kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод проектного изучения на уроках музыки и его роль в системе оценки знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метода проектов на уроках музыки и искусства. В данной статье речь идет о проектной деятельности на уроках в 9 классе.Трудность оценки качества знаний зачастую связана возрастными особенностями обучающихся: если в начальной школе дети с легкостью идут на контакт, и с радостью выполняют любые творческие задания, то в классах средней и старшей школы такого рвения не наблюдается. И здесь на помощь учителю может прийти метод проектов.Проект  используется как средство активизации познавательной деятельности, развития исследовательских умений и навыков общения, формирования определенных личностных качеств.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектного изучения на уроках музыки и его роль в системе оценки знаний.»

Ломакина Евгения Александровна, учитель музыки

МАОУ «Лицей №3 им. А. С. Пушкина».


Метод проектного изучения на уроках музыки и его роль в системе оценки знаний.


Наш век - это время стремительно развивающихся технологий. Эти технологии меняют многие, привычные нам понятия. Не обходят они стороной и процесс преподавания, который не может оставаться прежним. Зачастую методы обучения, основанные только на словесной и наглядной передаче информации и ее устном контроле, не могут являться эффективными. От современного педагога требуется развить интерес к предмету и действиям в его рамках, развить способности обучающихся через различные виды деятельности, сформировать культуру и художественный вкус.

Многочисленные методы музыкального воспитания направленные на освоение способов взаимодействия с содержанием мира музыки, совершенствование способов музыкальной деятельности, позволяют сделать уроки более яркими, эмоционально насыщенными и запоминающимися. Выбор того или иного метода позволяет учителю организовать свою деятельность и регулировать учебно – познавательную деятельность учащихся.1

Основными видами учебной деятельности школьников являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений.2

Порой, у учителя возникают сложности с оценкой качества знаний и даже такие методы контроля как тестирование, письменная работа, не позволяют в полной мере оценить уровень знаний обучающихся.

Думаю, любой учитель сталкивался с такой ситуацией: на уроке активно работает лишь определенная группа обучающихся. Выявить, насколько усвоен материал всеми учениками – не представляется возможности.

Трудность оценки качества знаний связана еще и с возрастными особенностями обучающихся: если в начальной школе дети с легкостью идут на контакт, и с радостью выполняют любые творческие задания, то в классах средней и старшей школы такого рвения не наблюдается. И здесь на помощь учителю может прийти метод проектов.

В современной школе этому методу уделяется особое внимание, он рассматривается как своеобразная альтернатива классно-урочной системе. Проект является средством активизации познавательной деятельности, развития исследовательских умений и навыков общения, формирования определенных личностных качеств.3

По моему мнению, метод проектов развивает творческие способности обучающихся, позволяет проявить знания, умения в самостоятельной работе, а учителю помогает выявить уровень и определить качество их знаний.

Я работаю по программе «Музыка» 5-7кл. и «Искусство» 8-9кл. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Начиная с 6 класса в учебники «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект», содержание проектов ориентирует обучающихся на постижение в деятельности вечных тем искусства и жизни.4

Работая над проектом, обучающийся уже не может оставаться в стороне. Вовлекаясь в процесс исследовательской деятельности он должен применить уже имеющиеся знания, приобрести новые, таким образом еще и восполняя пробелы в знаниях, которые могли образоваться ранее в силу различных обстоятельств.

Проектная деятельность предполагает создание проблемной ситуации. В эту проблемную ситуацию вовлекаются обучающиеся, перед ними ставится задача, которую они должны решить. Здесь открывается максимальная возможность для самореализации, раскрытия различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных. Эти способности при традиционном процессе обучения могут оказаться невостребованными. Появляется опасность «пропустить» или не «заметить» талантливого ребёнка, что совершенно не простительно для педагога.

Метод проектов характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает, что обучающиеся будут выражать свои собственные мнения и чувства, активно включаясь в деятельность, принимая ответственность за продвижение в обучении.

Главными целями введения проектной методики в практику преподавания музыки являются:

- показать умения обучающихся, использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

- реализовать интерес к предмету исследования, приумножить о нем знания;

- продемонстрировать уровень знаний в области музыки и искусства;

В своей работе я часто использую такую форму организации как проект. В 9 классе обучающимся предлагается исследовательский проект «Пушкин – наше все», так как творческое наследие поэта интегрирует практически все виды искусства. Вот некоторые темы мини-проектов: "Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке", "Пушкинские музеи – заповедники, музеи – квартиры, музеи – усадьбы", "Музыкальные воплощения лирической поэзии А. С. Пушкина", "Образ А. С. Пушкина в изобразительном искусстве", «Театр и А. С. Пушкин».5

При разработке тем проекта в первую очередь нужно обратиться к творчеству великого поэта, найти произведения искусств в которых воплощены образ поэта и образы его произведений.

Этапы проекта:

1. Условия подготовки для работы над проектом:

- знание учителем класса, психологической атмосферы в нем, интеллектуальных способностей обучающихся.

- формулирование проблемы совместно с учениками, обсуждение этапов и методов ее решения.

2. Организация рабочих групп:

- для работы над проектом обучающимся следует разделиться на группы (5- 7 человек). Формирование групп целесообразно проводить по сложившимся взаимоотношениям между учениками.

- распределение обязанностей.

3. Выполнение проекта:

- на этом этапе выполняется сама практическая работа: обсуждение информации, фактов, последующего представления проекта

4. Представление проекта:

- проект может быть представлен в виде презентации, виртуального путешествия по пушкинским местам, театрализованной постановки.

Так как проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся, то в его защиту могут быть включены различные виды художественной деятельности: исполнение музыкальных произведений (пение романсов на стихи А. С. Пушкина, игра на музыкальных инструментах), выразительное чтение, представление художественных работ, хореография.

5. Подведение итогов:

- обучающимся могут самостоятельно оценить работу своих одноклассников, обсудить, что на их взгляд получилось, а что не вышло.


Методика проектов активизирует обучающихся к самостоятельному получению знаний, учит работать совместно с другими, обращаться к информационным ресурсам. Проект вызывает интерес к предмету, способствует творческому развитию обучающихся, вовлекает каждого ученика в учебную деятельность, дает возможность ученику учиться самому. Проектная деятельность расширяет сферу действий в области искусства, помогает разнообразить образовательный процесс, поддерживает интерес к изучаемому материалу и становится формой организации учебной деятельности старшеклассников. Проектно- исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и обучающихся. В ходе работы над проектом, перерабатывается и обобщается большой информационный материал, источником которого являются книги, журналы, газеты, интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знаний по предмету, а у учителя появляется возможность в полной мере эти знания оценить.






Список использованной литературы:



1. Затямина Т. А. «Современный урок музыки» М. «Глобус», 2008. 168 с.


2. Примерные программы по учебным предметам. Искуство 5-9 классы. М. «Просвещение», 2010.с 47.


3. Сергеева Г. П. Критская, Е. Д. Программа «Музыка» 5-9 кл. М. «Просвещение» 2005. С. 45.


4. Сергеева Г П. , Кашекова И. Э., Критская Е. Д. Программа «Искусство» 8-9 кл, М. «Просвещение», 2011. С. 189.












1 Затямина Т. А. «Современный урок музыки» М. 2008. С 48.

2 Примерные программы по учебным предметам. Искуство 5-9 классы. М. 2010. С 21.

3 Сергеева Г. П. Критская., Е. Д. Программа «Музыка» 5-9 кл. М. 2005. С.14.

4 Сергеева Г П. Критская Е. Д. Программа «Музыка» 5-9 кл. М. 2005. С. 14.

5 Сергеева Г П. , Кашекова И. Э., Критская Е. Д. Программа «Искусство» 8-9 кл., М 2011 с.189.

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Метод проектного изучения на уроках музыки и его роль в системе оценки знаний.

Автор: Ломакина Евгения Александровна

Дата: 29.05.2020

Номер свидетельства: 551961

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "«Развитие творческой  личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-tvorchieskoi-lichnosti-na-urokakh-muzyki-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "243067"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445615714"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Мультимедийные образовательные ресурсы на уроках в ДШИ (метод.рекомендация) "
    ["seo_title"] => string(85) "mul-timiediinyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-v-dshi-mietod-riekomiendatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "236842"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444159719"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "«Реализация  ФГОС НОО на уроках искусства»"
    ["seo_title"] => string(38) "riealizatsiiafgosnoonaurokakhiskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "303756"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457600586"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3  с крымскотатарским языком обучения»   городского округа Судак  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС "
    ["seo_title"] => string(174) "organizatsiia-raboty-noo-mbou-sriedniaia-obshchieobrazovatiel-naia-shkola-3-s-krymskotatarskim-iazykom-obuchieniia-ghorodskogho-okrugha-sudak-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152899"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420915690"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства