Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке для 5 класса»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 29.12.2014 № 1644),
основная образовательная программа основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (приказ № 350 от 31.08.2015),
примерные программы по учебным предметам. Музыка. 5-7 классы. – М. : Просвещение, 2011
рабочая программа. Музыка. 5-7 класс. Искусство. 8-9 классы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова]. – М. : Просвещение, 2011.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для V-VII классов образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке для основного общего образования и важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель общего музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
При реализации данной программы используетсяследующий учебникавторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: «Музыка. 5 класс».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРСИТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Предмет «Музыка» в 5 классе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире. Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком школы на 2015 – 2016 учебный год, рабочая программа 5в рассчитана на 33 часа (1 раз в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Музыка» в 5 классе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения предмета «Музыка» в 5 классе:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.;
— усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
—осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Музыка как вид искусства(V класс)
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство).
Музыка и литература (17ч). Композитор – поэт.Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.Что роднит музыку с литературой. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Всю жизнь мою несу родину в душе.Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Первое путешествие в музыкальный театр. Второе путешествие в музыкальный театр. Музыка в театре, кино, на телевидении.Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора.
Музыка и изобразительное искусство (17ч). Композитор - художник; Родство зрительных, музыкальных образов.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и красках. Звать через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи.
О подвигах, о доблести, о славе. В каждой мимолетности вижу я миры. Мир композитора.С веком наравне.
ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Номер пункта
Содержание материала
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
Музыка как вид искусства 34 ч
Музыка и литература (17 ч)
1-3
4-5
6
7-8
9-10
11-12
13
14
15
16
17
Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей... Песня русская в березах, песня русская в хлебах... Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...
Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора... Что за прелесть эти сказки..
Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость... Песнь моя летит с мольбою...
Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.
Раскрываются следующие содержательные линии: Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств.
Всю жизнь мою несу родину в душе. «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота?
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам тогоне знаешь... Был он весь окутан тайной — черный гость...
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик».
Музыка в театре, кино, на телевидении.
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
Мир композитора
3
2
1
2
2ч
2ч
2
1
1
1
1
Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Исполнять народные песни, песни ородном крае современных композиторов;пониматьособенности музыкальноговоплощения стихотворных текстов.
Воплощать художественно-образноесодержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическомдвижении, свободном дирижировании.
Импровизировать в пении, игре на
элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки идругих видов искусства.
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.
Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.
Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.
Определять характерные признаки музыки и литературы.
Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.
Самостоятельно подбирать сходныеи/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.
Самостоятельно исследовать жанрырусских народных песен и виды музыкальных инструментов.
Определять характерные черты музыкального творчества народов России и
других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п.
Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своейреспублики, края, региона и т.п.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах — элементарных и электронных).
Передаватьсвоимузыкальныевпечатления в устной и письменнойформе.
Самостоятельно работать в творческих тетрадях.
Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями.
Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.
Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.
Музыка и изобразительное искусство (17 ч)
18
19
20
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь... Любить. Молиться. Петь. Святоеназначенье... В минуты музыки печальной... Есть сила благодатная в созвучье слов живых.
Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский.За отчий дом, за русский край... Ледовое побоище. После побоища.
1
1
1
Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественногопознания мира.
Соотносить художественно-образноесодержание музыкального произведениясформой его воплощения.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки иизобразительного искусства.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляясходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм ижанров.
21-22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья... Мои помыслы - краски, моикраски - напевы... И это все - весенних дней приметы! Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещетярко...
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звукискрипки так дивно звучали... Неукротимым духом своим он побеждал зло.
Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира.
Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне -Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховенаиграет...
Застывшая музыка. Содружество муз в храме.
Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса...
Музыка на мольберте. Композитор-художник. Я полечу вдалекие миры, край вечный красоты... Звучащие картины. Вселенная представляется мне большой симфонией...
Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе... Звуки и запахи реют в вечернем воздухе.
О подвигах, о доблести, о славе. О тех, кто уже не придетникогда, - помните! Звучащие картины.
В каждой мимолетности вижу я миры... Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете... Музыкальная живопись Мусоргского.
С веком наравне.
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
Распознавать художественныйсмыслразличных форм построения музыки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи,
скульптуры) к изучаемой музыке.
Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основеосознания специфики языка каждого изних (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.).
Владеть музыкальными терминами ипонятиями в пределах изучаемой темы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий восвоении содержания музыкальных произведений.
Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.
Различать виды оркестра и группымузыкальных инструментов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы иизобразительного искусства.
Воплощать художественно-образноесодержаниемузыкиипроизведений изобразительного искусства в драматизации,инсценировании,пластическомдвижении, свободномдирижировании.
Импровизировать в пении, игре,пластике.
Формироватьличнуюфонотеку,библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.
Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.
Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.
Оценивать собственную музыкально‑творческуюдеятельность и деятельностьсвоих сверстников.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса. В комплекты входят следующие издания авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Учебники
«Музыка. 5 класс»
Пособия для учителей
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс» (MP3)
- иллюстративный материал;
- инструментальный материал;
- дидактический материал;
- примерная программа по учебным предметам. Музыка. 5-7 классы. – М. : Просвещение, 2011
- рабочая программа. Музыка. 5-7 класс. Искусство. 8-9 классы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова]. – М. : Просвещение, 2011.
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
- проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
- владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной музыки, разных эпох;
- применять информационно-коммуникативные технологии для поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Календарно-тематический план
№
урока
Тема урока
Кол-во часов отведен-
ных на тему
Класс
Дата
Приме
чание
По плану
По факту
Музыка как вид искусства 34 ч
Музыка и литература (17 ч)
1.
Что роднит музыку с литературой
1
5в
3.09
2.
Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…
1
5в
10.09
3.
Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно
1
5в
17.09
4.
Фольклор в музыке русских композиторов.
1
5в
1.10
5.
«Стучит, гремит Кикимора…». «Что за прелесть эти сказки»
1
5в
8.10
6
Жанры инструментальной и вокальной музыки.
1
5в
22.10
7
Вторая жизнь песни.
1
5в
29.10
8
Живительный родник творчества
1
5в
5.11
9
Всю жизнь мою несу родину в душе.
1
5в
12.11
10
Звучащие картины.
1
5в
19.11
11
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
1
5в
3.12
12
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь
1
5в
10.12
13
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
1
5в
17.12
14
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
1
5в
24.12
15
Музыка в театре, кино, на телевидении.
1
5в
31.12
16
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
1
5в
14.01
17
Мир композитора.
1
5в
21.01
Музыка и изобразительное искусство - 16ч
7.11
18.
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
1
5в
28.01
19.
Небесное и земное в звуках и красках.
1
5в
4.02
20.
Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский.
1
5в
11.02
21.
Музыкальная живопись и живописная музыка.
1
5в
18.02
22.
Дыхание русской песенности.
1
5в
3.03
23.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
1
5в
10.03
24.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
1
5в
17.03
25.
Волшебная палочка дирижера.
1
5в
24.03
26.
Образы борьбы и победы в искусстве.
1
5в
31.03
27.
Застывшая музыка.
1
5в
14.04
28.
Полифония в музыке и живописи.
1
5в
21.04
29.
Музыка на мольберте.
1
5в
28.04
30.
Импрессионизм в музыке и живописи.
1
5в
5.05
31
О подвигах, о доблести, о славе.
1
5в
12.05
32
В каждой мимолетности вижу я миры... Музыкальная живопись Мусоргского