Сольфеджио- пение с названием звуков. Первоначально предназначалось только вокалистам (нотация монаха Гвидо-995-1050гг.).
В настоящее время предмет сольфеджио входит в учебные планы всех музыкальных учебных заведений. В ДШИ форма занятий групповая, проводится раз в неделю по 1,5часа.
Основная задача- развитие музыкального слуха, так же, как и других способностей, должно помогать воспитанию мыслящего , самостоятельного, практически владеющего знаниями и навыками человека, который сможет применить их на практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация занятий сольфеджио в ДШИ »
Учредитель: Администрация Унечского района
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Унечская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема:
«Организация занятий сольфеджио в ДШИ»
Разработал: преподаватель
теоретических дисциплин
Курашова Л.А.
Принято и одобрено на заседании
Методического объединения
вокально-теоретического отдела
Протокол № от 2012 г.
г. Унеча, 2012 г.
План методической работы.
I. Основная задача предмета сольфеджио в ДШИ:
а) в младших классах (1-3кл; 1-2 кл.)
б) в средних классах (4-5кл; 3 кл.)
в) в старших классах (6-7кл; 4-5кл.)
II. Планирование работы на занятиях:
(полугодовые, поурочные планы).
III. Построение урока сольфеджио : основные формы работы.
IV. Примерный план урока.
V. Домашнее задание по сольфеджио:
(формы, дозировка).
VI. Типы опросов по сольфеджио.
VII. Основные требования к занятиям по сольфеджио.
VIII. Методическая литература.
I.Основная задача предмета сольфеджио в ДШИ:
а) в младших классах (1-3кл; 1-2 кл.)
б) в средних классах (4-5кл; 3 кл.)
в) в старших классах (6-7кл; 4-5кл.)
Сольфеджио- пение с названием звуков. Первоначально предназначалось только вокалистам (нотация монаха Гвидо-995-1050гг.).
В настоящее время предмет сольфеджио входит в учебные планы всех музыкальных учебных заведений. В ДШИ форма занятий групповая, проводится раз в неделю по 1,5часа.
Основная задача- развитие музыкального слуха, так же, как и других способностей, должно помогать воспитанию мыслящего , самостоятельного, практически владеющего знаниями и навыками человека, который сможет применить их на практике.
Как во всяком педагогическом процессе воспитание неотделимо от обучения, так и в сольфеджио развитие слуха основано на усвоении знаний в области нотной грамоты, элементарной теории музыки в широком смысле этого слова, которое вытекает в дальнейшем в изучении гармонии.
Кроме того , сольфеджио должно обеспечить овладение практическими навыками чтения с листа и записи музыки.
Задачи ДШИ состоят в том, чтобы способствовать развитию всесторонних и гармонических музыкальных способностей детей.
Объем знаний и навыков , которого следует достичь в ДШИ определяется программой.
Учебной план школы должен осуществлять эту задачу комплексно, связывая специальные и теоретические предметы друг с другом.
Это значит , что в работе над развитием слуха на уроках сольфеджио следует использовать репертуар и навыки, полученные в классе по специальности, а на индивидуальных занятиях- знания, понятия, освоенные в курсе сольфеджио.
II. Планирование работы на занятиях:
(полугодовые, поурочные планы).
Подготовка к урокам должна начинаться с составления календарного плана полугодового.
Материал программы распределяется по количеству уроков.
В основном определяются сроки прохождения теоретического материала: тональности, аккорды, последовательности и т.д.
Для педагога надо считать обязательным составление поурочных рабочих планов. В них должен быть отражен весь процесс работы на каждом уроке и используемый музыкальный материал.
Это позволит педагогу строго и последовательно вести работу, помня о 4-х этапах в усвоении каждого нового раздела:
Объяснение нового материала;
Проработка и закрепление этого материала;
Усвоение, то есть самостоятельное выполнение задания;
Контроль уровня усвоения(индивидуальный).
III. Построение урока сольфеджио : основные формы работы.
В наших условиях, когда занятия по сольфеджио происходят всего один раз в неделю, каждый проведенный урок имеет громадное значение.
Некоторые формы работы, например, анализ на слух вообще не могут быть проведены без педагога.
Да и в пении, и в записи диктанта, в чтении с листа, основное направление и контроль может быть осуществлен только педагогом, то есть, на уроке.
Поэтому , умение правильно спланировать работу и на хорошем уровне провести урок- одна из важных задач педагога.
Многим, особенно начинающим педагогам, кажется, что провести урок сольфеджио совсем просто: надо петь упражнения( гаммы, интервалы, аккорды и т.д.), прослушать, пропеть с листа упражнения из имеющегося сборника и написать диктант.
Но, чем больше работает педагог, тем все больше встает перед ним вопросов, как добиться лучших результатов, как быть со слабыми учениками, как научить писать диктант, петь и слышать…
Построение урока может быть или всегда одинаковым – типовым, или свободным, то есть таким, когда последовательность форм работы будет меняться.
Однако на каждом уроке должны быть использованы все основные формы работы: пение интонационных упражнений, анализ на слух, чтение с листа и запись диктанта.
Чтобы урок был полноценным и внимание учащихся было все время активным, следует чередовать формы, приемы ведения урока, не допускать утомления, однообразия.
Так, хоровое пение, чтение с листа, где каждый учащийся активно участвует в работе, лучше всего чередовать слушаньем, индивидуальным опросом.
Диктант, требующий активности , собранности каждого, лучше всего проводить в середине урока, когда внимание учащихся еще не ослабло.
Нельзя допускать в ведении урока «пустых мест», когда педагог, занятый проверкой домашнего задания или индивидуальным опросом не привлекает к работе весь класс.
В ДШИ группы надо комплектовать по возрастному принципу. В старших классах- по специальности.
Методику работы по сольфеджио должны определять возрастные особенности детей.
Так в младших классах основной усвоения должно быть эмоциональное восприятие детей, яркость и осознание эмоциональных ощущений.
Педагог должен воспитывать дисциплину, правильную направленность слухового внимания, активность в накоплении слуховых впечатлений.
В средних классах, где уровень интеллектуального развития детей выше, основой работы должно быть узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений.
На этом уровне педагог обязан воспитывать самостоятельность детей, продолжать прививать у них интерес к музыке, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.
В старших классах основное внимание педагога должно быть направленно на воспитание музыкального мышления, творческой активности, самоконтроля, способности к теоретическим обобщениям.
Учитывая возрастные особенности детей разных классов, педагог должен использовать различные приемы и формы работы.
Так в младших классах необходим яркий , эмоционально насыщенный показ музыкальных примеров, применение игровых приемов, движений и только постепенное выведение из практики некоторых теоретических знаний.
В средних классах – на основе имеющегося музыкального опыта детей идет уже развитие самостоятельности в суждениях и выводах, повышение требовательности к качеству пения, совершенствование знаний и навыков.
В старших классах- необходимо усиление работы над освоением чтения с листа и записи музыки, воспитание логического мышления и творческой активности в применении на практике полученных знаний и умений.
Объяснение нового материала, слушание, индивидуальный опрос (15мин);
Закрепление, пение старых номеров( 10 мин.);
Диктант (20 мин.);
Чтение с листа (10 мин.);
Домашнее задание, заключение, выставление оценок.
V.Домашнее задание по сольфеджио:
(формы, дозировка).
Домашнее задание по сольфеджио необходимо.
Важно добиться ежедневной планомерной работы учащихся над развитием слуха.
Основные требования к домашним заданиям:
Посильность.
Задания не должны превышать возможности учащихся на данном уровне их развития. Это особенно важно в ДШИ , где дети еще не умеют и не могут многое делать самостоятельно.
Конкретность.
Необходимо указать задачу , цель и пути выполнения задания. Все должно предварительно проработано в классе, показан способ выполнения.
Правильная дозировка.
Лучше дать задание меньше, но учащийся должен качественно его выполнить.
Формы домашних заданий:
Распевы;
Сольфеджирование примеров – это повторение и отработка исполнения мелодий, пройденных в классе, пение в транспорте, подбор примеров от разных звуков, в разных тональностях, самостоятельное разучивание новых примеров.
Можно порекомендовать – при разучивании нового примера, прежде всего надо сыграть настройку и первый звук, пропеть с листа , а затем проиграть пример на инструменте, чтобы проверить себя.
Или другой прием: проработать отдельно ритм примера путем простукивания или сольмизации, мысленно представляя себе звучание, затем проиграть пример на инструменте, а затем уже петь его без инструмента, добиваясь беглости и чистоты исполнения.
Но играть и петь одновременно- нельзя!
В письменные задания по сольфеджио входят: списывание номеров, транспонирование, определенные построения, сочинения мелодий, группировка длительностей.
VI.Типы опросов по сольфеджио.
Для оценки успеваемости учащихся применяются разные типы опросов.
Беглый опрос с краткой словесной характеристикой ответа. Такой опрос должен производиться на каждом уроке, потому что он послужит укреплению пройденного материала.
Проверочный опрос по темам. Его задача- выяснить усвоение материала каждым учащимся. Достаточно спросить 3-4 учащихся , а остальных на следующем уроке. Можно проводить письменный проверочный опрос, чтобы охватить весь класс.
Опрос учащихся по домашнему заданию. Рекомендуется использовать приемы коллективной проверки, чтобы не тратить много времени и вместе с тем проверить всех. В ДШИ не стои оценки каждый раз за домашнее задание , но обязательно давать словесную характеристику каждому опрошенному.
Контрольный опрос , устный и письменный. В ДШИ контрольный опрос проводиться по полугодиям. Оценки при этом обязательны. Педагогу очень важно умело провести опрос, подобрать материал так, чтобы трудность для всех была одинаковая. Легче всего это сделать в виде письменных работ. Диктант дается для всех один , письменные задания на построения интервалов, аккордов ,педагог подготавливает заранее.
Устные опросы можно также сделать сходными по степени сложности, сделав своего рода билеты.
При выставлении оценки по сольфеджио нужно учитывать и природные данные учащихся, и его отношение к уроку, к предмету сольфеджио, его самоподготовку, работу на уроках.
VII.Основные требования к занятиям по сольфеджио.
Основные требование к занятиям сольфеджио следующие:
Методичность и последовательность в построении урока.
Ясность и конкретность в объяснениях и в постановке задач.
Умелое сочетание групповых форм занятий с индивидуальным и пристальным вниманием к каждому учащемуся.
Четкая организованность классной работы и домашних заданий.
Требовательность к качеству выполняемой работы, к активному участию всех учащихся в работе группы.
В целом атмосфера занятий должна быть творческой и увлекательной.
Урок должен вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления ,и главное,- быть насыщенным музыкой, высоким качеством музыкального исполнения.
VIII. Методическая литература.
Вахромеев В. «Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДШИ». М.,1996г.
Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио». М.,1986г.
Незванов Б. «Интонирование в курсе сольфеджио». Л.,1985г.