Познакомить с песенным творчеством Абая кунанбаева, с понятием тенор, ария
Учить уметь слушать и уметь сравнивать музыкальные произведения Абая Кунанбаева с произведениями других композиторов.
Продолжать развивать выразительное хоровое исполнение песни на казахском языке, чисто интонировать скачки в мелодии, соблюдая правила в дикции, поддерживая ритм хлопаньем в ладоши.
Развивать умение мыслить и выражать свои мысли о композиторах в небольших письменных работах.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: знать имена известного казахского поэта, композитора Абая Кунанбаева, певца Алибека Днишева, уметь объянять понятие тенор, вариации.
Личностные результаты: понимать связь музыки с жизнью людей; научиться воспринимать красоту окружающего мира; уметь выражать свои чувства, настроение средствами музыки.
Системно – деятельностные результаты: уметь высказывать свое отношение к музыкальным произведениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Абай Кунанбаев" »
Тема: Песни Абая живут вместе снами
Тип урока: комбинированный урок
Цели и задачи урока:
Познакомить с песенным творчеством Абая кунанбаева, с понятием тенор, ария
Учить уметь слушать и уметь сравнивать музыкальные произведения Абая Кунанбаева с произведениями других композиторов.
Продолжать развивать выразительное хоровое исполнение песни на казахском языке, чисто интонировать скачки в мелодии, соблюдая правила в дикции, поддерживая ритм хлопаньем в ладоши.
Развивать умение мыслить и выражать свои мысли о композиторах в небольших письменных работах.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: знать имена известного казахского поэта, композитора Абая Кунанбаева, певца Алибека Днишева, уметь объянять понятие тенор, вариации.
Личностные результаты: понимать связь музыки с жизнью людей; научиться воспринимать красоту окружающего мира; уметь выражать свои чувства, настроение средствами музыки.
Системно – деятельностные результаты: уметьвысказывать свое отношение к музыкальным произведениям.
Материальное обеспечение урока:
Для учителя: портреты композитора Курмангазы, Ахан серэ, Биржан –сал , иллюстрация к песне, баян.
Для учащихся: тетрадь, карандаши цветные.
Межпредметные связи: казахская литература, казахский язык, Ритимка, ИЗО
Планирование деятельности:
Беседа о коспозиторе жаяу Мусе, об истории возникновения песни «Аксиса».
Истрия появления прозвища Жаяу.
Беседа о творчестве Абая Кунабаева
Слушание: Абай Кунанбаева «Коземнин карасы».
Оперные певец Алибек Днишев
Разучивание песни
Ход урока
Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Повторение пройденной темы
Проверка домашнего задания.
(рассказать историю возникновения песни Жаяу Мусы «Аксиса»)
Исполнение песенки «Надо только захотеть» с танцевальными движениями, чтобы передать веселый характер песни.
Назовите лирические песни Жаяу Мусы?
Актуализация опорных знаний.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с творчеством великого поэта, композитора, основоположника казахской классической литературы Абая Кунанбаева. В исполнении оперного певца А. Днишева прозвучит песня Абая «Коземнин карасы». Разучим песню на казахском языке
Раскрытие темы урока.
Имя великого Абая вам хорошо знакомо. Акын, композитор Абай КУНАНБАЕВ до конца своих дней боролся за светлое будущее казахского народа. В своих «Словах назидания» он пропагандировал просвещение, человечность и мудрость. Призывал к общению с другими родственными народами, к изучению их культуры и искусства. Абай Кунанбаев – великий мыслитель и просветитель, великий казахский поэт. Песни Абая переведены на многие языки, известны во всем мире. Песни Абая как и песни таких народных композиторов, как Биржан – сал, Ахан серэ, Жаяу Муса, имеют свои особенности. Как и другие певцы, кюйши, композиторы, вышедшие из народа. Абай не знал нотной грамоты. Домбра была спутником всей его жизни. Песни Абая передавались из уст в уста, от отцов к детям, так и сохранились до наших дней.
На творчество Абая большое влияние оказали русские друзья. Они познакомили его с творчеством знаменитых русских поэтов А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Крылова. Стихи русских поэтов в переводе Абая и на мелодию, сочиненную Абаем, обретает новый художественный облик и национальный стиль. Стихотворение «Горные вершины» написал немецкий поэт Гете, на русский язык первел М.Лермонтов, а музыку сочинил русский композитор А.Рубенштейн. эта песня так понравилась Абаю, что он создал свою «Карангы тунде тау калгып». На стихи Абая писали песни и романсы профессиональные композиторы М. Тулебаев, С. Мухамеджанов, Г. Жубанова, Н. Тлендиев.
Его песни «Айттым салем, Каламкас», «Коземнин карасы», «Сегиз аяк», «Желсиз тунде жарык ай» и др.пользуются большой популярностью среди народа. Абай в своих песнях воспевает красоту родной природы, лучшие качества человека, обычаи и традиции обряды казахского народа. Песня Абая «Коземнин Карасы» (Ты зрачок моих глаз) стала одной из любимых народом песен о любви.
Слушание: Абай «Коземнин карасы» в исполнении народного артиста СССР, оперного тенора Алибека Днишева
Тенор – это высокий мужской голос
Понравилось ли вам исполнение песни «Коземнин карасы» Алибеком Днишевым? Как звучит мелодия песни? Относится ли песня «Коземнин карасы» к лирическим песням? Похоже ли звучание песни на мелодии других песен, которые мы слушали в течении четверти?
Песня поется неторопливо, величаво. Во время исполнения слова произносятся ясно, внятно. Песни Абая своей задушевностью, красотой вдохновляют многих композиторов. На сценах известных театров республики исполняют музыкальные произведения, в основу которых положены песни Абая. Одно из таких произведений – вариации для баяна на тему песни «Коземнин карасы» К. Ошлакова.
Вариация – в музыкальном произведениях основная тема повторяется несколько раз с изменением в ритме, темпе, динамике.
К 100леию со дня рождения Абая композитор А.Жубанов и Л.Хамиди написал оперу «Абай». Первый раз на сцене оперного театра она была поставлена в декабре 1944г. в опере показан образ Абая как борца за справедливость.
Слушание арии Абая из оперы Абай. Ария -музыкальное произведение, исполняемое одним певцом в сопровождении оркестра.
Певец исполняет в сопровождении скрипки или оркестра? В каком характере, темпе исполнялось произведение?
Исполнение песни
Ответить на вопросы в учебнике.
Закрепление темы и подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Какой инструмент у Абая был спутником жизни? Назовите песни Абая? Абай знал нотную грамоту? Как появилась песня «Горные вершины»? с творчеством каких знаменитых русских поэтов был знаком Абай?
КАК ЗОВУТ ПЕВЦА который исполнял песню «Коземнин карасы», которую мы прослушали?