Рабочая программа разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования(приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г 373 "Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО", приказ МО и Н РФ 1241 от 26.10.2010г "О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённого приказом МО и Н РТ от 6.10.2009 г 373", письма МО и Н РТ 6272/10 от 18.08.2010 г "О ведении ФГОС НОО с 1.09.2010 г" );
2) Основной образовательной программы начального общего образования ГБООУ "НКСШИ";
3) Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 частях, М.: "Просвещение" 2011 года и авторской программы Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева "Музыка" утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования ;
4) Учебного план ГБООУ "НКСШИ" на 2014/2015 учебный год утверждённый приказом 66 от 29.08.2014г.;
5) Приказа 11005/14 от 08.07.2014 г. "Об учебных планах для 1-9 классов школ РТ в соответствии с ФГОС общего образования"(3 вариант, 1 модель);
6) Закона "Об образовании" РФ и РТ;
7) Локального акта ГБООУ "НКСШИ" (положение об утверждении структуры рабочих программ);
8) Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. 189)
Цели и задачи обучения
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 4 класса »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе: 1) Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования(приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г 373 "Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО", приказ МО и Н РФ 1241 от 26.10.2010г "О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённого приказом МО и Н РТ от 6.10.2009 г 373", письма МО и Н РТ 6272/10 от 18.08.2010 г "О ведении ФГОС НОО с 1.09.2010 г" ); 2) Основной образовательной программы начального общего образования ГБООУ "НКСШИ"; 3) Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 частях, М.: "Просвещение" 2011 года и авторской программы Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева "Музыка" утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования ; 4) Учебного план ГБООУ "НКСШИ" на 2014/2015 учебный год утверждённый приказом 66 от 29.08.2014г.; 5) Приказа 11005/14 от 08.07.2014 г. "Об учебных планах для 1-9 классов школ РТ в соответствии с ФГОС общего образования"(3 вариант, 1 модель); 6) Закона "Об образовании" РФ и РТ; 7) Локального акта ГБООУ "НКСШИ" (положение об утверждении структуры рабочих программ); 8) Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. 189)
Цели и задачи обучения
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
Содержание учебной программы
Учебным планом ГБООУ «НКСШИ» на изучение курса музыки 4 классе отводится 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически
сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».
Учебно- тематический план
1
Россия –Родина моя
3
2
День, полный событий
4
3
О Росси петь- что стремиться в храм
6
4
Гори, гори ясно, чтобы не погасло
3
5
В музыкальном театре
6
6
В концертном зале
7
7
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
5
Итого:
34
I четверть (9 часов)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Урок 2. Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Урок 3. «Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь! Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»(1 ч.)
Урок 4. Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Тема раздела: «День, полный событий» (5 ч.)
Урок 5. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Урок 6. «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Урок 7. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Урок 8. «Приют, сияньем муз одетый…». Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.
II четверть (7 часов)
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч.)
Урок 10. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Урок 11. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка). Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Тема раздела: «В концертном зале» (5 ч.)
Урок 12. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо. Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).
Урок 13. «Старый замок». Счастье в сирени живет… Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 14. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы… Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
Урок 15. «Патетическая» соната. Годы странствий. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Урок 16. Царит гармония оркестра. Обобщающий урок 2 четверти. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
III четверть (10 часов)
Тема раздела: «День, полный событий» (1 ч.)
Урок 17. Зимнее утро. Зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Урок 18. Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…). Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Урок 19. Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу). Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Урок 20. «Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Урок 21. Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
Урок 22. Балет «Петрушка». Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Урок 23. Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 ч.)
Урок 24. Прелюдия. «Исповедь души». «Революционный» этюд. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Урок 25. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
IV четверть (8 часов)
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (3 ч.)
Урок 27. Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше». Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.Рахманинов).
Урок 29. Кирилл и Мефодий. Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)
Урок 30. Народные праздники. «Троица». Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч.)
Урок 31. В интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Урок 32. Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
Урок 33. «Рассвет на Москве-реке». Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).
Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Результаты обучения (личностные, предметные, метапредметные)
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Формируемые универсальные учебные действия
Личностные
Коммуникативные
Познавательные
- формировать внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к учебной и музыкально-творческой деятельности;
- формировать ценностно-смысловые ориентации на основе национальных базовых ценностей, отраженных в музыкальной культуре;
- формировать российскую гражданскую идентичность через приобщение к отечественной музыке;
- формировать основы толерантности на основе приобщения к достижениям мировой музыкальной культуры;
- развивать эмпатию через проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыкального произведения;
- формировать позитивную самооценку, жизненный оптимизм, потребность в творческом самовыражении;
- формировать эстетические чувства и чувство прекрасного в жизни и искусстве.
- формировать способность к продуктивному учебному сотрудничеству через работу в творческих группах;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемных вопросов на уроках;
- формировать умение выражать свои мысли через монологические и диалогические высказывания о музыке;
- формировать умение выражать свои чувства через воплощение собственного эмоционального состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- учиться задавать вопросы учителю и сверстникам;
- формировать способность к выражению собственного мнения и внутренней позиции;
- формировать социальную коммуникативность через развитие интереса к общественной музыкальной жизни .
- применять методы информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств для выполнения самостоятельных домашних заданий;
- учиться основам смыслового чтения и выделению существенной информации из учебников по музыке и учебных пособий;
- осуществлять анализ объектов на основе анализа музыкального произведения;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям на основе выполнения учебных и творческих заданий по программе;
- формировать умение формулировать проблему и находить пути ее решения на основе проблемного обучения по программе.
Критерии оценивания
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Оценка « 5 »
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Оценка « 4 »
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Оценка « 3 »
- проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
- или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
- или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Оценка « 2 »
- нет интереса, эмоционального отклика;
- неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для обучающихся :
1.Учебник : «Музыка» 4 класс Е.Д.Критская, Москва, «Просвещение»
2.« Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса» Е.Д.Критская , М. : Просвещение
Для учителя :
1.Концепция и программы для начальных классов«Школа России» Москва «Просвещение»
2.Учебник:«Музыка» 4 класс .Е.Д.Критская, Москва, «Просвещение»
3.«Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса» Е.Д.Критская,М. :Просвещение
4. Поурочные планы «Музыка 4 класс» по программе Критской Е.Д. Максимова Т.С., Волгоград.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Планируемый результат
Домашнее задание
Дата проведения
Предметные УУД
Метапредметныеи личностные УУД
План
Факт
I четверть (9 учебных недель, 9 уроков)
Раздел I «Россия – Родина моя» -4 ч.
1
Мелодия. «Ты запой мне ту песню»
Уметь:
– проникаться эмоциональным содержанием музыки;
– внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений;
– правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам
расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров
Найти стихи
о родине, родном крае, созвучные этой музыке
6.09
2
«Чего не выразишь словами?»
Знать певческие голоса, произведения С. Рахманинова.
Уметь: размышлять о музыке; применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки; петь легко, звонко, напевно
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей
Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта
13.09
3
«Ты откуда, русская, зародилась музыка?»
Знать жанры русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности.
Уметь применять
вокально-хоровые навыки в пении, ясно, грамотно произносить текст
расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров
Нарисовать рисунок по теме
20.09
4
«Я пойду по полю белому…»
«На великий праздник собралася Русь!»
Знать певческие голоса, виды хоров, оркестров.
Уметь:
– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;
развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы
Выучить текст песни
27.09
Раздел II « день, полный событий» -5 ч.
5
Приют спокойствия, трудов и вдохновения
Уметь:
– сравнивать, делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять на легато, нон легато, правильно распределять дыхание по фразе
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей
Вспомнить стихотворения
А. С. Пушкина
4.10
6
Что за прелесть эти сказки! Три чуда!
Знать названия музыкальных инструментов. Уметь:
– узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
– передавать настроение музыки и его изменение:
в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей
Вспомнить сказки
А. С. Пушкина
11.10
7
Ярмарочное гулянье
Знать народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).
Уметь:
– определять на слух основные жанры музыки;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы
Вспомнить русские народные песни, которые
использовали композиторы
18.10
8
Приют, сиянием муз одетый
Уметь:
– внимательно слушать музыку, размышлять о ней;
– петь напевно, легко,
с хорошей дикцией,
на цепном дыхании
– проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слушают
Придумать программу музыкального вечера
25.10
9
Зимнее утро. Зимний вечер
Знать названия изученных жанров и форм музыки.
Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях
Уметь:
– исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
– петь легко, звонко, не форсируя звук
развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы
Нарисовать рисунок по теме
1.11
Итого за Iчетверть: 9 уроков
II-я четверть (7 учебных недель, 7 уроков)
Раздел III «гори, гори ясно, чтобы не погасло!»-3 ч.
10
Композитор – имя ему народ.
Знать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инструменты.
Уметь:
– узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей
Вспомнить знакомые русские народные песни
15.11
11
Музыкальные инструменты России
Знать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инструменты.
Уметь:
– узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей
Вспомнить знакомые русские народные песни
22.11
12
Оркестр народных инструментов. «Музыкант – чародей»
Знать название изученных жанров и форм музыки, виды оркестров.
Уметь:
– передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
– правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией
Вспомнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок»
29.11
Раздел IV «в концертном зале»-4ч.
13
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара)
Знать названия музыкальных инструментов.
Уметь:
– размышлять о музыке, применять знания,
полученные в процессе уроков музыки;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства
Вспомнить басню
И. А. Крылова «Квартет»
6.12
14
«Старый замок»,
М. П. Мусоргский
«Счастье
в сирене живет», С. Рахманинов
Уметь:
– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;
– исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения
Сочинить рассказ
к музыке
13.12
15
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Танцы, танцы, танцы
Знать названия изученных жанров и форм музыки.
Уметь:
– передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
– петь легко, свободно, не форсируя звук
развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства
Выучить текст песни
20.12
16
Годы странствий.
М. И. Глинка
Царит гармония оркестра
Уметь:
– размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять ее образное содержание;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства
Нарисовать рисунок по теме
27.12
Итого за II четверть:7 уроков
III-я четверть (10 учебных недель, 10 уроков)
Раздел V «в музыкальном театре»-7 ч
17
Опера «Иван Сусанин»,
М. Глинка.
Бал в замке польского короля (2-е действие)
Уметь:
– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;
– определять на слух основные жанры музыки;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства
Выучить текст песни
17.01
18
Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка
Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь:
– размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье
Придумать ритмический рисунок
24.01
19
Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргский
Уметь:
– определять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности музыкальных произведений;
– узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
– правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье
Выучить текст песни
31.01
20
Русский Восток. «Сезам, откройся!».
Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь:
– размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
– ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам
• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства
Нарисовать рисунок по теме
7.02
21
«Восточные мотивы»
Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь:
– размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
– ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам
• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства
Нарисовать рисунок по теме
14.02
22
И. Ф. Стравинский.
Балет «Петрушка»
Знать и понимать творчество И. Ф. Стравинского и его особенности; народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники).
Уметь:
– внимательно слушать, сравнивать, делать разбор музыкального произведения
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье
Вспомнить масленичные песни, игры, забавы
21.02
23
Театр музыкальной комедии.
Знать названия изученных жанров и форм музыки.
Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов;
– определять на слух основные жанры музыки;
– петь легко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье
Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт
28.02
Раздел VI «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»-3ч.
24
Прелюдия. Исповедь души.
Ф. Шопен «Революционный этюд»
Знать виды оркестров, музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Уметь:
– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования
Выучить текст песни
7.03
25
Мастерство исполнителя
Знать названия изученных жанров и форм музыки.
Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер определять образное содержание
Уметь петь легко, звонко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией
развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования
Назвать известных исполнителей классической музыки
14.03
26
Патетическая соната.
Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната.
Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления.
развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования
21.03
Итого за III четверть:10 уроков
IV-я четверть(8 учебных недель, 8 уроков)
Раздел VII «о России петь – что стремиться в храм» -4 ч.
27
Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец
Знать русских святых, традиции родного края.
Уметь:
– узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования
Нарисовать рисунок по теме
4.04
28
Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше».
Уметь:
– определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
– петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией
расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров
Выучить текст песни
11.04
29
Светлый праздник
пасха
Знать и понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Понимать значение колокольных звонов; сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье
18.04
30
Кирилл
и Мефодий
Уметь:
– исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
– петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией
развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования
Придумать ритмический рисунок
25.04
Раздел VIII «гори, гори ясно, чтобы не погасло!»-1 ч.
31
Народные праздники. Троица
Знать народные песни, музыкальные традиции русского края (праздники и обряды).
Уметь:
– сочинять простенькие мелодии на заданный текст;
– определять на слух основные жанры музыки;
– петь, не форсируя звук, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам, определять характер разучиваемого произведения
развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы
Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая»
2.05
Раздел IX «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» -3ч
32
Музыкальный сказочник
Н. А. Римский-Корсаков
Знать и понимать:
– творчество Н. А. Римского-Корсакова, его особенности;
– названия изученных музыкальных произведений и их авторов.
Уметь:
– размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности
• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства
Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С. Прокофьев «Петя
и волк»)
9.05
33
«Рассвет на Москве-реке».
М. П. Мусоргский
Уметь:
– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных произведений;
– петь легко, звонко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией;
– узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье
16.05
34
Обобщение
Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы.
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье