Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организационный этап. | Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку, организует внимание. | | | Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих | | | |
Проверка выполнения домашнего задания | Ребята, на предыдущих уроках мы пытались ответить на вопросы: -что роднит музыку с литературой? – что потеряла бы музыка, если бы не было поэзии и прозы. Для большего усвоения темы я предлагаю выполнить тест №1 (предлагает работу в парах и затем взаимопроверку для установления правильности ответов, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы). | Отвечают на вопросы теста | Умение осуществить актуализацию личных знаний по теме. | Взаимодействуют с учеником в паре в работе с тестом | Принимать или не принимать мнение другого ученика | Контролируют правильность ответов одноклассников | Умение дополнять , уточнять высказанные мнения по существу вопроса |
Подготовка учащихся к работе на основном этапе | Мы продолжим постигать секреты музыки, но уже с содружеством с другим искусством. Предлагает прочитать написанный на доске эпиграф, и определить тему и цель урока, направляя мысль детей с помощью вопросов. | Читают по цепочке эпиграф, слушают учителя. Выдвигают предположения | Умение выдвигать гипотезы | | | Контролируют правильность ответов одноклассников. | Умение дополнять , уточнять высказанные мнения по существу вопроса |
Этап усвоения новых знаний и способов действий | Демонстрирует таблицу с заполненной первой строчкой и предлагает собрать всю информацию об этих видах искусства, производя сравнение и аналогию. Демонстрирует репродукции картин «Богатыри» А.Васнецова, «Лебедь» М.Врубеля, «Вечерний звон» И.Левитана. Предлагает сопоставить с аналогичными музыкальными произведениями, найти общее и различное между музыкой и живописью | Вспоминают картины и их авторов. Заполняют таблицу в тетради. | Умение анализировать, систематизировать, выдвигать гипотезы Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства | Взаимодействуют с учителем, работают над поставленной задачей и делают вывод о единстве тем и образов композиторов и художников, и о различии средств воплощения у музыкальных произведений и произведений ИЗО. | Слушать собеседника, строить понятные для других высказывания. Учатся строить понятные аргументированные высказывания. | Контролируют ответы других учащихся | |
Первичная проверка понимания изученного | Включает для прослушивания музыкальный фрагмент «Вариация феи Зимы» из балета С.Прокофьева «Золушка» и предлагает мысленно нарисовать образы (метод пластического интонирования). Организует индивидуальную работу, координирует, направляет и дополняет. | Слушают, каждый самостоятельно представляет образ зимы и показывает в рисунке | Умение сочетать мыслительный образ с изображением на рисунке, аргументировать свое решение | Все остальные смотрят и выслушивают одноклассников | | Самоконтроль своих действий | Уметь слушать и выполнять в соответствии с установкой Учатся воспринимать музыку как образное искусство |
Применение знаний и способов действий | Ставит вопросы: Друзья или соперники музыка и живопись? Можем ли мы увидеть музыку? Услышать живопись? Предлагает прослушать песню «Край родной» и показывает слайды с картинами природы. Хоровое исполнение песни, корректирует по необходимости пение учеников. | Слушают песню, смотрят сла Йды Коллективное исполнение песни | Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Изучение новой мелодии, отработка техники исполнения | Участие в коллективном пении. | | | |
Обобщение и систематизация | Организует обсуждение изученного материала. Подводит мысли детей к итогу: можем ли мы выделить художественные связи музыки и ИЗО? Представляет таблицу, в которой выделены особенности жизни ИЗО, предлагает ученикам сделать то же применительно к музыке. | Выдвигают предположения по заданию | Умение устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения, умозаключения. | Взаимообщение | Умение формулировать собственное мнение и позицию | Контролируют правильность ответов учеников | Умение дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Информация о домашнем задании | Выучить слова песни «Край родной» Нарисовать рисунок к тексту песни | | | | | | |
Подведение итогов занятия | Учитель дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Подведение итогов самими учащимися | | | Слушают учителя | Рефлексия своих действий | По мере необходимости исправляют, дополняют озвученную оценку учителя | Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность |
Рефлексия | Предлагает нарисовать смайлики, показывающие настроение | | | | | Учатся проводить саморефлексию | Уметь самостоятельно анализировать свои действия |