kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Комплексная программа для подготовительного класса по специальности "Ударные инструменты" соавторов Забигулина Е.Р., Мишиной В.А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа («Комплексная программа для подготовительного класса по специальности «Ударные инструменты») разработана на основе типовой программы по специальности «Ударные инструменты» (М., 1988), «Рабочей программы для подготовительного класса ДМШ № 2 / сост. Л.В. Михайлик (Ноябрьск, 2009), «Рабочей программы по сольфеджио для ДМШ № 2 / сост. В.А. Мишина (Ноябрьск, 2008). В программу включены основные элементы авторской методики Е.Р. Забигулина (преподаватель по классу ударных инструментов ДМШ № 2, Ноябрьск). В основе комплексного подхода составления программы – элементы методики О.В. Шафоростовой («Развитие творческих способностей у малышей от полутора до четырех лет». – Челябинск: ЧГИМ, 2009). Актуальность данной программы определяется решением в образовательном процессе современных, духовно-нравственных задач, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании», в концепции развития художественного образования, концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года. Основной целью программы является формирование интереса к музыкальной культуре, развитие творческих возможностей ученика, подготовка детей к профессионально-ориентированному музыкальному обучению. Основными задачами программы являются: – формирование устойчивого интереса к занятиям музыкой; – создание условий, необходимых для выявления индивидуальных особенностей личности каждого ребенка; – развитие музыкального слуха, метроритмического чувства, координации; – формирование вокальных навыков; – развитие способности слушать, слышать музыку и эмоционально откликаться на нее; – освоение элементов нотной грамоты, теории музыки; – начальное освоение клавиатуры фортепиано, ксилофона; – изучение и освоение основных штрихов, динамических обозначений, простейшего инструктивного материала в соответствии с программой специализации «Ударные инструменты»; – работа над постановкой игрового аппарата ученика, организация целесообразных игровых движений; – приобщение ученика к ансамблевому музицированию; – создание многофункциональной системы, необходимой ребенку для свободного ориентирования в информационном пространстве; – приобщение ученика к общему пониманию музыкальной культуры. Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста. Срок реализации программы: 1–2 года в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником. Занятия в подготовительном классе по специализации «Ударные инструменты» предполагают проведение двух уроков в неделю. Продолжительность индивидуального занятия 30 минут, в дополнение к этому времени предусматриваются 10 минут на запись домашнего задания. Программа составлена с учетом дидактических принципов обучения: – постепенность, последовательность, доступность; – от простого к сложному, от частного к общему; – преподнесение материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся (в форме игры, сюжетно-ролевых игр, ансамблевого музицирования, уроков-концертов, урока-сказки, урока-путешествия и другое); – в процессе обучения происходит повторение материала, и каждый новый этап обучения – его усложнение. Контролем и учетом успеваемости считаются открытые уроки для преподавателей отдела, школы, открытые выступления учащихся один-два раза в год в каждом полугодии на академическом концерте и контрольном уроке, в конце года – на переводном экзамене. Объем и уровень сложности исполняемой программы определяется программой специализации «Ударные инструменты», индивидуальными особенностями учащихся. Ожидаемые результаты от реализации данной программы предполагают знание учащимися основ музыкальной грамоты, кратких биографических сведений о композиторах, приобретение игровых навыков, предусмотренных для начального этапа обучения, владение образно-художественным анализом услышанного, исполняемого произведения, приобретения навыков ансамблевого музицирования, чтения с листа, простейшего разбора нотного текста. На протяжении нескольких последних лет авторами Забигулиным Е.Р., Мишиной В.А. данная программа проходит апробацию с учащимися 6ти -7ми лет класса Забигулина Е.Р., была представлена к печати в качестве рекомендуемого материала для преподавателей ДМШ и ДШИ («Рецензия О.В. Шафоростовой, преподавателя высшей категории кафедры истории музыки, теории и композиции, ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, г. Челябинск» прилагается), на сегодняшний день издана. Для реализации программы в школе созданы все необходимые условия: просторная аудитория, оснащенная аудио, - видеоаппаратурой, напольным нотным станом, ксилофоном, ударной установкой, малым барабаном, фортепиано, различными шумовыми инструментами. В качестве наглядно – дидактического материала используются различные метроритмические схемы, плакаты с обозначением общих сведений по музыкальной грамоте, карточки – упражнения на развитие координационных движений, обозначений элементов музыкального языка, и другое. Соавтор программы Мишина В.А. составила небольшой сборник правил по теории музыки («Теория для маленьких» прилагается), который также используется в реализации комплексной программы для подготовительного класса. Комплексный урок специальности (30 мин) проводится Забигулиным Е.Р., преподавателем высшей квалификационной категории, образовательный процесс урока поддерживается присутствием концертмейстера, консультанта (соавтора Мишиной В.А., преподавателя теоретических дисциплин высшей квалификационной категории), раскрепощенная атмосфера урока достигается, в том числе, и присутствием родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Комплексная программа для подготовительного класса по специальности "Ударные инструменты" соавторов Забигулина Е.Р., Мишиной В.А. »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская музыкальная школа № 2 города Ноябрьска

















Комплексная программа для подготовительного класса

по специальности «Ударные инструменты».

Срок реализации 1 (2) года


























Челябинск 2012

Комплексная программа для подготовительного класса по специальности «Ударные инструменты». Срок реализации 1 (2) года: программа / Е.Р.Забигулин, В.А. Мишина. – Челябинск: ЮУрГИИ, 2012. - 18 с.












Печатается по решению редакционно-издательского совета

ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского









Рецензент: Шафоростова Ольга Васильевна









© Южно-Уральский государственный

институт искусств

им. П. И. Чайковского, 2012

© Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская музыкальная школа №2

г. Ноябрьска


Пояснительная записка


Важным целеполагающим аспектом раннего (дошкольного) воспитания детей сегодня является формирование мировосприятия ребенка, ориентированного на общечеловеческие духовные ценности. Среди множества факторов, обуславливающих развитие подрастающей личности, наиболее мощным является культура. В процессе творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка формируются и развиваются воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей профессии. В этом направлении ребенок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка в процессе осваиваемой им деятельности.

Достижение ребенком необходимого уровня эстетического развития в значительной степени зависит от педагогических и общекультурных условий. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в этот стихийный процесс. Данное условие обосновано и аргументировано свойствами быстро развивающейся личности ребенка, его психофизиологическими и возрастными особенностями к восприятию развивающей информации различного уровня, к способности ее практического освоения.

Осознание социальных, эстетических и нравственных функций искусства, обобщения опыта теории и практики музыкального воспитания в нашей стране и за рубежом помогают рассматривать сегодня музыкальное искусство (во взаимосвязи с другими видами искусства) как неотъемлемую часть формирования духовной культуры подрастающего поколения. Центром музыкального воспитания и образования детей по-прежнему остаются Детские музыкальные школы.

Перемены, происходящие в общественной жизни страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. В последние годы появилось огромное количество образовательных программ для ДМШ по различным специальностям, целью которых является, в основном, приобретение необходимых знаний и умений, требующихся для дальнейшего обучения в ДМШ. Однако значительным упущением можно считать отсутствие разработанных методик для подготовительного класса по различным специализациям, где бы рассматривался комплексный подход к развитию творческих способностей ученика.

В тех музыкальных школах, где в подготовительном классе (помимо специального предмета) учебный план предусматривает дисциплины «Ритмика» и «Сольфеджио», данная проблема не возникает. Но в ДМШ № 2 города Ноябрьска на подготовительном отделении такие предметы отсутствуют (в соответствии с учебным планом для подготовительного класса ДМШ № 2). Именно поэтому возникла необходимость составления комплексной программы для подготовительного класса по специальности «Ударные инструменты», которая предполагает введение основ музыкальной грамоты, слухового анализа, формирование вокальных навыков, навыков музицирования, введение элементов предмета ритмики с включением специфических особенностей дисциплины «Ударные инструменты». Направленность дополнительной образовательной программы – общеобразовательная с художественно–эстетическим уклоном; в основе программы – «фундамент» всего дальнейшего творческого развития ученика.

Данная программа разработана на основе типовой программы по специальности «Ударные инструменты» (М., 1988), «Рабочей программы для подготовительного класса ДМШ № 2 / сост. Л.В. Михайлик (Ноябрьск, 2009), «Рабочей программы по сольфеджио для ДМШ № 2 / сост. В.А. Мишина (Ноябрьск, 2008). В программу включены основные элементы авторской методики Е.Р. Забигулина (преподаватель по классу ударных инструментов ДМШ № 2, Ноябрьск). В основе комплексного подхода составления программы – элементы методики О.В. Шафоростовой («Развитие творческих способностей у малышей от полутора до четырех лет». – Челябинск: ЧГИМ, 2009).

Актуальность данной программы определяется решением в образовательном процессе современных, духовно-нравственных задач, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании», в концепции развития художественного образования, концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года.

Основной целью программы является формирование интереса к музыкальной культуре, развитие творческих возможностей ученика, подготовка детей к профессионально ориентированному музыкальному обучению.

Основными задачами программы являются:

  • формирование устойчивого интереса к занятиям музыкой;

  • создание условий, необходимых для выявления индивидуальных особенностей личности каждого ребенка;

  • развитие музыкального слуха, метроритмического чувства, координации;

  • формирование вокальных навыков;

  • развитие способности слушать, слышать музыку и эмоционально откликаться на нее;

  • освоение элементов нотной грамоты, теории музыки;

  • начальное освоение клавиатуры фортепиано, ксилофона;

  • изучение и освоение основных штрихов, динамических обозначений, простейшего инструктивного материала в соответствии с программой специализации «Ударные инструменты»;

  • работа над постановкой игрового аппарата ученика, организация целесообразных игровых движений;

  • приобщение ученика к ансамблевому музицированию;

  • создание многофункциональной системы, необходимой ребенку для свободного ориентирования в информационном пространстве;

  • приобщение ученика к общему пониманию музыкальной культуры.

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста.

Срок реализации программы: 1–2 года в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником. Занятия в подготовительном классе по специализации «Ударные инструменты» предполагают проведение двух уроков в неделю.* Продолжительность индивидуального занятия 30 минут, а также в дополнение к этому времени предусматриваются 10 минут на запись домашнего задания.

Программа составлена с учетом дидактических принципов обучения:

  • постепенность, последовательность, доступность;

  • от простого к сложному, от частного к общему;

  • преподнесение материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся (в форме игры, сюжетно-ролевых игр, ансамблевого музицирования, уроков-концертов, урока-сказки, урока-путешествия и др.);

  • в процессе обучения происходит повторение материала, и каждый новый этап обучения – его усложнение.

Контролем и учетом успеваемости считаются открытые уроки для преподавателей отдела, школы, открытые выступления учащихся один-два раза в год в каждом полугодии на академическом концерте и контрольном уроке, в конце года – на переводном экзамене. Объем и уровень сложности исполняемой программы определяется программой специализации «Ударные инструменты», индивидуальными особенностями учащихся.

Ожидаемые результаты от реализации данной программы предполагают знание учащимися основ музыкальной грамоты, кратких биографических сведений о композиторах, приобретение игровых навыков, предусмотренных для начального этапа обучения, владение образно-художественным анализом услышанного, исполняемого произведения, приобретения навыков ансамблевого музицирования, чтения с листа, простейшего разбора нотного текста.

Материально-техническое обеспечение данной программы предполагает наличие просторного класса для индивидуальных занятий, ксилофона, малого барабана, ударной установки, отдельных ударных (шумовых) инструментов, фортепиано, аудио-, видеоаппаратуры, наглядно-дидактических материалов, включая различные карточки, плакаты, схемы и др.








*Рабочая программа подготовительного отделения ДМШ № 2 города Ноябрьска предполагает включение и других предметов для изучения. В данной программе речь идет только об уроке специальности «Ударные инструменты».


Подготовительный класс

специализация «Ударные инструменты»


Урок

Наименование предмета

Кол-во уч. часов

в неделю

Экзамены проводятся:

Кол-во учебных недель

в году

Всего часов


Урок

специ-альнос-

ти


Ударные инструменты

1 год

2

год

В конце I и II года обучения проводятся вступитель-ные экзамены в 1 класс



34



136

2

2



Методические рекомендации


Основные задачи этого учебного периода – ввести ребенка в мир музыки, эмоционально переживать все действия, которые происходят на уроке: развитие метроритмического чувства, координации, музыкального слуха, вокальных навыков, постепенное освоение клавиатуры инструментов (ксилофона, фортепиано) и элементов музыкальной грамоты. Параллельно ведется работа над постановкой игрового аппарата, исполняются несложные музыкальные произведения, предусмотренные программой по данной дисциплине («Ударные инструменты»).

Каждый раздел программы («Специальность», «Развитие творческих способностей») находится в тесной взаимосвязи друг с другом и является составляющей каждого урока. Раздел «Развитие творческих способностей» объединяет привычные формы работы на сольфеджио и отдельные разделы предмета «Ритмика» («Теория музыки», «Основы музыкальной грамоты», «Вокальные навыки», «Слуховой анализ», «Воспитание чувства метроритма», «Танцевальные движения под музыку») ввиду специфики предмета «Специальность».

Особое внимание уделяется присутствию родителей на уроке (особенно на начальном этапе обучения) – они дают ребенку не только чувство психологической защищенности, но и являются активными участниками урока. Родители благодаря педагогу получают возможность узнать все особенности личности своего ребенка, и такое содружество является неотъемлемой частью дальнейшего успешного обучения детей.

Самым важным моментом в проведении учебно-воспитательной работы в этот период является организация урока и форма подачи материала: сложные теоретические понятия, краткие биографические сведения о композиторах, обозначения динамических оттенков, штрихов и другие специфические элементы дисциплины «Ударные инструменты» преподносятся в виде игры «Поезд»: локомотив и прицепные вагоны (по мере приобретения новых знаний и умений «вагоны» заполняются).

Автор данной методики Е.Р. Забигулин предлагает учащимся стать конструкторами, создателями своих локомотивов; вместе с учащимися преподаватель совершает путешествие «во времени»: в разные страны, эпохи, в гости к разным композиторам… Ребенок является машинистом локомотива, его «пассажиры» – правила и термины, а преподаватель выступает в роли «проводника» (проверяет «билеты» – правила).

Предлагаемая игра «Поезд», по сути, представляет собой стройную, логически выстроенную систему, оригинальную «схему-таблицу» приобретения и закрепления необходимых знаний.

В вагоне – «три полки» (три секции), каждая секция содержит определенный информационный «багаж».

Поезд имеет три обязательных вагона: общий и два спецвагона («Ксилофон» и «Малый барабан»).

«Общий вагон»: здесь представлены правила, определения общемузыкального характера, которые распределены по «полкам».

  • 1-я полка: метр, ритм, пульс, темп, динамика;

  • 2-я полка: правила, касающиеся шумовых инструментов, таблица длительностей, и др.;

  • 3-я полка: правила для звуковысотных инструментов.

«Спецвагон» (Малый барабан): в этом вагоне «едут» правила, определения, понятия, относящиеся к малому барабану.

  • 1-я полка: история возникновения инструмента, применение малого барабана, например, в опере, балете, симфонии, и др.;

  • 2-я полка: строение инструмента, специфика, сравнительная характеристика малого барабана с другими инструментами;

  • 3-я полка: постановка игрового аппарата, аппликатура и др. (см. «Содержание программы»).

«Спецвагон» (Ксилофон) – правила, определения, понятия, относящиеся к данному звуковысотному инструменту.

  • 1-я полка: история возникновения, использование, применение ксилофона и др.;

  • 2-я полка: строение, специфика инструмента и др.;

  • 3-я полка: положение корпуса за инструментом, постановка игрового аппарата и др. (см. «Содержание программы»).

Каждый урок начинается с повторения материала (рассказ учащимся, что или кто находится в данном вагоне), а новый материал является усложнением пройденного. Теоретические знания закрепляются игрой и пением на фортепиано, прорабатываются в метроритмических упражнениях, играх, танцевальных движениях; используются элементы музицирования на разных инструментах (ксилофон, фортепиано), импровизации и простейшего сочинения. Звучание на уроках фрагментов народной, классической музыки, детских песен, просмотр видеоматериалов также является неотъемлемой частью учебного процесса.

Комплексный подход к уроку специальности дает положительный результат не только с точки зрения дидактики, но, прежде всего, с позиции закрепления устойчивого интереса к музыке: учебный процесс становится увлекательным путешествием в страну знаний!

Предложенный репертуарный список произведений изучается в течение всего периода обучения. Рекомендуемая учебная литература по разделу «Развитие творческих способностей» является комплексным дополнением к каждой форме работы на уроке специальности.


Содержание программы


Раздел «Специальность»


История возникновения ксилофона, определение.

Строение инструмента:

а) высота, длина, ширина;

б) диапазон инструмента;

в) материал изготовления.

Положение корпуса за инструментом:

а) по центру напротив;

б) опора ног.

Положение рук, постановка игрового аппарата:

а) два ряда (внешний, внутренний);

История возникновения, развития малого барабана. Строение.

Положение за инструментом:

а) постановка рук (симметричная);

б) хват палочки (фаланги пальцев, замок).

Удар: 4 составляющие:

а) исходное положение;

б) замок;

в) удар (бросок);

г) отскок: фиксированный, не фиксированный.

Ксилофон:

  • донотный инструментальный период: четверти, восьмые, триоли, шестнадцатые, пунктирный ритм (мелкий), тремоло, дубль-штрих, секвенции восходящие, нисходящие, трезвучия, арпеджио, хроматическая гамма в тональностях с одним знаком в ключе (для подвинутых учащихся –

до двух знаков) с правой, левой руки, в две октавы. Все упражнения оформляются метроритмически (от 60-ти, 80-ти до 100), используются динамические оттенки (от p до ff). Штрихи: стаккато, нон легато, легато*.

Малый барабан:

* тремоло

  • упражнения на постановку игрового аппарата;

  • начальный инструментальный период: «мельница» (включение всех пройденных длительностей, пунктирный ритм, дубль-штрих);



  • «нотный» период:

а) понятия: «аппликатура строгая», «свободная»;

б) длительности четвертные, восьмые;

в) паузы четвертные, восьмые.

Все задания выполняются в разных темпах (от 60-ти, 80-ти до 100), с различной динамикой, с использованием штрихов стаккато, нон легато (задания исполняются под метроном Мельцеля).


Раздел «Развитие творческих способностей»


а) Теория музыки, основы музыкальной грамоты:

Беседы о музыке, «история музыки в лицах». Названия звуков, нотный стан. Знакомство с клавиатурой фортепиано, позже ксилофона; регистр, октава.

Понятия: «звукоряд», «гамма», «ступени», названия ступеней (Т, S, D). Ключи, расположение нот на нотном стане. Знаки альтерации; ключевые знаки.

Понятия: «темп», «размер», «сильная» / «слабая доли»; «затакт»; «динамические оттенки»; «кульминация»; «мелодия» и «аккомпанемент». Музыкальный синтаксис: фраза, предложение (период).

Мажор, минор; тон, полутон. Тоника, тональность, аккорд. Главные трезвучия лада.

Тональности: До мажор, Соль мажор, Фа мажор (для подвинутых учащихся Ре мажор, Си-бемоль мажор).

Консонанс, диссонанс; интервал, количественная (качественная) величина интервала до ч. 8 (карточки-попевки).

Все теоретические знания закрепляются игрой на фортепиано, шумовых инструментах, позже - на ксилофоне с обязательным включением импровизации и простейшего сочинения (например, импровизация ступеней, песенок на заданный ритм, досочинение песенки-попевки до тоники и др.).

б) Вокальные навыки:

В данный раздел включены простейшие песенки-попевки, песни с танцевальными движениями, «ролевые» песни, которые прорабатываются в разделах: «Воспитание чувства метроритма», «Танцевальные движения под музыку». Вокальная работа предполагает небольшой объем музыкальных упражнений, песен, несложный для понимания и запоминания учащимися.

в) Слуховой анализ:

Определение на слух и осознание художественно-образного строя прослушиваемых, исполняемых музыкальных произведений и связанных с ним средств выразительности. Осознание структуры, количества фраз, устойчивости и неустойчивости песенок (попевок). Определение на слух мажорного и минорного ладов, направления мелодии в прослушанном, исполняемом произведении; тембровые «угадайки» (звучание различных инструментов).

г) Воспитание чувства метроритма:

Длительности четвертные, восьмые, шестнадцатые, половинные, целые; мелкий пунктир; триоль. Паузы восьмые, четвертные, половинные. Размеры 2/4, 3/4, 4/4, 3/8.

Простукивание, прохлопывание ритмического рисунка исполненной песенки-попевки, исполняемой мелодии, музыкального произведения (нотный текст, ритмические карточки); чтение двухголосных ритмических партитур, с включением рук и ног; за ксилофоном, ударной установкой (координационная работа).

Данный раздел предусматривает работу с ритмическими карточками, «ритмоформулами», включаются речевые игры, ритмические упражнения с шумовыми инструментами и др. Краткое пояснение к некоторым упражнениям:

  • ритмическое эхо (позволяет выработать спонтанную реакцию на ритм звучащей музыки и осознанное восприятие);

  • упражнения со словами (распознавание и сопоставление различных временных сочетаний звуков);

  • ритмическое многоголосие (одновременное сочетание нескольких ритмических нитей; умение соотносить различные длительности в их одновременном звучании);

  • ритмический аккомпанемент – исполнение нескольких ритмов одновременно в качестве аккомпанемента к пьесе (в виде остинато);

  • свободное дирижирование (позволяет освоить элементы музыкальной композиции произведения, научиться осознанно вычленять фразу, предложение, период, акцентирование на динамике, темпе).


д) Танцевальные движения под музыку:

Простые танцы и танцевальные движения решают как дидактические, так и общеразвивающие задачи: умение слышать смену музыкальных образов в песне-танце, развитие координации движений (рук и ног), обострение внимания на смену темпа, ритмических особенностей танца.

Танцы, песни-танцы могут исполняться с использованием различных предметов: легких платков, детских погремушек, шумовых инструментов и др. Важной особенностью данного раздела является и пластическое воплощение музыкального образа в исполняемом примере. Одновременно приобретаются навыки пения, слушания музыки.

Краткие пояснения к танцам:

  • «Жучка» (пластический этюд);

  • «Жуки и бабочки» (смена музыкального образа);

  • «Медведь и заяц» (смена музыкального образа);

  • «Вот какие мы большие» (смена темпа);

  • «Потанцуй со мной, дружок» (запоминание движений, развитие памяти);

  • «Цыплята» (развитие внимания, переключение с ходьбы на движение вперед);

  • «Ткачи» (развитие координации);

  • «Сапожник» (развитие координации);

  • «Стоп» (умение остановиться, «пауза»);

  • «Верблюд» (смена темпа);

  • «Макарена» (координация движений рук);

  • «Утята» (координация движений, внимание);

  • «Маленькие выбражульки» (координация движений, внимание);

  • «Карневалита» (внимание, умение слушать ритм);

  • «Балайо» (внимание, умение слушать ритм);

  • Сен-Санс К. «Карнавал животных» (серия танцев-зарисовок на основе движений животных).



Рекомендуемый репертуарный список


Раздел «Специальность»

Ксилофон

Р.н.п. «Василек»

Р.н.п. «Веселые гуси»

Р.н.п. «Веселый музыкант»

Р.н.п. «Во поле береза стояла»

Р.н.п. «Ходит зайка по саду»

Б.н.п. «Перепелочка»

А. Бородин «Полька»

Г. Бутов «Грустная песенка»

И.н.п. «Кукушечка»

Д. Кабалевский «Ежик»

В. Герчик «Бегал заяц по болоту»

Г. Стативлин «Две частушки»

«Дождик» (закличка)

Е. Тиличеева «Уж я колышки тешу»

Е. Тиличеева «Небо синее»

Е. Тиличеева «Колыбельная»

Е. Тиличеева «Песенка-дразнилка»

И.н.п. «Колыбельная»

И. Потоловский «Жук»

Р.н.п. «Петушок»

П.н.п. «Два кота»

«Приди, приди, солнышко» (закличка)

С. Невельштейн «Машенька-Маша»

У.н.п. «Семейка»

Малый барабан:

А.н.п. «Игрушечный медвежонок»

А. Бородин «Полька»

А. Жилинский «Веселые ребята»

А. Филиппенко «Я на скрипочке играю»

Белорусская полька «Янка»

Д. Шостакович «Марш»

И. Беркович «Этюд»

Л. Моцарт «Юмореска»

Р.н.п. «Василек»

Р.н.п. «Ходит зайка по лугу»

Р.н.п. «Ладушки»

У.н.п. «Звонят колокола»

Эстонский танец

Я. Степовой «Сорока-воровка»


Раздел «Развитие творческих способностей»

Вокальные навыки. Слуховой анализ*:

«Прозвенел звонок»

«Лягушка»

А. Березняк «До, ре, ми»

«Барабанщик»

«Полька Карабас»

Б.н.п. «Сел комарик на дубочек»

«Самолет»

Чешская песенка «Мой конек»

«Кто у нас хороший»

«Братец Яков»

Сл. С. Шадриной, муз. А. Березняк «Ручеек»

«Кукушечка»

Е. Поплянова «Тише, мыши»

«Плавают утята»

«Яблонька»

«Соловейко»


Воспитание чувства метроритма:

1. Затямина Т., Стрепетова Л. Музыкальная ритмика. – М., 2009:

Ритмическое эхо

Ритмическое многоголосие

Ритмический аккомпанемент

Свободное дирижирование

Упражнения со словами

2. Огороднова-Духанина Т. Музыкальные игры на уроках сольфеджио. – СПб., 2008:

«Кот и мыши»

«Подарю мелодию»

«Зевака-торопыга»

«Поезд»

Танцевальные движения под музыку. Слуховой анализ:

Развитие творческих способностей у детей (от полутора до четырех лет): уч.-метод. пособие, DVD-диск / сост. О.В. Шафоростова, Ч., 2011:

«Жучка»

«Жуки и бабочки»



* Материалом для слухового анализа могут служить как отдельные элементы музыкального языка (интервалы, аккорды, и др.), так и произведения по специальности, примеры для развития вокальных навыков, танцевальная музыка (песни-танцы).

«Медведь и заяц»

«Вот какие мы большие»

«Потанцуй со мной, дружок»

«Цыплята»

«Ткачи»

«Сапожник»

«Стоп!»

«Верблюд»

«Макарена»

«Утята»

«Маленькие выбражульки»

«Карневалита»

«Балайо»

Сен-Санс К. «Карнавал животных»*



Рекомендуемая учебная литература


1. Бутов Г. Тетрадь № 4. - М., 2005.

2. Бутова Г. Сборник № 5. - М., 2005.

3. Ветров С. «Сборник упражнений для ксилофона». - М., 2005.

4. Жилин В. Занимательные игры для чтения с листа». - Ч., 2005.

5. Крылова Г.И. Азбука маленького баяниста. - М., 2010.

6. Шафоростова О.В. Развитие творческих способностей у малышей от полутора до четырех лет. 3 год обучения. Нотное приложение Ч., 2009.

7. Шафоростова О.В. Хрестоматия для преподавателей I, II части Ч., 2009, 2011.






* Пьесы на выбор.

Библиографический список


Раздел 1 (методическая литература):


  1. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио / Е.В. Давыдова. – М., 1986.

  2. Затямина Т., Стрепетова Л. Музыкальная ритмика / Т. Замятина, Л. Стрепетова. – М., 2009.

  3. Рабочая программа по специальности «Ударные инструменты». – М., 1988.

  4. Рабочая программа для подготовительного класса ДМШ № 2, г. Ноябрьск / cост. Л.В. Михайлик, 2009.

  5. Рабочая программа по сольфеджио для ДМШ № 2, г. Ноябрьск / cост. В.А.Мишина, 2008.

  6. Огороднова-Духанина Т. Музыкальные игры на уроках сольфеджио / Т.Огороднова-Духанина. – СПб., 2008.

  7. Франио Г.С. Ритмика в Детской музыкальной школе / Г. Франио. – М., 1997.

  8. Шафоростова О.В. Развитие творческих способностей у малышей от полутора до четырех лет: метод. пособие и разработка уроков для педагогов и родителей / сост. О.В. Шафоростова. – Челябинск: ЧГИМ, 2009.

  9. Шафоростова О.В. Поющие пальчики / О.В. Шафоростова. – Челябинск, 2011.

Раздел 2 (нотные сборники):


  1. Андреева М. От примы до октавы. 2 класс / М. Андреева. – М.: Кифара, 1994.

  2. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 класса ДМШ / Н. Баева, Т. Зебряк. – М., 1983.

  3. Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике / Т.Бырченко, Г. Франио. – М., 1991.

  4. Вейс П.Ф. Ступеньки в музыку / П.Ф. Вейс. – М., 1987.

  5. Гусята. Зарубежные песни для детей младшего возраста / сост. Н. Ветлугина. – М., 1964.

  6. Жилин В. Речевые упражнения / В. Жилин. – Варна, 1993.

  7. Котляревская-Крафт М.А. Сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ / М.А. Котляревская-Крафт. – Л., 1989.

  8. Котляревская-Крафт М.А. Сольфеджио для первого класса / М.А.Котляревская-Крафт. – Л., 1987.

  9. Науменко Г. Жаворонушки / Г. Науменко. – М., 1977. – Вып. 1.

  10. Науменко Г. Жаворонушки / Г. Науменко. – М., 1981. – Вып. 2.

  11. Науменко Г. Жаворонушки / Г. Науменко. – М., 1984. – Вып. 3.

  12. Науменко Г. Жаворонушки / Г. Науменко. – М., 1986. – Вып. 4.

  13. Карл Орф Музыка для детей / Орф Карл. – Челябинск, 2008. – Т. 1.

  14. Поплянова Е.М. Давай сыграем сказку / Е.М. Поплянова. – Челябинск, 1997.

  15. Поплянова Е.М. Жили-были Трали-Вали / Е.М. Поплянова. – Челябинск, 1997.

  16. Смирнова Т.И. Интенсивный курс по фортепиано: уч. пособие. Мои первые песенки / Т.И. Смирнова. – М., 2008.

  17. Соколова Н. Ребенок за роялем. Хрестоматия для фортепиано / Н. Соколова. – Л., 1987.

  18. Стоклицкая Т.Л. Сто уроков для самых маленьких. Часть первая / Т.Л. Стоклицкая. – М., 1999.

  19. Тухманов Д. Веселые нотки / Д. Тухманов. – Ч., 2004.

  20. Тухманов Д. Знакомые насекомые / Д. Тухманов. – Ч., 2004.

  21. Шафоростова О.В. Развитие творческих способностей у малышей от полутора до четырех лет 3 год обучения. Нотное приложение / О.В.Шафоростова. – Челябинск, 2009.

  22. Шафоростова О.В. Хрестоматия для преподавателей. I, II части / О.В.Шафоростова. – Челябинск, 2009, 2011.































Приложение



ОБЩИЙ ВАГОН


Мажор, минор. Регистры, диапазон, #, ь. Тон, полутон. Консонанс, диссонанс. Интервалы и т.д.

Длительности

Метр, ритм, пульс















f


mf


mp


p



1) медленный 2) умеренный 3) быстрый





СПЕЦВАГОН (МАЛЫЙ БАРАБАН)



Положение игрового аппарата, рук, корпуса. Удар, аппликатура и т.д.

Строение, правильный уход, и т.д.

История, применение, оркестровые трудности и т.д.





















СПЕЦВАГОН (КСИЛОФОН)



Постановка и т.д.

Строение и т.д.

История, применение и т.д.































«Общий» «Спецвагон» «Спецвагон»

вагон Малый барабан Ксилофон














Учебное издание



Евгений Рашидович Забигулин

Вероника Анатольевна Мишина


Комплексная программа для подготовительного класса

по специальности «Ударные инструменты».

Срок реализации 1 (2) года


Редактор Н. В. Кузнецова





Сдано в печать 08.02.2012

Подписано в печать

Формат 60х84 1/16

Объем 0,9 уч.-изд. л.

Заказ № 33

Л.-отт. 4

Печать цифровая

Тираж 100 экз.



Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского

454091 Челябинск, ул. Плеханова, 41

___________________________________________________________________

Отпечатано в типографии ЮУрГИИ


16




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Забигулин Евгений Рашидович, Мишина Вероника Анатольевна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173756


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства