Просмотр содержимого документа
«Проблемы организации самостоятельной работы в классе фортепиано»
Е.А.Чеботарёва
КГКП Детская школа искусств им.Г.Жубановой г. Темиртау
« Проблемы воспитания самостоятельности учащихся ДМШ и ДШИ »
В XXI веке необходимо быть личностью, обладающей разнообразными умениями. Недостаточно иметь глубокие знания в одной области, потому как уверенно ощущать себя в сложном многообразии современности может только гармонично сформировавшийся человек. В новый век господства информационных технологий жизненные ценности формируются совершенно другие. Наступило время, когда индивидуальные способности ценятся больше, чем командный дух.
Стремление самоутверждаться приходит в более раннем возрасте. Программа дополнительного образования предусматривает создание условий для развития личностного самоопределения творчества обучающихся, реализацию их способностей, адаптацию в жизни общества, общей культуры, здорового образа жизни, содержательного досуга.
Учитывая требования сегодняшнего темпа жизни (ограниченное количество времени, которое ребёнок может посвятить занятиям музыки) очень важно научить его работать самостоятельно, рационально используя своё время. Можно просидеть за инструментом два часа, не добившись никакого результата. А можно позаниматься всего час, осмысленно ставя перед собой определённые цели и задачи, поставленные преподавателем на уроке и обязательно добиваясь их выполнения.
Правильно организованная домашняя работа способствует развитию способностей ученика. При неправильной, неверно организованной, неумелой домашней работе ученик в лучшем случае топчется на месте, нанося себе вред, усваивая неправильные навыки, с которыми в дальнейшем очень трудно бороться. Например: учит неправильными пальцами, которые потом переучивать труднее, чем сразу выучить верно; или играет на начальном периоде работы над музыкальным произведением слишком быстро, что приводит к неправильной постановке рук, зажатости и тряске, к невнимательному отношению к тексту, к нарушению ритма. Зачастую ребёнок даже не вслушивается в то, что исполняет.
Поэтому очень важно с первого года обучения прививать ребёнку навыки самостоятельной работы. Научить его грамотно и точно разбирать текст, правильно и логично распределять пальцы, объяснив основные принципы аппликатуры. При этом ни в коем случае не подписывать пальцы под каждой нотой, а дать задание ученику самостоятельно продумать и распределить пальцы так, чтобы ему было удобно играть. Давать такие самостоятельные задания нужно начиная с лёгких этюдов.
Такое же внимание необходимо уделять развитию навыков в исполнении штрихов и точному, грамотному исполнению ритма.
При разборе произведение проигрывается медленно, в том темпе, в каком можно охватить все детали музыкальной ткани. Менее продвинутые ученики должны отдельно разбирать мелодию и сопровождение, а полифонические произведения – по голосам.
Многие ученики допускают при разборе фальшивые ноты. Для борьбы с этим недостатком необходимо обратить внимание на развитие слуха и слуховой контроль. Кроме того, полезно рассказать о том, в каких местах чаще всего при разборе возникают фальшивые ноты и где надо быть особенно внимательным. В большинстве случаев неверные ноты появляются в тех местах, где много случайных знаков, а также при наличии добавочных линеек и при перемене ключей. Во всех этих трудных местах учащегося следует приучать особенно внимательно себя контролировать.
Нередко при разборе появляются проблемы с ритмом. В этих случаях полезно вначале обратить внимание на особо сложные в ритмическом отношении места. Важно систематически
воспитывать у ребёнка чувство ритма.
Кроме воспитания навыков хорошего разбора для развития самостоятельности учащихся необходимо научить их чтению нот с листа, воспитывая при этом осмысленное отношение к тексту, приучая не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание. Это не только поможет яснее представить характер произведения, но и будет способствовать развитию внутреннего слуха. При чтении с листа нужно научить ученика прежде всего охватить произведение в целом, обращать внимание на самое существенное, предварительно просмотреть новый текст глазами. Необходимо определить размер и ладотональность. Важно понять строение произведения, определить, где мелодия, а где сопровождение, как распределяются голоса между руками.
Когда после такого предварительного ознакомления с пьесой ученик начинает её исполнять на фортепиано, надо посоветовать ему «смотреть вперёд», что особенно важно при чтении с листа, но и необходимо при разборе. При чтении с листа надо стремиться сыграть произведение без остановок, в темпе, приближающемся к настоящему.
После того, как ученик овладел навыками грамотного разбора и чтения с листа, он сможет самостоятельно заниматься домашним музицированием: разбирать и исполнять облегчённые переложения полюбившихся мелодий из кинофильмов и понравившиеся пьесы, скачанные в Интернете.
Для чего нужна самостоятельная ежедневная работа? В процессе самостоятельной ежедневной работы вырабатывается множество разнообразных навыков, которые связаны с многократным и целенаправленным повторением. Надо отметить, что если на первом этапе обучения игре на инструменте во время самостоятельных занятий ученик лишь закрепляет пройденное на уроке, то в дальнейшем самостоятельная работа помогает раскрыть содержание- характер пьесы, найти музыкальный смысл произведения, почувствовать этот смысл и воплотить его в нужных технических и звуковых формах.
Ученик музыкальной школы должен заниматься каждый день.
Недостаточная домашняя работа приводит к тому, что у ученика падает интерес к занятиям, так как на каждом уроке с педагогом приходится всё начинать сначала. Всё это вселяет неуверенность, тогда как в занятиях музыкой, чтобы достичь цели, нужна особенная волевая направленность. В развитии этой волевой направленности должны принять самое активное участие кроме педагога также и родители. Не следует, однако, смешивать разумное направление занятий родителями с грубым, непедагогическим подходом к детям, когда маленьких детей заставляют заниматься музыкой поздно вечером, когда ребёнок устал и плохо воспринимает, или грубо отрывают от игр в самый их разгар, чтобы «загнать» за фортепиано, чтобы дети занимались. Это может вызвать ненависть к музыке.
В работе с учащимися ДМШ и ДШИ имеет большое значение контакт между педагогами и родителями. Отношение родителей к занятиям своего ребёнка в музыкальной школе должно быть серьёзным. Если этого не будет, то и ученик не будет относиться с ответственностью и уважением к занятиям музыкой.
Когда ребёнок начинает учиться, то организация его домашних самостоятельных занятий, составление режима дня, наблюдение за его выполнением, проверка дневника, оценок и чтение записей педагога – всё это должно быть непременной обязанностью родителей (скорее всего мамы или бабушки), если они хотят, чтобы их дети хорошо учились. Конечно, не следует маме, сидя рядом с ребёнком подсказывать ему каждую ноту или палец, но прочесть записи в дневнике и понаблюдать, особенно на первом этапе работе, как он выполняет задание, как сидит, сколько раз и как внимательно повторяет трудное место, не отвлекается ли, может каждый родитель. Очень важно с самого начала занятий музыкой сажать ребёнка за инструмент в одно и то же время дня – это вырабатывает определённую привычку, а впоследствии и потребность в ней
При начальном этапе занятий в школе, мы считаем полезным и нужным, когда мама иногда присутствует на уроках, чтобы знать требования педагога. При этом родители должны быть лишь пассивными наблюдателями, не позволяя себе вмешиваться в само ведение урока педагогом. Если у родителей возникают вопросы, то после урока они могут побеседовать с
педагогом.
Некоторые родители считают, что основная работа должна проводиться в классе на уроках. Они не учитывают того, что «понять и знать» у музыкантов не значит «уметь».«Выучить» в наших условиях значит приобрести определённый навык, то есть условный рефлекс, а он не может образоваться без многократных повторений.
Поэтому родители должны понять, что в занятиях на инструменте момент тренировки двигательных навыков играет очень важную роль в развитии техники. Как бы хорошо ученик не соображал и понимал без определённого количества повторений, прилаживания игровых движений к задуманному исполнительскому плану он не научится играть.
Существуют обязательные условия, без которых невозможно воспитать самостоятельность ученика. Основным условием является способность самообучаться. Развивая её, полезно давать ученику задание приготовить произведение самостоятельно. Самостоятельная работа над музыкальным произведением способствует развитию у учащихся таких ценных качеств, как работоспособность и дисциплинированность, собственная инициатива учащегося, стремление к совершенствованию, любознательность.
Самостоятельное изучение какого-либо художественного произведения включается в индивидуальный план учащегося музыкальных учебных заведений. По трудности самостоятельно изучаемая пьеса должна быть несколько легче пьес, изучаемых под руководством педагога. Приступать к самостоятельному изучению пьес следует примерно с третьего года обучения, когда уже несколько подготовлены и музыкальное мышление ученика, и его технические навыки. Конечно, с начинающими необходимо разбирать пьесу на уроке, объясняя ритм, аппликатуру, штрихи, характер и т.д. Но вскоре можно задавать разбор на дом, требуя от ученика грамотного отношения к тексту, умения решать всё более сложные художественные задания. Постепенно усложняя задания, педагог должен добиваться, чтобы учащиеся могли не только разбирать, но и учить новую пьесу без помощи педагога.
В перспективном плане фортепианного отдела нашей школы – возобновление проведения конкурса на лучшее исполнение самостоятельно выученной пьесы. В каждом классе (начиная с третьего) учащиеся играют одну и ту же пьесу на два - три класса ниже по трудности. Исполнение обсуждают два жюри: из преподавателей и учащихся старших классов, а потом сравниваются два мнения – чья самостоятельная работа лучше.
Ряд ошибок, тормозящих развитие самостоятельности учащихся, скрывается в неумении педагога построить процесс занятий с учащимися. Часто начинающие педагоги хотят поделиться с учеником сразу же всеми своими знаниями, научить ученика сразу всему. В результате – затяжные уроки, громоздкие из-за лишних разговоров, перегруженные детальными указаниями. Часто на уроке во время исполнения музыкального произведения учитель перебивает игру различными замечаниями – то это неверная нота или неверный ритм, то говорится о постановке рук, то об оттенках исполнения. Этот так называемый «метод попутных поправок » не приносит пользы: не систематизированные и не связанные между собой замечания забываются тут же на уроке. После такого урока педагогу часто приходится начинать работу с самого начала и кажущийся интересным урок может оказаться бесплодным. Для успешной работы надо сузить внимание ученика и на протяжении урока говорить о главном в данный момент, то есть подчинить указания основной цели урока. Нельзя принимать за правило делать с учеником всю работу. Проходить с учащимся всё произведение такт за тактом, штрих за штрихом – значит парализовать его собственное мышление. Педагог, который пошёл по такому пути, игнорирует склонности учащегося, заставляя его выполнять по своей мерке. Чрезмерная активность педагога приводит к пассивной работе учащегося, к « натаскиванию».
Чтобы выявить творческие задатки ученика, ему надо предоставлять возможность работать самостоятельно.
Список литературы:
1.Б.Кременштейн. «Воспитание самостоятельности в классе специального фортепиано»
2.И.Станишевская «О развитии навыков самостоятельной работы»
3.Е.М. Тимакин «Значение первоначальных навыков в процессе пианистического развития»