"Школа ремесел" дополнительная общеразвивающая программа
"Школа ремесел" дополнительная общеразвивающая программа
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа ремесел»
Декоративно - прикладные искусства всех народов различны, но их связывают одни истоки - древняя культура предков. Сегодня очень важно, чтобы дети, постигая произведения прикладного искусства, занимаясь им, знали о происхождении народных промыслов, об истории их развития. Занятия декоративно - прикладным творчеством обогащают внутренний мир детей, позволяют с пользой провести свободное время. Преобразующая деятельность прикладного искусства весьма широка, ибо охватывает разнообразные предметы быта и материала. Изучение различных видов декоративно - прикладного искусства способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через народное творчество.
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа ремесел» реализуется в рамках внеурочной деятельности по ФГОС для обучающихся первых классов общеобразовательных организаций.
Деятельность «Школы ремесел» построена на определенной системе ценностей:
Идея возникновения и развития «Школы ремесел» базируется на исконных духовно - нравственных народных ценностях: почитании старших, уважении к труду, человеческой личности, семье;
Ценности творчества входят в понятие традиционного декоративно-прикладного искусства – ручного творения красивых и полезных вещей. Уже в самом определении заложено отношение к труду как акту творчества, направленному на достижение общественно значимого и прекрасного результата.
Программа построена на принципах:
- свободы выбора ребенком направления образовательной деятельности;
- добровольности включения в реализацию настоящей программы;
- гуманизации образовательного процесса, сотрудничества и сотворчества обучающихся и педагогов в атмосфере доброжелательства и доверия.
Основная цель программы:
- удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуально-личностных, образовательных потребностей и запросов детей; творческая реализация личности в области декоративно-прикладного искусства, духовное, нравственное развитие личности на основе постижения им традиций национальной культуры.
Задачи программы:
Образовательные: изучение видов и техники исполнения нитеграфии, ИЗО, традиционной народной игрушки, вязания крючком; получение знаний по истории возникновения и развитию ремесел; обучение умениям работать по образцам, пользоваться методом творческого варьирования, аккуратно изготавливать изделия;
Воспитательные: воспитание у обучающихся уважительного отношения к традиционной народной культуре и творчеству народных мастеров; нравственно - эстетических и духовных, волевых и трудовых качеств личности.
Развивающие: развитие образного мышления; индивидуальности при выполнении изделий; творческого подхода к работе; ответственности за свой выбор.
Основа программы «Школа ремесел» - занятия в творческих мастерских по следующим направлениям: нитеграфия, ИЗО, вязание крючком, рукотворная игрушка. На обучение в каждой мастерской отводится 8 часов (8 занятий). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа ориентирована на обучающихся 7-8 лет, что обусловлено психологическими особенностями данного возрастного периода: потребности выбирать, расширение круга общения, поиск постоянных увлечений.
Обучение в мастерских строится по принципу развития художественных способностей, творческой индивидуальности каждого, побуждения к самостоятельному творчеству. С этой целью педагоги знакомят детей с историей развития ремесла, традиционными изделиями, обсуждают возможность использования изделий, изготовленных традиционными способами в современном интерьере, дизайне одежды.
На занятиях по освоению ремесла используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические). Словесные методы - рассказ, беседа - сопровождаются демонстрацией наглядных пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ; таблиц, схем, дополняющих объяснение сложных приемов техники ремесла.
Главное место на занятиях отводится практической работе. Практика развивает творческое мышление, будит фантазию, дает возможность проверить силы в самостоятельном художественном творчестве. Обучение строится по схеме: повтор - накопление – воспроизведение - импровизация. Каждый обучающийся «Школы ремесел» строит свой индивидуальный образовательный маршрут, самостоятельно выбирая последовательность занятий в творческих мастерских. Обучение носит теоретический, познавательный и практический характер наряду с индивидуальным подходом к способностям и возрастным психологическим особенностям каждого обучающегося. Процесс изготовления красивых и нужных изделий координирует мозговую деятельность и моторику пальцев, вызывая ощущение уверенности в своих силах и возможностях. Возникает чувство радости и уважение к своему труду. Разнообразие работ, многосторонняя «проба сил» позволяет каждому ребенку проявить свои способности, обеспечивает условия для их развития, делает процесс обучения интересным для детей. Основой построения программы является система непрерывного поэтапного и творческого роста обучающихся. Программа предусматривает две ступени мастерства: «Ученик», «Умелец». «Приглашение в Страну мастерства» - праздник посвящения новичков в «Ученики» и ознакомление их с деятельностью творческих коллективов всех направлений. На празднике каждому «Ученику» вручается «Карта успеха» - книжечка, в которой отведено по одной странице для всех направлений, где педагоги фиксируют названия изделий, выполненных «Учениками». На празднике «Успех сопутствует умелым» ученикам присваивается звание «Умелец». Лучшие работы обучающиеся представляют на итоговой выставке.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
владение основными технологическими приемами выполнения рисунка, нитеграфии, традиционной народной игрушки, вязания крючком.
желание творить,
уважение к народному искусству.
Ребенок, прошедший курс обучения по данной программе, может продолжить обучение и творчество в других объединениях декоративно - прикладного направления, например: «Крой и шитье», «Гобелены», «Вязание крючком», «Красота-радость жизни», «Мягкая игрушка» и т.д.
Учебно - тематический план
комплексной программы «Школа ремесел» (33ч. )
№ п/п
Разделы программы
Общее количество часов
1.Вводное занятие «Приглашение в Страну мастерства» 1час
2.Мастерская «Сувенир» 8 часов
3.Мастерская «Нитеграфия» 8 часов
4.Мастерская «ИЗО» 8 часов
5. Мастерская «Рукотворная игрушка» 8 часов
Итого: 33 часа
Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять себя, сделать первые шаги в творчестве – к этому стремятся педагоги «Школы ремесел». Успех – самый лучший воспитатель, ибо он дает ребенку главное: осознание своих возможностей, веру в себя.
Литература
Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей М. 1994
Барадулина О.П. Основы художественного ремесла. М. 1994
Басина Н., Суслов О. С кисточкой и музыкой в ладошке М. 1997
Бешенков Г.П. Трудовое обучение М. 1988г.
Калинич О.В. Рукоделие Минск 1997г.
Коротеева Б. Искусство и ты М. 1997г.
Макарова Е. В начале - было детство М. 1990г.
Неменский Б.И. Изобразительное искусство М.1999г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Школа ремесел" дополнительная общеразвивающая программа »
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА РЕМЕСЕЛ»
Вид программы авторская
Направленность художественно-эстетическая
Возраст обучающихся 7 - 8 лет
Уровень освоения общекультурный
Объем курса 33 часа
Срок освоения 1 год
Автор Новикова Наталья Николаевна
методист МАОУ ДОД ЦДТ
ЯНАО
г. Лабытнанги
I. Пояснительная записка
Декоративно - прикладные искусства всех народов различны, но их связывают одни истоки - древняя культура предков. Сегодня очень важно, чтобы дети, постигая произведения прикладного искусства, занимаясь им, знали о происхождении народных промыслов, об истории их развития. Занятия декоративно - прикладным творчеством обогащают внутренний мир детей, позволяют с пользой провести свободное время. Преобразующая деятельность прикладного искусства весьма широка, ибо охватывает разнообразные предметы быта и материала. Изучение различных видов декоративно - прикладного искусства способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через народное творчество.
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа ремесел» реализуется в рамках внеурочной деятельности по ФГОС для обучающихся первых классов общеобразовательных организаций.
Деятельность «Школы ремесел» построена на определенной системе ценностей:
Идея возникновения и развития «Школы ремесел» базируется на исконных духовно- нравственных народных ценностях: почитании старших, уважении к труду, человеческой личности, семье;
Ценности творчества входят в понятие традиционного декоративно-прикладного искусства – ручного творения красивых и полезных вещей. Уже в самом определении заложено отношение к труду как акту творчества, направленному на достижение общественно значимого и прекрасного результата.
Программа построена на принципах:
- свободы выбора ребенком направления образовательной деятельности;
- добровольности включения в реализацию настоящей программы;
- гуманизации образовательного процесса, сотрудничества и сотворчества обучающихся и педагогов в атмосфере доброжелательства и доверия.
Основная цель программы:
- удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуально-личностных, образовательных потребностей и запросов детей; творческая реализация личности в области декоративно-прикладного искусства, духовное, нравственное развитие личности на основе постижения им традиций национальной культуры.
Задачи программы:
Образовательные:
- изучение видов и техники исполнения нитеграфии, ИЗО, традиционной народной
игрушки, вязания крючком.
- получение знаний по истории возникновения и развитию ремесел;
-обучение умениям:
работать по образцам;
пользоваться методом творческого варьирования;
аккуратно изготавливать изделия;
Воспитательные:
- воспитание у обучающихся:
-уважительного отношения к традиционной народной культуре и творчеству народных мастеров;
-нравственно- эстетических и духовных, волевых и трудовых качеств личности;
Развивающие:
- развитие:
- образного мышления при работе;
-индивидуальности при выполнении изделий;
- творческого подхода к работе;
-ответственности за свой выбор.
Основа программы «Школы ремесел» - занятия в творческих мастерских по следующим направлениям: нитеграфия, ИЗО, вязание крючком, рукотворная игрушка. На обучение в каждой мастерской отводится 8 часов (8 занятий). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа ориентирована на обучающихся 7-8 лет, что обусловлено психологическими особенностями данного возрастного периода: потребности выбирать, расширение круга общения, поиск постоянных увлечений.
Обучение школьников в мастерских строится по принципу развития художественных способностей, творческой индивидуальности каждого, побуждения к самостоятельному творчеству. С этой целью педагоги знакомят воспитанников с историей развития ремесла, традиционными изделиями, обсуждают возможность использования изделий, изготовленных традиционными способами в современном интерьере, дизайне одежды.
На занятиях по освоению ремесла используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические). Словесные методы - рассказ, беседа - сопровождаются демонстрацией наглядных пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ; таблиц, схем, дополняющих объяснение сложных приемов техники ремесла.
Главное место на занятиях отводится практической работе. Практика развивает творческое мышление, будит фантазию, дает возможность проверить силы в самостоятельном художественном творчестве. Обучение строиться по схеме: повтор - накопление – воспроизведение - импровизация. Каждый обучающийся «Школы ремесел» строит свой индивидуальный образовательный маршрут, самостоятельно выбирая последовательность занятий в творческих мастерских. Обучение носит теоретический, познавательный и практический характер наряду с индивидуальным подходом к способностям и возрастным психологическим особенностям каждого обучающегося. Процесс изготовления красивых и нужных изделий координирует мозговую деятельность и моторику пальцев, вызывая ощущение уверенности в своих силах и возможностях. Возникает чувство радости и уважение к своему труду. Разнообразие работ, многосторонняя «проба сил» позволяет каждому ребенку проявить свои способности, обеспечивает условия для их развития, делает процесс обучения интересным для детей. Основой построения программы является система непрерывного поэтапного и творческого роста обучающихся. Программа предусматривает две ступени мастерства: «Ученик», «Умелец». «Приглашение в Страну мастерства» - праздник посвящения новичков в «Ученики» и ознакомление их с деятельностью творческих коллективов всех направлений. На празднике каждому «Ученику» вручается «Карта успеха» - книжечка, в которой отведено по одной странице для всех направлений, где педагоги фиксируют названия изделий, выполненных «Учениками». На празднике «Успех сопутствует умелым» ученикам присваивается звание «Умелец».
Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять себя, сделать первые шаги в творчестве – к этому стремятся педагоги «Школы ремесел». Успех – самый лучший воспитатель, ибо он дает ребенку главное: осознание своих возможностей, веру в себя.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Владение основными технологическими приемами выполнения рисунка, нитеграфии, традиционной народной игрушки, вязания крючком.
Желание творить,
Уважение к народному искусству.
Ребенок, прошедший курс обучения по данной программе, может продолжить обучение и творчество в других объединениях декоративно - прикладного направления, например:
«Крой и шитье», «Гобелены», «Вязание крючком», «Красота-радость жизни», «Мягкая игрушка» и т.д.
II. Учебно- тематический план
комплексной программы «Школа ремесел» (33ч. )
№ п/п
Разделы программы
Общее количество часов
1.
Вводное занятие «Приглашение в Страну мастерства»
1
2.
«Сувенир»
8
3.
«Нитеграфия»
8
4.
«ИЗО»
8
5.
«Рукотворная игрушка»
8
Итого:
33
III. Учебно- тематический план
мастерской «Сувенир» (вязание крючком)
№
п/п
Тема
Обшее
количество
часов
теория
практика
1
Введение:
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности.
История и развитие ремесла. Пр. работа: куколка из ниток
1
1
2
Знакомство с материалами.
Пр. работа: лошадка из ниток
1
1
3
Плетение косичек из трех прядей
Пр. работа: осьминог из ниток
1
1
4
Основы вязания крючком (вывязывание цепочки)
Пр. работа: браслет с цветными пуговицами
1
1
5
Картина из цепочки воздушных петель.
Пр. работа: Вывязывание цепочек. Оформление картины
1
1
6
Изготовление помпонов Пр. работа: одуванчик
1
1
7
Изготовление помпонов Пр. работа: цыпленок
1
1
8
Панно из цепочек вязанных крючком и помпонов.
Пр. работа: Оформление панно
1
1
Итого
8
1
7
Содержание программы:
Тема 1: Введение:
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности.
История и развитие ремесла.
Пр. работа: куколка из ниток
Тема 2: Знакомство с материалами.
Пр. работа: лошадка из ниток
Тема 3: Плетение косичек из трех прядей
Пр. работа: осьминог из ниток
Тема 4: Основы вязания крючком (вывязывание цепочки).
Пр. работа: выполнение браслета из цепочки воздушных петель и пуговиц.
Тема 5: Картины из цепочки воздушных петель
Пр. работа: Приклеивание цепочки на основу, оформление работы в рамочку.
Тема 6: Изготовление помпонов.
Пр. работа: одуванчик
Тема 7: Изготовление помпонов.
Пр. работа: цыпленок.
Тема 8: Панно из цепочек вязанных крючком и помпонов.