Учитель: Какие характерные интонации отличают колыбельную песню от плясовой?
Дети: Колыбельную песню мама поет тихо, нежно, а плясовая — веселая, звонкая.
Учитель: А солдатская песня чем отличается от трудовой песни?
Дети: Солдатскую песню можно отличить по маршевому характеру музыки, под нее солдаты шагают, а трудовая песня веселая , чтобы хорошо работалось.
Учитель: А чем отличается песня лирическая от хороводной?
Дети: Лирическая песня - задушевная, ее поют, когда грустно, когда человек любит другого человека, мечтает о чем-то, а хороводная — веселая, там танцуют в хороводе парни и девушки.
Учитель: Ну вот, ребята, мы и подошли с вами к главному вопросу: Чем отличается песня народная от композиторской?
Дети: Народная песня отличается от композиторской тем, что она неотделима от действия (танца, игры, в труде, шествии и т. д.), а композиторские песни сочиняются на стихи поэтов.
Учитель: Правильно. А вы знаете, ребята, как называются народные песни?
Фольклор, а в переводе с английского языка это означает «народная мудрость»
А откуда пришли к нам старинные народные песни? Они передавались от одного певца или сказителя к другому, из поколения в поколение, от ваших прабабушек и прадедушек. А многие композиторы использовали народные песни в своих операх и симфониях.
5.Разучивание и исполнение русской народной песни «Я сажала ленок».
Учитель: А сейчас мы с вами будем сами участвовать в хороводе и исполнять русскую народную песню «Я сажала ленок»
В Древней Руси и лен и капуста считались ценными посевными культурами. Изо льна делали нити, пряли ткани и шили одежду, и льняная одежда считалась лучшим подарком.
Вставайте, ребята, в круг. Сейчас мы с вами будем петь и изображать действия, о которых поется в песне.
1-й куплет Я сажала, сажала ленок,
Я сажала, сажала ленок,
Я сажала, приговаривала,
Чеботами приколачивала:
«Ты удайся, ты удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок».
На первом куплете мы показываем как - будто разбрасываем семена.
2-й куплет Я полола, полола ленок- 2 раза
Я полола, приговаривала
Чеботами приколачивала:
«Ты удайся, ты удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок» ( наклоняются до земли, изображая, как -будто полят)
3-й куплет Я срывала, срывала ленок (делают повороты с наклонами, будто укладывая что-то в сторону)
4-й куплет Уж я била, я била ленок ( имитируют то через левое, то через правое плечо замахи палкой)
5-й куплет Уж я мяла, я мяла ленок (стоя, делают жесты, как-будто стирают белье)
6-й куплет Я сушила, сушила ленок ( имитируют встряхивание белья)
7-й куплет Я трепала, трепала ленок ( поднимают левую руку вверх, а правую заводят под мышку левой, затем меняют руки)
8-й куплет Я чесала, чесала ленок (Расчесывают пряди льна, подняв левую руку вверх, а правой расчесывать)
9-й куплет Уж я пряла, я пряла ленок (пальцы рук трутся друг о друга, словно суча нить)
10-й куплет Уж я ткала, я ткала ленок (обе руки вместе поднимаются вверх, затем резко опускаются вниз)
Учитель: Молодцы ребята! Садитесь!
6.Подведение итогов урока. Задание на дом.
Домашнее задание: придумайте рассказ или сказку о том, как сочиняли песню в народе. Подумайте над выражением : «Вся Россия просится в песню»
Учащиеся под музыку выходят из класса.
Использованная литература:
Критская Е.Д. Музыка: Учеб. для учащихся 4 кл. нач.шк. / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2010.