Рабочая программа по музыке ФГОС 2 класс УМК " Перспектива "
Рабочая программа по музыке ФГОС 2 класс УМК " Перспектива "
Рабочая программа по музыке разработана на основе ФГОС НОО ," Музыка" 2 класс,авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина УМК " Перспектива".В пограмме нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений , потребности педагогов - музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Программа включает следующие разделы:
1 Пояснительная записка
2 Содержание курса
3 Планируемые результаты обучения
4 Учебно - тематический план
5 Тематическое планирование
6 Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса
7 Календарно - тематическое планирование
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке ФГОС 2 класс УМК " Перспектива " »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе учебной программы «Музыка 1-4 классы», авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина, М.., «Просвещение» 2011г.Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и РФ».
Программа по предмету «Музыка» для I–IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV классах).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Планирование учебного процесса
2 класс
Планируемые результаты обучения
Требования к уровню подготовки учащихся
развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш), а так же более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;
накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамот знаний о музыке, музыкантах, исполнителях
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса
обучающиеся научатся:
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Учебно- тематический план
№ п/п
Название темы
Количество часов
Форма контроля
1
2
3
4
5
6
7
итого
Россия-Родина моя
День, полный событий.
О России петь –что стремиться в храм.
Гори, гори ясно ,чтобы не погасло!
В музыкальном театре.
В концертном зале.
Чтоб музыкантом быть , так надобно уменье.
3
6
5
4
5
5
6
34
Творческие работы, устный опрос, групповое и хоровое исполнение.
Творческие работы, устный опрос, выразительное хоровое и групповое исполнение, определение на слух звучание музыкальных инструментов
Устный опрос, творческие работы, выразительное хоровое и групповое исполнение.
Определение на слух звучание русских музыкальных инструментов, творческие работы, устный опрос ,
выразительное исполнение вокальных произведений.
Устный опрос, выразительное хоровое и групповое исполнение, творческие работы.
Определение на слух звучание инструментов симфонического оркестра, творческие работы, выразительное вокальное исполнение, устный опрос.
Творческие работы,
устный опрос, определение на слух звучание музыкальных инструментов, выразительное хоровое и групповое исполнение.
Тематическое планирование
№
Тематическое планирование
Кол-во
часов
Характеристика деятельности учащихся
2 класс (34 ч.)
Россия-Родина моя (3ч.)
1
2
3
Мелодия. Моя Россия.
Здравствуй, Родина – моя!
Гимн России.
Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальный пейзаж.Образ родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн ). Гимн- главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр ).
Примерный музыкальный материал.
Рассвет на Москве – рекеВступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Гимн России, А.Александрова, слова С. Михалкова.
Патриотическая песня. М.Глинка,слова А. Машистова; Здравствуй ,Родина моя! Ю. Чичкова, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н.Соловьевой.
1
1
1
Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.
Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений ( словарь эмоций).
Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках.
Воплощать художественно – образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.
Исполнять Гимн России.
Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.
Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания .
День, полный событий ( 6ч. )
4
5
6
7
8
9
Музыкальные инструменты.
Природа и музыка. Прогулка.
Танцы, танцы, танцы…
Эти разные марши. Звучащие картины.
Расскажи сказку.
Колыбельные. Мама.
Раскрываются следующие содержательные линии. Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано – его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.
Примерный музыкальный материал
Детский альбом. Пьесы. П.Чайковский; Детская музыка.
Пьесы. С. Прокофьев;Прогулка.Из
сюиты « Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Начинаем перепляс. Из вокального цикла « Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. А. Островский, слова З. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная Медведицы. Из мультфильма « Умка». Е. Крылов, слова Ю. Яковлева.
1
1
1
1
1
1
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Определять жизненную основу музыкальных произведений.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло , в ансамбле, оркестре, хоре.
Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Передавать в собственном исполнении ( пении, игре на инструментах, музыкально- пластическом движении ) различные музыкальные образы ( в паре, в группе).
Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.
Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.
Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.
Различать особенности построения музыки: двухчастная,трехчастная формы и их элементы ( фразировка, вступление, заключение, запев, припев).
Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках.
«О России петь – что стремиться в храм» (5ч. )
10
11
12
13
14
Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский.
Молитва.
С Рождеством Христовым!
Рождество Христово.
Обобщающий урок.
Раскрываются следующие содержательные линии. Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской; князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.
Примерный музыкальный материал
Великий колокольный звон. Из оперы « Борис Годунов». М. Мусоргский.
Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские. Из кантаты « Александр Невский». С. Прокофьев.
Народные песнопения о Сергии Радонежском.
Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский.
Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского.
Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения; Рождественская песенка. Слова и музыка П. Синявского.
1
1
1
1
1
Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.
Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.
Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.
Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов.
Исполнять рождественские песни на уроках и дома.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания .
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4ч. )
15
16
17
18
Русские народные инструменты.
Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
Проводы зимы. Встреча весны.
Раскрываются следующие содержательные линии. Фольклор – народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы ( Масленица ), встреча весны. Песня- игра, песня- диалог, песня- хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.
Примерный музыкальный материал
Светит месяц; Камаринская, плясовые наигрыши.
Наигрыш. А. Шнитке.
Выходили красны девицы; Бояре , а мы к вам пришли, русские народные песни.
Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев.
Камаринская. П. Чайковский.
Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасева.
Масленичные песенки; Песенки- заклички, игры, хороводы.
1
1
1
1
Разыгрывать народные игровые песни, песни- диалоги, песни – хороводы.
Общаться и взаимодействовать в процессе
ансамблевого, коллективного ( хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.
Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.
Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.
Выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально- пластическое движение)
на основе образцов отечественного музыкального фольклора.
Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров. Выполнять творческие задания.
В музыкальном театре (5ч. )
19
20
21
22
23
Детский музыкальный театр.
Сказка будет впереди.
Театр оперы и балета. Волшебная палочка.
Опера « Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Увертюра. Финал.
Раскрываются следующие содержательные линии. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра из оперы « Руслан и Людмила». Музыкальные темы- характеристики главных действующих лиц. Финал.
Примерный музыкальный материал
Волк и семеро козлят. Опера- сказка ( фрагменты).
М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Марш .Из оперы « Любовь к трем апельсинам».
П. Чайковский.
Руслан и Людмила .Опера (фрагменты). М. Глинка.
Песня- спор. Из телефильма
« Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового
1
1
1
1
1
Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов.
Участвовать в ролевых играх ( дирижер),в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Выявлять особенности развития образов.
Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность.
Выполнять творческие задания.
В концертном зале (5ч.)
24
25
26
27
28
Симфоническая сказка « Петя и волк»
Раскрываются следующие содержательные линии. Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка « Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Симфоническая сказка « Петя и волк». Обобщающий урок.
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.
Звучит нестареющий Моцарт!
Симфония №40. Увертюра.
Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальная живопись. « Картинки с выставки» М.Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор В.А. Моцарта. Увертюра к опере « Свадьба Фигаро». Взаимодействие тем- образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В. А. Моцарта, М. Мусоргского.
Примерный музыкальный материал
Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.
Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты М. Мусоргский.
Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В. А. Моцарт; Увертюра. К опере « Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт; Увертюра. К опере « Руслан и Людмила». М. Глинка.
Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А. Кушнера.
1
1
1
1
1
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.
Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.
Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов ( пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.
Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
Выполнять творческие задания.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(6ч.)
29
30
31
32
33
34
Музыкальные инструменты. И все это – Бах!
Все в движении. Тройка. Попутная песня.
Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.
Природа и музыка. Весна. Осень.
Мир композитора.
Могут ли иссякнуть мелодии?
Обобщающий урок.
Раскрываются следующие содержательные линии. Композитор- исполнитель- слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Сочинения И. С. Баха, М.Глинки, В. А. Моцарта, Г.Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия- рисунок, лад- цвет).Международный конкурс исполнителей им.
П.Ч. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.
Примерный музыкальный материал
Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст
Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из Сюиты № 2 И.С.Баха.
Весенняя. В. А. Моцарт, слова И. Ф. Овербек, пер. Т.Сикорской; Колыбельная.
Б. Флис- В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
Попутная; Жаворонок. М.Глинка, слова
Н. Кукольника; Песня жаворонка.П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1.Часть 1-я (фрагменты).П. Чайковский.
Тройка; Весна; Осень. Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина
«Метель». Г. Свтртдов.
Кавалерийская; Клоуны; Карусель ( слова И. Рахилло).
Д.Кабалевский.
Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце.А.Островский, слова Л.Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е.Птичкин, слова М. Пляцковского; Это очень интересно; Пони. С. Никитин, слова Ю. Мориц;
До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова
П. Синявского; Старый добрый клавесин.Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Большой хоровод. Б.Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.
1
1
1
1
1
1
Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя- слушателя.
Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально- поэтического творчества.
Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность одноклассников.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.
Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.
Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.
Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.
Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока- концерта.
Составлять афишу и программу заключительного урока- концерта совместно с одноклассниками.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Авторы Е.Д.Критская ,Г.П.Сергеева ,Т.С.Шмагина
Учебники
* «Музыка.2 класс»;
Пособия для учителей
* «Музыка. Хрестоматия музыкального материала.2 класс»;
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
*«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала.2 класс» (МР3).
Библиотечный фонд
* Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» .
* Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
* Книги о музыке и музыкантах.
* Справочные пособия ,энциклопедии.
Печатные пособия
* Таблицы:
– нотные примеры;
– признаки характера звучания;
– средства музыкальной выразительности.
* Схемы:
– расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;
– расположение партий в хоре;
* Портреты композиторов;
* Портреты исполнителей;
* Атласы музыкальных инструментов.
Технические средства обучения
* Музыкальный центр.
* Мультимедийный компьютер.
Экранно-звуковые пособия
* Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке;
* Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
* Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей;
* Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов;
* Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов;
* Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
* Слайды :
- фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры;
- изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
Учебно-практическое оборудование
* Музыкальные инструменты:
- Фортепиано,
- Комплект детских музыкальных инструментов.
* Специализированная учебная мебель:
- Индивидуальные столы и стулья для учащихся;
- Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
Календарно- тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы содержания
Виды контроля
Тема «Россия – Родина моя» (3ч. )
1
Мелодия. Моя Россия.
1
Изучение нового материала.
Родина, мелодия, композитор.
Слушание музыки, хоровое пение.
2
Здравствуй, Родина моя!
1
Расширение и углубление знаний.
Песня, танец, марш
Устный опрос, слушание музыки, хоровое пение.
3
Гимн России.
1
Изучение нового материала.
Гимн ,символы России (флаг, герб),памятники архитектуры.