kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по музыке ФГОС 2 класс УМК " Перспектива "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке разработана на основе ФГОС НОО ," Музыка" 2 класс,авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина УМК " Перспектива".В пограмме нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений , потребности педагогов - музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Программа включает следующие разделы:

1 Пояснительная записка

2 Содержание курса

3 Планируемые результаты обучения

4 Учебно - тематический план

5 Тематическое планирование

6 Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса

7 Календарно - тематическое планирование

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке ФГОС 2 класс УМК " Перспектива " »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе учебной программы «Музыка 1-4 классы», авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина, М.., «Просвещение» 2011г.Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и РФ».

Программа по предмету «Музыка» для I–IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно

отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА


Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.


Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV классах).



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).


Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.




Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.


Музыкальная картина мира.

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,

женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Планирование учебного процесса

2 класс

Планируемые результаты обучения

Требования к уровню подготовки учащихся

  • развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;

  • понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш), а так же более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;

  • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

  • развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);

  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

  • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

накопление сведений из области музыкальной грамот знаний о музыке, музыкантах, исполнителях

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса

обучающиеся научатся:

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).



Учебно- тематический план


№ п/п




Название темы

Количество часов


Форма контроля


1





2





3




4




5




6






7






итого


Россия-Родина моя





День, полный событий.





О России петь –что стремиться в храм.




Гори, гори ясно ,чтобы не погасло!






В музыкальном театре.




В концертном зале.






Чтоб музыкантом быть , так надобно уменье.


3





6





5




4





5




5






6






34


Творческие работы, устный опрос, групповое и хоровое исполнение.




Творческие работы, устный опрос, выразительное хоровое и групповое исполнение, определение на слух звучание музыкальных инструментов


Устный опрос, творческие работы, выразительное хоровое и групповое исполнение.


Определение на слух звучание русских музыкальных инструментов, творческие работы, устный опрос ,

выразительное исполнение вокальных произведений.


Устный опрос, выразительное хоровое и групповое исполнение, творческие работы.


Определение на слух звучание инструментов симфонического оркестра, творческие работы, выразительное вокальное исполнение, устный опрос.


Творческие работы,

устный опрос, определение на слух звучание музыкальных инструментов, выразительное хоровое и групповое исполнение.




Тематическое планирование


Тематическое планирование

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

2 класс (34 ч.)

Россия-Родина моя (3ч.)


1

2

3

Мелодия. Моя Россия.

Здравствуй, Родина – моя!

Гимн России.

Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальный пейзаж.Образ родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн ). Гимн- главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр ).

Примерный музыкальный материал.

Рассвет на Москве – реке Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Гимн России, А.Александрова, слова С. Михалкова.

Патриотическая песня. М.Глинка,слова А. Машистова; Здравствуй , Родина моя! Ю. Чичкова, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н.Соловьевой.

1

1

1

Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.

Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений ( словарь эмоций).

Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках.

Воплощать художественно – образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.

Исполнять Гимн России.

Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.

Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания .

День, полный событий ( 6ч. )


4

5

6

7

8

9


Музыкальные инструменты.

Природа и музыка. Прогулка.

Танцы, танцы, танцы…

Эти разные марши. Звучащие картины.

Расскажи сказку.

Колыбельные. Мама.

Раскрываются следующие содержательные линии. Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано – его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.

Примерный музыкальный материал

Детский альбом. Пьесы. П.Чайковский; Детская музыка.

Пьесы. С. Прокофьев;Прогулка.Из

сюиты « Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Начинаем перепляс. Из вокального цикла « Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. А. Островский, слова З. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная Медведицы. Из мультфильма « Умка». Е. Крылов, слова Ю. Яковлева.



1

1

1

1

1

1



Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Определять жизненную основу музыкальных произведений.

Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло , в ансамбле, оркестре, хоре.

Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Передавать в собственном исполнении ( пении, игре на инструментах, музыкально- пластическом движении ) различные музыкальные образы ( в паре, в группе).

Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.

Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.

Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.

Различать особенности построения музыки: двухчастная,трехчастная формы и их элементы ( фразировка, вступление, заключение, запев, припев).

Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках.

«О России петь – что стремиться в храм» (5ч. )


10


11


12

13

14


Великий колокольный звон. Звучащие картины.

Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский.

Молитва.

С Рождеством Христовым!

Рождество Христово.

Обобщающий урок.

Раскрываются следующие содержательные линии. Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской; князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.

Примерный музыкальный материал

Великий колокольный звон. Из оперы « Борис Годунов». М. Мусоргский.

Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские. Из кантаты « Александр Невский». С. Прокофьев.

Народные песнопения о Сергии Радонежском.

Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский.

Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского.

Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения; Рождественская песенка. Слова и музыка П. Синявского.

1


1


1

1

1



Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.

Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.

Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.

Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов.

Исполнять рождественские песни на уроках и дома.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания .

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4ч. )


15

16

17


18

Русские народные инструменты.

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

Проводы зимы. Встреча весны.

Раскрываются следующие содержательные линии. Фольклор – народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы ( Масленица ), встреча весны. Песня- игра, песня- диалог, песня- хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.

Примерный музыкальный материал

Светит месяц; Камаринская, плясовые наигрыши.

Наигрыш. А. Шнитке.

Выходили красны девицы; Бояре , а мы к вам пришли, русские народные песни.

Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев.

Камаринская. П. Чайковский.

Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасева.

Масленичные песенки; Песенки- заклички, игры, хороводы.


1

1

1


1

Разыгрывать народные игровые песни, песни- диалоги, песни – хороводы.

Общаться и взаимодействовать в процессе

ансамблевого, коллективного ( хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.

Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.

Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.

Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально- пластическое движение)

на основе образцов отечественного музыкального фольклора.

Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.

Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров. Выполнять творческие задания.

В музыкальном театре (5ч. )

19

20

21

22


23

Детский музыкальный театр.

Сказка будет впереди.

Театр оперы и балета. Волшебная палочка.

Опера « Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Увертюра. Финал.

Раскрываются следующие содержательные линии. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра из оперы « Руслан и Людмила». Музыкальные темы- характеристики главных действующих лиц. Финал.

Примерный музыкальный материал

Волк и семеро козлят. Опера- сказка ( фрагменты).

М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Марш .Из оперы « Любовь к трем апельсинам».

П. Чайковский.

Руслан и Людмила .Опера (фрагменты). М. Глинка.

Песня- спор. Из телефильма

« Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового



1

1

1

1


1

Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов.

Участвовать в ролевых играх ( дирижер),в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Выявлять особенности развития образов.

Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность.

Выполнять творческие задания.

В концертном зале (5ч.)


24








25


26


27

28

Симфоническая сказка « Петя и волк»

Раскрываются следующие содержательные линии. Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка « Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Симфоническая сказка « Петя и волк». Обобщающий урок.

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

Звучит нестареющий Моцарт!

Симфония №40. Увертюра.

Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальная живопись. « Картинки с выставки» М.Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор В.А. Моцарта. Увертюра к опере « Свадьба Фигаро». Взаимодействие тем- образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В. А. Моцарта, М. Мусоргского.

Примерный музыкальный материал

Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.

Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты М. Мусоргский.

Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В. А. Моцарт; Увертюра. К опере « Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт; Увертюра. К опере « Руслан и Людмила». М. Глинка.

Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А. Кушнера.

1








1


1


1

1

Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.

Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.

Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов ( пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.

Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

Выполнять творческие задания.


Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(6ч.)


29


30

31


32

33

34

Музыкальные инструменты. И все это – Бах!

Все в движении. Тройка. Попутная песня.

Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.

Природа и музыка. Весна. Осень.

Мир композитора.

Могут ли иссякнуть мелодии?

Обобщающий урок.

Раскрываются следующие содержательные линии. Композитор- исполнитель- слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Сочинения И. С. Баха, М.Глинки, В. А. Моцарта, Г.Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия- рисунок, лад- цвет).Международный конкурс исполнителей им.

П.Ч. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.

Примерный музыкальный материал

Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст

Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из Сюиты № 2 И.С.Баха.

Весенняя. В. А. Моцарт, слова И. Ф. Овербек, пер. Т.Сикорской; Колыбельная.

Б. Флис- В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.

Попутная; Жаворонок. М.Глинка, слова

Н. Кукольника; Песня жаворонка. П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1.Часть 1-я (фрагменты).П. Чайковский.

Тройка; Весна; Осень. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина

«Метель». Г. Свтртдов.

Кавалерийская; Клоуны; Карусель ( слова И. Рахилло).

Д.Кабалевский.

Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце.А.Островский, слова Л.Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е.Птичкин, слова М. Пляцковского; Это очень интересно; Пони. С. Никитин, слова Ю. Мориц;

До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова

П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Большой хоровод. Б.Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.


1


1

1


1

1

1

Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя- слушателя.

Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально- поэтического творчества.

Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность одноклассников.

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.

Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.

Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.

Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока- концерта.

Составлять афишу и программу заключительного урока- концерта совместно с одноклассниками.






Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Авторы Е.Д.Критская ,Г.П.Сергеева ,Т.С.Шмагина

Учебники

* «Музыка.2 класс»;

Пособия для учителей

* «Музыка. Хрестоматия музыкального материала.2 класс»;

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

*«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала.2 класс» (МР3).

Библиотечный фонд

* Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» .

* Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

* Книги о музыке и музыкантах.

* Справочные пособия ,энциклопедии.

Печатные пособия

* Таблицы:

– нотные примеры;

– признаки характера звучания;

– средства музыкальной выразительности.

* Схемы:

– расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;

– расположение партий в хоре;

* Портреты композиторов;

* Портреты исполнителей;

* Атласы музыкальных инструментов.

Технические средства обучения

* Музыкальный центр.

* Мультимедийный компьютер.

Экранно-звуковые пособия

* Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке;

* Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;

* Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей;

* Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов;

* Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов;

* Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.

* Слайды :

- фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры;

- изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

Учебно-практическое оборудование

* Музыкальные инструменты:

- Фортепиано,

- Комплект детских музыкальных инструментов.

* Специализированная учебная мебель:

- Индивидуальные столы и стулья для учащихся;

- Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.




Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Виды контроля

Тема «Россия – Родина моя» (3ч. )


1

Мелодия. Моя Россия.

1

Изучение нового материала.

Родина, мелодия, композитор.

Слушание музыки, хоровое пение.

2

Здравствуй, Родина моя!

1

Расширение и углубление знаний.

Песня, танец, марш

Устный опрос, слушание музыки, хоровое пение.

3

Гимн России.

1

Изучение нового материала.

Гимн ,символы России (флаг, герб),памятники архитектуры.

Творческая работа.

Тема « День, полный событий» (6ч. )


4

Музыкальные инструменты.

1

Расширение и углубление знаний.

Фортепиано, пианино, рояль

Слушание музыки, разучивание песен.

5

Природа и музыка. Прогулка.

1

Обобщение и усвоение новых знаний.

Песенность, танцевальной, маршевость. мелодия, регистр.

Чтение стихов, хоровое пение, слушание музыки.

6

Танцы, танцы, танцы…

1

Расширение и углубление знаний.

Разнообразные танцевальные жанры.

Пластическое интонирование музыки.

7

Эти разные марши. Звучащие картины.

1

Расширение и углубление знаний.

Определять на слух маршевую музыку.

Слушание музыки, пластическое интонирование музыки.

8

Расскажи сказку.

1

Интегрированный урок.

Интонации музыкальные и речевые.

Сочини сказку о музыке.

9

Колыбельные. Мама.

1

Обобщение и усвоение новых знаний.

Мелодия, аккомпанемент, вступление.

Сочини колыбельную песню.

Тема « О России петь - что стремиться в храм» ( 5ч. )


10

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

1

Расширение и углубление знаний.

Понятия набат, трезвон, благовест.

Слушание музыки, хоровое пение.

11

Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский.

1

Изучение и закрепление новых знаний.

Понятия кантата, народные песнопения, уметь называть имена святых.

Слушание музыки, хоровое пение.

12

Молитва.

1

Расширение и углубление знаний.

Икона, молитва.

Хоровое пение.

13

С Рождеством Христовым!

1

Интегрированный урок.

Понятия народный церковный праздник

Выразительно исполнять рождественских песен.

14

Рождество Христовым. Обобщающий урок.

1

Обобщение полученных знаний.

Колядки

Сольное и хоровое исполнение рождественских колядок.

Тема « Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч. )


15

Русские народные инструменты.

1

Изучение и закрепление новых знаний.

Оркестр русских народных инструментов.

Определи на слух звучащие инструменты,

16

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

1

Обобщение и усвоение новых знаний.

Фольклор , вариации

Пластическое интонирование, хоровое пение.

17

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1

Расширение и углубление знаний.

Мотив, напев, наигрыши.

Сочини песенку.

18

Проводы зимы. Встреча весны.

1

Обобщение полученных знаний.

История народных праздников

Чтение стихов, выразительное исполнение песен.

Тема « В музыкальном театре» (5ч. )


19

Детский музыкальный театр.

1

Расширение и углубление знаний.

Понятия театр, жанр опера и балет.

Интонационно- образный анализ.

20

Сказка будет впереди.

1

Интегрированный урок.

Интонации музыкальные, речевые.

Выполни рисунок «Сказочные герои».

21

Театр оперы и балета. Волшебная палочка.

1

Расширение и углубление знаний.

Симфонический оркестр, дирижер, партитура.

Слушание музыки, хоровое исполнение.

22

Опера «Руслан и Людмила».Сцены из оперы.

1

Изучение и закрепление новых знаний.

Опера, музыкальное развитие образов.

Интонационно- образный анализ.

23

Увертюра. Финал.

1

Изучение и закрепление новых знаний.

Понятия увертюра, солист, хор

Опрос, слушание музыки, хоровое исполнение.

Тема « В концертном зале» (5ч. )


24

Симфоническая сказка « Петя и волк».

1

Изучение и закрепление новых знаний.

Тембр, инструменты симфонического оркестра

Определи на слух звучащие инструменты симфонического оркестра.

25

Симфоническая сказка « Петя и волк». Обобщающий урок.

1

Обобщение полученных знаний.

Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке.

Выполнить рисунок к симфонической сказке.

26

Картинки с выставки. Музыкальные впечатления.

1

Обобщение и усвоение новых знаний.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Интонационно – образный анализ, рисунки.

27

Звучит нестареющий Моцарт!

1

Расширение и углубление знаний.

Знакомство с творчество австрийского композитора.

Слушание музыки, хоровое исполнение.

28

Симфония № 40. Увертюра.

1

Изучение и закрепление новых знаний.

Развитие музыки – движение музыки.

Слушание музыки, хоровое исполнение.

Тема «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6ч. )


29

Музыкальные инструменты. И все это –Бах!

1

Расширение и углубление знаний.

Орган, знакомство с творчеством Баха.

Слушание музыки.

30

Все в движении. Тройка. Попутная песня.

1

Расширение и углубление знаний.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Пластическое интонирование музыки.

31

Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.

1

Изучение и закрепление новых знаний.

Музыкальная речь, интонация, лад.

Выполни рисунок.

32

Природа и музыка. Весна. Осень.

1

Интегрированный урок.

Мелодия, ритм, темп, лад.

Чтение стихов, сольное и хоровое исполнение.

33

Мир композитора.

1

Расширение и углубление знаний.

Композитор-исполнитель-слушатель.

Выразительное исполнение произведений.

34

Могут ли иссякнуть мелодии.

1

Повторение и обобщение полученных знаний.

Интонационная природа музыки.

Игра «Играем в композиторов».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по музыке ФГОС 2 класс УМК " Перспектива "

Автор: Большакова Надежда Владимировна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165294

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по музыке ФГОС 1 класс УМК " Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-fgos-1-klass-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "160641"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422097170"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства