МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ г. ОРЛА
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании ШМО Зам. директора по УВР И. о. директора школы
Протокол № 4 от 26. 05.18г. ________Л.Ф. Пустовая _________Л.Ф. Пустовая
Приказ 159 от 15.08.2018 г.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
« Веселые нотки»
для 3, 4 классов
Общекультурное направление
Срок реализации 2 года
Учитель музыки
Барышева Галина Анатольевна
г. Орел
2018 г.
1.Пояснительная записка.
Программа «Веселые нотки» относится к общекультурному художественному направлению и рассматривается как одна из ступеней формирования музыкально-эстетического воспитания младших школьников.
Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
а) Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
б) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и Науки РФ от 06.10 2009г. №373).
в) Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего основного общего образования».
г) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Необходимость введения хорового искусства обусловлено тем, что оно является весьма действенным средством эстетического воспитания. В процессе изучения курса хорового искусства обучающиеся осваивают основы индивидуального и хорового исполнительства, развивают художественный вкус и расширяют музыкальный кругозор, приобретают опыт сценического выступления.
2.Цель и задачи.
Целью настоящей программы является: овладение основами вокального и музыкального образования.
Хоровое пение - это практическая работа над развитием музыкальных способностей детей. В ходе достижения этих целей, решаются задачи:
1.Научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
2.Развить навыки вокала, а именно:
- учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;
- петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать и заканчивать, слушать других;
-исполнять песню в сопровождении аккомпанемента и a cappella, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально;
3.Сформировать у детей четкую дикцию, научить внятно произносить слова, активно артикулировать;
4. Развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);
5. Выработать умения правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, различать динамические оттенки, темпы; отличать правильное и неправильное пение, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами), удерживать дыхание до конца фразы.
6.Развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать).
На хоровых занятиях целесообразно использовать знания нотной грамоты, т.к. пение по нотам помогает сознательному овладению музыкальным текстом, ускоряет процесс разучивания, исполнения многоголосия и пению без сопровождения a cappella. Ведь именно пение a cappella является наилучшим способом развития слуха, улучшению интонации, выравниванию строя, общего звучания хора.
3.Планируемые результаты работы по программе.
Данная программа направлена на формирование у воспитанников интереса к предлагаемой деятельности, творческого использования умений и навыков, полученных на уроках музыки. В процессе освоения учебного материала у детей формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно исполнять вокальное произведение.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- наличие мотивационной основы учебной деятельности, включая социальные, учебно - позновательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности:
- наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству:
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования:
- позитивная оценка своих музыкально - творческих успехов.
Регулятивные УУД:
- умение рассказать о музыке или музыкальном произведении в устной форме;
- умение формировать собственное мнение и позицию;
- умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.
Познавательные УДД:
- умения приводить простые сравнения между музыкальным произведением и произведением искусства;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между музыкальными произведениями и произведениями изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных занятий;
- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
Коммуникативные:
- умение применять знания о музыке вне школы;
- находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально – творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Особую ценность в формировании вокальной культуры обучающихся играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю.
Формы организации вокальной деятельности.
- музыкальные занятия;
-занятия-репетиции;
-занятия – концерт;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие учителя с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудио записи);
- наглядно - зрительный (видео записи);
- словесный (беседа, рассказ);
- поисковый (проблемная ситуация – рассуждения –верный ответ);
- практический (показ приемов исполнения);
- методические игры.
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К. Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями обучающихся. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Наряду с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
- взаимодействие между детьми;
- создание дружного коллектива.
4.Структура.
Программа включает следующие разделы:
- Певческая установка.
- Работа над дыханием.
- Работа над звуковедением, интонацией.
- Работа над дикцией.
- Вокально-интонационные упражнения.
- Работа над строем.
- Работа над ансамблем.
5. Особенности реализации программы.
Курс занятий по хоровому искусству 1-4 классы составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Групповые занятия проводятся по школьному расписанию.
Программа предусматривает посещение концертов хоровой и симфонической музыки.
Для обучения на занятиях необходима аудио, видео аппаратура, сборники песен, диски с выступлениями хоровых коллективов.
Учет ЗУН проводится в следующих формах:
- Тематические и отчетные концерты, участие в школьных мероприятиях.
- Участие в конкурсах и фестивалях.
6. Формы организациисовместной работы общеобразовательного учреждения и семьи.
- Программа предусматривает организацию совместной работы учреждения и семьи.
- Проведение развлекательно-познавательных мероприятий внутри занятий: «День первоклашки», « Музыкальный КВН», «Новый год», «8-е Марта», «Последний звонок», направленных на сплочение коллектива, общения с родителями.
-участие хорового коллектива во всех школьных мероприятиях.
Содержание программы.
№
п/п
наименование разделов и тем занятий.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПРАКТИКА
ТЕОРИЯ
ПРИМЕЧАНИЕ
по плану
фактич.
по плану
фактич.
по плану
фактич.
1
Вокальная работа.
18
4
2
2
Распевание хора.
18
4
2
3
Работа над ансамблем и хоровым строем
10
4
2
4
Хоровой репертуар.
4
Итого:
68ч
Тематическое планирование.
№
п/п
наименование разделов и тем занятий.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПРАКТИКА
ТЕОРИЯ
ПРИМЕЧАНИЕ
по плану
фактич.
по плану
фактич.
по плану
фактич.
Раздел I. Вокально-хоровая работа в хоре.
1
Певческая установка.
5
4
2
2
Певческое дыхание.
5
3
Атака звука.
4
4
Артикуляция
2
5
Дикция.
2
Итого:
24
Раздел II. Распевание хора.
6
Система упражнений.
8
4
2
7
Фонопедическая система Емельянова.
8
1
1
Итого:
24
Раздел III. Работа над ансамблевым и хоровым строем.
8
Ансамбль ( унисонный, ритмический, дикционный)
4
2
2
9
Строй (двухголосный)
4
2
2
Итого:
16
Раздел IV. Хоровой репертуар.
10
Стили хоровых произведений
2
11
Разучивание хоровых произведений
2
Итого:
4
Всего:
68
Литература для учителя
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. –
М.: Просвещение, 1983.
2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания
детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи //
Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
4. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
5. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.
15. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
16. Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические
рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник
научных трудов. – М., МПГУ, 2002.
17. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
18. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
19. Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.
20. Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и
инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.
21. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007.
22.Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
23.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им.В.И.Ленина, 1992.
24. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975. 28.Тарасов Г.С.
Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;
25. Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.
Список литературы для учащихся
1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;