рабочая программа по музыке в 4 классе на основе программы В.О.Усачева, Л.В.Школяр
Рабочая программа по музыке в 4 классе на основе программы В.О.Усачева, Л.В.Школяр
Данная рабочая программа по музыке разработана для обучения в 4 классах и составлена на основе примерной программы начального общего образования Министерства образования РФ, программы «Музыка» авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В.А. Школяр, которая создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (2009) серии «Стандарты второго поколения". Рабочая программа содержит пояснительную записку, описаны планируемые результаты обучения по предмету, тематическое планирование. Календарно-тематическое планирование составлено с УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по музыке в 4 классе на основе программы В.О.Усачева, Л.В.Школяр »
Тематическое планирование
Музыка
4 класс
№
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Вид контроля
Планируемые результаты
Дата проведения
примечание
предметные
метапредметные
личностные
план
факт
1
Музыка стран мира.
1
Знакомство с музыкальной речью стран мира
текущий
-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
2
Музыка западноевропейских стран.
Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии.
Музыка Германии: И.-С.Бах фрагмент из Мессы h-moll; В.-А.Моцарт «Весенняя песня»; Ф. Шуберт Вальс h-moll, песня «В путь»; К.Вебер «Хор охотников».
Музыка Польши: Ф.Шопен Мазурка B-dur, Полонез As-dur и песня «Желание».
Венгерские мотивы в эпической Рапсодии №6 Ф.Листа и в «Венгерских танцах» И.Брамса.
текущий
-уметь определять на слух основные жанры музыки
-соотносить выразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи композиторов разных стран мира.
Регулятивные:
Активно использовать речевые, музыкальные и знаково-символические средства, информационные и коммуникационные технологии в решении творческих коммуникативных и познавательных задач
Познавательные:
Накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи
Коммуникативные:
Готовность слушать собеседника и вести диалог
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и музыкальных произведений искусства. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира
3
Музыка средиземноморья
1
Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Испании, Италии, Норвегии, США.
Музыка Норвегии: Э.Григ «Лебедь», «Лесная песня», «Сердце поэта», песня «Заход солнца», фортепианная музыка.
Музыка Испании: «Дуэт гитар, Малагуэнья» и «Испанские напевы» П. де Сарасате.
Музыка Италии: песни «Ты мое солнце», «Санта Лючия», «Вернись в Соренто», «Тарантелла». Увертюра к оперы Дж.Россини «Сорока-воровка», «Стретта Манрико» из оперы «Трубадур».
- Адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира.
Регулятивные:
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные:
Использовать знаково -символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально — исполнительских) задач
Коммуникативные:
Работать в коллективе в условиях сотворчества
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и музыкальных произведений искусства. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира
4
Музыка США.
1
текущий
5
Колыбельные песни разных стран.
1
Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира.
текущий
знать об истоках происхождения музыки;
-уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер
музыки, настроение.
Регулятивные:
В сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи и планировать свою деятельность
Познавательные:
Осуществлять анализ произведений, проводить сравнение.
Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание
Проявление интереса к различным видам искусства, целостное и гармоничное восприятие мира. Эмоциональная отзывчивость и культура восприятия музыкальных произведений искусства
Проявление интереса к различным видам искусства, целостное и гармоничное восприятие мира. Эмоциональная отзывчивость и культура восприятия музыкальных произведений искусства
Интонационные черты танцевальной музыки мира.
1
Джаз и его всемирно- историческое значение для музыкальной культуры планеты.
текущий
- уметь определять на слух основные жанры музыки;
-участвовать в коллективном пении
Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Регулятивные:
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные:
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, связях
Коммуникативные:
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
6
Композитор и его стиль.
1
Музыка различных жанров, музыкальные произведения как способ выражения чувств и мыслей человека.
текущий
Воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.
Уметь планировать и контролировать свою деятельность.
Вносить необходимые коррективы в творческую работу
Познавательные:
Строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи
Коммуникативные:
В сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального произведения.
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира.
7
Восточные мотивы в русской классике.
Истоки обращения русских композиторов к музыке Востока. Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. С.В.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне», А.Г.Рубинштейн «Персидская песня».
Н.А.Римский-Корсаков. «Шехерезада», «Хор половецких девушек» из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», «Песня индийского гостя» и др.
М.А.Балакирев «Исламей»
текущий
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и музыкальное наследие мира.
8
Музыкальное «путешествие»русских композиторов в Италию.
1
Мелодика Италии в произведениях П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева
Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России
Регулятивные:
В сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи и планировать свою деятельность
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации
Коммуникативные:
Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание
Формирование нравственных и эстетических чувств, любви к народной природе, к многонациональной культуре
13
Вариации на тему славянских песен.
1
Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.
«Камаринская» и «Вариации на русскую тему» Л. Ванн Бетховена; «Пастушья песня» и «Вариации на тему французской песни» В.-А.Моцарта.
текущий
Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные:
Находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях
Коммуникативные:
Продуктивно сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.
14-15
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья
2
Музыка Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др.
«Веснянка», «Гопак» (Украина), «Перепелочка» и «Лявониха» (Беларусь), народные песни «Асет», «Камажай» (Казахстан).
Соотносить выразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи композиторов разных стран мира. Находить сходство в интонационных сферах музыки стран ближнего зарубежья
16
Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. Иоганн Себастьян Бах.
1
Произведения выдающихся композиторов зарубежной музыки
Концерт ре-минор (1 часть); ария сопрано из «Магнификат», фрагмент из Мессы h-moll; «Ария графини» и «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро». фрагмент из Мессы h-moll; «Ария графини» и «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро».
текущий
Организовывать самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ.
Регулятивные:
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные:
Накапливать знания и представления о музыкальных салонах
Коммуникаивные:
Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание
Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира
17
Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. Вольфганг Амадей Моцарт.
1
«Фантазия c-moll», «Фантазия d-moll», «Весенняя песня», «Вариации на тему французской песни» и др.
текущий
Воспринимать произведения выдающихся композиторов зарубежной музыки
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческого задания.
Коммуникативные:
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
18
Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. Франц Шуберт.
1
Вальс h-moll, песни «В путь», «Мельник и ручей», «Баркарола», «Аве Мария», «Серенада» и др.
текущий
19
Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. Роберт Шуман.
1
Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть)
текущий
20
Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. Фредерик Шопен.
1
Мазурки B-dur (№5) и a-moll (№47), песня «Желание», полонез As-dur
и др.
текущий
21
Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. Ференц Лист. Ашиль Клод Дебюсси.
1
К.Дебюсси «Затонувший собор», «Фейерверк», «Девушка с волосами цвета льна».
Ф.Лист Рапсодии №2,6,12, «Тарантелла»
текущий
Воспринимать произведения выдающихся композиторов зарубежной музыки
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческого задания.
Коммуникативные:
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
22
Обобщение по разделу:
Музыкальное общение без границ
1
Произведения выдающихся композиторов зарубежной музыки
тематический
Организовывать самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ.
Регулятивные:
Самостоятельно вычленять творческую задачу
Познавательные:
Находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях
Коммуникативные:
Продуктивно сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов
23
Композитор, поэт, исполнитель.
1
Роль композитора, исполнителя, слушателя – как условие, способ существования, развития музыки и воздействия ее на духовную культуру общества.
Фортепианный концерт Э.Грига
текущий
Осмысливать на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества
Регулятивные:
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные:
Осуществлять синтез как составление целого из частей
Коммуникативные:
Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и произведений музыкального искусства
24
Симфонический оркестр и дирижёр.
1
Восприятие произведений крупной формы как критерий сформированности музыкальной культуры человека.
Воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.
25
Инструментальная музыка.
1
Органная токката и оруга ре минор И.-С.Баха.
текущий
Уметь определять на слух основные жанры музыки;
характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;
-размышлять над образами музыкального произведения,
Эстетически откликаться на музыкальное искусство
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
26
Вокальная музыка.
1
Музыкальные произведения разных форм и жанров.
Повторение изученных песен.
текущий
27
Симфония.
1
Четвертая симфония П.И.Чайковского
текущий
Уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
Познавательные:
Накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи
Коммуникативные:
Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и произведений музыкального искусства
28
Концерт.
1
И.-С.Бах Концерт ре-минор (1 часть
текущий
29
Опера.
Балет.
1
Опера М.П.Мусоргского «Борис Годунов»
текущий
Знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;
-размышлять над образами музыкального произведения,
Эстетически откликаться на музыкальное искусство
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического
30
Хоровые формы.
1
От родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.
текущий
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания.
Регулятивные:
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
Познавательные:
Осваивать способы решения проблем творческого характера, самостоятельно решать творческие задачи
Коммуникативные:
Использовать речь для регуляции своего действия
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и произведений музыкального искусства
31
Обобщение по разделу «Искусство слышать музыку»
тематический
уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
-знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения
Регулятивные:
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
Познавательные:
Осваивать способы решения проблем творческого характера, самостоятельно решать творческие задачи
Коммуникативные:
Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и произведений музыкального искусства
32-33
«Праздник музыки»
2
Защита творческих работ.
групповой
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов.
34
Заключительный концерт
1
Исполнение изученных музыкальных произведений
итоговый
-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
МУЗЫКА
4 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.О.Усачёвой, Л.В.Школяр «Музыка», опубликованной в программе «Начальная школа XXI века», 1-4 классы, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Рабочая программа по учебному курсу « Музыка» для 4 класса разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( приказ министерства образования и науки российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями)
-Федерального государственного стандарта основного общего образования ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1879
авторской программы В.О.Усачёвой, Л.В.Школяр «Музыка».- М.: Вентана-Граф, 2013
- основной образовательной программы МБОУ «Лицей №159»
Место предмета в учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане МБОУ «Лицей №159» на 2015-2016 учебный год. На изучение учебного предмета «Музыка» в начальной школе выделяется в 4-м классах -34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).
Общая характеристика учебного предмета
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки.
1.Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.
2.Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
3.Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
4.Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.
5.Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
6.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
7.Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
8.Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта. Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произ- ведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в про- цессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской. Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма. Формирование целостной системы представлений об искусстве и жизни, а также певческих, инструментальных и дирижерско- исполнительских умений и навыков является важнейшим средством музыкально-воспитательного процесса, способствующим развитию художественного мышления и нравственно-эстетического сознания личности. Поэтому формирующиеся знания, умения и навыки не должны занимать место основной цели в программе по музыке и быть преимущественным объектом оценки, критерием учебно-воспитательного процесса. Главным результатом уроков музыки является переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни. Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся:реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного , познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержания обучения по взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформулированы в учебном процессе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.
Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они
музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.
3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.
Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.
4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.
5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.
Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её
Содержание тем учебного курса
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования: • общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; задачам образования - развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные,метапредметные и личностные результаты обучения.
Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют национальные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о твор- честве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного н стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников. • Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси. • «Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов. Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.
Содержание курса
Тематическое планирование
Характеристика учебной деятельности
Многоцветие музыкальной картины мира 7ч.
Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии, Испании, Норвегии, Польши, Италии, США.
Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Джаз и его всемирно-историческое значение для музыкальной культуры планеты
Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.
Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.
Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.
Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности
Музыка мира сквозь призму русской классики 8ч.
Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики.
Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию
и Украину. Русское как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического
Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.
Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.
Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.
Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности
Музыкальное общение без границ 10 ч.
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. Общее и различное.
Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой
Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.
Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.
Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.
Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации
Искусство слышать музыку 9ч.
Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ — этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры
Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.
Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.
Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей
Планируемые результаты
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально -ценностного отношения школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и способы деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие выпускников в различных формах культурно - досуговой деятельности клacca, школы. В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
Личностные результаты:
Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
Формирование основ национальных ценностей российского общества;
Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с постановленной задачей и условиями её реализации% определять наиболее эффективные способы решения;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «музыка», в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогии и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определения общей цели и пути её достижения; договориться о распределении функций и ролей совместной деятельности.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета Музыка.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существование связи и отношения между предметами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
— формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
— формирование общего представления о музыкальной картине мира;
—знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
—формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
—формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
—умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
— умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
— умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Выпускники начальной школы научатся: проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям;
-выражать свое отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
-выразительно исполнять песни, владея певческими умениями и навыкам (координация слуха и голоса, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания, дикции, артикуляции);
- петь а капелла (соло, в хоре, ансамбле и др.);
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
-разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях;
-знать песенный репертуар класса, участвовать в концертном исполнении;
-эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений, пластического интонирования;
-создавать пластические этюды;
-владеть навыками «свободного дирижирования»;
-участвовать в драматизации пьес программного характера, в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкальных спектаклей; -владеть навыками элементарного музицирования на детских инструментах;
-понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;
-эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
-понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);
-высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
-иметь представление об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности); --анализировать содержание, форму, музыкальный язык произведений разных жанров;
-использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
-знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;
-иметь представление о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставлять особенности их языка, узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов;
-узнавать музыку различных жанров (простых и сложных) и ее авторов;
-выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сопоставлении с музыкой других народов и стран; -понимать значение триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя, слушателя;
-понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
-личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
-испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы, в семье;
-самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;