера колыбельной песенки (подстановка своего имени вместо имени героя);
обнаружение сюжетных признаков небылицы и дразнилки;
сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров.
Подведение под понятие:
• формирование понятия «докучная сказка» через анализ контекстных словоупотреблений глагола «докучать»;
• поэтапное формирование понятия «рифма» через систему замен: двойные хвосты слов, по-хожие хвосты слов, созвучные хвосты слов, созвучные концы слов, созвучные концы слов в кон¬цах строчек; говорить складно - говорить в рифму;
• формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изу-чение дидактической иллюстрации;
• формирование понятия «прибаутка» через анализ родственных слов («баять», «баюн», «байка»), значения которых объяснены;
• формирование понятия «небылица» посредством привлечения антонима («быль» - «небы-лица»).
Установление причинно-следственных связей:
• между наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: эти тексты легко запомнить;
• между использованием в малых фольклорных формах имен собственных в шуточном кон-тексте и выводом о том, что это дразнилки;
• между обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи;
• между наличием в фольклорном тексте нереальных сюжетных подробностей и выводом о том, что это «небылица»;
• между наличием в фольклорном тексте обращения-призыва к природному явлению с целью заручиться его помощью и пониманием жанровой принадлежности такого текста: это закличка;
• между характером текста (жанром, к которому он принадлежит) и манерой чтения этого текста (например, как читать небылицу: надо ли делать большие глаза и прикладывать правую руку к сердцу? Надо ли немножко тянуть некоторые слова?; как читать скороговорки, стихи, со-держащие звукопись; заклички);
• между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему.
Коммуникативные УУД
Коммуникация как кооперация:
Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) - учет позиции собеседника:
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их общекультурного и литературного развития.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Литературное чтение» к концу 1-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».
Обучающиеся научатся:
читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, в том числе прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;
читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
читать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;
задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика».
Обучающиеся научатся:
отличать прозаическое произведение от стихотворного;
различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;
находить средства художественной выразительности в тексте (повтор, уменьшительно- ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы);
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок;
• обнаружат подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку, колыбельная песенка - закличку, рассказ - сказку и т. д.).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся».
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
• рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, закличку, считалку, небылицу, колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);
• находить в разделе «Музейный дом» («Выставка работ Юрия Васнецова») иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам (заклинкам, прибауткам, небылицам), сравнивать тексты и иллюстрации.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения
В области общих учебных действий обучающиеся научатся:
ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;
работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
обращаться к тексту для подтверждения своего ответа.
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов; учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Интернет-ресурсы:
Электронная версия газеты «Начальная школа» (Издательский дом «Первое сентября»). - Режим доступа : http://nsc.lseptember.ru/index.php
Я иду на урок начальной школы: уроки литературного чтения. - Режим доступа : http://nsc. 1 september.ru/urok/index. php?SubjectID=l 50010
Уроки литературного чтения. - Режим доступа : http://elenasadigova,ucoz.ru/publ/prepodava- nie_v_nachalnoj_shkole/uroki_obuchenija_gramote/10
Учительская. - Режим доступа : http://www.nachalka.com
Литературное чтение : методическое пособие. 1 класс. - Режим доступа : http://www.aka- demkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=l 11
Методическая копилка. - Режим доступа : http://www.it-n.ru/resource. aspx?cat_no=201360
Медиатека. Обучение грамоте. Раздел «Начальные классы». - Режим доступа : http:// pedso- vet.su/load/273
Мы и образование. - Режим доступа : http://www.alleng.ru/index.htm
Журнал «Начальная школа». - Режим доступа : http://n-shkola.ru
Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 класс. - Режим доступа : http://www. mno- ga.net/all_for_kids/146304-uroki-kirilla-i-mefodiya-obuchenie-gramote-l-kla
Лукошко сказок. - Режим доступа : http://lukoshko.net
Детская литература. - Режим доступа : http://wet.by.ru/kds
Русская литература. - Режим доступа : http://www.fplib.ru/about
ChildhoodBooks.ru. - Режим доступа : http://www.childhoodbooks.ru
Стихи и песни для детей. - Режим доступа : http://lel.khv.ru/poems/poems.phtml
Технические средства обучения:
магнитная доска;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран.
Учебно-практическое оборудование:
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт;
укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол