kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа и планирование. Музыка. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл.,

«Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год).

  Программа «Музыка» для основной школы (в данном

издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

· Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2007;;

  При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с

другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

  Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

· метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

· метод эмоциональной драматургии;

· метод интонационно-стилевого постижения музыки;

· метод художественного контекста;

· метод создания «композиций»;

· метод перспективы и ретроспективы.

  Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 5-7 классах Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 1 час в неделю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа и планирование. Музыка. 5 класс»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка. 1- 7 кл., Искусство. 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: Просвещение, 2011 г). Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования 2011 года.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями



  1. Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  2. Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"

  3. Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012 №320-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в образовательных учреждениях Ульяновской области»

  4. Образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №82»

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры-наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.



Планируемые результаты освоения учебного процесса



Изучение курса "Музыка" в основной школе обеспечивает определённые результаты.

Личностными результатами изучения музыки являются:

  1. развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

  2. реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

  3. позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.



Учащиеся научатся:

• высказывать личностно -оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;

• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);

• решать творческие задачи,участвовать в исследовательских проектах,художественных событиях школы;

• проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально -эстетичкой жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)



Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Музыка как вид искусства

• наблюдать за многообразными явлениями

жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

• понимать специфику музыки и выявлять

родство художественных образов разных

искусств (общность тем, взаимодополнение

выразительных средств — звучаний, линий,

красок), различать особенности видов искусства;

выражать эмоциональное содержание

музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.


Музыкальный образ и музыкальная драматургия

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности

(типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения; музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание

музыкального произведения в пении,

музыкально-ритмическом движении,

пластическом интонировании,

поэтическом слове, изобразительной

деятельности

осуществлять на основе полученных

знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической

направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.


Музыка в современном мире: традиции и инновации

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XXвв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XXв.);


ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);



Метапредметными результатами изучения музыки являются

освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  1. сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

  2. работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  3. умение участвовать в музыкально-эстетической жизникласса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.

Учащиеся научатся:

• наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр,кино и др.); раскрывать образный строй художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

• передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием

при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещение концертов, театров и др.;

Кроме того, учащиеся получат представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной/художественной жизни в отечественной и зарубежной культуре.

Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:

  1. устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;

  2. освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;

  3. знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Учащиеся научатся:

• понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная;

• эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;

•различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении,пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений;

• ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.



Универсальные учебные действия обучающегося в 5 классе

Личностные УУД



  1. понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

  2. осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

  3. понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах;

  4. использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоение мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования.

Познавательные УУД



  1. устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;

  2. усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;

  3. применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Регулятивные УУД



  1. владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;

  2. планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;

  3. прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино;

  4. осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;

  5. оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной);



Коммуникативные УУД



  1. передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;

  2. совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

  3. знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;

  4. самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.

Информационные УУД



  1. осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека;

  2. формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;

  3. расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства, полученных на уроках;

  4. использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;

  5. обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки;

  6. расширения с помощью сети Интернет представлений о концертно-музыкальных традициях страны, региона, использования информации в проектно-исследовательской деятельности.











Содержание обучения

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Тема года: “Музыка и другие виды искусства”

Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (16 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (19 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.



Информационно- методическое обеспечение

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской

Учебно-методический комплект «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  1. Программа «Музыка 1- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011г.

  2. Сергеева Г.П. Уроки музыки.-5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Критская Е.Д., Сергеева Г.П. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

  3. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2011г

  4. Сергеева Г.П. Музыка. 5 класс: фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г.

  5. Сергеева Г.П. Музыка: 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Сергеева Г.П., - М.: Просвещение, 2012г.

  6. Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2012г.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской.



MULTIMEDIAподдержка предмета



1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15. Тесты к урокам музыки http://meta-music.ru/tests/test-na-opredelenie-tembra-pevcheskih-golosov





Список научно-методической литературы

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  20. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  23. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  9. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  10. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  11. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  12. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

  13. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  14. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  15. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  16. Песенные сборники.

  17. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

  18. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224







Средства обучения

1. Печатные пособия.

  1. Комплект портретов композиторов.

  2. Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты: комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы» (Харьков: Ранок, 2007).

2. Информационно-коммуникационные средства.

  1. Антология русской симфонической музыки (8 CD).

  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (8 CD).

  3. Большая энциклопедия России: Искусство России (1 CD).

  4. Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия» (1 CD).

3. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер.

4. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска
с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.









Пятый класс.

I полугодие. «Музыка и литература».



п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цель урока

Планируемые результаты

УУД

Формы организации

Формы контроля

Предметные

Метапред-метные

Личностные

Знать

Уметь

1


Что роднит музыку и литературу?

1

Выявить многосторонние связи музыки и литературы. Найти общность жанров в музыке и литературе.

Знать понятия: романс, песня, симфо-ния, концерт, опера, сюита, инстру-ментальная му-зыка.

Уметь выявлять связи музыки и литерату-ры.

Уметь анализиро-вать, срав-нивать му-зыкальные образы и литератур-ные композиции

Развитие позитивного восприятия взаимосвязи музыки с литературой.

Осмыслить взаимодействие искусств, как средства содержания музыкальных образов. Выявить ассоциатив-ные связи музыки с литературой.

Беседа.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.


2-4


Вокальная музыка

3

Дать представ-ление о том, что песня-самый распространён-ный жанр му-зыкально-литературного творчества. Расширить представление о роли песни в жизни человека.

Познакомить с романсом-лирическим стихотворением,положенным на музыку.

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной.

Уметь называть основные жанры русских народных песен; определять зна-чение пе-сен; отли-чать ро-манс от песни.

Применять методы познания через образ родного края, который воплощён в произведе-ниях искусства,в частности в вокальной музыке, литературе,живописи.

Развитие слушатель-ской и испол-нительской культуры личности.

Выразитель-но исполнять песню «Красно солнышко» муз. Аедоницкого,сл.

И Шаферана.

Приводить примеры тем природы, родины в музыке и литературе.

Беседа. Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Хоровое пение.




п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цель урока

Планируемые результаты

УУД

Формы организации

Формы контроля

Предметные

Метапред-метные

Личностные

Знать

Уметь


5-6


Фольклор в музыке русских композиторов

2

Познакомить с ещё одним направлением связи музыки и литературы-произведениями программной инструменталь-ной музыки и во-кальными сочи-нениями,создан-ными на основе различных лите-ратурных источ-ников ( р.н.сказок, сказок разных народов мира и др.)

Знать понятие программная му-зыка.

Уметь анализи-ровать составляющие средств вырази-тельности мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Развивать критическое мышление, способнос-ти аргумен-тировать свою точку зрения по поводу про-слушанных музыкаль-ных произ-ведений.

Формирова-ние творчес-кого отноше-ния к фольклорной музыке.

Иметь устой-чивое пред-ставление о произведениях програм-мной инстру-ментальной музыке(симфонические сюиты и сим-фонические миниатюры) и вокальными сочинениями.Применять полученные знания в процессе самообразования.

Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.


7


Жанры инструменталь-ной и вокальной музыки.

1

Углубить представление о существовании вокальной и инструменталь-ной музыки,не связанной с ка-кой-либо лите-ратурной осно-вой (вокализ, песня без слов,баркарола как жанр форт-ной музыки).

Знать понятия: вокаль-ная, инстру-ментальная музыка.

Уметь называть основные жанры вокаль-ной и инстру-менталь-ной музыки.

Уметь организовывать свою деятельно-сть,определять её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике.

Формирова-ние мировоз-зрения,целостного пред-ставления об инструмен-тальной и вокальной музыке через выразитель-ные возмож-ности музы-кального языка.

Принять участие в исследова-тельской деятельности (разбор про-изведений: «Вокализ» Рахманинова «Романс» Свиридова, «Вечерняя музыка» Гаврилина.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.

.


п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цель урока

Планируемые результаты

УУД

Формы организации

Формы контроля

Предметные

Метапред-метные

Личностные

Знать

Уметь


8


Вторая жизнь песни.

1

Углубить представление о музыке, основан-ной на использо-вании народной песни. Помочь раскрыть связи между компози-торским и народ-ным музыкаль-ным искусством.

Знать понятия: цитиро-вание мелодии, аранжи-ровка, интер-прита-ция.

Уметь опреде-лять связ-и между компози-торским и народным музыкальным ис-кусством.

Уметь анализиро-вать музыку музыкой, анализ образа образом. Уметь слы-шать в сходном различное,а в различном общее, единое.

Развитие позитивного восприятия взаимосвязи музыки с литературой.

Усваивать особенности языка, средств выразитель-ности, специ-фики образа в музыке и литературе.

Слушание. Беседа.

Хоровое пение.

Музыкальная викторина

9


«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Перезвоны».

1

Дать представ-ление о коло-кольном звоне в музыке. Познакомить с звучащими картинами.

Знать понятие симфо-ния-действо.

Уметь выявлять родственные сред-ства выразительности музыки и живописи.

Развитие критическо-го мышле-ния, способ-ности аргу-ментиро-вать свою точку зре-ния по пово-ду произве-дений искусства.

Проявлять устойчивый интерес к искусству, художествен-ным тради-циям своего народа и достижениям мировой культуры.

Осмыслить значимость музыки в жиз-ни человека, какую большую роль она играет в творчестве художников.

Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение. Беседа по теме занятия.











п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цель урока

Планируемые результаты

УУД

Формы организации

Формы контроля

Предметные

Метапред-метные

Личностные

Знать

Уметь


10


«Всю жизнь мою несу родину в душе...».

1

Познакомить с жанром кантаты,показать особенности строения,исполнения. Продолжить знакомство с звучащими картинами. Выявить взаимодействие музыки и литературы.

Знать понятие зерно-интона-ция.

Уметь выявлять родственные сред-ства вырази-тельности музыки и литерату-ры.

Уметь анализиро-вать, срав-нивать му-зыкальные образы и литератур-ные композиции

Развитие умений и навыков познания и самопозна-ния через искусство (музыку, литературу).

Осмыслить значимость музыки в жиз-ни человека, какую большую роль она играет в творчестве писателей и поэтов, её националь-ное своеобразие.

Интонационно-образный анализ произведений Моцарта на основе метода «тождества и контраста».


11-12


Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

2

Осознать значимость музыки в твор-честве писате-лей и поэтов ; национальное своеобразие музыки в творчестве русского ( Г.С. Свиридов) и заподноевропей-ских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов.

Знать, что благода-ря музы-ке появи-лись многие произве-дения литературы; основные события из жизни и твор-чества композиторов.

Уметь сопоста-вить му-зыку Г.С. Свиридо-ва и музыку Ф.Шопена,В.Моцар-та.

Уметь анализиро-вать, срав-нивать му-зыкальные образы и литератур-ные компо-зиции. Развитие критическо-го мышле-ния,способ-ность аргу-ментиро-вать свою точку зрения по поводу произведений искусств.

Гармониза-ция интел-лектуального и эмоцио-нального раз-вития лич-ности .

Иметь устойчивое представл-ние о значи-мости музы-кального искусства для творчества поэтов и писателей. Применять полученные знания в процессе самообразования.

Хоровое пение.

Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений.




п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цель урока

Планируемые результаты

УУД

Формы организации

Формы контроля

Предметные

Метапред-метные

Личностные

Знать

Уметь


13


Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

Более подробно познакомить с историей разви-тия оперного искусства, с основными понятиями жан-ра. Затронуть важный вопрос: синтез искусств (музыкального, драматического и изобразитель-ного). Дать представление о том, что в основе оперы -литерат-ное произведе-ние.

Знать: сюжет (либрет-то) оперы «Садко»;историю развития оперного искусст-ва;поня-тия: опе-ра, либ-ретто, увертю-ра, речи-татив, хор, ансамбль, сцены из оперы.

Уметь приво-дить примеры к поняти-ям.

Уметь анализиро-вать синтез искусств в оперном жанре.

Развитие образного восприятия и освоение способов художествен-ного,творчес-кого самовы-ражения личности.

Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности(исполнение произведе-ний с недублиру-ющим во-кально пар-тию аккомпа-нементом,пение a capella в унисон.

Интонационно-образный анализ фрагментов из оперы «Садко».


14


Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

Познакомить с историей разви-тия балетного искусства, с основными поня-тиями жанра. Дать представ-ление о том, что в основе балета -литературное произведение.

Знать историю развития балетно-го искус-ства; понятия: балет,со-лист-тан-цор,кордебалет.

Уметь анализировать составляющие средства музыкальной выразительности.

Развитие критичес-кого мышле-ния, способ-ности аргу-ментиро-вать свою точку зре-ния по поводу про-слушанных музыкаль-ных произ-ведений.

Развитие образного восприятия и освоение способов художествен-ного,творчес-кого самовы-ражения личности.

Принять уча-стие в проэ-ктно-исследо-вательской деятельности по теме «Имена луч-ших отечес-твенных танцоров и хореографов»( Г.Уланова, М.Плесецкая,Е.Максимова, В.Васильев )

Интонационно-образный анализ фрагментов из балета.

Устный контроль.


п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цель урока

Планируемые результаты

УУД

Формы организации

Формы контроля

Предметные

Метапред-метные

Личностные

Знать

Уметь


15


Музыка в театре,кино,на телевидение

1

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре,кино,на телевидении.

Знать историю развития кино.

Уметь опреде-лять зна-чение ли-тературы и музыки в ситети-ческих ви-дах искус-ства.

Уметь ана-лизировать, сравнивать музыку как неотъемле-мую часть произведе-ний кино-искусства, на основе синтеза ли-тературы, театра,изоб.искусства и музыки.

Формирова-ние мировоз-зрения,целостного пред-ставления о театре,кино, телевидении,о формах бытия этого искусства.

Выявить ассоциатив-ные связи му-зыки с лите-ратурой, теа-тром, изоб. искусством.

Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия.


16


Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.


Обобщающий урок.

1

Познакомить с жанром мюзикла, историей возникновения жанра. Выявить основные его отличия от оперы (театр «лёгкого» стиля).

Обобщить представления о взаимодействии музыки и литературы.

Знать: историю возникновения мюзикла; чем мю-зикл отличается от опе-ры; интонационное сходство и различие музыки и литературы.

Уметь называть наиболее извест-ные мю-зиклы и их компо-зиторов.

Уметь ана-лизировать и сравни-вать,выстраивать пос-ледовательность музыкаль-ных и лите-ратурных произведе-ний, проду-мав эмоцио-нально-образные и интонационные связи.

Открытие творческого потенциала к сочинению либретто мюзикла.

Принять участие в составлении сценария урока. Подготовка к выполнению «Книжки-малютки» (самостоя-тельно сочи-нённое либ-ретто мюзик-ла).

Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Тест



I I полугодие. «Музыка и изобразительное искусство».


п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цель урока

Планируемые результаты

УУД

Формы организации

Формы контроля

Предметные

Метапред-метные

Личностные

Знать

Уметь


1


Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

Дать представ-ление о том,что жизнь-единый источник всех художественных произведений,о связи музыки и изоб.искусства, о живописной му-зыке и музыкаль-ной живописи. Найти общее в средствах выра-зительности музыки и изобразительно-го искусства.

Знать, что род-нит музы-ку и изо-брази-тельное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средст-вах выра-зительности музыки и изобра-зительно-го искус-ства.

Уметь вслу-шиваясь в музыку, мы-сленно представить её зритель-ный (живо-писный) образ, а всматри-ваясь в произведе-ние изоб. искусства, услышать в своём воображении ту или иную музыку.

Развитие позитивного восприятия взаимосвязи музыки с изобрази-тельным искусством.

Иметь устой-чивое пред-ставление о взаимосвязи музыки и изобразительного искус-ства. Применять полученные знания в процессе самообразования.

Слушание музыки.Беседа по теме занятия. Хоровое пение.



2


«Небесное и земное в звуках и красках».

1

Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным обра-зам древнерус-ского и западно-европейского искусства.

Знать,

в чём выражается общ-ность языка различ-ных ви-дов искусства.

Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах.

Развивать интонационно-слуховой опыт на ос-нове метода интонационно-стиле-вого анали-за.

Развитие восприятия музыки с пос-тижением её художествен-ного смысла через сопос-тавление с образами других видов искусств.

Формирова-ние коммуни-кативной компетентности, в том числе овла-девать пев-ческими на-выками,избегая форси-рованного,напряжённого звучания.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Беседа.




п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цель урока

Планируемые результаты

УУД

Формы организации

Формы контроля

Предметные

Метапред-метные

Личностные

Знать

Уметь


3-4


«Звать через прошлое к настоящему».

2

Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Знать понятие кантата,основные части кантаты.

Уметь:

выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах;


Уметь анализиро-вать,сравнивать музы-кальные образы и художест-венные композиции.

Гармониза-ция интел-лектуального и эмоци-онального развития личности через музы-кальные и художественные образы.

Осмыслить взаимодей-ствие искус-ств и влия-ние их друг на друга, приоткрывая в художест-венных образах стра-ницы исто-рии,затра-гивавшие вечные проблемы, волнующие человечество

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Беседа по теме занятия.


5-6


Музыкальная живопись и живописная музыка

2

Формировать умение находить общее в произведениях музыки и живописи, в их выразительных возможностях. Выяснить ответы на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?»

Знать термины,используемые в переносном зна-чении («цве-товая гамма», «звуко-вая па-литра», «яркий звук», «звучный цвет»).

Уметь анализи-ровать составляющие средств вырази-тельности:мелодия, ритм, темп, динами-ку, лад.

Развитие музыкального,образно-ассоциатив-ного мыш-ления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души чело-века,изображении кар-тин природы

Развитие образного восприятия и освоение способов художествен-ного, твор-ческого самовыраже-ния к сочине-нию мелодий, художествен-ных картин.

Иметь устойчивое представле-ние о вза-имосвязи музыки и живописи. Применять полученные знания в самообразо-вании.

Слушание музыки. Рассматривание картин. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.



п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цель урока

Планируемые результаты

УУД

Формы организации

Формы контроля

Предметные

Метапред-метные

Личностные

Знать

Уметь


7


Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве.

1

Расширить представление о жизненных про-образах и народ-ных истоках му-зыки (на примере произведений отечественных композиторов — С.Рахманинова и В.Кикты).

Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека.

Уметь находить взаимо-действие между музыкой и ИЗО на основе получен-ных знаний.

Формирова-ние ключе-вых компе-тенций в процессе диалога с искусством.

Формирова-ние творчес-кого отноше-ния к пробле-ме профессиональной музыке,в основе которой лежат народные истоки.

Подготовка к презентации по теме «Древний храм златой вершиной блещет ярко...»

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.


8


Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

Расширить представления о выразительных возможностях скрипки,её создателях и исполнительском мастерстве скри-пачей. Сопостав-ление произве-дений скрипич-ной музыки с живописными полотнами художников разных эпох. Портрет

Н. Паганини в музыке и ИЗО.

Знать

об истории создания скрипки, её мастерах-изготови-телях и исполни-телях.

Уметь

сопостав-лять скрипич-ную му-зыку с живопи-сью; анализи-ровать, сравни-вать произведения.

Уметь сравнивать и сопостав-лять произ-ведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох.

Развитие умений и навыков через познания и самопозна-ния через музыку и ИЗО.

Принять участие в проэктно-исследова-тельской деятельности по теме

« Звуки скрипки так дивно звуча-ли...».

Беседа. Рассматривание картин. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.






п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цель урока

Планируемые результаты

УУД

Формы организации

Формы контроля

Предметные

Метапред-метные

Личностные

Знать

Уметь


9


Волшебная палочка дирижёра.

1

Раскрыть особое значение дири-жёра в испол-нении симфони-ческой музыки, выразительной роли различных групп инструмен-тов, входящих в состав класси-ческого оркест-ра. Познакомить-ся с известными дирижёрами мира.

Знать понятия: оркестр, дирижёр;

состав групп инстру-ментов оркестра.

Уметь называть имена извест-ных дири-жёров.

Применение методов познания через худо-жественный образ для изучения различных сторон окру-жающей действительности.

Развитие эмоционального восприятия музыки и ИЗО, проникновение в разные нюансы их художественного смысла.

Иметь устойчивое представле-ние о дири-жёре и оркес-тре-единое целое. Применять полученные знания в процессе самообразо-вания.

Слушание музыки. Хоровое пение.

Самостоятельная работа.

10


Образы борьбы и победы в искусстве.

1

Познакомить с жизнью и творчеством

Л. Бетховена. Раскрыть образ-ный строй одной из самых знаме-нитых симфоний мировой музы-кальной культу-ры — Симфонии № 5 Л.Бетховена.

Знать биогра-фию Л.Бетховена.

Уметь:

делать предло-жения о том, что предсто-ит услы-шать (образ-ный строй);

Постижение музыкально-го образа через срав-нение раз-личных интерпрета-ций произ-ведения.

Развитие умений и навыков познания и самопозна-ния через искусство, накопление разнообра-зия и непо-вторимого опыта эсте-тического переживания

Использовать методы эстетической коммуника-ции, осваи-вать диало-говые формы общения с произведе-ниями искусства.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.










п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цель урока

Планируемые результаты

УУД

Формы организации

Формы контроля

Предметные

Метапред-метные

Личностные

Знать

Уметь


11


Застывшая музыка

1

Постигать гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки,изобразительного искус-ства. Дать представление о том,что архитектура- застывшая музыка.

Знать: отличия католической и пра-вослав-ной музы-кальной культуры; понятие а капелла.

Уметь сопоставлять му-зыку и па-мятники архитектуры.

Уметь анализиро-вать и соот-носить му-зыкальные сочинения с произведе-ниями дру-гих видов искусств по стилю.

Развитие позитивного восприятия и любви к великому прошлому родной земли, познавая прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Иметь устойчивое представление о содру-жестве муз в храме. Знать, что в церков-ном богослу-жении все искусства тесно связа-ны друг с другом. Применять полученные знания в процессе самообразования.

Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.


12


Полифония в музыке и живописи

1

Продолжить знакомство с творчеством И.С. Баха, его поли-фонической му-зыкой. Освоение понятий: поли-фония, фуга.

Знать понятия: орган, полифо-ния,фуга; основные события из жизни и твор-чества И.С.Баха.

Уметь структурировать изучен-ный мате-риал и информацию, по-лученную из разных источни-ков.

Выявить связи музы-ки и живо-писи,найти общность языка худ-х произведе-ний (линия-форма-цвет)в живописи,(мелодия-форма-лад) в музыке.

Реализовы-вать твор-ческий по-тенциал,осуществлять самоопреде-ление и самореализацию личнос-ти на мате-риале произ-ведений И.С. Баха.

Усваивать особенности стиля музыки И.С.Баха, вершиной его творчества является ор-ганная музы-ка, в ней ком-позитор воп-лотил вели-чие и могу-щество чело-веческого духа.

Беседа по теме занятия. Слушание музыки. Хоровое пение.






п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цель урока

Планируемые результаты

УУД

Формы организации

Формы контроля

Предметные

Метапред-метные

Личностные

Знать

Уметь


13


Музыка на мольберте

1

Расширить представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки, ИЗО и литературы на примере твор-чества литовско-го художника и композитора М.К.Чюрлёниса.

Знать,

что род-нит музы-ку и ИЗО.

Уметь выявлять связи и общие черты в средст-вах выра-зитель-ности му-зыки и ИЗО.

Уметь анализиро-вать взаимо-связь и взаимо-действие музыки,ИЗО, литературы на примере творчества литовского художника и композитора М.Чюрлёни-са.

Понять способ воплощения замысла художника, который стремился своими картинами вызвать ощущение звучащей музыки.

Принять участие в проэктно-исследова-тельской деятельности по теме

« Музыка и литература в залах картинной галереи».

Слушание.

Беседа. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (репродукций картин).


14


Импрессионизм в музыке и живописи

1

Раскрыть особенности импрессионизма как художест-венного стиля, взаимодействие и взаимообу-словленность в музыке и живо-писи на примере произведений художников-импрессиони-стов и музыки К. Дебюсси.

Знать понятия: импрес-сионизм, интер-прита-ция,джаз.

Уметь находить черты импрессионизма в музыке.

Уметь орга-низовывать свою дея-тельность, определять её цели и задачи,выбирать сред-ства реали-зации этих целей и применять их на практике.

Формирова-ние творчес-кого отноше-ния к музыке К.Дебюсси. Развитие позитивного восприятия и интереса к импрессионизму и новым современ-ным ритмам джаза.

Выразитель-но исполнять песню «Музыка» муз. Г.Струве, сл. Иры Исаковой. Приводить примеры тем природы, родины в музыке и литературе.

Беседа по теме занятия. Слушание музыки. Хоровое пение.






п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цель урока

Планируемые результаты

УУД

Формы организации

Формы контроля

Предметные

Метапред-метные

Личностные

Знать

Уметь


15


« О доблестях, о подвигах, о славе...»

1

Способствовать развитию исто-рической памяти на основе освое-ния произведе-ний различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Продолжить знакомство с жанром реквием.

Знать понятие реквием.

Уметь прово-дить интона-ционно-образный анализ музыки.

Уметь анализиро-вать,сравнивать образы защитников Отечества в музыке,живописи и лите-ратуре.

Гармониза-ция интел-лектуально-го и эмоцио-нального развития личности.

Выразитель-но исполнить песню,воспевающую образ защитников Отечества (по выбору). Приводить примеры произведе-ний о подви-гах, о доблес-тях,о славе защитников Отечества в музыке и литера

Беседа по теме занятия. Слушание. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.


16


«В каждой мимолётности вижу я миры...»

1

Ввести в образ-ный мир произ-ведений С.С. Прокофьева и М.П.Мусоргско-го. Расширить и углубить понимание своеобразия их творчества.

Знать понятие интерпретация.

Уметь выявлять общие черты в средст-вах вы-разительности музыки и ИЗО.

Использо-вать интел-лектуальные операции:анализ,синтез,сравнение,обобщение,систематизацию,прослушав музыку «Мимолётности» С.С. Прокофьева и прос-мотрев картины Кандинского

Формирование мировоз-зрения,целостного пред-ставления о языке музы-кальных и живописных полотен,о формах бытия этих искусств.

Поготовка к проэкто-исследова-тельской деятельности на одну из перечисленных тем (по выбору).

Слушание. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.





п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цель урока

Планируемые результаты

УУД

Формы организации

Формы контроля

Предметные

Метапред-метные

Личностные

Знать

Уметь


17


Мир композитора. С веком наравне

1

Обобщить представления о взаимодействии музыки, литера-туры и ИЗО и их стилевом сход-стве и различии на примере твор-чества русских и зарубежных композиторов.

Знать, что роднит музыку, литерату-ру и ИЗО.

Уметь выявлять общие черты в средст-вах вырази-тельнос-ти этих трёх ис-кусств.

Уметь анализиро-вать,сравнивать музы-кальные об-разы, лите-ратурные композиции и образы живописи.

Рзвитие образного восприятия и освоения способов художественного, твор-ческого самовыражения лич-ности.

Выявить ассоциатив-ные связи музыки,литературы и ИЗО.

Принятие участия в исследова-тельской деятельности(тема по выбору).

Слушание музыки. Хоровое пение.

Тест

18



Обобщающий урок







1

Обобщить представления о взаимодействии музыки, литера-туры и ИЗО и их стилевом сход-стве и различии на примере твор-чества русских и зарубежных композиторов.

Знать, что роднит музыку, литерату-ру и ИЗО.

Уметь выявлять общие черты в средст-вах вырази-тельнос-ти этих трёх ис-кусств.

Уметь анализиро-вать,сравнивать музы-кальные об-разы, лите-ратурные композиции и образы живописи.

Рзвитие образного восприятия и освоения способов художественного, твор-ческого самовыражения лич-ности.

Выявить ассоциатив-ные связи музыки,литературы и ИЗО.

Принять участие в подготовке и проведения урока-концерта.

Слушание музыки. Хоровое пение.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа и планирование. Музыка. 5 класс

Автор: Юсупова Наталия Валентиновна

Дата: 11.10.2017

Номер свидетельства: 431955

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа по музыке для 1-4 классов (в соответствии с ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-1-4-klassov-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "318857"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460667871"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "рабочая программа по музыке в 4 классе на основе программы В.О.Усачева, Л.В.Школяр "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-v-4-klassie-na-osnovie-proghrammy-v-o-usachieva-l-v-shkoliar"
    ["file_id"] => string(6) "233225"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443027651"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по музыке ФГОС 1 класс УМК " Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-fgos-1-klass-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "160641"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422097170"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа по музыке  ФГОС 2 класс УМК  " Перспектива " "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-fgos-2-klass-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "165294"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422793773"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Рабочая программа по музыке 4 класс."
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaiaproghrammapomuzykie4klass1"
    ["file_id"] => string(6) "279393"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453222550"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства