Домашнее задание по истории: содержание и методика организации
Одним из важнейших дискуссионных вопросов современного урока остается вопрос домашнего задания. Как бы увлекательно ни был раскрыт учителем новый исторический материал, как бы активно ни работали учащиеся в классе, внимание их по тем или иным причинам может быть отвлечено в ущерб восприятию содержания урока. Не всегда учитель и сам раскрывает на уроке новый материал во всем его объеме. Иногда по разным причинам он вынужден остановиться более подробно лишь на ведущих, основных, наиболее трудных вопросах, а остальное излагает кратко, или предлагает учащимся самостоятельно освоить материал, не требующий разъяснения учителя. Некоторые учителя используют вредный прием — наказание домашним заданием повышенного объема и сложности. Психологическое основание этого в том, что иные взрослые подсознательно или сознательно убеждены: школьное образование - необходимый, но тяжелый и безрадостный труд. Поэтому до сих пор идут дискуссии: задавать на дом или нет? Каковы допустимые объемы и время на выполнение домашнего задания? Как оно влияет на успеваемость?
На наш взгляд, без домашних заданий не обойтись. Что призвано давать домашнее задание, и не может дать урок? Возможность трудиться спокойно, без спешки, не ожидая оценок учителя и товарищей; работать не с максимальным, но оптимальным для того или иного ученика напряжением; самостоятельно планировать очередность видов деятельности, ход предпринятой работы; привлекать по-своему желанию дополнительную литературу; привести все знания в систему.
В процессе выполнения домашнего задания решаются такие дидактические задачи:
• вторичное повторение учебного материала урочной темы;
• повторение и осмысление учебного материала на уровне учебной темы и всего курса с учетом новых знаний и умений, которые были получены учащимися в результате изучения урочной темы;
• дальнейшее осмысление новой информации, приобретенной в результате изучения темы урока;
• содействие развитию у учащихся навыков самостоятельной работы. Подготовить хорошее домашнее задание для учащихся, которое бы отвечало всем дидактическим требованиям, непросто. Вот почему при подготовке к будущим занятиям учитель должен этому вопросу уделить столько же внимания, сколько и подаче нового материала. Не раз приходилось убеждаться в том, что некоторые ученики не выполняют домашнее задание не потому, что ленятся, а потому, что не знают, как к нему приступить, или не знают теоретического материала, который необходим. В этом случае мы сами создаем тенденцию формирования безответственности, нечестности и других отрицательных качеств.
Поэтому подробная, но сжатая инструкция по выполнению домашнего задания обязательна. В инструкции необходимо указать последовательность работы (с чего начинать, к чему переходить, чем заканчивать), как работать (одному или с товарищем, только ли прочитать и пересказать, читать по частям и пересказывать, читать и попутно рассматривать карту, схему, рисунок и т. д.). При этом следует проверить, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения.
Особого внимания заслуживает такой аспект организации домашнего задания, как мотивация (пробуждение любознательности, усовершенствование навыков, апеллирование к оценке их труда, учет индивидуальных склонностей учеников).
Желательно, чтобы домашнее задание охватывало все стороны учебного процесса: усвоение содержания, обучение умениям и формирование мировоззренческих и нравственных убеждений. Целесообразно предложить учащимся задания различного уровня познавательной самостоятельности (от репродуктивного до творческого).
Домашнее задание по истории необходимо строить, прежде всего, на основе пройденного на уроке материала, органически с ним связанного и непосредственно из него вытекающего. Поэтому в большинстве случаев домашнее задание дается в конце урока. Однако при выполнении учащимися домашнего задания иногда предлагается повторить и ранее пройденный материал, тесно связанный с содержанием последующего урока. Так, например, учащиеся 6-го класса более осмысленно изучают вопрос о свержении татаро-монгольского ига при условии, если на предыдущем уроке им будет предложено повторить дома материал о борьбе народов нашей страны с монголо-татарским нашествием.
Вместе с тем при объявлении учащимся домашнего задания учителю - следует учитывать реальные результаты закрепления. И в соответствии с ними скорректировать объем и содержание предлагаемых заданий.
Домашняя работа учащихся по истории должна быть построена не только на основе программного, но и раскрывающего его дополнительного материала, например, исторического документа.
Домашнее задание строится в порядке постепенного усложнения. Например, после того как учащиеся овладеют умениями и навыками составления хронологических таблиц (дата — событие; дата — событие — итоги, значение; дата — событие — содержание — значение), можно переходить к составлению более сложных видов таблиц: синхронистическим (например, «Россия и её соседи в XIII в.»: год — западные страны — русские земли — Монголия) и генеалогическим (например, «Правление династии Рюриковичей»). Аналогично организуется работа с другими средствами обучения: картами, схемами, изобразительной наглядностью и т. д.
Задания, которые получает ученик на дом, не должны быть тягостными, а, наоборот, вызывать радость и удовлетворение от выполненного, сделанного. Вот почему оно должно быть необычным (элемент интереса), посильным и обязательно оцененным. В связи с этим следует выделить некоторые приемы при организации домашнего задания по истории.
Прием «Три уровня домашнего задания».
Учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень — обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику. Второй уровень задания — тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого уровня. Третий уровень используется учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это — творческое задание. Обычно оно выполняется, по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн, презентацию и др.
Прием «Задание массивом».
Любой из трех уровней домашнего задания учитель может задавать массивом, т. е. предлагает большое количество вопросов, заданий, задач, из которых ученик может выполнить столько, сколько посчитает нужным, или не менее определенного количества. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, который „по силам". Таким образом, он сам отслеживает уровень своей компетентности. Преимущества задания массивом:
1) происходит самосогласование ребенка и уровня задания, которое он выполняет, он учится с первого взгляда оценивать сложность задания;
2) дети выполняют разные задания, у них появляется дополнительная возможность обменяться решениями;
3) выбирая свои вопросы, задания, ученик читает остальные, его учебный кругозор становится шире, он знает гораздо больше заданий, чем ему предлагают.
Прием «Особое задание».
В классе всегда есть ребята, которым учитель уделяет особое внимание, „олимпийский резерв". Раз особое внимание — то и особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно в специальной тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.
Прием «Необычная обычность».
Способ формулировки и выбора домашнего задания также может быть необычным. Например, номера заданий, вопросов дети могут узнать через «лотерею», кидая кубик (для 5-го класса) и т. д.
Домашняя работа по истории выполняется как в устной, так и в письменной форме. Проверяя письменные домашние работы учащихся, следует использовать не только красную пасту. Успех ребенка, все, с чем ему удалось справиться, можно отмечать зеленой пастой. Доминирование зеленого цвета стимулирует учащегося к росту, к занятиям данным предметом.
Многие учителя практикуют сегодня опережающее домашнее задание. Предварительное чтение параграфов учебника или других материалов является наиболее распространенным видом опережающих заданий. Предварительное чтение будет эффективнее, если использовать приемы т. н. „активного чтения": инсерт (маркировка текста с помощью условных обозначений), ведение различных записей (бортовые журналы, двойные дневники) и др.
В заключение отметим, что мы затронули лишь некоторые аспекты такой актуальной проблемы, как методика организации домашнего задания по истории. Отдельного рассмотрения заслуживают вопросы обучения способам выполнения домашнего задания, особенности использования современного УМК для домашней работы. Важность и перспективность разговора очевидна, поскольку организация домашнего задания является одним из ключевых звеньев в процессе постижения учащимися истории.