Нужна ли игра на уроке английского языка? Многие учителя считают игру бессмысленным развлечением, потерей времени на уроке. Человеческая игра есть изначально мотивированная осмысленная деятельность, которая включает в себя и предметную, и теоретическую, и душевную деятельность.
Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учеников, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учеников волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению иностранным языком.
Для школьников игра – путь к познанию в дополнение порой к скучным, однообразным, повторяющимся из урока в урок методическим приёмам учителя. Играя ученики без особых усилий, с удовольствием включаются в процесс обучения, забывая, что идёт урок. Учитель выступает в другой роли: он или ведущий, или судья, или участник игры. С радостью играют ученики всех возрастов(дети, подростки, юноши), особенно если игра принимает форму соревнования, требующего смекалки, быстрой реакции, хорошего знания предмета.
Игра имеет большое значение в воспитании, в обучении и развитии детей как средство психической подготовки к будущим жизненным ситуациям. "Игра – особо организованное занятие, требующее напряжение эмоциональных и умственных сил.
Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих и превращает абстрактную и потому неинтересную для них деятельность на уроке в конкретную и интересную”, - писал американский психолог Джером. Брунер.
Игра позволяет преподавателю организовать деятельность учащихся, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации – то есть создать мотивацию, которой так часто не хватает нашим ученикам.
Игра дает возможность робким и неуверенным в себе учащимся говорить, преодолевая все комплексы и нерешительность. Игра способствует развитию таких качеств как самостоятельность и инициативность.
Таким образом, игра представляет собой ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условия, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью воздействия.
В данном докладе хотелось бы представить игры, которые я чаще всего использую на уроках английского языка, и которые больше всего нравятся детям. Надеюсь, коллегам данная информация покажется интересной и полезной.
Типы игр:
1. Фонетические игры.
2. Лексические игры.
3. Грамматические игры.
4. Игры для обучения аудированию.
5. Игры для обучения говорению.
6.Игры для обучения чтению.
1. Фонетические игры.
Фонетическая сторона устной речи и чтения учащихся, как правило, значительно отстаёт от нормы. Возможно, потому, что на обучение фонетике отводится недостаточно времени в процессе занятий.
При всей напряжённости, многоплановости и многообъектности процесса обучения английскому языку роль и значение фонетических навыков нельзя недооценивать. От правильного произношения всего лишь одного звука в слове оно теряет или полностью меняет смысл.
Фонетические навыки относятся к числу наиболее «хрупких», они больше других подвержены деавтоматизации, т.е. разрушению в силу недостаточного или несистематического подкрепления (тренировки).
Систематичность применения специальных фонетических имитационных упражнений, фонетически направленных игровых заданий способствует формированию основ фонетических навыков.
Среди фонетических игр, используемых на начальном этапе обучения, можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность, игры-лото со звуками.
В процессе фонетической отработки новых лексических единиц и модельных фраз учителя английского языка используют следующие игровые упражнения.
Какой звук я задумала? (игра-загадка)
Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку. Назови слово (игра с предметом) Ведущий бросает мяч участникам игры по очереди, называя звук, ученики возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.
2. Лексические игры.
Слова хранятся у нас в памяти ассоциативно-тематическими группами. Поэтому, формируя у учеников базовый словарь, то есть запас «кирпичиков», из которых они будут строить фразы, нам необходимо вводить новые лексические единицы тематическими группами.
В этой связи учебный материал объединяется вокруг основных лексических тем: семья, внешность, одежда, дом, школа, еда, домашние животные, звери, цвет и другие. Чтобы слова и выражения запоминались прочно, их надо очень много раз повторять.
А чтобы повторение не наскучило ученикам, при обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках, картинках или кубиках.
Игра – части тела.
Учитель называет части тела, а дети показывают их на себе или друг на друге.
3. Грамматические игры.
Грамматические навыки – это фундамент, без которого может легко разрушиться всё хрупкое здание коммуникативности. Механический подход к усвоению грамматических конструкций (иначе говоря, простое заучивание парадигмы спряжения того или иного глагола, изолированного от контекста или речевой ситуации) имеет ряд недостатков.
Речь идёт об отсутствии навыка самостоятельно, грамматически правильно конструировать предложения. Разумное использование грамматических игр как надёжное средство формирования грамматических навыков реализуется учителями английского языка на практике.
Игра-зарядка "Скажи партнеру что-нибудь хорошее".
Учащиеся двигаются по классу под музыку. Когда музыка прекращается, каждый должен сказать что-то приятное тому, к кому он сейчас стоит лицом.
Игра – глаза.
Условное наклонение. Нарисуйте профиль человека с глазами на затылке и скажите, для чего это может быть полезно (if we had eyes at the back of our heads, we would be able to say good-bye without turning).
Попросите учеников написать это предложение на листке и затем добавить не менее 10 предложений. Затем они объединяются в группы по 4 человека и выбирают 4 лучшие идеи. Их выписывают на доске и затем к доске подходят по очереди все ученики и ставят крестики у того, которые им нравятся больше всего. То, которое соберет наибольшее число крестиков, выигрывает.
4. Игры для обучения аудированию.
Данные игры представляют собой восприятие информации учениками на слух. Самыми интересными являются следующие игры.
Человеческая речь – это деятельность зависящая от других её видов, которые стимулируют говорение. Обучая ученика иноязычной речи, обязательно надо связать это с другими видами деятельности, например с игрой
«Внешность»
С помощью подстановочных таблиц постепенно появляются глаза, нос, рот, щёки, волосы, уши и т.д. В результате поэтапно собирается весь портрет.
Игра – знакомство.
Ученики выясняют, как зовут друг друга и встают друг за другом в алфавитном порядке в круг или в линию.
Цели игры:
1. Тренировка вопроса "What is your name?” и ответа на него.
2. Тренировка знания алфавита.
3. Знакомство детей друг с другом.
4. Знакомство учителя с детьми.
Игра пристрастия или предпочтения.
Ученик называет свое имя, говорит, что он любит делать и имитирует это действие.
Пример:” My name is Kate, I like cooking” (и имитирует приготовление чего-либо, например яичнице). Следующий студент повторяет имя и названия любимого действия, а затем называет свое имя и свое любимое действие и т.д. Данный прием называется снежный ком (snowballing).
Цели игры:
1. Знакомство учащихся друг с другом и с учителем.
2. Тренировка грамматических конструкций. (Любых запланированных на уроке)
3. Тренировка понимания речи на слух.
4. Тренировка языковой слуховой памяти.
Игра – дни рождения.
Каждый ученик называет свое имя и дату своего рождения (день и месяц) и встают в линию, начиная с 1 января и заканчивая 31 декабря.
Цели игры:
1. Знакомство.
2. Тренировка порядковых числительных.
Игра числа в моей жизни.
Учитель пишет на доске несколько чисел, а учащиеся должны догадаться, что они значат. Потом можно предложить сделать то же ученикам (дата рождения, номер телефона, номер дома, номер машины и т.д.)
Вариант – Места в моей жизни (географические названия – место учебы, рождения и пр.)
Игра – анкета.
Ученик пишет ряд предложений, содержащих информацию личного характера, а затем задает вопросы об этом же своему партнеру и записывает его данные; или просто составляет вопросы и задает их своему партнеру.
Игра включает письменный компонент. Примерные вопросы и предложения:
1. Where are your parents from ?
2. Where did you go for holidays last summer ?
3. Things you love doing.
4. Things you hate doing.
Вопросы и предложения могут быть разнообразными. Итогом работы должен быть рассказ одного ученика о другом.
Игра – угадай профессию.
Ученик загадывает профессию. Следует задать ему десять специальных вопросов, пытаясь определить, кого он собой представляет.
Игра – воздушный шар.
С большой высоты в океан падает воздушный шар. Мы все в корзине. Чтобы все не погибли, один из пассажиров должен выпрыгнуть. Докажите, что это должен быть кто-то другой, а не Вы. (Или – тонет корабль, или мы на необитаемом острове без еды и должны кого-то съесть).
Но до начала игры каждый должен придумать себе другую личность и рассказать о ней. При этом не предупреждаем, какая потом начнется игра.
Игра – введение новых слов.
Учитель раздает карточки со словами, которые он собирается ввести. Затем он читает текст, содержащий эти слова, и те, у кого они есть, должны вставать, когда их слышат.
Так шаг за шагом, преодолевая страх перед новым и неизвестным, ученики продвигаются вперёд. Таким образом, игра, которая нравится ученикам, и правила которой они хорошо знают, может использоваться вновь и вновь.
Самое главное, чтобы она была естественным продолжением ситуации на занятии. Необходимо помнить, что цель игры – обучение иностранному языку.
Список литературы
1. Г.А. Китайгородская. Методика интенсивного обучения иностранному языку. МГУ 1986.
2. И.Л.БИМ, Н.П. Каменецкая, А.А.Миролюбов и др. О преподавании иностранных языках на современном этапе. 1995.
3. Е.В. Ильченко. Игры, импровизации и мини спектакли. 2003.
4. Н.Д. Гальскова. Современная методика обучения иностранным языкам. Арктика–Глосса,2000
5. Игры на уроках английского языка