Программа по музыке для 5-го класса разработана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Ивотской СОШ, авторской программы по музыке - «Музыка» 5-7 классы. Авторы: Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А. Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 г., учебника для общеобразовательных учреждений: Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А. Музыка 5 класс
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке 5 класс»
1.Пояснительная записка
Программа по музыке для 5-го класса разработана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Ивотской СОШ, авторской программы по музыке - «Музыка» 5-7 классы. Авторы: Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А. Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 г., учебника для общеобразовательных учреждений: Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А. Музыка 5 класс,
Цель программы:
Развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.
В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший и объединяющий момент, который связан с введением темы года.
2. Общая характеристика учебного предмета
Музыка является одним из предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
3. Описание места учебного предмета.
Программа по музыке в 5 классе, в соответствии с учебным планом МАОУ Ивотской СОШ, который является приложением Основной образовательной программы основного общего образования , утверждённой приказом № 146 от 27.08.2015 года рассчитана на 35 часов (1час в неделю, 35 учебных недели), в том числе: 3 проверочные работы, 1 контрольная работа.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
-чувство гордости за свою Родину , российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
-компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде;
-принятие ценности семейной жизни , уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства , эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение анализировать собственную учебную деятельности , адекватно оценивать правильность или ошибочностью выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности ;
-умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно- следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
-смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
-умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимно действовать и работать в группе;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
-сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
-сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
-сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкльно-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально пластическое движение);
-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
5. Содержание программного материала
На перекрестке искусств – художественное познание мира.
Искусство слышать, искусство видеть (8 ч.) Научное и художественное познание мира. Общее и специфическое в научном и художественном познании мира. Художественное познание мира как основание всей системы человеческой деятельности. Музыкальный театр как интегрированная художественная целостность. Универсальная способность человека познавать окружающий мир во всем богатстве его звучания, многоцветия и выражать свое отношение через художественный образ.
Истоки творчества (6 ч.) – воспитывать духовность, развивать эмоционально-чувственную сферу. Музыка, литература, изобразительное искусство – ветви единой мировой художественной культуры. Интонационная общность видов искусства, их стремление к взаимодействию и взаимопроникновению.Состояние творчества – потребность человека-творца выразить ценностное отношение к объективному миру. Интонация – единая мера выражения этого ценностного отношения. Соотношение общего и индивидуального в искусстве – символ и знак.
Обратный язык искусства(6 ч.) Слово, линия, колорит, строй, композиция, форма и прочее – способы художественного выражения ценностного отношения к миру. Образность как универсальный способ познания мира. Разнообразие художественных стилей (течений, направлений, школ), жанров и форм.
Путь к слушателю, читателю, зрителю (15 ч) Музыка как знаковая система особого рода, её процессуальная, интонационно-образная природа. Строительство музыки через тождество и контраст (сходство и различие).Интонационное разнообразие фольклорных традиций; традиции и специфика музыкального языка народов и различных регионов России. Направленность выразительных средств разных видов искусства на восприятие читателя, зрителя, слушателя. Механизм воспроизведения в музыке развития человеческого чувства как диалектического процесса.
6. Тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела. Тема урока.
Кол-во часо
Дата
Основные виды учебной деятельности обучающихся
план
факт
«Искусство слышать, искусство видеть» (8 ч.)
1
Искусство слышать, искусство видеть
1
Воспринимают окружающий мир во всём богатстве его звучания и красок.
2.
О чем молчит рояль
1
Слушают произведения выдающихся классиков музыкального искусства, напевают основные темы их произведений
3.
Мир, запечатленный человеком
1
Проявляют любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развивают слушательскую и исполнительскую культуру.
4.
Внутренний голос
1
Понимают, что человек это существо духовное (способен думать, чувствовать, созидать, творить); понимают значение слов «человек-творец» (человек, способный созидать, творить).
5.
Где кончаются слова — начинается музыка
1
Знакомятся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.
6.
Несколько взглядов на цветок
1
Исследуютсобственные творческие проявления (побуждения) на основе проникновения в замысел
7.
Люди искусства
1
Слушают произведения выдающихся классиков музыкального искусства, напевают основные темы их произведений
8.
Обобщение и повторение по теме «Искусство слышать, искусство видеть»
1
Обобщают пройденный материал. Высказывают собственное мнение по теме.
Истоки творчества (6 ч.)
9.
Мастерская литератора
1
Учатся выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, между музыкой и изобразительным искусством
10.
Мастерская композитора
1
Учатся выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, между музыкой и изобразительным искусством
11.
Мастерская художника
1
Учатся выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, между музыкой и изобразительным искусством
Осознают значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширяют представления о творчестве композиторов
13.
Беседы на перекрестке искусств
1
Анализируют способы художественного выражения композитором поэтом, художником ценностного отношения к явлениям, событиям, фактам действительности.
14.
Обобщение и повторение по теме «Творческие мастерские»
1
Обобщают накопленный жизненно-музыкального опыт, закрепляют представления о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств.
Обратный язык искусства(6 ч.)
15.
«Ищите, свищите!»
1
Осознают роль литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.
16.
Великие музыканты-исполнители
1
Исследуют истоки единства человеческой и музыкальной речи. Знакомятся с творчеством великих музыкантов.
17.
Жизненные правила для музыкантов.
1
Обобщают накопленный жизненно-музыкальный опыт, закрепляют представления о музыке.
18.
Еще один взгляд на цветок
1
Выявляют всевозможные связи музыки и изобразительного искусства
Раскрывают отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развивают интонационно-слуховой опыт на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.
20.
Обобщение и повторение по теме «Маэстро»
1
Обобщают пройденный материал. Высказывают собственное мнение по теме.
Путь к слушателю, читателю, зрителю(15 ч)
21.
Ветер Эллады несет нам...
1
Учатся определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным
проявлениям его принадлежности к определённому течению, художественному
направлению, композиторской школе.
22.
Сафические строфы.
1
Развивают музыкальное, образно-ассоциативное мышление через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубляют знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выясняют ответы на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?»
23.
Зачем я пишу?
1
Сопоставляют зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора
24.
Великие универсалы.
1
Расширяют представления о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты.
25.
Художник – хозяин над всем, что видит.
1
Осознают музыку как искусство интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширяют представления о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализируют жизненно – музыкальный опыт (повторение знакомых музыкальных произведений); сопоставляют произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников.
26.
Разум ученого и гений музыканта.
1
Раскрывают особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.
27.
Вторая, «Богатырская», симфония.
1
Раскрывают образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, следят за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.
28.
Музыка - колокол
1
Постигают гармонию в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; соотносят музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.
29.
Имеющие уши да слышат…
1
Продолжают знакомство с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой.
30.
Истинный слух.
1
Расширяют представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса
31.
Звук и цвет.
1
Учатся сочинять мелодии на заданные поэтические тексты, подбирать музыку к
произведениям изобразительного искусства,
иллюстрировать музыкой типичные жизненные
ситуации.
32.
Царство Будущего.
1
Развивают историческую память на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины.
33.
Как найти Синюю птицу?
1
Знакомятся с образным миром произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширяют и углубляют понимание своеобразия их творчества.
34.
Сочинение сочиненного.
1
Выявлют в художественном комплексе
(фрагменте), в том числе музыкальном,
специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя.
35.
Обобщение и повторение по теме «Поэтическая мастерская» и за год.
1
Обобщают музыкальные представления о взаимодействии изобразительного искусства и музыки
7. Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Примерная программа для основной школы по музыке;
Учебно-методический комплекс Усачевой В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А;
Экранно-звуковые пособия:
Портреты композиторов, художников, писателей в электронном виде: М. Глинка, Г. Струве, П. Чайковский, Э. Григ, А. Лядов, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, Ф. Мендельсон, Ф. Шуберт, В. Шукшин, B. Гаврилин, В.-А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер, Б. Окуджава, В. Высоцкий, М. Лермонтов, И. Тургенев, А. Пушкин, И. Левитан, К. Петров-Водкин, А. Рублев, Рафаэль.
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке:
Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.
Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.
Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплети-ся9 плетень; Уж ты, поле мое;
Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни.
Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.
Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.
Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.
Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.
Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.
Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.
Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.
Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.
Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Вокализ. С. Рахманинов.
Вокализ. Ф. Абт.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент).
Г. Свиридов.
Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.
Песня венецианского гондольера (№ 6). Из
фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A.Плещеева.
Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого
хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.
Веснянка, украинская народная песня.
Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.
Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.
Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод
М. Бородицкой и Г. Кружкова.
Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.
Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта».
В.-А. Моцарт.
Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.
Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.
Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
Dignare. Г. Гендель.
Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
«Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова
О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского
Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи
Б. Окуджавы.
Сэрj возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес». Слова и музыка
В. Высоцкого.
Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.
Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.
Перечень литературных произведений
Из Гёте. М. Лермонтов.
Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.
Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.
Венецианская ночь. И. Козлов.
Осыпаются листья в садах... И. Бунин.
Скучная картина... А. Плещеев.
Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.
Листопад. И. Бунин.
О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.
Война колоколов. Дж. Родари.
Снег идет. Б. Пастернак.
Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.
Горсть земли. А. Граши.
Вальс. Л. Озеров.
Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов.
Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин.
Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.
Былина о Садко. Из русского народного фольклора.
Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.
Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».
Музыкант-чародей. Белорусская сказка.
Перечень произведений изобразительного искусства
Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов.
Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.
Золотая осень. И. Остроухов.
Осень. А. Головин.
Полдень. К. Петров-Водкин.
Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.
Ожидание. К. Васильев.
Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.
Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.
Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.
Песня без слов. Дж. Г. Баррабл.
Вальсирующая пара. В. Гаузе.
Моцарт и Сальери. В. Фаворский.
Садко. И. Репин.
Садко. Палех. В. Смирнов.
Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.
Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец.
Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин.
Волхова. М. Врубель.
Новгородский торг. А. Васнецов.
Песнь Волжского челна. В. Кандинский.
Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.
Перечень музыкального материала (II полугодие)
Знаменный распев.
Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.
Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.
Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.
Аве, Мария. Дж. Каччини.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
Аве, Мария. И.-С. Бах — Ш. Гуно.
Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.
Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).
Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.
Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова.
Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.
Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты).
В. Кикта.
Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.
Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.
Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и
современные интерпретации).
Concertogrosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и
струнных (фрагмент). А. Шнитке.
Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.
Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.
Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.
Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.
Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.
Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.
Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.
Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии.
К Дебюсси.
Кукольный кекуок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.
Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев.
Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические современные интерпритации).
Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова.
Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.
Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.
Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.
Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.
Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой
Перечень произведений изобразительного искусства
Чувство звука. Я. Брейгель.
Сиверко. И. Остроухов.
Покров Пресвятой Богородицы. Икона.
Троица. А. Рублев.
Сикстинская мадонна. Рафаэль.
Богородица Донская. Ф. Грек.
Святой князь Александр Невский. Икона.
Александр Невский. М. Нестеров.
Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский»,
«Старинный сказ». П. Корин.
Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов-Мусатов.
Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.
Композиция. Казаки. В. Кандинский.
Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.
Вечно живые. Цикл гравюр С. Красаускас.
Перечень литературных произведений
Мадонна Рафаэля. А. К.Толстой.
Островок. К. Бальмонт.
Весенние воды. Ф. Тютчев.
Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.
По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.
Слезы. Ф. Тютчев.
И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.
Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.
Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.
Струна. К. Паустовский.
Не соловей – то скрипка пела... А. Блок.
Березовая роща. В. Семернин.
Под орган душа тоскует... И. Бунин.
Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.
Реквием. Р. Рождественский.
Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.
Презентации Microsoft Power Point:
«Россия, Россия, нет слова красивей…»
«Фольклор в музыке русских композиторов»
«Перезвоны»
«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»
«Первое путешествие в музыкальный театр»
«Второе путешествие в музыкальный театр»
«Третье путешествие в музыкальный театр»
«Небесное и земное в звуках и красках»
«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
«Волшебная палочка дирижера»
«Мир композитора»
Оборудование кабинета:
Стол учительский — 1шт.
Стол ученический (двухместный) — 15 шт.
Стул учительский — 1 шт.
Стул ученический — 30 шт.
Шкаф для хранения дидактического материала — 2 шт.
Технические средства:
музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей
компьютер
проектор
экспозиционный экран
8. Планируемые результаты изучения курса «Музыка».
В результате изучения музыкального искусства
учащиеся должны:
знать имена великих русских и зарубежных композиторов, художников, поэтов, писателей и наиболее известные их произведения (3-4 из освоенных на уроках и во внеклассной деятельности);
знать выразительные средства различных видов искусства;
понимать роль и значение литературы и изобразительного искусства в создании музыкальных произведений;
различать основные жанры в музыке, использующие выразительные возможности
других видов искусства;
узнавать изученные произведения, называть имена их создателей, пропевать основные интонации и темы;
уметь сравнивать различные произведения искусства, находить в них общее и специфическое.
понимать, что искусство способно передавать атмосферу исторических событий, эмоции и чувства людей и тем самым преобразовывать жизнь и духовный мир целых поколений;
знать наиболее яркие классические произведения отечественных и зарубежных композиторов;
знать важные вехи жизненного и творческого пути выдающихся композиторов, музыкантов
-исполнителей;
уметь определять специфические черты русской народной музыки, основные её жанры, звучание народных инструментов, ансамбля, оркестра;
уметь пропевать (петь) главные темы (интонации) изучаемых музыкальных произведений, по характерным признакам определять их авторов и названия;
уметь приводить примеры воздействия музыки на окружающую действительность, отдельных людей, самих школьников;
уметь сопоставлять музыкальные образы произведений, различать способы их драматургического развития.
знать и понимать соотношение содержания и формы в становлении и развитии музыки как вида искусства;
понимать значение музыкального образа и музыкальной драматургии для развития
художественного замысла изучаемого произведения;
знать выразительные возможности музыкального языка в воплощении художественной идеи сочинений разных стилей, жанров и форм;
понимать специфику оперной драматургии как синтетического театрально-музыкального
действия;
знать произведения, вошедшие в золотой фонд музыкального искусства, преодолевшие
временные границы;
уметь исследовать содержание музыкальных произведений, выявлять взаимосвязи
музыкальных образов, контрасты и противоречия в их развитии;
различать особенности музыкальной драматургии музыкальных произведений разных эпох и индивидуальных композиторских стилей;
петь главные темы изученных произведений, рассказывать о композиторе и событиях его
времени в их звуковом осмыслении;
воспринимать и сравнивать различные образцы музыки лёгких и серьёзных жанров;
размышлять и высказывать собственные мнения о
художественных ценностях произведений современной популярной музыки разных стилей и направлений.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для обогащения художественного и жизненного опыта
в процессе приобщения к разным видам искусства, для развития эстетического восприятия
музыки и эстетического отношения к явлениям окружающей действительности, для
организации досуга, наполненного художественными событиями, для исполнения и театрализации народных обрядовых песен, игр, праздников, для игры и импровизации на музыкальных инструментах, для разработки музыкальных проектов (в том числе на базе
информационно-коммуникационных технологий.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ивотская средняя общеобразовательная школа
Дятьковского района Брянской области
Рассмотрено на МО «Утверждаю»
и рекомендовано к утверждению Директор МАОУ Ивотской СОШ
Руководитель ШМО________________ФИО _______________/Л.В. Ефремова/
Протокол № ___ от «____»__________2015 г. Приказ №___ от «___»____ 2015г