«Игровая интерпретаторская среда, способствующая быстрому, психологически комфортному
овладению учеником премудростями скрипичной постановки».
Пальчиковые упражнения.
Предварительно, ещё до начала собственно игры на скрипке в пальчиковых упражнениях используются приёмы, являющиеся исходной базой для освоения техники вибрации, смены позиций, положение руки в третей позиции, беглость пальцев на грифе, вводятся понятия полутона и тона, формируется навык группового одновременного отскока и падения пальцев на гриф, упражнения на перемещение левой руки вдоль грифа создают лучшие условия для достижения свободы игровых движений, закладывается фундамент для растяжки, для скользящего движения пальцев по струне, перебрасывание пальцев через струны, в пальцах появляется энергетика.
Каждое занятие в классе и дома следует начинать с разминки, «разогрева» ног, рук и спины. Разминка направлена на расслабление всех мышц и на установку естественной осанки скрипача.
Ребёнку в музыкальной школе всё ново и интересно, и поэтому он активен. Так нужно этим воспользоваться и превратить неприятные для него учебные действия в увлекательное путешествие.
Упражнения для правой руки.
1. Упражнение «Кран».
«Закрывать» и «открывать» воду, выполняя вращательные движения кистями обеих рук (без смычка и скрипки).
2. Упражнение «Вертушка».
Совершать вращательные движения кистью правой руки, держа в пальцах простой карандаш.
3. Упражнение «Погремушка».
Трясти кисть правой руки с карандашом в пальцах, держа правую руку на уровне головы.
4. Упражнение «Кошка и мышка».
Обхватив кулачком трость смычка «перепрыгивать» путём сжима и разжима пальцев по трости вверх (к спице).
- Усложнить упражнение более короткими «перепрыжками», сочетая движения с произношением слов стихотворения: «Кошка с мышкою играла, а потом её поймала». Точно распределив движение пальцев по трости на слове «поймала» необходимо оказаться пальцами на кончике трости.
5. Упражнение «Паучок».
Смычок расположить вертикально относительно тела ученика и пальцами правой руки «прокатиться» по воображаемой «паутинке» от колодки к спице.
Затем «перебежать» пальцами по трости смычка в исходную позицию.
6. Упражнение «Попугайчик» (дома у многих детей есть попугай).
Трость смычка расположить горизонтально относительно тела ученика. Фалангами пальцев правой руки «повиснуть» на «жёрдочке» (трости) и покачиваться.
При выполнении упражнения «попугайчик» смычок нужно поддерживать в качестве помощника левой рукой.
7. Упражнение «Зарядка».
Смычок в вертикальном, а затем в горизонтальном положении. Ритмично поднимать и опускать мизинец правой руки на трость в закруглённом виде на подушечку пальца. Упражнение сопровождать словами: «На зарядку выходите, силу, ловкость покажите».
8. Упражнение «Три девицы».
Правильно расположить пальцы правой руки на смычке. Держа смычок в вертикальном положении «перекатывать» трость в пальцах, выпрямляя и «закругляя» большой палец в фаланге. Упражнение делать ритмично со словами: «Три девицы под окном пряли пряжу вечерком». Рассказать ученику как наши бабушки и прабабушки пряли пряжу.
9. Упражнение «Бабочка».
Первоначально проделать упражнение с карандашом.
Пальцами правой руки удерживать смычок, и ведя руку по воздуху в разные направления, «порхать» кистью.
- Следующий шаг – «прилететь» смычком на скрипку и «сесть» на струну:
а) в зоне колодки;
б) в середине трости.
10. Упражнение «Радуга» (смычок на скрипке).
Поставить на струну смычок у колодки. Мягко поднять смычок над струной, «нарисовав» в воздухе маленькую «радугу» и перенести к середине трости.
Затем вернуться к колодке таким – же приёмом.
- Следующий шаг: «нарисовав» в воздухе «радугу», перенести смычок к спице и вернуться обратно (следить за меняющимся положением кисти и локтя).
11.Упражнение «Песочные часы».
Удерживая смычок в вертикальном положении ждать, когда «пересыплется песок» к нижней части смычка. Затем перевернуть «часы» (трость), подняв
при этом локоть. Покачать руку и перевернуть смычок в исходную позицию.
12. Упражнение «Ёлочка». Вертикально расположив смычок по отношению к корпусу туловища поднять правую руку вверх, разогнув в локтевом суставе. При этом пальцы на трости находятся в свободном закруглённом состоянии, а кисть почти в одной плоскости с вытянутой рукой. Покачать кистью (на ветру), следить, чтобы смычок не выпал из пальцев. Опуская руку обратно локоть направить вниз.
13.Упражнение «Сели-встали».
Со смычком в пальцах в области фаланг делать сгибательные и разгибательные движения. Смычок можно держать и вертикально и горизонтально.
14. Упражнение «Качели».
Расположить на смычке три пальца правой руки: Большой палец в качестве центра. Два «качающихся» пальца на кончиках фаланг: «качаются» указательный палец и мизинец, указательный палец и безымянный, затем указательный палец и средний.
Затем усложнить упражнение: «качается» только один палец, большой палец в качестве регулировщика «качелей».
15. Упражнение «Козочка».
Расположить пальцы правой руки на смычке, затем, подняв с трости указательный палец и мизинец, направить руку по направлению к ученику или преподавателю. «Забодать» (пощекотать) друг друга «рожками» оттопыренных пальцев.
16. Упражнение «Улитка».
Аналог упражнения «козочка». Только возвращать пальцы на установленное для них место на трости смычка (прятать рожки улитки в домик).
17. Упражнение «Батут» - установив смычок на струну у колодки, либо в середине трости «пружинить», добиваясь свободы всей руки.
18. Упражнение «Мячик».
Слегка подбрасывая смычок, «прыгать» в верхней части трости.
19. Упражнение «Светофор» - отрабатывается смена струн. Перед сменой струны, остановиться, перейти «через дорогу на зелёный цвет светофора», т.е. поменять струну всей рукой (не может часть тела остаться на перекрёстке), затем продолжить движение смычка по струне.
Упражнения для левой руки.
1. Упражнение «Веер» (без инструмента).
«Обмахиваться» веером, направляя левую руку к лицу. Поднятую голову поворачивать в разные стороны.
2. Упражнение «Принцесса».
Левую руку, слегка согнув в локте, вытянуть вперёд для приветствия. Кисть опустить в свободном положении. Затем развернуть руку «королевским» жестом, приготовив для установки скрипки на плече (осанка ученика, соответствующая образу).
3. Упражнение «Часы» (со скрипкой и без скрипки).
Покачивать левый локоть влево и вправо.
4. Упражнение «Ягодки» (без скрипки).
Поднять левую руку, согнув в локте, и развернув к лицу исполнителя. Подушечками пальцев в любой последовательности «давить» ягодки (пальцы не прогибать).
5. Упражнение «Цветочки».
Цветы (пальцы) со склонёнными головками бутонов растут на поляне (над грифом). Наступает осень, и лепестки цветов начинают опадать на землю – пальцы по – одному медленно опускаются на струну. Пришла весна. Цветы начинают всходить – пальцы медленно поочерёдно поднимаются над струной (со склонёнными головками бутонов цветов).
6. Упражнение «Шалуны».
Неугомонные пальцы «бегают» по всему грифу. Наступает время сна, но пальцы нехотя «засыпают» очень медленно. Утром, проспавшие «ребятки» (пальцы), резко вскакивают и «бегут» по всему грифу, включая третью позицию.
7. Упражнение «Семечко».
Бросили в землю семечко (палец резко падает на струну). Затем начинает всходить маленький росток – палец медленно поднимается над струной.
8. Упражнение «Ветерок».
Продолжение упражнений «цветочки» и «семечко». Выросшие цветочки покачиваются на ветру – покачивание кисти (исходные предпосылки вибрации).
9. Упражнение «Скалолазы».
Пальцы левой руки расположить на первой (ми) струне. «Капитана» - первый палец развернуть к другим пальцам «лицом», затем в любой последовательности по – одному начинать «карабкаться» по струнам: сначала – ля струна, затем ре струна, и, наконец струна соль. Карабкаясь каждый пальчик должен активно «прибить» к скале (грифу) воображаемую скобу, чтобы закрепить на нём канат, который подстраховывает его товарищей. С верхней площадки скалы (струны соль) скалолазов забирает низко нависающий над друзьями вертолёт (правая рука над пальцами левой руки). Пальцы «взбираются» по верёвочной лестнице на вертолёт по – одному в любой последовательности и «улетают» на вертолёте. Можно вариант – пальцы «скалолазы» спускаются обратно к струне «ми».
10. Упражнение «Зайка с морковкой».
Зайчик (палец на грифе) прыгает от одной морковки к другой. Упражнение проделать со всеми пальцами.
Наевшись всеми морковками, зайчик (пальчик) возвращается домой (к порожку скрипки).
11. Упражнение «Улитка с морковкой».
Аналог упражнения «Зайчик с морковкой», только улитка (палец) ползает по грифу от одной морковки к другой.
12. Упражнение «Колобок». Упражнение лучше начинать со второго пальца, затем третий, четвёртый и после первый. Левая рука в третей позиции. Поставить палец на струну, «качнуть» на один бок пальцевой подушечки, затем на другой (колобок подрумянил один бок, а затем другой).
13. Упражнение «Лифт».
Пальцы левой руки расположить на поверхности струны и «скользить» по струне всей рукой от первой позиции в третью. «Доехав» до третей позиции пальцы «разбегаются» по всему этажу. Побывав в гостях, пальцы возвращаются домой в первую позицию, делают уроки и опять «едут» на третий этаж, проверить школьное домашнее задание у друзей.
14. Упражнение «Крабик».
Пальцы левой руки в любой последовательности, начиная с первой (ми) струны «переползают» с одной струны на другую, при этом пальцы, в отличие от дружных «скалолазов», могут «переползать» на следующую струну не дожидаясь друг друга,
- Усложнение упражнения. Два пальца одновременно поднять и поставить на струну, затем другую пару пальцев поднять и поставить на следующую струну (на струне должна находиться одна пара пальцев).
15. Упражнение «Синхронные прыжки».
«Спортивная» пара пальцев на одной струне делает акробатические движения на батуте: одновременно поднимать и ставить на струну два пальца (на струне должна находиться одна пара пальцев). Это могут быть пары:
а) I – II и III – IV пальцы;
б) I – III и II – IV пальцы.
Заключение.
Главная задача, которая сформулирована в названии работы и поставлена в настоящей работе, была связана с раскрытием применения действенного методического плана, эффективно влияющего на получение реальных результатов. Ясно, что целенаправленный поиск приёмов обучения детей, в который вовлекаются выразительные ресурсы музыкообразования, является главным психологическим стержнем, основной движущей силой формирования будущего музыканта. Таковы наиболее ответственные узловые моменты в формировании фундамента исполнительского мастерства подрастающего поколения. Следует признать, что многое в затронутой теме со временем может быть дополнено новыми наработками. Ведь учитель не останавливается в своём развитии, а совершенствуется на учениках.
В заключение резюмирую, что поиск наиболее эффективных средств и методов обучения юного скрипача привело к твёрдому убеждению, что всегда и во всём можно и нужно применять детскую способность к воображению, неисчерпаемость фантазийных образов, которое исключительно богато в детстве.
Список использованной литературы.
1. Акинина Т.М. О психологии общения и слушательской деятельности на начальном этапе обучения музыке // Вопросы подготовки педагога–музыканта. Межвузовский сборник статей. Выпуск 2. – М., 1997.
2. Берлянчик М.М. Проблемы фундаментализации и преемственности в обучении музыканта: педагогическая концепция Б.Л.Яворского (по письмам к Л.А.Авербух в Магнитогорск) // Вопросы подготовки педагога – музыканта. Межвузовский сборник статей. Выпуск 2. – М., 1997.
3. Григорьев В.Ю. Начальный период обучения // Методика обучения игре на скрипке. – М., «Классика – XXI», 2006.
4. Гутман И. Постановка левой руки скрипача в трёх типовых двигательных положениях // Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. – М., «Классика-XXI», 2006.
5. Морозова Н.В., Николаева Е.В., Усачёва О.В., Целковников Б.М. Взаимосвязь педагогики музыкального образования с философией и науками //Методология педагогики музыкального образования. - М., «Академия»,2006.