kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Организация домашних занятий в классе по специальности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка преподавателя ДШИ 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Организация домашних занятий в классе по специальности"»

Детская школа искусств №5



















«Организация домашней работы в классе по специальности»







Преподаватель по классу

скрипки ДШИ №5

Кругликова Людмила Маратовна.















г. Майкоп

Воспитание творческой самостоятельности учащихся дна из главных задач современной музыкальной педагогики. Сегодня главной проблемой для многих учащихся музыкальных школ является отсутствие навыков упорядоченной домашней работы. Проблема развития этих навыков всегда будут волновать преподавателей, заставляя их искать привычки, подходы, умения, которые должны быть освоены учеником для того чтобы его домашняя работа была более продуктивной.

В современном обществе музыкальное классическое образование стало терять свою значимость и ценность. т.к. занятия музыкой не смогли конкурировать с игрой на компьютере, иностранными языками, спортивными увлечениями. Поэтому каждый год в школу приходит иное поколение, совершенно иные дети, информации они усваивают больше, мыслят все быстрее, но удивляются и восхищаются меньше. А так как, в музыкальную школу принимаются абсолютно все желающие дети, нередко без необходимого уровня музыкальных способностей, мы, педагоги обязаны их научить независимо от их данных. Поэтому учёба оказывается не очень приятным занятием для детей со средними и минимальными музыкальными способностями. Как поддержать интерес к занятиям в обучении на инструменте и научить правильно и продуктивно заниматься дома, учитывая возросшую информационную нагрузку в образовательной школе, которая требует все большего времени для учебы как в школе, так и дома? В этом и заключается задача классного руководителя по специальности, чтобы подготовить учащегося к самостоятельному творческому труду, объяснить, что только систематические домашние занятия –главное условие овладения исполнительским мастерством. Поэтому надо установить, какие привычки и умения, подходы должны быть усвоены учеником для того, чтобы домашняя работа была продуктивной, постараться увидеть трудности, которые лежат на пути выработки правильных решений в работе. Воспитательный аспект организации домашней работы особенно важен и сложен.

Для того, чтобы система домашних занятий ученика была продуманной, проработанной и продуктивной нужно грамотно и чётко дать наставления и правильно разъяснить план самостоятельной работы, постараться вместе с ребенком организовать распорядок дня, составить четкий план, когда и как что выполнять. Нужно тщательно распланировать время ученика и свое время, чтобы была возможность проверить заданное и обсудить с учеником результаты работы.



Сложность и специфика обучения игре на инструменте в том и заключается, как бы хорошо не занимался педагог в классе, за 2 урока по специальности желаемого результата не достигнуть. Необходима ещё усердная длительная работа самого ученика дома. Домашняя работа – главное, основное, в деле обучения. Это – вид деятельности, который выполняется учеником по домашнему заданию и под чётким руководством преподавателя, но без непосредственного участия педагога в нём. В процессе данной деятельности учащийся пытается достигнуть поставленной цели своими собственными усилиями (умственными, творческими, физическими,).

Именно поэтому, в нашем классе уделяется самое большое внимание тому, как протекает домашняя работа ученика: когда и сколько он занимается, каков КПД его занятий, особенно в начальный период обучения. Уходя с урока, ученик знает над чем, как и сколько ему работать. Домашнее задание в дневнике записывается самым подробнейшим образом, где указываться не только задача, но и пути, методы её достижения. Составляем план домашней работы вместе с родителями ученика? Включаем в него длительность, дату, и то, что постараться за это время сделать. Занимаясь каждый день, ученик приобретает привычку к ежедневным занятиям, проявляет свою волю и усилия. Каждый день хоть немного что- то улучшить!

Если ученик младших классов плохо знает ноты, мы делаем цветные альбомы. Для того чтобы быстрее выучить нотную грамоту, длительности, нюансы, мы используем метод цветных нот. Каждая нота у нас обозначается определенным цветом, что делает запоминание более быстрым. Дошкольники и младшие школьники рисуют иллюстрации к музыке ярко программного характера, придумывают сказки, подбирают стихотворения к исполняемым пьесам. Затем устраиваем выставку своих альбомов, где дружно выбираем лучшие рисунки. Такие задания приносят большую пользу, обсуждая стихотворение, сказку, стараемся показывать и рассказать это все музыкой.

В подготовительном классе я предлагаю родителям заниматься с ребенком 15-20 минут. И по 30. 40 минут в первом и во втором классе. Задание даю выполнимое, чтобы домашняя работа была в радость. Ребенок должен, видеть результаты своей работы, трудиться дома с удовольствием и, поэтому заданное формулирую конкретно. Заниматься нужно порциями. В процессе работы должна уставать голова, а не руки. То есть поддерживать благоприятную окружающую среду. Тридцать минут занятий в удобное для ребенка время и по доброй воле, когда ему, что называется, «загорелось», дадут больше, чем три часа игры по приказу и с неохотой, с закипающем в душе чувством протеста.

Вот, к примеру, «Вредный совет» в духе Г. Остера:

Заставляйте заниматься

Каждый день по два часа,

Если будет отвлекаться,

Станьте рядышком с ремнем.

Разгоните всех подружек

(Если мальчик – всех друзей)!

Разломайте телевизор,

Телефон, велосипед.

И тогда итог отменный

Я могу вам обещать:

Музыку – возненавидит,

Но экзамен сдаст на «пять»!

Итак, продолжительность домашней работы зависит от концентрации внимания, и за этим в нашем классе следим прежде всего. Необходимо заниматься хотя бы по полчаса, но обязательно каждый день. Домашняя работа нужна для закрепления полученных навыков и дальнейшего освоения материала и является ежедневной и обязательной.

Прежде чем исполнить любое музыкальное произведение, надо знать, что для этого необходимо приобрести определённые игровые навыки и движения. Чтобы ученик понял, как надо работать над этим местом дома, иногда можно предварительно прорепетировать в классе. Многократные повторения определённых приёмов с внимательным вслушиванием в интонацию и наблюдением в это время за движениями, помогают понять этот навык и закрепить его в домашних занятиях.

Всё это сразу сделать не получится, но приучать ребенка к ежедневному труду как к обязанности, на которую ребенок постепенно учится выделять нужное количество времени в своем распорядке дня, безусловно, необходимо. Предлагаю учить частями и замечать повторения в заданном материале.

Разбирать новые произведения предлагаю понемногу, по частям, по тактам, по фразам. Если отработать маленькую фразу в произведении правильно, можно сэкономить время т.к. в музыке, как правило, используется очень много повторений или похожих мест с незначительными отличиями. Учить надо по 2-4 такта, только потом двигаться вперед.

Советую выбирать что сейчас важнее и на что нужно обратить внимание в первую очередь. Может быть, к следующему уроку следует поучить этюд, а пьесам посвятить только 5 минут или начать их учить немного позже?

Останавливаемся на трудных тактах. Когда мы разобрали произведение, объясняю, что совершенно бесполезно играть от начала и до конца и предлагаю учить те места, где он «спотыкается», где не может его исполнить точно. Учу ребенка моменту - предслышания того, что он собирается сыграть и контролю над тем, что он играет. Недостаточно записать в дневнике ученику: отработать, выучить. Нужно объяснить, рассказать, показать, как это делать. В классе, важно обращать внимание на качество звука, получаемого при исполнении верным приемом, сравнивать качество звука с неправильным звукоизвлечением. Чтобы ребёнок мог правильно выучить технический материал дома, в процессе урока показываю ему те или иные приёмы на практике, а потом попрошу повторить его так же и делаю это до тех пор, пока обучающийся не справится с поставленной для него задачей на уроке, а затем будет самостоятельно отрабатывать этот навык дома.

Учим наизусть! Сначала мы делим произведение на части, предложения, фразы, такты, даже мотивы! Учим наизусть понемножку! Если сегодня не получилось запомнить, пробуем повторить на следующий день или перед уроком. Такое качество, как самостоятельность у учеников развиваю

постепенно, но непрерывно, а также соблюдаю принцип посильности, принцип обучения новым формам и методам самостоятельной

работы, принцип заинтересованности в обучении, принцип постоянной

занятости. И, конечно, не стоит забываю о принципе поощрения,

все успехи и достижения должны быть замеченными. Оценка за урок – один из стимулов к занятию. К выставлению оценки необходимо относиться очень осторожно, особенно в начальный период.

Преподаватели, обычно, не задают ученикам заданий, связанных с изучением личности композитора изучаемых произведений, опасаясь перегрузить детей. Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, в нашем классе ученики в интернете могут найти произведение которое он изучают. Имеет смысл давать такие задания, как: прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников –учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением; просмотреть портреты великих композиторов. Самостоятельная работа по сбору материала о композиторе, истории создания произведения, прослушивание этих произведений с последующим обсуждением и уже совместным прослушиванием на уроке, все это к более глубокому пониманию и осмыслению музыки. Учащиеся старших классов, пользуясь Интернет-ресурсами могут составлять рефераты, отыскивать интересные факты творчества композиторов и исполнителей, а также просматривать фрагменты их выступлений, учась сценической культуре. Важно лишь компетентно сформировать мотивацию творческой деятельности, начиная с малого. Кроме того, важно регулярное посещение различных филармонических концертов, музыкальных вечеров, театров, музеев, культурных мероприятий.

Подведем итоги сказанного и сделаем выводы:

• Домашнее задание необходимо четко и грамотно комментировать и объяснять;

• Объем домашнего задания должен быть выполнимым, необходимо учитывать индивидуальные способностей учащегося;

• Нужно учитывать возрастные особенности детей, а также их отношение к занятиям;

• Необходимо применять разнообразные формы домашнего задания;

• в домашнюю работу нужно включать задания творческого характера.

Хорошо организованная домашняя работа учащегося, будет связующим звеном между уроками, подкрепит качество занятий, повысив, при этом, эффективность обучения.









Список используемой литературы.

1. Мострас К.Г.«Система домашних занятий скрипача» Музгиз, 1956.

2. Григорьев В.Ю. «Начальный период обучения»// Методика обучения

игре на скрипке. – М., «Классика – XXI», 2006.

3. «Как учить игре на скрипке в музыкальной школе.» – М., «Классика

– XXI», 2006.

1. Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке. СПб.: Изд-во Композитор, 2004. – 120с.

2. Баринская, А.И. Начальное обучение скрипача. Изд-во Музыка, 2007. – 104с.

3. Берлянчик, М. М. Как учить играть на скрипке в музыкальной школе. - М.: Издательский дом Классика –XXI, 2006. – 205 с.

4. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Ленинград, Изд-во Музыка, 1970. – 160с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Организация домашних занятий в классе по специальности"

Автор: Кругликова Людмила Маратовна

Дата: 07.05.2023

Номер свидетельства: 630968

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "ДОКЛАД  К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ  СОВЕТУ «Организация учебного процесса в классе специального  фортепиано»"
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-k-piedagogichieskomu-sovietu-orghanizatsiia-uchiebnogho-protsiessa-v-klassie-spietsial-nogho-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "248920"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446805249"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "методические рекомендации "Как организовать домашние занятия учащегося по специальности""
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-kak-orghanizovat-domashniie-zaniatiia-uchashchieghosia-po-spietsial-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "318964"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460707407"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа элективного курса по математике по теме "Проценты" для учащихся 9 класса. "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-po-tiemie-protsienty-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423988981"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Календарно-тематическое планирование адаптированной рабочей программы предмета «Физическая культура»  для специальной медицинской группы (1-4 классы)"
    ["seo_title"] => string(164) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-adaptirovannoi-rabochiei-proghrammy-priedmieta-fizichieskaia-kul-tura-dlia-spietsial-noi-mieditsinskoi-ghruppy-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "254654"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783453"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений, предупреждение перегрузки учащихся предмет история "
    ["seo_title"] => string(143) "domashnieie-zadaniie-kak-sriedstvo-formirovaniia-prochnykh-znanii-i-umienii-priedupriezhdieniie-pierieghruzki-uchashchikhsia-priedmiet-istoriia"
    ["file_id"] => string(6) "221945"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435685006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства