программа по внеурочной деятельности "Веселые нотки"
Программа по внеурочной деятельности "Веселые нотки"
Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию музыкальной культуры.
Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно - интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие.
За период обучения по предлагаемой программе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а так же учатся понимать произведения композиторов – классиков и наших современников.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии:
- целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
- мотивации детской деятельности;
- отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка;
- включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух;
- поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа по внеурочной деятельности "Веселые нотки" »
Рабочая программа по
внеурочной деятельности "Веселые нотки"
(общекультурное направление)
Васильева Л.Н.,
учитель музыки,
1 кв.категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.
Направление: общекультурное. Количество часов: 68 часов -1 час в неделю (34 ч.- 1-й год обучения, 34 ч.- 2-й год обучения)
Категории участников обучающиеся 1-5 классов.
Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование вокальных умений и навыков.
Задачи: 1. Формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы. 2. Включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда. 3. Реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению. 4. Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта. 5. Развитие вокально-слуховых способностей. Пути реализации программы: В работе с детьми:
Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.
Широкое включение песни в повседневную жизнь
Организация индивидуальной работы
В работе со взрослыми:
Осуществление совместной работы с администрацией школы и родителями обучающихся по внедрению программы.
Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: «Песня в жизни ребенка», «Как беречь голос ребенка» и т.д.
Привлечение родителей к участию в праздниках.
В работе учителя музыки :
Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.
Участие в концертной деятельности учащихся.
Обзор новой методической литературы.
Накопление музыкального материала, аудио и СD - записей для использования на занятиях.
Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса. Кроме того, занятия музыкой естественно переплетаются со школьными предметами: развитием речи, окружающим миром, изобразительной деятельностью, технологией, что позволяет расширить базовые знания, получаемые детьми в начальной школе. Программа имеет тематическое построение: одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека - от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины. Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию музыкальной культуры. Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно - интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие. За период обучения по предлагаемой программе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а так же учатся понимать произведения композиторов – классиков и наших современников. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии: - целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями; - учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников; - мотивации детской деятельности; - отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка; - включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух; - поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций. В ходе реализации программы применяются различные формы организации образовательного процесса:
- Тематические занятия, мероприятия;
- Часы обмена впечатлениями, часы вдохновения;
- Игры – викторины, игры – загадки;
- Творческие мастерские;
- Музыкальные путешествия.
- Художественные акции учащихся в школьном социуме.
Во время занятий чаще всего используется игровой метод, как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально - дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно - ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок. На всех этапах отслеживания результатов во внеурочной деятельности преобладает эмоциональная оценка с использованием различных форм создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие зажатости, персональная исключительность через следующие формы работы: ·
- Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;
- Создание коллективных творческих проектов;
- Публичные выступления;
- Участие в творческих конкурсах различного уровня;
- Школьные фестивали искусств.
Важно учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи. У младших школьников (до 10 - 11-ти лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Они характеризуют естественное возрастное звучание. Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Каждый возраст имеет свой певческий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать. Практикой установлено, что наиболее типичный диапазон детей 7—9 лет — до1, ре1 — ре2. Программа имеет разноуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Первый год обучения. “ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения. “МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения.
№ урока
№ п/п
Тема
Кол-во часов
«Звучащий мой голос»
1
1
Введение.
1
2
2
Знакомство с голосовым аппаратом
1
3,4
3
Детские песни в нашей жизни.
2
5,6
4
Песенки из мультфильмов.
2
7
5
Колыбельные песни.
1
8,9
6
Осенние песни.
2
10,11
7
Музыкальные игры и загадки.
2
12
8
Волшебная страна звуков.
1
13,14
9
В гостях у сказки.
2
15
10
Добрым быть совсем не просто…
1
16
11
Новогодний карнавал.
1
17,18
12
Хороводные песни и шутки. Игры.
2
19,20
13
Необычные звуки и голоса.
2
21,22
14
Веселей встречай друзей.
2
23,24
15
Весенняя песня.
2
25
16
Мелодии дня.
1
26
17
Музыкальные инструменты.
1
27,28
18
Краски музыки и голоса.
2
29,30
19
Музыкальная страна.
2
31,32
20
Весело – грустно.
2
33,34
21
Летний день, замечательный праздник.
2
Содержание учебной программы (1 год обучения)
1. Введение.– 1 час Содержание. Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения. Форма: Занятие-беседа. 2.Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 час Содержание. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса. Форма. Занятие – знакомство.
3. Детские песни в нашей жизни. -2 часа. Содержание. Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара. Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
4. Песенки из мультфильмов. – 2 часа. Содержание. Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов. Форма. Занятие-путешествие (игровая деятельность)
5.Колыбельные песни. – 1 час Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен. Форма. Комплексное занятие.
6. Осенние песни.-2 часа Содержание. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени. Форма. Занятие – знакомство.
7.Музыкальные игры и загадки.— 2 часа Содержание. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Форма. Практическая, дидактические и музыкальные игры. 8. Волшебная страна звуков.– 1 час Содержание. Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска. Форма. Занятие – исследование.
9. В гостях у сказки.-2 часа Содержание. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Форма. Музыкальный спектакль (игровая деятельность) 10. Добрым быть совсем не просто…-1 час Содержание. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца. Форма. Занятие – впечатление.
11. Новогодний карнавал.-1 час Содержание. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран. Форма. Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность) 12. Хороводные песни и шутки. Игры.-2 часа Содержание .Прослушивание русских народных хороводных песен. Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры. Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия. 13. Необычные звуки и голоса.- 2 часа. Содержание. Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц. Форма. Занятие-экскурсия (игровая деятельность).
14. Веселей встречай друзей.— 2 часа Содержание. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении. Форма. Тематическое занятие. 15. Весеннияя песня.-2 часа Содержание. Творческая мастерская под музыку В.А. Моцарта «Весенняя песня». Голос «рисует», «танцует», «поет». Форма. Литературно – музыкальная гостиная.
16. Мелодии дня.-1 час Содержание. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца. Форма. Комплексное занятие. 17. Музыкальные инструменты от древности до современности.-1 час Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века. Форма. Занятие – погружение, исследование.
18. Краски музыки и голоса.-2 часа Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест. Форма. Занятие – исследование.
19. Музыкальная страна.- 2 часа Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация. Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия. 20. Весело – грустно.-2 часа Содержание. Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями (весело- грустно). Форма. Занятие – рассуждение.
21. Летний день, замечательный праздник.-1 час Содержание. Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о маме и для мамы, Песни лета, Песни моря, Песни – шутки, Песни – игры, Песни – загадки. Форма. Игровая и концертная деятельность.
Планируемые результаты первого года обучения:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.
Второй год обучения.
№ урока
№ п/п
Тема
Кол-во часов
«Могу красиво петь уже…»
1
1
Введение. Летние впечатления.
1
2,3,4
2
Осень: поэт, художник, композитор
3
5,6
3
Озорные песенки из мультфильмов.
2
7,8
4
Танцуют и поют все дети!
2
9,10
5
Звуки и краски голоса.
2
11,12
6
Песни детских кинофильмов.
2
13,14,15
7
Зима: поэт, художник, композитор
3
16
8
Новогодний калейдоскоп.
1
17,18
9
Вокальный портрет сказочных героев.
2
19,20
10
Картины природы в песнях и сказках.
2
21,22
11
Музыкальная шкатулка.
2
23,24,25
12
Весна: поэт, художник, композитор
3
26,27
13
Россия – Родина моя.
2
28,29
14
Добрым быть совсем не просто.
2
30
15
Маленькая страна – школа моя.
1
31,32,33
16
Лето: поэт, художник, композитор
3
34
17
Сколько песен мы с вами вместе…
1
Содержание учебной программы (2 год обучения)
1.Введение. Летние впечатления.- 1 час Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно. Форма. Занятие- беседа. 2. Осень: поэт, художник, композитор— 3 часа Содержание. Времена года — осень, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- осени. Высказывание русских поэтов, художников композиторов об осени. Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы). 3. Озорные песенки из мультфильмов.- 2 часа Содержание. Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду. Форма. Занятие- путешествие (игровая деятельность). 4. Танцуют и поют все дети!- 2 часа Содержание. Беседа «Искусство танца».Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы. Танцы прошлого и танцы настоящего. Форма. Комплексное занятие. 5. Звуки и краски голоса.-2 часа Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух. Форма. Занятие – исследование. 6.Песни детских кинофильмов.-2 часа Содержание. Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина «Угадай-ка». Форма. Занятие – путешествие (игровая деятельность). 7. Зима: поэт, художник, композитор.– 3 часа Содержание. Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме. Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
8. Новогодний калейдоскоп.-1 час Содержание. Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных странах встречают и празднуют Новый Год. Форма. Комплексно – интегрированное занятие. 9. Вокальный портрет сказочных героев.- 2 часа Содержание. Песни-драматизации. Вокальное исполнение песен сказочных героев с сопровождением их музыкально-ритмическими движениями, которые поясняют действия героев. Форма. Тематическое занятие в стиле «Русских посиделок». 10. Картины природы в песнях и сказках.- 2 часа Содержание. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки. Форма. Занятие – рассуждение. 11. Музыкальная шкатулка.-2 часа Содержание. Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах. Форма. Занятие – знакомство. 12. Весна: поэт, художник, композитор. – 3 часа Содержание. Времена года — весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне. Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы). 13. Россия – Родина моя.- 2 часа Содержание. Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка». Форма. Познавательное занятие, с использованием регионального компонента. 14. Добрым быть совсем не просто.- 2 часа Содержание. Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте. Форма. Тематические занятия. 15. Маленькая страна – школа моя.-1 час Содержание. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках. Форма. Комплексное занятие. 16. Лето: поэт, художник, композитор.– 3 часа Содержание. Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете. Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы). 17. Сколько песен мы с вами вместе…-1 час Содержание. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
Планируемые результаты второго года обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Рабочая программа по
внеурочной деятельности "Веселые нотки"
(общекультурное направление)
Васильева Л.Н.,
учитель музыки,
1 кв.категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.
Направление: общекультурное. Количество часов: 68 часов -1 час в неделю (34 ч.- 1-й год обучения, 34 ч.- 2-й год обучения)
Категории участников обучающиеся 1-5 классов.
Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование вокальных умений и навыков.
Задачи: 1. Формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы. 2. Включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда. 3. Реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению. 4. Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта. 5. Развитие вокально-слуховых способностей. Пути реализации программы: В работе с детьми:
Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.
Широкое включение песни в повседневную жизнь
Организация индивидуальной работы
В работе со взрослыми:
Осуществление совместной работы с администрацией школы и родителями обучающихся по внедрению программы.
Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: «Песня в жизни ребенка», «Как беречь голос ребенка» и т.д.
Привлечение родителей к участию в праздниках.
В работе учителя музыки :
Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.
Участие в концертной деятельности учащихся.
Обзор новой методической литературы.
Накопление музыкального материала, аудио и СD - записей для использования на занятиях.
Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса. Кроме того, занятия музыкой естественно переплетаются со школьными предметами: развитием речи, окружающим миром, изобразительной деятельностью, технологией, что позволяет расширить базовые знания, получаемые детьми в начальной школе. Программа имеет тематическое построение: одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека - от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины. Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию музыкальной культуры. Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно - интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие. За период обучения по предлагаемой программе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а так же учатся понимать произведения композиторов – классиков и наших современников. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии: - целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями; - учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников; - мотивации детской деятельности; - отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка; - включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух; - поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций. В ходе реализации программы применяются различные формы организации образовательного процесса:
- Тематические занятия, мероприятия;
- Часы обмена впечатлениями, часы вдохновения;
- Игры – викторины, игры – загадки;
- Творческие мастерские;
- Музыкальные путешествия.
- Художественные акции учащихся в школьном социуме.
Во время занятий чаще всего используется игровой метод, как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально - дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно - ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок. На всех этапах отслеживания результатов во внеурочной деятельности преобладает эмоциональная оценка с использованием различных форм создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие зажатости, персональная исключительность через следующие формы работы: ·
- Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;
- Создание коллективных творческих проектов;
- Публичные выступления;
- Участие в творческих конкурсах различного уровня;
- Школьные фестивали искусств.
Важно учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи. У младших школьников (до 10 - 11-ти лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Они характеризуют естественное возрастное звучание. Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Каждый возраст имеет свой певческий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать. Практикой установлено, что наиболее типичный диапазон детей 7—9 лет — до1, ре1 — ре2. Программа имеет разноуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Первый год обучения. “ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения. “МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения.
№ урока
№ п/п
Тема
Кол-во часов
«Звучащий мой голос»
1
1
Введение.
1
2
2
Знакомство с голосовым аппаратом
1
3,4
3
Детские песни в нашей жизни.
2
5,6
4
Песенки из мультфильмов.
2
7
5
Колыбельные песни.
1
8,9
6
Осенние песни.
2
10,11
7
Музыкальные игры и загадки.
2
12
8
Волшебная страна звуков.
1
13,14
9
В гостях у сказки.
2
15
10
Добрым быть совсем не просто…
1
16
11
Новогодний карнавал.
1
17,18
12
Хороводные песни и шутки. Игры.
2
19,20
13
Необычные звуки и голоса.
2
21,22
14
Веселей встречай друзей.
2
23,24
15
Весенняя песня.
2
25
16
Мелодии дня.
1
26
17
Музыкальные инструменты.
1
27,28
18
Краски музыки и голоса.
2
29,30
19
Музыкальная страна.
2
31,32
20
Весело – грустно.
2
33,34
21
Летний день, замечательный праздник.
2
Содержание учебной программы (1 год обучения)
1. Введение.– 1 час Содержание. Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения. Форма: Занятие-беседа. 2.Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 час Содержание. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса. Форма. Занятие – знакомство.
3. Детские песни в нашей жизни. -2 часа. Содержание. Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара. Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
4. Песенки из мультфильмов. – 2 часа. Содержание. Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов. Форма. Занятие-путешествие (игровая деятельность)
5.Колыбельные песни. – 1 час Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен. Форма. Комплексное занятие.
6. Осенние песни.-2 часа Содержание. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени. Форма. Занятие – знакомство.
7.Музыкальные игры и загадки.— 2 часа Содержание. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Форма. Практическая, дидактические и музыкальные игры. 8. Волшебная страна звуков.– 1 час Содержание. Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска. Форма. Занятие – исследование.
9. В гостях у сказки.-2 часа Содержание. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Форма. Музыкальный спектакль (игровая деятельность) 10. Добрым быть совсем не просто…-1 час Содержание. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца. Форма. Занятие – впечатление.
11. Новогодний карнавал.-1 час Содержание. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран. Форма. Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность) 12. Хороводные песни и шутки. Игры.-2 часа Содержание .Прослушивание русских народных хороводных песен. Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры. Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия. 13. Необычные звуки и голоса.- 2 часа. Содержание. Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц. Форма. Занятие-экскурсия (игровая деятельность).
14. Веселей встречай друзей.— 2 часа Содержание. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении. Форма. Тематическое занятие. 15. Весеннияя песня.-2 часа Содержание. Творческая мастерская под музыку В.А. Моцарта «Весенняя песня». Голос «рисует», «танцует», «поет». Форма. Литературно – музыкальная гостиная.
16. Мелодии дня.-1 час Содержание. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца. Форма. Комплексное занятие. 17. Музыкальные инструменты от древности до современности.-1 час Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века. Форма. Занятие – погружение, исследование.
18. Краски музыки и голоса.-2 часа Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест. Форма. Занятие – исследование.
19. Музыкальная страна.- 2 часа Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация. Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия. 20. Весело – грустно.-2 часа Содержание. Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями (весело- грустно). Форма. Занятие – рассуждение.
21. Летний день, замечательный праздник.-1 час Содержание. Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о маме и для мамы, Песни лета, Песни моря, Песни – шутки, Песни – игры, Песни – загадки. Форма. Игровая и концертная деятельность.
Планируемые результаты первого года обучения:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.
Второй год обучения.
№ урока
№ п/п
Тема
Кол-во часов
«Могу красиво петь уже…»
1
1
Введение. Летние впечатления.
1
2,3,4
2
Осень: поэт, художник, композитор
3
5,6
3
Озорные песенки из мультфильмов.
2
7,8
4
Танцуют и поют все дети!
2
9,10
5
Звуки и краски голоса.
2
11,12
6
Песни детских кинофильмов.
2
13,14,15
7
Зима: поэт, художник, композитор
3
16
8
Новогодний калейдоскоп.
1
17,18
9
Вокальный портрет сказочных героев.
2
19,20
10
Картины природы в песнях и сказках.
2
21,22
11
Музыкальная шкатулка.
2
23,24,25
12
Весна: поэт, художник, композитор
3
26,27
13
Россия – Родина моя.
2
28,29
14
Добрым быть совсем не просто.
2
30
15
Маленькая страна – школа моя.
1
31,32,33
16
Лето: поэт, художник, композитор
3
34
17
Сколько песен мы с вами вместе…
1
Содержание учебной программы (2 год обучения)
1.Введение. Летние впечатления.- 1 час Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно. Форма. Занятие- беседа. 2. Осень: поэт, художник, композитор— 3 часа Содержание. Времена года — осень, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- осени. Высказывание русских поэтов, художников композиторов об осени. Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы). 3. Озорные песенки из мультфильмов.- 2 часа Содержание. Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду. Форма. Занятие- путешествие (игровая деятельность). 4. Танцуют и поют все дети!- 2 часа Содержание. Беседа «Искусство танца».Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы. Танцы прошлого и танцы настоящего. Форма. Комплексное занятие. 5. Звуки и краски голоса.-2 часа Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух. Форма. Занятие – исследование. 6.Песни детских кинофильмов.-2 часа Содержание. Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина «Угадай-ка». Форма. Занятие – путешествие (игровая деятельность). 7. Зима: поэт, художник, композитор.– 3 часа Содержание. Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме. Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
8. Новогодний калейдоскоп.-1 час Содержание. Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных странах встречают и празднуют Новый Год. Форма. Комплексно – интегрированное занятие. 9. Вокальный портрет сказочных героев.- 2 часа Содержание. Песни-драматизации. Вокальное исполнение песен сказочных героев с сопровождением их музыкально-ритмическими движениями, которые поясняют действия героев. Форма. Тематическое занятие в стиле «Русских посиделок». 10. Картины природы в песнях и сказках.- 2 часа Содержание. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки. Форма. Занятие – рассуждение. 11. Музыкальная шкатулка.-2 часа Содержание. Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах. Форма. Занятие – знакомство. 12. Весна: поэт, художник, композитор. – 3 часа Содержание. Времена года — весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне. Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы). 13. Россия – Родина моя.- 2 часа Содержание. Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка». Форма. Познавательное занятие, с использованием регионального компонента. 14. Добрым быть совсем не просто.- 2 часа Содержание. Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте. Форма. Тематические занятия. 15. Маленькая страна – школа моя.-1 час Содержание. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках. Форма. Комплексное занятие. 16. Лето: поэт, художник, композитор.– 3 часа Содержание. Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете. Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы). 17. Сколько песен мы с вами вместе…-1 час Содержание. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
Планируемые результаты второго года обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.