Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры-наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа и планирование. Музыка. 6 класс»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка. 1- 7 кл., Искусство. 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: Просвещение, 2011 г). Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования 2011 года.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями
Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"
Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012 №320-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в образовательных учреждениях Ульяновской области»
Образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №82»
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры-наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Планируемые результаты освоения учебного процесса.
Изучение курса "Музыка" в основной школе обеспечивает определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета "Музыка".
Личностнымирезультатамиизучениямузыкиявляются:
развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Учащиесянаучатся:
• высказывать личностно -оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);
• решать творческие задачи,участвовать в исследовательских проектах,художественных событиях школы;
• проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально -эстетичкой жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Музыка как вид искусства
• наблюдать за многообразными явлениями
жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять
родство художественных образов разных
искусств (общность тем, взаимодополнение
выразительных средств — звучаний, линий,
красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание
музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности
(типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения; музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание
музыкального произведения в пении,
музыкально-ритмическом движении,
пластическом интонировании,
поэтическом слове, изобразительной
деятельности
• осуществлять на основе полученных
знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической
направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XXвв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XXв.);
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
Метапредметнымирезультатамиизучениямузыкиявляются
освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (общаться,
взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.
Учащиесянаучатся:
• наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр,
кино и др.); раскрывать образный строй художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
• передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием
при организации культурного досуга, составлении домашнейфонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещение концертов, театров и др.;
Кроме того, учащиеся получат представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной/художественной жизни в отечественной и зарубежной культуре.
Предметнымирезультатами занятий по программе «Музыка» являются:
устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;
освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Учащиесянаучатся:
• понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная;
• эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
• исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;
• различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении,пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений;
• ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.
Универсальные учебные действия обучающегося в 6 классе
Личностные УУД
вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
Познавательные УУД
стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД
самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.
совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
развитие критического отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах.
сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Коммуникативные УУД
решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;
формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;
адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;
развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности;
развитие умений письменной речи в процессе выполнения самостоятельных и контрольных работ, диагностических тестов, анкетирования, работы в творческих тетрадях.
Информационные УУД
владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ, Интернет;
самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача;
ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
развитие критического отношение к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;
применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ.
осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Содержание обучения
Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Программа состоит из двух разделов,соответствующим темам "Мир образов вокальной и инструментальной музыки" и "Мир образов камерной и симфонической музыки".
В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Тема I полугодия
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Тема II полугодия
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (19 часов)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Информационно- методическое обеспечение
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2011г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 20011г
Г.П. Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2012г.
«Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М., Просвещение, 2011 г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 6 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Песенные сборники.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
Средства обучения
1. Печатные пособия.
Комплект портретов композиторов.
Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты: комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы» (Харьков: Ранок, 2007).
2. Информационно-коммуникационные средства.
Антология русской симфонической музыки (8 CD).
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (8 CD).
Большая энциклопедия России: Искусство России (1 CD).
Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия» (1 CD).
3. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер.
4. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Шестой класс.
I полугодие. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цель урока
Планируемые результаты
УУД
Формы организации
Формы контроля
Предметные
Метапред-метные
Личностные
Знать
Уметь
1
Удивительный мир музыкальных образов.
1
Дать представ-ление о том, что роднит музыка-льную и разго-ворную речь (интонация),
мелодия-душа народа. Познакомить с классификацией музыкальных жанров: вокальная, инструменталь-ная музыка.
Знать, что род-нит музы-ку и раз-говорную речь;классифика-цию му-зыкаль-ных жан-ров; понятие романс; способы создания различ-ных обра-зов.
Уметь приво-дить при-меры раз-личных музыкальных обра-зов; определять,в чём проявля-ется вза-имосвязь разговор-ных и му-зыкаль-ных инто-наций.
Уметь анализировать,сравни-вать музы-кальный (художест-венный) образ в разных жанрах и видах искусства.
Открытие творческого потенциала к сочинению мелодий.
Принять участие в проектно-исследова-тельской деятельности по теме «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.
2
Образы романсов и песен русских композиторов.
1
Расширить представление о жанре романс. Познакомить с шедеврами: вокальной музы-ки -романсом «Я помню чуд-ное мгновенье»; инструменталь-ной музыки- «Вальсом-фан-тазией» М.И. Глинки
Знать М.И. Глинка (1804-1857); сведения о жизни и творчестве.
Уметь опреде-лять при-ёмы раз-вития, форму музыка-льных произведений.
Уметь осмысли-вать инто-национную общность различных видов искусства
(музыки,театра,ИЗО) и основ художест-венного творчества.
Формирова-ние оценки к происходящему,родствен-ного внима-ния к миру, выражения своего отношения к жизни.
Иметь устойчивое представле-ние о музы-кальном образе как единстве правды и красоты. Выразитель-но исполнять романс (по выбору)
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цель урока
Планируемые результаты
УУД
Формы организации
Формы контроля
Предметные
Метапред-метные
Личностные
Знать
Уметь
3
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи
1
Продолжить знакомство с романсом «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фанта-зия» М.И. Глин-ки. Показать влияние формы и приёмов раз-вития на отражение со-держания этих сочинений. Дать представление о портрете в музыке и ИЗО.
Знать, что такое портрет в музыке и живописи
Уметь объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрыть образы сочинений; выявлять своеобразие по-черка компози-тора М.И. Глинки
Уметь анализировать,сравнивать портрет в музыке и живописи.
Понять,что каждое муз. произведение благодаря эмоциональ-ному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств.
Осмыслить взаимодействие искусств (музыки и живописи) как средства содержания музыкальных образов. Выявить ассоциатив-ные связи музыки и живописи.
Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Беседа. Хоровое пение.
4
« Уноси моё сердце в звенящую даль...»
1
Познакомить с жизнью и творчеством С.В.Рахманино-ва, с миром образов музыки композитора на примере романса «Сирень».
Знать С.В. Рах-манинов (1873-1943); сведения о жизни и творчестве.
Уметь рабо-тать с раз-ными источ-никами ин-формации, развивать критическое мышление,аргументи-ровать тему филосовского звучания музыки Рахманино-ва.
Чувствовать и воспринимать особенности мировосприя-тия С.В. Рах-манинова. Сопоставлять его музыку с бытовыми песнями, романсами Глинки и Чайковского.
Иметь устойчивое представле-ние о твор-честве, которое пробуждает-ся тогда, когда человек находится в единении с природой.
Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цель урока
Планируемые результаты
УУД
Формы организации
Формы контроля
Предметные
Метапред-метные
Личностные
Знать
Уметь
5
Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф.И. Шаляпин
1
Познакомить с жизнью и творчеством Ф.И. Шаляпина. Дать представ-ление о мастер-стве исполните-ля и мире музы-кальных обра-зов. Показать сопоставление образов музыки и ИЗО.
Знать Ф.И. Шаляпин (1873-1938); сведения о жизни и творчестве.
Уметь сравни-вать му-зыкаль-ные инто-нации с интона-циями картин художни-ков
Анализиро-вать об интонационной общ-ности раз-личных видов искусства (музыки,театра,ИЗО)
Воспитание в себе тонкости чувствования, восприимчи-вости к прек-расному в жизни и ис-кусстве.
Иметь устой-чивое пред-ставление о том,что толь-ко настоящий слушатель может понять в полной ме-ре вопло-щённый ис-полнителем замысел композитора.
Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.
6
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов
1
Дать представ-ление о поэтиза-ции быта и жиз-ненного уклада русского народа на основе одного из обрядов — старинной русской свадьбы ( в том числе включенной в оперный жанр).
Знать
особен-ности на-родной музыки и жанры народной песни.
Уметь
опреде-лять при-ёмы раз-вития му-зыкаль-ных произве-дений; чисто ин-тониро-вать ме-лодии русских народных свадеб-ных песен и фраг-ментов хоров из опер.
Способ-ность аргу-ментиро-вать свою точку зрения об интонационной общ-ности раз-ных видов искусства и основ художест-венного творчества.
Проникнове-ние в мир духовно-эстетических ценностей отечествен-ной культуры через поэтизацию быта,жизнен-ного уклада русского народа.
Знать обряды и обычаи своего наро-да. Применять полученные знания в процессе самообразования.
Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.Беседа. Хоровое пение.
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цель урока
Планируемые результаты
УУД
Формы организации
Формы контроля
Предметные
Метапред-метные
Личностные
Знать
Уметь
7
Образы песен зарубежных композиторов.
Баллада «Лесной царь»
1
Познакомить с вокальным стилем белькан-то, с выдающи-мися именами исполнителей бельканто. Познакомить с жизнью и твор-чеством Ф.Шуберта. Освоение нового вокального жанра -баллады.
Знать понятие бельканто; имена великих оперных певцов мира.
Жизнь и твор-чество Ф.Шубер-та (1797-1828); понятие баллада.
Уметь сопостав-лять, на-ходить сходство в прослу-шанной музыке,определять приёмы развития музы-кального произве-дения;
Выявлять средства выразительности разных видов искусства (литератур-ного,музы-кального и ИЗО) в создании единого образа.
Формировать художественный вкус и умение наблюдать за развитием музыки (от интонации,музыкальной темы до становления музыкального образа в целом).
Иметь устойчивое представле-ние о зна-чимости му-зыкального искусства для творчества поэтов и писателей, музыкантов.
Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.
8
Образы русской народной и духовной музыки.
1
Изучить особенности развития народной и духовной(церковной) музыки в Древней Руси. Актуализировать жизненно-музыкальные впечатления о связях русского музыкального фольклора с жизнью человека.
Знать
основные этапы развития духовной музыки;
понятия:
знамен-ный рас-пев,
партес-ное пение,
а капел-ла,
унисон
Уметь
называть народные инстру-менты и имена исполни-телей.
Приво-дить примеры народной музыки из жизни.
Уметь анализировать характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте.
Актуализация жизненно-музыкальных впечатлений о связях русского музыкального фольклора с жизнью человека,его раздумьями о смысле жиз-ни;об отно-шении к при-роде,людям, самому себе.
Осознавать ценность музыкальной культуры русского народа. Осваивать духовно-нравственный потенциал,накопленный в муз.произве-дениях.
Беседа.
Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ.
Хоровое пение.
Игра на шумовых музыкальных инструментах.
Тест
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цель урока
Планируемые результаты
УУД
Формы организации
Формы контроля
Предметные
Метапред-метные
Личностные
Знать
Уметь
9
В.Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской»
1
Углубить знакомство с с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В.Гаврилина.
Выявить глубокие связи композиторской музыки с народным творчеством.
Знать понятия:
фреска,
орна-мент.
Кто такие скоморо-хи.
Уметь
узнавать инструменты, исполняющие основные темы, определять приёмы развития музыки,её форму.
Уметь сравнивать музыкаль-ные произ-ведения с живописными полот-нами.
Развитие позитивного восприятия взаимосвязи музыки с живописью.
Иметь устойчивые представле-ния о том, какими средствами в современной музыке раскрывают-ся религиозные сюжеты и образы.
Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ.
Выявление средств музыкальной выразительнос-ти. Беседа.
10
Симфония «Перезвоны»
В. Гаврилина.
1
Расширить и углубить знакомство с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В. Гаврилина.
Дать представ-ление о жанре молитва в музыке отечест-венных композиторов.
Знать
понятия:
хор, солист,
симфо-ния,ударные инстру-менты.
Уметь
выявлять средства музыкальной выразительности, особенности музыкального языка жанра молитвы
Выявить глубокие связи с русским народным муз.твор-чеством и осмыслить интонационно-жанровое богатство народной музыки.
Формировать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров.
Осмыслить глубокие связи композитор-ской музыки с народным творчеством.
Выразитель-но исполнять песню «Мама» А.Шульгиной
Слушание музыки.
Хоровое пение.
Интонационно-образный анализ.
Выявление средств музыкальной выразительнос-ти.
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цель урока
Планируемые результаты
УУД
Формы организации
Формы контроля
Предметные
Метапред-метные
Личностные
Знать
Уметь
11
Образы духовной музыки Западной Европы.
«Небесное и земное» в музыке И.С. Баха.
1
Помочь войти в мир музыки И.С. Баха: светское и церковное искус-ство. Осознать особенности полифоническо-го изложения музыки, получить представление о стиле барокко,
жанрах ток-каты, фуги, хорала.
Знать
особен-ности творчества И.С. Баха, стиля барокко;
понятия:
токката
фуга,
хорал,
полифо-ния.
Уметь
чувство-вать и осозна-вать особен-ности полифонического изложе-ния му-зыки.
Уметь проводить интонационно-образ-ный анализ музыки и выявлять принцип её развития.
Развитие позитивного восприятия современной трактовки музыки И.С. Баха (рок-обработка)
Иметь устойчивое представление о музыке стиля барокко. Принять участие в проектно-исследоваль-ской деятельности по теме «Что за гений этот Бах!»
Слушание музыки.
Хоровое пение.
Интонационно-образный анализ.
Выявление средств музыкальной выразительнос-ти.
Хоровое пение.
12
Образы духовной музыки Западной Европы.
Образы скорби и печали
1
Обогатить эмоциональный опыт учащихся восприятием музыкальных образов скорби, печали в религиозной музыке.
Углубить их понимание особенностей языка западно-европейской музыки на примере вокаль-ноинструментальных жанров: кантата, реквием.
Знать
основные факты из жизни
Дж.Пергозоли и В.А.Мо-царта, связан-ные с написанием кан-таты и реквие-ма;
понятия:
кантата реквием,полифо-ния.
Уметь
выявлять средства музыкальной выразительности и приёмы развития музыки.
Актуализи-ровать эмоциональный опыт литерату-рно-зритель-ными аналогами
(скульптуракартины,
стихи)
Формировать музыкальную культуру личности,
освоить музыкальную культуру мира.
Иметь пред-ставление о «Реквиеме»,
где компо-зитор вопло-щает мир человеческих переживаний(душевное сметение, умиротворённый покой, глубину горя и страданий человека).
Применять знания в процессе самообразования.
Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ.
Сопоставление музыкального и художественного искусства.
Выявление средств музыкальной выразительности и принципов развития музыки.
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цель урока
Планируемые результаты
УУД
Формы организации
Формы контроля
Предметные
Метапред-метные
Личностные
Знать
Уметь
13
« Фортуна правит миром...». «Кармина Бурана»
1
Познакомить со сценической картиной
К. Орфа «Кармина Бурана», написанной для певцов, хора, оркестра и для представления на сцене.
Знать особен-ности творчества
К. Орфа;
Кто такие ваганты.
Уметь
сравни-вать ме-лодии кантаты Орфа с древне-русскими напева-ми,с хо-ралам Баха.
Установить параллель тематики и драматур-гии содер-жания кан-таты с музыкално-театраль-ным жанром.
Развитие позитивного
восприятия взаимосвя-зи музыки и театра.
Формировать музыкальную культуру личности,
освоить музыкальную культуру мира.
Определять жанровые признаки кантаты,
выразительные средства музыкальной формы.
Принять участие в подготовке к оформлению декораций к воображаемому действу и сочинению сценария.
Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ.
Беседа.
Использование жестов или движений, передающих характер музыки.
14-15
Авторская песня: прошлое и настоящее
2
Расширить представления об авторской песне, её истории развития от Средневековья и до нашего времени. Познакомить с жанрами,особенностями и исполнителями авторской песни.
Знать
историю развития автор-ской песни;
особен-ности и жанры авторской песни.
Уметь
называть имена исполнителей авторской песни.
Умение организовывать свою деятель-ность в процессе познания мира через музыкальные образы. Оценивать достигну-тые резуль-таты.
Открытие творческого потенциала к сочинению мелодий и стихов.
Формирова-ние художест-венного вкуса.
Подготовка к презентации по теме «Авторская песня сегодня»
Беседа.
Хоровое пение.
Слушание песен.
Концерт-конкурс.
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цель урока
Планируемые результаты
УУД
Формы организации
Формы контроля
Предметные
Метапред-метные
Личностные
Знать
Уметь
16
Джаз — искусство ХХ века
1
Познакомить с истоками джазовой музыки (спиричуэл,блюз)с джазовыми импровизациями и обработками.
Расширить представления о взаимодействии лёгкой и серьёз-ной музыки (рок-музыка и симфоджаз)
Знать
историю развития джаза;
отличи-тельные особен-ности блюза,
спиричуэла;
понятия:
импрови-зация,обработка
Уметь
называть имена джазовых исполнителей.
Уметь работать с разными источника-ми инфо-рмации,развивать критическое мышление,способ-ность аргументи-ровать свою точку зрения по поводу джазовой музыки.
Развитие позитивного восприятия от прослушен-ной музыки джаза.
Формирова-ние художест-венного вкуса как способ-ности чув-ствовать и воспринимать музыкальное искусство.
Принять участие в проектно-исследова-тельской деятельности по теме
«Джаз. Развитие в двух направле-ниях:рок-музыка,
симфоджаз»
Беседа.
Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ.
Хоровое пение.
Тест
I Iполугодие. «Мир образов камерной и симфонической музыки».
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цель урока
Планируемые результаты
УУД
Формы организации
Формы контроля
Предметные
Метапред-метные
Личностные
Знать
Уметь
1
Вечные темы искусства и жизни.
1
Подвести к осмыслению,что единая основа всех искусств — жизнь. Познакомить с видами музыкальных произведений по способу исполнения (вокальные,
инструментальные) и условиям исполнения и восприятия (камерные,сим-фонические)
Знать
понятия:
вокаль-ная, инстру-ментальная музыка;
камерная,симфоническая музыка;
програм-мная,не-программная музыка.
Уметь осозна-вать основные принципы развития музыкального произведения.
Уметь анализировать музыку музыкой,анализ образа образом. Уметь слышать в сходном различное, ав различном общее,единое.
Развитие слушатель-ской культуры и исполни-тельской культуры личности.
Иметь устойчивое представле-ние о разно-образии образов в камерно-инструмен-тальной музыке,
о способах их воплощения в музыкаль-ном произве-дении.
Беседа.
Слушание музыки.
2
Образы камерной музыки.
Могучее царство Ф.Шопена
1
Познакомить с шедеврами фортепианной музыки Ф.Шопена, широту его взглядов на мир с помощью постижения контрастных музыкальных образов.
Знать
основные моменты творчества Ф.Шо-пена,повлиявшие на соз-дание тех или иных музыкальных про-изведе-ний.
Уметь
различать жанры форте-пианной миниатю-ры (в пре-людиях,
вальсах,
мазурках,полоне-зах,этю-дах).
Уметь анализиро-вать,сравнивать романтизм в западно-европей-ской музыке и литера-туре.
Развитие образного восприятия и освоение способов художествен-ного,творчес-кого самовы-ражения личности.
Иметь устойчивое представле-ние о Ф.Шо-пене как композиторе-романтике,
создателе инструме-нтальной баллады.
Беседа.
Слушание музыки.
Хоровое пение.
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цель урока
Планируемые результаты
УУД
Формы организации
Формы контроля
Предметные
Метапред-метные
Личностные
Знать
Уметь
3
Образы камерной музыки.
Ночной пейзаж
1
Познакомить с жанром музыки ноктюрн,с обра-зами «ночной музыки».
Углубить представление о том, что музыка- выражение личных чувств композитора.
Знать
понятие ноктюрн
Уметь
прово-дить интонационно-образный анализ музыки.
Уметь находить общие средства художес-твенной выразительности в сопоставлении образов поэзии,му-зыки,живо-писи.
Гармонизация интеллекту-ального и эмоциональ-ного развития личности.
Иметь устойчивое представле-ние об особенностях создания пейзажа в живописи воплощения образа-пейзажа в музыке.
Применять полученные знания в самообразовании.
Беседа.
Слушание музыки.
Хоровое пение.
Сопоставление образов музыки,поэзии и живописи.
4
Инструменталь-ный концерт.
Итальянский концерт»
И.С. Бах
1
Познакомить с зарождением и развитием жанра камерной музы-ки- инструмен-тального кон-церта (на при-мерах концерта «Весна» из цикла «времена года» А.Виваль-ди, «Итальян-ского концерта» И.С.Баха). Рас-ширить пред-ставление о про-граммноймузыки
Знать
понятие инструментальный концерт;особенности стиля барокко.
Уметь
называть полные имена компози-торов
А. Вива-льди и И.С.Бах.
Уметь анализиро-вать,определять форму, сопостав-лять поэти-ческие и музыкаль-ные произ-ведения.
Развитие музыкально-образного восприятия.
Приводить примеры вокально-хоровых,
органных,
клавирных произведе-ний И.С.Баха.
Иметь устой-чивое пред-ставление о контрасте как основном принципе и построении инструм.
произв-я.
Беседа.
Слушание музыки.
Сопоставление образов поэзии и музыки.
Определение формы музыкального произведения.
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цель урока
Планируемые результаты
УУД
Формы организации
Формы контроля
Предметные
Метапред-метные
Личностные
Знать
Уметь
5
Космический пейзаж
1
Познакомить с новым «звуковым миром» через произведения А.Айвза «Космический пейзаж» и Э.Н. Артемьева «Мозаика».
Расширить представления о мире космичес-ких образов и выразительных возможностях электромузыкальных инструмен-тах(синтезатора).
Знатьпонятие синтеза-тор.
Уметь называть полные имена композиторв:Айвс Чарлз Айвз и Э.Н. Артемь-ев.
Уметь анализиро-вать музы-кальные образы и живописные композиции
Формирова-ние музы-кальной культуры личности,
освоение музыкальной картины мира.
Иметь устойчивое представле-ние о совре-менном электромузы-кальном инструменте- синтезаторе,его возмож-ностях.
Осмыслить взаимодействие искусств,как средства содержания музыкальных образов.
Слушание музыки.
Сопоставление образов музыки и живописи.
Хоровое пение.
6-8
Образы симфонической музыки.
Г.В. Свиридов «Метель»
3
Углубить пони-мание русской природы музыки Г.В.Свиридова.
Развить широкие представления о широких связях музыки и литера-туры. Показать возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литера-турного сочине-ния.
Знать полное имя компози-тора
Г.В. Сви-ридова
Уметь определять форму, приёмы развития музыки,
тембры.
Приме-нять ди-рижёр-ский жест для пере-дачи муз.образов.
Уметь анализировать,сравнивать образы русской природы в произведениях русских композиторов и поэтов.
Развитие позитивного восприятия взаимосвязи музыки и литературы.
Выявлять особенности стиля композитора на примере программного сочинения Г.Свиридова
Беседа.
Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ.
Хоровое пение.
Игра в «дирижёра»,определение формы музыки, тембров музыкальных инструментов.
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цель урока
Планируемые результаты
УУД
Формы организации
Формы контроля
Предметные
Метапред-метные
Личностные
Знать
Уметь
9
Симфоническое развитие музыкальных образов
1
Осознать сходство и различие основого принципа музыкального развития,построения музыкаль-ной формы
(вариации,сонатная форма).
Выявить различные виды контраста как основного приёма симфонического развития.
Развитие и углубление интереса к симфоничес-кой музыке, ассоциатив-ного мышле-ния,фанта-зии и вообра-жения. Получать отклики на свои мысли и чувства от прослушен-ной музыки.
Иметь устойчивое представление о совре-меннах ин-терпритациях джазовых и рок-музы-кантов,где вложено больше авторского,а оригинал становится лишь стиму-лом для собственной импровиза-ции.
Беседа.
Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ.
Определение тембров музыкальных инструментов.
Тест
10
Программная увертюра Л.ван Бетховена «Эгмонт»
1
Познакомить с жанром програм-мная увертюра на примере увертюры Л. Ван Бетховена «Эгмонт».
Углубить понятие сонатная форма.
Знать понятия:
увертю-ра,
програм-мная увертю-ра,
строение сонатной формы.
Уметь
называть полное имя ком-позитора :Людвиг ван Бет-ховен,на слух опреде-лять зву-чащую часть сонатной формы.
Умение работать с разными источника-ми инфор-мации,
развивать критическое мышление,способ-ность аргументи-ровать свою точку зрения.
Чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём много-образии его видов и жанров. Развтие позитивного восприятия от прослушен-ной музыки.
Осознать значение кон-траста не только как сопоставле-ние внутрен-не противо-речивых состояний,но и как конфли-ктное стол-кновение противоборствующих сил.
Беседа.
Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ.
Определение тембров музыкальных инструментов,приёмы развития музыки.
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цель урока
Планируемые результаты
УУД
Формы организации
Формы контроля
Предметные
Метапред-метные
Личностные
Знать
Уметь
11
Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульета»
1
Обогатить представления о музыкальной драматургии на примере музыки увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.Чайковского
Знать
понятия: увертю-ра,
программная музыка;
строение сонатной формы.
Уметь осмыс-лить музыкальные обра-зы,охарактеризо-вать те-му;определить особен-ности музыкального язы-ка.
Уметь анализиро-вать, сравнивать и сопостав-лять музыкаль-ные образы с литера-турными.
Развитие позитивного восприятия музыки,выражение своего отношения к главной идее трагедии Шекспира-любовь по-беждает все невзгоды,
любовь будет жить веч-но,пока жив на Земле человек!
Осмыслить взаимодействие искусств,как средства содержания музыкальных образов. Выявить ассоциатив-ные связи музыки и литературы.
Беседа.
Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ.
Определение приёмов развития и средств выразительнос-ти музыки.
12-14
Мир музыкального театра.
Балет.
Мюзикл.
Рок-опера.
3
Познакомить с интерпритацией литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира в различных музыкально-театральных жанрах:опере,балете,мюзикле и др.
Знать понятия:
опера,
балет,
мюзикл,
ария,хор,ансамбль,солисты.
Уметь
опреде-лять форму,
приёмы развития и сред-ства вырази-тельности музыки.
Уметь чув-ствовать,
осознавать взаимопро-никновение и смысло-вое един-ство слова, музыки,
сценическо-го действия,
ИЗО, хорео-графии,лёг-кой и серь-ёзной му-зыки.
Формирова-ние мировоз-зрения,целостного пред-ставления о театре,
балете,
мюзикле,
о формах бытия этого искусства.
Иметь устойчивое представле-ние,что жанр рок-оперы новыми средствами воплотил вечную тему жизни-тему любви и силы искусства.
Применять полученные знания в процессе самообра-ия.
Беседа.
Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ.
Определение формы,приёмов развития и средств выразительности музыки.
Хоровое пение.
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цель урока
Планируемые результаты
УУД
Формы организации
Формы контроля
Предметные
Метапред-метные
Личностные
Знать
Уметь
15-16
Образы киномузыки.
2
Продолжить воплощение сюжета трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» на примерах музыки из кинофильмов.
Получить представление и обобщить имеющие знания о различных жанрах музыки в фильмах отечественного кинематографа.
Знать
понятия:
вокаль-ная,
инстру-ментальная музыка.
Уметь называть имена компози-торов,
сочиняв-ших му-зыку к ки-нофильмам.
Опреде-лять форму музыкального произве-дения.
Умение работать с разными источника-ми инфор-мации, развивать критическое мышление,способ-ность аргу-ментиро-вать свою точку зре-ния по поводу муз.произв.к кино-фильму.
Развитие позитивного восприятия взаимосвязи музыки и кино.
Принять участие в проектно-исследовательской деятельности по подбору любимого музыкально-го произве-дения к кино.
Беседа.
Беседа по теме занятия.
Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ.
Определение формы.
Хоровое пение.
17-18
Мир образов вокальной и инструменталь-ной музыки.
Обобщающий урок.
2
Обобщить представление об интонации в музыке и литературе.
Обобщить знания о понятии музыкальный образ.
Повторить классификацию музыкальных жанров.
Знать,
что роднит музыку и разговорную речь.
Уметь приво-дить при-меры музыкальных обра-зов.
Уметь анализир-вать,сравнивать инто-нации в музыке и литературе.
Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности.
Подготовка к презентации по любой из тем: «Образы Родины,род-ного края в муз. Искус-стве», «Обра-зы защитни-ков Отечест-ва в музыке», «Авторская песня» и др.