kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«О психологии общения на начальном этапе обучения музыки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Особая роль в проектировании комплексного развития юного музыканта принадлежит психологическому обоснованию ключевых компонентов существования и ориентации ребенка в пространстве музыки. Это – вопросы развития художественно-образного мышления, целостного восприятия музыкального произведения, постижение основ исполнительской технологии, сотрудничество – сотворчество в совместной деятельности музицирования учителя-ученика.

            В этой связи Яворский считал, что профессиональное обучение надо базировать на воспитание музыкального мышления методом развития всех художественных и интеллектуальных данных, заложенных в человеке. В свете этой идеи приоткрывается тайна музыкального таланта, которая кроется в том, что еще до первого прикосновения к инструменту в душе, в сердце. В голове ребенка музыка уже звучит, переполняет его во всех ярчайших деталях. Для успешного развития юного исполнителя следует начинать с двух ведущих мотиваций:  музыкальной и игровой.        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««О психологии общения на начальном этапе обучения музыки» »

Федорова Светлана Леонидовна

Преподаватель по классу гобоя

Детская музыкальная школа № 1, г. Костанай

«О психологии общения на начальном этапе обучения музыки»




В современной музыкальной педагогике отчетливо просматриваются новые концепции, основанные на философско-методологическом подходе к музыкальному воспитанию и образованию.

Модернизация в образовании выдвигает новые критерии качества образования. По ним современная программа должна отвечать таким требованиям:

  1. Признание равноправно всех видов музыкальной деятельности ребенка: хоровое пение, слушание-восприятие музыки, ритмическое движение, игра на инструментах, творческая импровизация.

  2. Включение важных составляющих - духовная музыка, фольклор.

Обучение должно быть построено по таким дидактическим принципам:

  1. Обучение на высоком уровне сложности.

  2. Ведущая роль теоретических знаний.

  3. Изучение программного материала быстрыми темпами.

  4. Систематическая работа над общим развитием всех учащихся.

Особая роль в проектировании комплексного развития юного музыканта принадлежит психологическому обоснованию ключевых компонентов существования и ориентации ребенка в пространстве музыки. Это – вопросы развития художественно-образного мышления, целостного восприятия музыкального произведения, постижение основ исполнительской технологии, сотрудничество – сотворчество в совместной деятельности музицирования учителя-ученика.

В этой связи Яворский считал, что профессиональное обучение надо базировать на воспитание музыкального мышления методом развития всех художественных и интеллектуальных данных, заложенных в человеке. В свете этой идеи приоткрывается тайна музыкального таланта, которая кроется в том, что еще до первого прикосновения к инструменту в душе, в сердце. В голове ребенка музыка уже звучит, переполняет его во всех ярчайших деталях. Для успешного развития юного исполнителя следует начинать с двух ведущих мотиваций: музыкальной и игровой.

Спросите маленького школьника, любит ли он музыку, хочет ли заниматься ею, мечтает ли посещать музыкальную школу, играть на музыкальных инструментах? Отрицательный ответ можно услышать сравнительно редко. Почему же мы так часто наблюдаем разочарование детей в музыке, видим, как они скучают на занятиях, с неохотой посещают музыкальную школу?

Значит, существует противоречие между тем, что ребенок ждет от музыки, и тем, что он получает. Что же дети ждут от музыки? Прикасаясь к клавишам фортепиано, с любопытством и настороженностью воспринимая музыкальные звуки, слушая музыку мультфильмов, музыкальные сказки, он радуется, удивляется, делает открытия, и на все, что слышит, реагирует по-детски непосредственно. Его привлекает возможность выразить свои чувства, впечатления, наивные фантастические образы в таинственных и пока еще непонятных звуках, в их сочетаниях, в которых он интуитивно угадывает понятный смысл.

Что делаем мы, педагоги, для того, чтобы не обмануть ожидание детей? Вместо того, чтобы постепенно и терпеливо учить школьников понимать и любить музыку, начинаем это делать целенаправленно и методично, игнорируя при этом природу детского восприятия и директивно навязывая нашу взрослую программу восприятия, наше видение и понимание музыкального смысла. При этом в качестве основного требования выдвигается обязательность усвоения учебного материала. В итоге, чтобы стать на позицию ребенка и постигать искусство вместе, учитывая его возраст и потребность, мы организуем учебно-воспитательный процесс исходя из общепринятых требований и правил. Достижение такого формализованного результат всегда связывается в «механической» стороной процесса обучения: с бесконечным заучиванием, закреплением, повторением и прочее.

Все это лишает детей их ожиданий радости, удивления, открытий и снижает непосредственность восприятия. Стоит ли после этого удивляться, что у детей так быстро пропадает интерес к музыке? Поэтому давайте рассмотрим аспекты работы на начальном этапе обучения.

Когда ребенок приходит в школу, очень важно, чтобы он принял роль школьника. Преподаватели и родители должны ясно сформулировать правила, контролировать, как ребенок справляется с новыми требованиями. Родителям никогда не следует забывать, что о школьной работе дома всегда надо говорить с серьезностью. Кроме того, вместе с педагогом им необходимо стремиться, чтобы роль школьника формировалась вокруг положительного полюса образа себя, чтобы у ребенка было обоснованное чувство, что он хороший школьник, и чтобы он гордился новой общественной позицией. Внутреннее вживание в роль школьника – дело постепенное. Поэтому и детям, и педагогам требуется время и пространство для этого процесса.

В первом классе некоторую опасность представляет двойственное отношение ученика к учителю. Даже если преподаватель ласковый и приветливый, ему все - равно приходится выступать в качестве ограничивающего авторитета, требующего соблюдать правила поведения. Дети мечтают о расположении учителя и относятся к нему с восхищением. Одновременно боятся его и проявляют упрямство. Выражается это в том, что одни становятся очень робкими, а другие – недисциплинированными. Если учитель правильно понимает поведение ученика, он не создаст преждевременного о нем плохого представления.

Еще одну опасность в первом классе представляет то факт. Что дети получают знания в готовом виде. Тем самым сильно ограничивается их самостоятельность. Почти все дети вначале ходят в школу с радостью, но после нескольких месяцев это чувство ослабевает. Для подкрепления и сохранения положительной мотивации учитель стремится создать на уроках такую обстановку, чтобы у каждого ребенка была возможность проявлять врожденную любознательность, и в тоже время, чтобы у него поддерживалось впечатление об успешной своей деятельности и в школе, и дома.

Вскоре после начала занятий появляется так называемый фантом школьной отметки. Еще не поступив в школу, дети мечтают, что будут получать только пятерки. Когда педагог начинает ставить отметки, ребенок воспринимает позитивно только пятерку, остальные оценки для него негативны. Первоклассник не понимает синтетическую природу школьной оценки, он коллекционирует пятерки, словно боевые трофеи, и боится остальных отметок. Фонтом школьной оценки во многом создают родители. Большинство из них полагает, что в начальных классах их дитя должно учиться только на пятерки. Поэтому учителю в первом классе не следовало бы придавать большое значение оценке успеваемости. В формировании позитивной мотивации к занятиям большую роль играет тот момент, как учитель знакомит детей со своей оценкой их работы. Например: проверяя домашнее задание, нужно не просто прослушать и указать на ошибки, а обязательно похвалить ребенка за каждый новый шаг в усвоении материала. Значение оценки учителем неоднократно находило подтверждение в педагогической практике, оно было доказано и исследованиями.

Самых высоких результатов добивается та группа, в которой педагог позитивно оценивает малейший успех учеников. Заметно слабее идет учеба у тех школьников, которым педагог лишь указывает на ошибки, и которых редко хвалит. Конечно. Не всем детям удается в первые месяцы занятий проявить себя. Поэтому, нам, преподавателям, следует говорить ученику. Что он добился хороших результатов, даже вопреки тому, что в действительности. Сообщаем ученику о хороших результатах в форме внушения, т.е. с эмоциональным воздействием: берем за руку, похлопываем по плечу и т.д. Даем ученику возможность закрепить впечатление о хороших результатах. Например: он хорошо играет пьеску - пусть исполняет ее на родительском собрании. Нужно создать в окружении ученика благоприятное к нему отношение. Ради хороших результатов ученика мы «болеем за него», «держим его сторону» даже тогда, когда он учится слабо.

В нашей работе надо учесть, что младших школьников отличает особая восприимчивость к различным видам искусства. Высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы, всех органов чувств позволяет им интенсивно обогащать свои зрительные, слуховые, обонятельные и особенно речеслуховые представления, которые являются основой образной памяти, мышления, богатого воображения и ассоциаций. Для воображения детей характерны: сила, яркость, живость. Младшие школьники эмоционально отзывчивы, непосредственно и откровенно выражают свои переживания. Но в то же время они отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, у них преобладает непроизвольное внимание. Учитывая эти особенности, нам, педагогам, нужно создавать на уроке оптимальные условия для познавательной и творческой деятельности ученика.


Заключение.


Современное время предъявляет новые требования к музыкальным урокам: важнейшая роль отводится чувствам и эмоциям, комплексному воздействию на ученика ( на их психику, моторику, физиологию), единству эмоционального, художественного и сознательного отношения к музыке.

Эффективность уроков музыки зависит не столько от программы и методик, сколько от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства.

Искусство общения, значение психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы в педагогической работе. Уметь строить отношение с детьми, находить подход к ним, расположить их к себе необходимо каждому педагогу. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет использовать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет установить контакты с детьми и их родителями. Залог успеха любых начинаний педагога, какую бы задачу он не решал, - это создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Общение с детьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с детьми, должен этому учиться.

Общение, как процесс обмена информацией, направленный на активизацию восприятия, на понимание мыслей и чувств другого, проявляется через несколько форм сотрудничества, среди которых можно выделить эмоциональное, предметно – действенное, игровое и учебное. Педагог выступает универсальным источником тепла и любви, защиты и принятия, носителем социальных отношений, культурных норм, общих способов мышления и деятельности.

Мы затронули одну из проблем педагогики «О психологии общения на начальном этапе обучения». Я постаралась коротко показать некоторые важные аспекты воспитания и обучения первоклассников. Конечно, все охватить и продумать по этой проблеме очень сложно. На практике каждый из нас приобретает индивидуальный опыт общения с детьми и приобретает его в своей работе.





Литература:

  1. К.Блага, М.Шебен «Я – твой ученик, ты - мой учитель»

  2. Чепуров В.Н. «Музыка в школе», М.1993г.

  3. Школяр Л.В. «Музыка в жизни младших школьников» М.,1991 г.

  4. Добрович Л.Б. «Воспитателю о психологии и психогигиене общения» М.,1987 г.

  5. Выготский Л.С. «Педагогическая психология»

  6. Берлянчик М.М. «Концепция профессиональной фундаментализации начального музыкального образования» М., 1993г.

  7. Малиновская А.В. «Актуальные проблемы музыкальной педагогики» М., 1982г.

  8. Яхиманская И.С. «Личностно – ориентированное обучение в современной школе» М.,1996г.

  9. Ткачева А.В. «Инновационные подходы в организации музыкального образования» Интернет, 2005г.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
«О психологии общения на начальном этапе обучения музыки»

Автор: Федорова Светлана Леонидовна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122886

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Игры на уроках как средство обучения английскому языку "
    ["seo_title"] => string(62) "ighry-na-urokakh-kak-sriedstvo-obuchieniia-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "216274"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432917070"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) ""Игровая интерпретаторская среда,способствующая быстрому,психологически комфортному овладению учеником премудростями скрипичной постановки""
    ["seo_title"] => string(159) "ighrovaia-intierprietatorskaia-srieda-sposobstvuiushchaia-bystromu-psikhologhichieski-komfortnomu-ovladieniiu-uchienikom-priemudrostiami-skripichnoi-postanovki"
    ["file_id"] => string(6) "288286"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454603427"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Час общения с психологом "Секреты дружбы" "
    ["seo_title"] => string(50) "chas-obshchieniia-s-psikhologhom-siekriety-druzhby"
    ["file_id"] => string(6) "118612"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413202014"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Сценарий этапа "Мастер класс"  конкурса "Педагог года" "
    ["seo_title"] => string(56) "stsienarii-etapa-mastier-klass-konkursa-piedaghogh-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "109433"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404529175"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства