kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по литературе в 4 классе А. Кунанбаев "Лето"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Абай Кунанбаев «Лето»

Цели: 1. Формирование представлений о творчестве А.Кунанбаева.

           2. Развитие у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и образного мышления, умения находить в тексте средства художественной выразительности, способствовать эстетическому развитию, развитие речи, воображения, внимания, навыков выразительного чтения, коммуникативной компетенции учащихся.

           3. Воспитание чувства бережного отношения к природе, замечать красоту природы, взаимосвязь человека и природы.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: презентация, индивидуальные  карточки, сигнальные карточки зеленого и синего цвета, числовой ребус, биография поэта на листе ( 4 штуки),конверт с частями плана, иллюстрации к стихотворению, степь(цв. иллюстрация), цветы желтого и красного цвета(для рефлексии)

Ход

I. Организационный момент.

II. Психологический настрой.

          Начинается урок.

          Он пойдет ребятам впрок.

          Постарайтесь все понять,

         Учитесь тайны открывать,

          Ответы полные давайте, и на уроке не зевайте.

III. Проверка домашнего задания.

- Вспомните название темы, в которой начали работать. (Века проходят – слово лишь нетленно…) написано на доске

- Как понимаете это высказывание?

- С каким произведением познакомились на прошлом уроке? (Ы. Алтынсарин «Щедрый человек» )

- Что помните из биографии Ы. Алтынсарина?

К какому жанру относится изученное произведение?

- Что называется притчей?

- Какое поучение содержится в притче?( каждый человек должен трудиться не зависимо от своего благосостояния)

IV. Актуализация знаний

Работа с сигнальными карточками(индивид.)

 - Что такое поэзия?

- Я хочу проверить, умеете ли вы отличать поэзию от прозы. Если читаю прозу, поднимаете синюю карточку, если поэтическое произведение- зеленую карточку.

   1) Лето –самое любимое время года. Наконец-то заканчиваются холода и начинаются теплые деньки. Летом можно радоваться солнцу и зеленому простору, отправляться в дальние путешествия и походы.

   2) Пришел июнь.

       «Июнь! Июнь!» -

       В саду щебечут птицы…

       На одуванчик только дунь –

     И весь он разлетится.    ( С. Маршак)

   3)  - Что ты мне подаришь, лето?

        - Много солнечного света!

           В небе радугу – дугу!

           И ромашки на лугу!

        - Что еще подаришь мне?

        - Ключ, звенящий в тишине,

          Сосны, клены и дубы,

          Землянику и грибы.

   4) В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в ярко- зеленое убранство, мягкая трава стелется по земле!

- Как догадались, где поэзия, а где проза?

- Какой общей темой объединены эти отрывки?(говорится о лете0

  Работа в парах.

- Составьте синквейн к слову «лето».

Проверка

V. Постановка цели урока.

- Действительно, лето – это замечательное время года. Многие поэты, музыканты, художники посвятили свои произведения лету, ее красоте. Слайд № 1

- И сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным стихотворением «Лето».

Кто  автор стихотворения узнаете, разгадав ребус( у детей карточки с ребусом)

   241А3652Б7849а231598Й4585

   7485К457У3260Н45А19863Н 4Б478905А487256Е01236В4587983

Абай Кунанбаев

10.08.1845-6.07.1904  Слайд № 2

VI. Знакомство с биографией поэта.

1) -Посчитайте, сколько лет назад родился Абай?(170 лет)

В этом году 10 августа Абаю исполнится 170 лет. Весь народ казахстана будет отмечать эту дату.

- Как наш город связан с именем Абая? (есть проспект Абая, памятник Абаю на  центральной площади) Слайд № 3, 4

- Абай внес огромный вклад в казахскую литературу. Его называли: «Человек – маяк своего народа»Слайд № 5

- Что такое маяк? (иллюстрации на доске)

Работа в группах

 Детям раздаются листы с биографией Абая.

- Сейчас вы должны будете познакомиться с биографией Абая в группах и ответить, почему же он «маяк народа»?

1 группа – место рождения

2 группа – учеба

3 группа – Абай, как переводчик

4 группа – поэт, просветитель

2) Работа по учебнику стр. 200 -201

- Прочитайте самостоятельно и скажите, о чем еще не сказали?( композитор)

- Так почему Абай – «маяк»?

VII. Знакомство со стихотворением.

1)  Словарная работа

 -В пору своего творческого расцвета Абай создал ряд лирических произведений «Времена года»: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». В этих стихотворениях казахская степь предстает в своем величии. Сегодня знакомимся со стих. «Лето».

Запись числа и темы урока в тетрадь.

Работа в парах

- Прочитайте слова, которые встретятся в тексте. Соедините понятие с его лексическим значением.

Проверка с опорой на слайды

Кочевья                        ловкость, умение в каком-либо деле

Стригунки                   мешок из лошадиной шкуры, в котором хранили кумыс

Сноровка                     стоянка кочевников

Саба                             годовалый жеребенок, которому подстригли гриву

Слайд №6,7,8,9

2) Чтение стихотворения (подготовленные учащиеся наизусть)

3) Первичное восприятие

- Понравилось стихотворение?

- Какова его тема?

- Какие чувства вызвало?

- Как бы озаглавили стихотворение вы?

Самостоятельное чтение

4) Анализ стихотворения

- О каком важном событии в жизни аула рассказывает поэт? (переезд)

- Одновременно ли происходят события или последовательно? Докажите.

- С описания чего начинается стихотворение? Почему?

- Что хочет показать автор?(взаимосвязь природы и человека)

- Каких животных описывает автор? Почему?

- Сравните поведение кобылицы и жеребенка.

- Какими увидел автор женщин?

- Чем доволен бай? Почему?

- Куда спешат табунщики? Как выглядят?

- Что за развлечение нашли юноши?

VIII. Творческая деятельность

- Представьте, что вы сценаристы и будете снимать фильм по этому стихотворению. Фильм снимается отдельными картинами(эпизодами), поэтому вам нужно произведение разбить  и составить план работы.

1,3 группы составляют картинный сценарий

2,4 группы – словесный план

Детям раздается конверт.

План проверки

1.Растения

2.Животные и птицы

3.Установка юрты

4.Довольный бай

5.Семья в сборе

6.Табунщики возвращаются

7.Юноши на охоте   Слайд №10,11

- Найдите подтверждение частям плана. Зачитайте описание картин.

1гр – растения

2 гр- устройство юрты

3 гр – довольный бай

4 гр – табунщики возвращаются

IX. Выделение идеи произведения.

- Какова идея произведения?(человек и природа существуют вместе, неразрывно)

-Двигаясь от мира природы к миру людей, поэт сосредоточил свое внимание на человеке, его окружении. Природа приложена к человеку. Это стихотворение Абай написал в 19 веке, когда люди трепетно и бережно относились к окружающей их природе. Они берегли каждую травинку, деревце.

- Как думаете, а наше поколение с такой же любовью относится к природе?

Степанова Кс. «Не губите живое!»

X. Итог, д/з стр.201-202 выраз. чтение, нарисовать эпизод из стихотворения

XI. Рефлексия

   Украсим степь цветами.

Красный цветок – я считаю, что узнал новое

Желтый цветок – для меня было знаний недостаточно

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературе в 4 классе А. Кунанбаев "Лето"»



Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа № 9»

акимата города Усть – Каменогорска









Открытый урок по литературному чтению в 4 классе

( Декада учителей начальных классов)



Тема: Абай Кунанбаев «Лето»







Разработала

Гаврилова М.М.

учитель начальных классов

I категории













Г. Усть- Каменогорск, 2015г.




Тема: Абай Кунанбаев «Лето»

Цели: 1. Формирование представлений о творчестве А.Кунанбаева.

2. Развитие у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и образного мышления, умения находить в тексте средства художественной выразительности, способствовать эстетическому развитию, развитие речи, воображения, внимания, навыков выразительного чтения, коммуникативной компетенции учащихся.

3. Воспитание чувства бережного отношения к природе, замечать красоту природы, взаимосвязь человека и природы.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: презентация, индивидуальные карточки , сигнальные карточки зеленого и синего цвета, числовой ребус, биография поэта на листе ( 4 штуки),конверт с частями плана, иллюстрации к стихотворению, степь(цв. иллюстрация), цветы желтого и красного цвета(для рефлексии)



Ход

I. Организационный момент.

II. Психологический настрой.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте, и на уроке не зевайте.

III. Проверка домашнего задания.

- Вспомните название темы, в которой начали работать. (Века проходят – слово лишь нетленно…) написано на доске

- Как понимаете это высказывание?

- С каким произведением познакомились на прошлом уроке? (Ы. Алтынсарин «Щедрый человек» )

- Что помните из биографии Ы. Алтынсарина?

К какому жанру относится изученное произведение?

- Что называется притчей?

- Какое поучение содержится в притче?( каждый человек должен трудиться не зависимо от своего благосостояния)

IV. Актуализация знаний

Работа с сигнальными карточками(индивид.)

- Что такое поэзия?

- Я хочу проверить, умеете ли вы отличать поэзию от прозы. Если читаю прозу, поднимаете синюю карточку, если поэтическое произведение- зеленую карточку.

1) Лето –самое любимое время года. Наконец-то заканчиваются холода и начинаются теплые деньки. Летом можно радоваться солнцу и зеленому простору, отправляться в дальние путешествия и походы.

2) Пришел июнь.

«Июнь! Июнь!» -

В саду щебечут птицы…

На одуванчик только дунь –

И весь он разлетится. ( С. Маршак)

3) - Что ты мне подаришь, лето?

- Много солнечного света!

В небе радугу – дугу!

И ромашки на лугу!

- Что еще подаришь мне?

- Ключ, звенящий в тишине,

Сосны, клены и дубы,

Землянику и грибы.

4) В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в ярко- зеленое убранство, мягкая трава стелется по земле!

- Как догадались, где поэзия, а где проза?

- Какой общей темой объединены эти отрывки?(говорится о лете0

Работа в парах.

- Составьте синквейн к слову «лето».

Проверка

V. Постановка цели урока.

- Действительно , лето – это замечательное время года. Многие поэты, музыканты, художники посвятили свои произведения лету, ее красоте. Слайд № 1

- И сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным стихотворением «Лето».

Кто автор стихотворения узнаете, разгадав ребус( у детей карточки с ребусом)

241А3652Б7849а231598Й4585

7485К457У3260Н45А19863Н 4Б478905А487256Е01236В4587983

Абай Кунанбаев

10.08.1845-6.07.1904 Слайд № 2

VI. Знакомство с биографией поэта.

1) -Посчитайте, сколько лет назад родился Абай?(170 лет)

В этом году 10 августа Абаю исполнится 170 лет. Весь народ казахстана будет отмечать эту дату.

- Как наш город связан с именем Абая? (есть проспект Абая, памятник Абаю на центральной площади) Слайд № 3, 4

- Абай внес огромный вклад в казахскую литературу. Его называли: «Человек – маяк своего народа»Слайд № 5

- Что такое маяк? (иллюстрации на доске)

Работа в группах

Детям раздаются листы с биографией Абая.

- Сейчас вы должны будете познакомиться с биографией Абая в группах и ответить, почему же он «маяк народа»?

1 группа – место рождения

2 группа – учеба

3 группа – Абай, как переводчик

4 группа – поэт, просветитель

2) Работа по учебнику стр. 200 -201

- Прочитайте самостоятельно и скажите, о чем еще не сказали?( композитор)

- Так почему Абай – «маяк»?

VII. Знакомство со стихотворением.

1) Словарная работа


-В пору своего творческого расцвета Абай создал ряд лирических произведений «Времена года»: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». В этих стихотворениях казахская степь предстает в своем величии. Сегодня знакомимся со стих. «Лето».

Запись числа и темы урока в тетрадь.

Работа в парах

- Прочитайте слова, которые встретятся в тексте. Соедините понятие с его лексическим значением.

Проверка с опорой на слайды

Кочевья ловкость, умение в каком-либо деле

Стригунки мешок из лошадиной шкуры, в котором хранили кумыс

Сноровка стоянка кочевников

Саба годовалый жеребенок, которому подстригли гриву

Слайд №6,7,8,9

2) Чтение стихотворения (подготовленные учащиеся наизусть)

3) Первичное восприятие

- Понравилось стихотворение?

- Какова его тема?

- Какие чувства вызвало?

- Как бы озаглавили стихотворение вы?

Самостоятельное чтение

4) Анализ стихотворения

- О каком важном событии в жизни аула рассказывает поэт? (переезд)

- Одновременно ли происходят события или последовательно? Докажите.

- С описания чего начинается стихотворение? Почему?

- Что хочет показать автор?(взаимосвязь природы и человека)

- Каких животных описывает автор? Почему?

- Сравните поведение кобылицы и жеребенка.

- Какими увидел автор женщин?

- Чем доволен бай? Почему?

- Куда спешат табунщики? Как выглядят?

- Что за развлечение нашли юноши?

VIII. Творческая деятельность

- Представьте, что вы сценаристы и будете снимать фильм по этому стихотворению. Фильм снимается отдельными картинами(эпизодами), поэтому вам нужно произведение разбить и составить план работы.

1,3 группы составляют картинный сценарий

2,4 группы – словесный план

Детям раздается конверт.

План проверки

1.Растения

2.Животные и птицы

3.Установка юрты

4.Довольный бай

5.Семья в сборе

6.Табунщики возвращаются

7.Юноши на охоте Слайд №10,11

- Найдите подтверждение частям плана. Зачитайте описание картин.

1гр – растения

2 гр- устройство юрты

3 гр – довольный бай

4 гр – табунщики возвращаются

IX. Выделение идеи произведения.

- Какова идея произведения?(человек и природа существуют вместе, неразрывно)

-Двигаясь от мира природы к миру людей, поэт сосредоточил свое внимание на человеке, его окружении. Природа приложена к человеку. Это стихотворение Абай написал в 19 веке, когда люди трепетно и бережно относились к окружающей их природе. Они берегли каждую травинку, деревце.

- Как думаете, а наше поколение с такой же любовью относится к природе?

Степанова Кс. «Не губите живое!»

X. Итог, д/з стр.201-202 выраз. чтение, нарисовать эпизод из стихотворения

XI. Рефлексия

Украсим степь цветами.

Красный цветок – я считаю, что узнал новое

Желтый цветок – для меня было знаний недостаточно





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект по литературе в 4 классе А. Кунанбаев "Лето"

Автор: Гаврилова Марина Михайловна

Дата: 15.05.2016

Номер свидетельства: 326698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Картины природы в музыке и поэзии" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kartiny-prirody-v-muzykie-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "108797"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403862277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства