kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Зима" Абай Кунанбаев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 4 классе посвящён творчеству Абая Кунанбаева. На уроке дети знакомятся с произведением поэта "Зима". Образ зимы в стихотворении сравнивается с образами зимы в живописи и музыки. Урок проводится по технологии проблемно-развивающего обучения. в ходе которого развивается мышление, речь, выразительное чтение, воспитывается любовь к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему: "Зима" Абай Кунанбаев »



Открытый урок литературного чтения в 4 классе


Тема: Абай Кунанбаев «Зима»


Цель: Познакомить с творчеством поэта Абая Кунанбаева, с образом зимы в искусстве.

Задачи:

Образовательная:

познакомить с краткой биографией казахского поэта А.Кунанбаева, рассмотреть образы зимы в искусстве, сравнить образ зимы в стихотворении Абая Кунанбаева с образами зимы в произведениях живописи и поэзии;

Развивающая:

совершенствовать навыки работы с текстом, работать над выразительным чтением;

Воспитательная: воспитывать любовь к природе, искусству.


Тип урока: изучение нового материала

Технология: проблемно-развивающая технология обучения 

Форма обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная


Оборудование: иллюстрации, портрет, выставка книг А. Кунанбаева, портреты, учебник, листы-карточки.

ТСО: магнитофон, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Какой поэтический образ зимы создал в стихах А.С.Пушкин?

– Зима – матушка, волшебница.

– Как вы думаете, почему он её так величает?

– Природа – мать, она близка и дорога поэту, ему нравится зима, хотя это суровое, метельное и грустное время года.

– Ребята, а вам нравится зима?

- А какие ассоциации у вас возникают при слове «зима»?

Закройте глаза и шепотом произнесите: «Зима...» Какое чувство возникло?(ответы детей) ». Запишите на листках. Прочитайте.
-Кем изображают авторы в своих произведениях зиму?

-Урок наш пройдет в виде путешествия по поэтическим страничкам поэтов, произведения которых мы изучали.

  1. Сообщение темы урока.

– Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образ зимы, композитор – музыкой, поэт делает это по-своему.

Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами образ зимы в разных видах искусства и познакомимся со стихотворением Абая Кунанбаева «Зима» .

  1. Образ Зимы в картинах художников. Демонстрация иллюстраций

Русский живописец Константин Юон создал огромное число художественных образов зимы в своих картинах. Он очень любил русскую природу, любил зиму, ее краски, ему нравилось изображать снег - всегда разный, то свежий, пушистый, то подтаявший, посеревший. Поэтому существует множество картин, передающих взгляд художника на зиму.

Давайте рассмотрим картину Юона «Волшебница-зима».

- Что вы видите на картине?

- Какие краски использует автор?

Справка.

Картину "Волшебница-зима" художник написал в 1912 году, будучи молодым, полным сил художником, ищущим свои темы и способы выражения, пробующим новое. Эта картина задорного зимнего настроения, она рассказывает о радостях зимы, о белоснежной сказке, преобразившей землю, укрывшей под снегом все скучное, серое, некрасивое. Зима несет красоту пейзажа, похрустывание белоснежного покрывала, радость зимних забав - катания с гор на санках, лыжных походов, забегов на коньках, прогулок на санях, запряженных лошадьми. Неудивительно, что художник назвал зиму волшебницей, - благодаря ей все сверкает и блестит на солнце.

Картина рассказывает об одном из радостных дней зимы и передает нам то, что увидел художник с высокого пригорка.

  1. Образ зимы в музыке. Слушание произведения Вивальди «Времена года. Зима». Показ портрета композитора. Чтение отрывка.

«Тяжка зима, но радости мгновенья

Порой смягчают лик ее суровый…

Как счастлив тот, кого теплом и светом

Родной очаг укрыл от зимней стужи, –

Пусть снег и ветер злятся там, снаружи…» – эти строки входят в сонет, который предпослан одному из самых известных сочинений классической музыки, посвященных зиме. Они являются программой к четвертому скрипичному концерту Антонио Вивальди, завершающему его цикл «Времена года».

А. Вивальди (1678–1741) – крупнейший представитель итальянской музыки эпохи высокого барокко.

Темы скрипичного концерта «Зима» А. Вивальди необычайно эмоциональны и по-итальянски мелодичны. После окончания прослушивания продолжают волновать наше воображение.

-Какой образ зимы представили себе во время слушания музыки.

- Какие звуки зимы услышали?

  1. Знакомство с краткой биографией писателя.

Работа в группе. Чтение текста учащимися на странице 96. Рассмотреть иллюстрации и прокомментировать.

1 группа:

Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ – гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахимом.

Воспитанием мальчика занимались мать Улжан и бабушка Зере, которые были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.

2 группа:

Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи.

Абай перевёл на казахский язык басни

И.А. Крылова, стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Абай очень любил родную природу. Он написал много стихотворений, посвященных

Описанию природы степи в разное время года.


3 группа:

Абай завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создается социально-философская и литературная школы.

Абай был талантливым композитором. Им создано около двух десятков мелодий, которые популярны и в наши дни.

Громадная работа по всем линиям абаеведения принадлежит М. Ауэзову. Помимо сугубо научных исследований жизни и творчества классика казахской литературы он благодаря роману « Путь Абая" запечатлел свое имя подле Ибрагима Кунанбаева.

Беседа о прочитанном:

- Что вы узнали о жизни поэта? Поделитесь впечатлениями.

- Обратите внимание на выставку книг. (Знакомство с выставкой).

6. Знакомство со стихотворением Абая Кунанбаева «Зима».

Читает учитель текст стихотворения «Зима» на странице 97.

7. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение отражает стихотворение?

- Какой образ зимы в своем стихотворении нарисовал Абай Кунанбаев?

- Сравните образ зимы в стихотворении Некрасова и Кунанбаева? Что общего, в чем различие?

8. Повторное чтение стихотворение детьми про себя.

Задание: Отметьте слова и выражения непонятные вам. Выделите описание мороза.

9.Работа над содержанием. Чтение стихотворения детьми. ( 5 человек по четверостишью)

- В чьем образе изобразил поэт зиму?(Старый сват, белый дед)

- Как называется этот прием в литературе? ( олицетворение)

- Найдите описание мороза в стихотворении поэта? (в белой шубе, плечист, весь от снега седой, слеп и нем, с серебристой большой бородой и т.д.)

- Как меняются краски и звуки зимы в стихотворении? (в начале морозные дни, далее буран, холодный морозный ветер)

- Как это время года повлияло на быт людей? (люди одеваются в чапаны, в полушубки дубленные)

- Как живется животным зимой?

- С каким призывом обращается Абай к пастухам? Как нужно прочитать эти строчки?

- Какие слова из стихотворения подходят к описанию картины.

10. Работа над выразительным чтением.

Расстановка пауз, ударений в строчках.

Чтение хором за учителем.

Чтение детьми вслух.

11 . Сравнительный анализ. Образ зимы в поэзии.

Слушание стихотворения Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором»

- Какой образ зимы создал Н.А.Некрасов в своем произведении? (величественный образ хозяина земли, заботливый, суровый)

- Сравните его с образом зимы Абая Кунанбаева. Запишем на доске различия и общие черты образа зимы.

12. Творческое задание группам: Написать СИНКВЕЙН.

Французы придумали стихотворение, которое назвали "синквейн". Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".

Правила написания:

Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.

Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

12. Проверка творческого задания. Чтение детьми своих стихотворений. Например:

Мороз.

Румяный, сердитый.

Шагает, скрипит, щиплет.

Несет изменения в природе.

Творец.

13. Итог:

- О каком времени года говорили на уроке?

- Какие произведения помогли вам в создании образа зимы?

- С каким произведением познакомились? Кто автор?

- Как оцените урок?

14. Домашнее задание. Страница 97-98 выразительное чтение, нарисовать картину зимы.

15. Комментирование оценок.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
конспект урока на тему: "Зима" Абай Кунанбаев

Автор: Лопатина Наталья Владимировна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Картины природы в музыке и поэзии" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kartiny-prirody-v-muzykie-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "108797"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403862277"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект по  литературе в 4 классе А. Кунанбаев "Лето""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-po-litieraturie-v-4-klassie-a-kunanbaiev-lieto"
    ["file_id"] => string(6) "326698"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463296015"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства