Урок литературы в 4 классе посвящён творчеству Абая Кунанбаева. На уроке дети знакомятся с произведением поэта "Зима". Образ зимы в стихотворении сравнивается с образами зимы в живописи и музыки. Урок проводится по технологии проблемно-развивающего обучения. в ходе которого развивается мышление, речь, выразительное чтение, воспитывается любовь к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему: "Зима" Абай Кунанбаев »
Открытый урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Абай Кунанбаев «Зима»
Цель: Познакомить с творчеством поэта Абая Кунанбаева, с образом зимы в искусстве.
Задачи:
Образовательная:
познакомить с краткой биографией казахского поэта А.Кунанбаева, рассмотреть образы зимы в искусстве, сравнить образ зимы в стихотворении Абая Кунанбаева с образами зимы в произведениях живописи и поэзии;
Развивающая:
совершенствовать навыки работы с текстом, работать над выразительным чтением;
Воспитательная: воспитывать любовь к природе, искусству.
Тип урока: изучение нового материала
Технология: проблемно-развивающая технология обучения
Форма обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная
Оборудование: иллюстрации, портрет, выставка книг А. Кунанбаева, портреты, учебник, листы-карточки.
ТСО: магнитофон, компьютер.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Какой поэтический образ зимы создал в стихах А.С.Пушкин?
– Зима – матушка, волшебница.
– Как вы думаете, почему он её так величает?
– Природа – мать, она близка и дорога поэту, ему нравится зима, хотя это суровое, метельное и грустное время года.
– Ребята, а вам нравится зима?
- А какие ассоциации у вас возникают при слове «зима»?
Закройте глаза и шепотом произнесите: «Зима...» Какое чувство возникло?(ответы детей) ». Запишите на листках. Прочитайте. -Кем изображают авторы в своих произведениях зиму?
-Урок наш пройдет в виде путешествия по поэтическим страничкам поэтов, произведения которых мы изучали.
Сообщение темы урока.
– Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образ зимы, композитор – музыкой, поэт делает это по-своему.
Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами образ зимы в разных видах искусства и познакомимся со стихотворением Абая Кунанбаева «Зима» .
Образ Зимы в картинах художников. Демонстрация иллюстраций
Русский живописец Константин Юон создал огромное число художественных образов зимы в своих картинах. Он очень любил русскую природу, любил зиму, ее краски, ему нравилось изображать снег - всегда разный, то свежий, пушистый, то подтаявший, посеревший. Поэтому существует множество картин, передающих взгляд художника на зиму.
Картину "Волшебница-зима" художник написал в 1912 году, будучи молодым, полным сил художником, ищущим свои темы и способы выражения, пробующим новое. Эта картина задорного зимнего настроения, она рассказывает о радостях зимы, о белоснежной сказке, преобразившей землю, укрывшей под снегом все скучное, серое, некрасивое. Зима несет красоту пейзажа, похрустывание белоснежного покрывала, радость зимних забав - катания с гор на санках, лыжных походов, забегов на коньках, прогулок на санях, запряженных лошадьми. Неудивительно, что художник назвал зиму волшебницей, - благодаря ей все сверкает и блестит на солнце.
Картина рассказывает об одном из радостных дней зимы и передает нам то, что увидел художник с высокого пригорка.
Образ зимы в музыке. Слушание произведения Вивальди «Времена года. Зима». Показ портрета композитора. Чтение отрывка.
«Тяжка зима, но радости мгновенья
Порой смягчают лик ее суровый…
Как счастлив тот, кого теплом и светом
Родной очаг укрыл от зимней стужи, –
Пусть снег и ветер злятся там, снаружи…» – эти строки входят в сонет, который предпослан одному из самых известных сочинений классической музыки, посвященных зиме. Они являются программой к четвертому скрипичному концерту Антонио Вивальди, завершающему его цикл «Времена года».
А. Вивальди (1678–1741) – крупнейший представитель итальянской музыки эпохи высокого барокко.
Темы скрипичного концерта «Зима» А. Вивальди необычайно эмоциональны и по-итальянски мелодичны. После окончания прослушивания продолжают волновать наше воображение.
-Какой образ зимы представили себе во время слушания музыки.
- Какие звуки зимы услышали?
Знакомство с краткой биографией писателя.
Работа в группе. Чтение текста учащимися на странице 96. Рассмотреть иллюстрации и прокомментировать.
1 группа:
Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ – гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахимом.
Воспитанием мальчика занимались мать Улжан и бабушка Зере, которые были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.
2 группа:
Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи.
Абай очень любил родную природу. Он написал много стихотворений, посвященных
Описанию природы степи в разное время года.
3 группа:
Абай завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создается социально-философская и литературная школы.
Абай был талантливым композитором. Им создано около двух десятков мелодий, которые популярны и в наши дни.
Громадная работа по всем линиям абаеведения принадлежит М. Ауэзову. Помимо сугубо научных исследований жизни и творчества классика казахской литературы он благодаря роману « Путь Абая" запечатлел свое имя подле Ибрагима Кунанбаева.
Беседа о прочитанном:
- Что вы узнали о жизни поэта? Поделитесь впечатлениями.
- Обратите внимание на выставку книг. (Знакомство с выставкой).
6. Знакомство со стихотворением Абая Кунанбаева «Зима».
Читает учитель текст стихотворения «Зима» на странице 97.
7. Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение отражает стихотворение?
- Какой образ зимы в своем стихотворении нарисовал Абай Кунанбаев?
- Сравните образ зимы в стихотворении Некрасова и Кунанбаева? Что общего, в чем различие?
8. Повторное чтение стихотворение детьми про себя.
Задание: Отметьте слова и выражения непонятные вам. Выделите описание мороза.
9.Работа над содержанием. Чтение стихотворения детьми. ( 5 человек по четверостишью)
- В чьем образе изобразил поэт зиму?(Старый сват, белый дед)
- Как называется этот прием в литературе? ( олицетворение)
- Найдите описание мороза в стихотворении поэта? (в белой шубе, плечист, весь от снега седой, слеп и нем, с серебристой большой бородой и т.д.)
- Как меняются краски и звуки зимы в стихотворении? (в начале морозные дни, далее буран, холодный морозный ветер)
- Как это время года повлияло на быт людей? (люди одеваются в чапаны, в полушубки дубленные)
- Как живется животным зимой?
- С каким призывом обращается Абай к пастухам? Как нужно прочитать эти строчки?
- Какие слова из стихотворения подходят к описанию картины.
10. Работа над выразительным чтением.
Расстановка пауз, ударений в строчках.
Чтение хором за учителем.
Чтение детьми вслух.
11 . Сравнительный анализ. Образ зимы в поэзии.
Слушание стихотворения Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором»
- Какой образ зимы создал Н.А.Некрасов в своем произведении? (величественный образ хозяина земли, заботливый, суровый)
- Сравните его с образом зимы Абая Кунанбаева. Запишем на доске различия и общие черты образа зимы.