Программа внеурочной деятельности «Духовная музыка- духовное начало ребенка»
Программа внеурочной деятельности «Духовная музыка- духовное начало ребенка»
Авторская программа внеурочной деятельности Духовная музыка - духовное начало ребенка.Включает пояснительную записку, методы, формы работы и календарно-тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Духовная музыка- духовное начало ребенка»»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
г. Черепанова Новосибирской области
Рабочая программа
«Духовная музыка – духовное начало ребенка»
Программу разработала:
учитель музыки
Пучкова Юлия Олеговна
Пояснительная записка. Педагогический коллектив МКОУ СОШ №4 г.Черепанова решает актуальные для современного образования проблемы: формирование духовно – нравственной, эстетической культуры обучающихся, развитие толерантного сознания, направленность личности обучающихся на будущее самообразование и самоопределение. Эти проблемы решаются путём активного освоения обучающимися основных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, модуля Основы православной культуры.
С 20015 года школа работает по Программе «Духовно-нравственное развитие обучающихся», в которой происходит взаимодействие базового и дополнительного образования. Модель программы строится на слаженной работе учителей начальной, основной школы, педагогов дополнительного образования, а также родителей. Таким образом, дополнительное образование органично интегрировано в единый образовательный процесс школы.
Настоящий кружок разработан по теме, на которую в Программе по предмету «Музыка» для общеобразовательных учреждений отведено недостаточное количество учебных часов.
Цель курса- на базе знаний, полученных обучающимися в ходе изучения программы по предмету «Музыка», продолжить музыкальное развитие детей, формирование их интереса к духовным истокам музыкальной культуры, освоить пение духовной музыки.
Кружок «Духовная музыка – духовное начало ребенка» предназначен для детей 4 класса, а также предполагает использование его для общего музыкального, эстетического и духовно – нравственного развития учащихся.
Кружок «Духовная музыка – духовное начало ребенка» решает следующие задачи: - познакомить обучающихся с истоками духовной музыкальной культуры.
- расширить знания обучающихся по истории возникновения духовной музыки и этапах её развития.
- познакомить обучающихся с современными веяниями духовной музыки.
- познакомить обучающихся с авторами и исполнителями духовных песен, гимнов и песнопений.
- получить практические навыки в исполнении духовных песен, гимнов, песнопений.
В рамках общеобразовательной программы, проведения внеклассных мероприятий, быту обучающиеся интересуются духовными песнями, однако не имеют возможности реализовать в полной мере этот интерес в рамках базового курса «Музыка». Поэтому главная функция кружка «Духовная музыка – духовное начало ребенка» - создать условия для реализации этого интереса, более глубоко познакомившись с духовной песней, её направлениями, представителями этих жанров и лучшими образцами.
В основу построения курса положены принципы гуманистичности, последовательности, историзма. Системности, связью с жизнью, соответствия возрастам возможностям и доступности, что позволяет индивидуализировать учебно-воспитательную работу с учётом интересов и способностей обучающихся.
Содержание кружка реализуются на основе следующих методов:
- объяснительно-иллюстративного,
- проблемного,
- частично – поискового и исследовательского,
- дискуссии,
- анализ музыкальных произведений,
- игрового,
-Проблемный метод (Использовался на таких занятиях, как Добро и зло, Зачем творить добрые дела?, Колокольный звон, Звучащие картины и др. )
-Переинтонирование образа (Богородице, Дево, радуйся! и др. )
-Тетрализация (Рождество Христово, Пасха)
-Метод полифонизма деятельности (Духовная поэзия, Церковные песнопения и др.)
-Перевод в другую модальность
-Метод творческих заданий
-Метод контраста и неожиданностей
-Метод погружения
-Метод обмена способностями и др.
Освоение кружка включает различные формы организаций занятий:
- беседы, беседы-концерты,
- викторины, диспуты,
- уроки с прослушиванием песен в записи и в живом исполнении,
- посещение выступлений хора церковных песнопений,
- посещение Воскресной школы г.Черепанова при храме Св.Алексея,
- посещение храма Симеона Верхотурского,
- посещение церкви Всех Сибирских Святых совместно с родителями.
Программа кружка рассчитана на 34 часа и включает 5 разделов.
Раздел 1. «Россия – Родина моя» предполагает освоение детьми духовной ценности Родины; оценивание духовно-нравственного значения народных праздников; усвоение музыкально-эстетических знаний (приём цитирования народной музыки в творчестве композиторов; особенности жанра религиозно-духовной музыки; анализ средств музыкальной выразительности.)
Раздел 2. «О России петь, что стремиться в храм» предполагает освоение детьми духовной ценности «Человек» в произведениях разных направлений музыки; человеческие взаимоотношения (добро, уважение, внимание, ласка.) Разработка презентаций совместно с детьми.
Раздел 3. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» предполагает освоение детьми духовности в произведениях разных направлений русской музыки. Понимание нравственных качеств, характеризующих ценность «Духовность»; развитие навыков импровизации; оценивание значимости труда в жизни человека.
Раздел 4.«Православные праздники. Святые. Молитвы» предполагает
знакомство и изучение православных праздников и форм их проведения, знакомство со Святыми и их роли в русской православной церкви, знакомство с тем, какие бывают молитвы и их слушание. А также практические занятия по пению духовной музыки. Раздел 5.«Иконы и духовная поэзия». Данный раздел предполагает знание икон русской православной церкви и их значения, выразительного чтения духовной поэзии и чтения наизусть.
Календарно-тематическое планирование кружка Музыка и духовное начало
1.
История развития русской духовной музыки. Анкетирование.
2.
Музыка души. Слушание духовной музыки. Песнопения.
3.
Добро и зло. Песнопения.
4.
Законы добра. Песнопения.
5.
Зачем творить добрые дела? Песнопения.
6.
Духовная музыка в творчестве русских композиторов. Слушание.
7.
О России петь, что стремиться в храм. Песнопения.
8.
Милосердие и сострадание. Анкета Что такое духовная музыка?