Разработка внеклассного мероприятия фортепианного отделения с участием родителей.
Никитина Арина Владимировна
Преподаватель фортепиано
МБОУ ДОД «ДШИ» пгт.Андра
Пояснительная записка
Индивидуальный подход к каждому ученику в ДШИ подразумевает сотрудничество педагогов с членами семьи учащихся, от взаимопонимания которых напрямую зависит успешное обучение. Контакт между педагогом и родителями возможен, если обе стороны осознают, что достигнуть общей цели – воспитания и обучения ребёнка, можно только совместными усилиями.
Зачастую родители считают необходимым поступление ребёнка в музыкальную школу только для того, чтобы он находился под присмотром педагогов в свободное от занятий в общеобразовательной школе время, не уделяя внимания его успехам и неудачам. Эта позиция является одним из факторов снижения интереса учеников к обучению. Поэтому очень важно, чтобы родители понимали, что их детям необходима поддержка, понимание и помощь близких людей.
Педагог должен создать благоприятные условия для взаимодействия с родителями учеников. Одной из активных форм такого взаимодействия является концерт класса с участием родителей. Такие мероприятия имеют большое значение с точки зрения музыкального просвещения, повышают мотивацию на успех и дальнейшее развитие, дают ощущение практической ценности совместного творчества, повышают самооценку ученика
Вниманию предлагается сценарий мероприятия в форме тематического концерта. Сценарий мероприятия может быть использован при проведении внеклассных мероприятий в ДМШ и ДШИ. В нем принимали участие не только педагоги и дети, исполняющие яркие, образные пьесы, но и родители.
Правовой основой для проведения мероприятия является: Закон РФ «Об образовании», СанПиН, ФГТ, Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» пгт.Андра, в котором сказано, что концертное выступление учащегося - один из основных видов деятельности, без которого учебно-воспитательный процесс будет осуществлен не в полной мере.
В качестве домашнего задания родителям было предложено совместно с детьми подготовить сообщение на тему: «Самый первый!» в соответствии с названием произведения, которое ребёнок готовил к исполнению на концерте.
Алгоритм включения родителей в образовательный процесс:
1. Заблаговременное информирование родителей.
2. Ознакомление с содержанием мероприятия.
3. Обсуждение и внесение предложений и дополнений в ход мероприятия.
4. Предварительная подготовка родителей совместно с детьми.
5. Текущие консультации.
6. Непосредственно мероприятие.
Для оценки удовлетворённости проведением мероприятия в завершении концерта родители выбрали одну из трёх карточек разных цветов (с плохой, средней или хорошей оценкой) и опустили в символическую копилку. На основании полученных результатов педагог сделал вывод о качестве проведённого мероприятия.
Цель мероприятия:
1. Повышение интереса родителей и детей к обучению через совместную творческую деятельность.
Задачи:
1. Транслирование учащимися своего исполнительского опыта.
2. Развитие навыков концертной деятельности учащихся.
3. Повышение авторитета родителей в глазах учащихся.
Ход мероприятия.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Наш концерт – самый последний в этом учебном году. Ну, а назвать мы его решили «Самый первый!», потому что посвящён он всему, что когда-то много-много лет назад появилось на Земле впервые. Открывает наш концерт семья Пономарёвых!
Ольга Михайловна: Первые лошади появились на свет многие миллионы лет назад и были очень маленькими, похожими на собаку. Первобытные лошадки имели четыре пальца на передних ногах и три на задних. У современной лошади пальцы превратились в копыта и можно сказать, что она бегает на «цыпочках». Илья исполнит пьесу про конных всадников – отважных героев. Называется она – «Полюшко-поле».
Ведущий: Следующие участники нашего концерта Семья Васильевых!
Татьяна Викторовна: Первые цирковые представления проходили в Древнем Риме тысячу лет назад, где проводились захватывающие конные скачки, гонки на колесницах, состязания борьбе и акробатике. А современные цирки с участием клоунов, жонглёров и дрессированных животных появились четыреста лет назад. Даша исполнит пьесу про циркового актёра. «Маленький жонглёр».
Ведущий: учебный год заканчивается, наступает весёлая пора каникул! Но чтобы за лето вы не забыли родную школу, вам придётся ответить на вопросы!
Как зовут твоего педагога по сольфеджио?
Сколько клавиш у пианино?
Какого цвета баян в вашем классе?
Сколько окон в концертном зале?
Как называется наша школа?
Какого цвета жалюзи в холле школы?
Сколько стульев в классе музыкальной литературы?
К какому классу подходит твой ключ от квартиры?
Где лучше всего прятать шпаргалки?
Сколько весит рояль?
На какие вопросы ты отвечала, когда поступала учиться в музыкальную школу?
Часто ли соседи стучали по батарее, когда ты занималась дома?
Что тяжелее нести в портфеле: школьные учебники или ноты?
Сколько гамм вы выучили за этот год?
Где нужно просверлить дырочки, чтобы получилась дудочка?
Во сколько начинался урок хора?
Ведущий: А теперь выступает Семья Гольцевых!
Виталий Платонович: Шестьсот лет назад появился первый клавишно-духовой инструмент, который называется орган. Исполнители играют на нём не только руками, но и ногами. У органа огромное количество труб – у самых больших инструментов их около 30 тысяч. Это духовой инструмент и звук на нём извлекается с помощью воздуха. А ещё у этого великана, который в высоту достигает второго этажа жилого дома, ещё и несколько клавиатур для рук и одна клавиатура для ног! На нашем фортепиано – ближайшем родственнике органа, всего три педали, но играть на нём всё равно очень весело! Лера сыграет пьесу, которая так и называется: «Весёлый первый палец».
Ведущий: Все дети любят играть в прятки. А мы поиграем в эту игру со взрослыми. Перед вами на экране слова, из которых вам нужно найти как можно больше тех слов, в которых есть названия нот:
стрелка
фантастика
аэропорт
фабрика
предложение
благодарность
автобиография
великодушие
художник
симафор
завершение
переправа
капля
сирень
конференция
максимальный
мануфактура
кропотливый
плодотворный
пример
кибернетика
фараон
балерина
домовой
такси
исследование
минутка
фанфары
факир
миска
нововведение
сковорода
оперетта
материал
магнитофон
обмундирование
галантерея
карикатура
Ведущий: А сейчас на сцену мы приглашаем семью Крапивиных!
Марина Владимировна: Это сейчас мы не представляем современную жизнь без железнодорожного транспорта, а ведь раньше люди не имели о нём никакого представления и, увидев паровоз впервые, даже пугались его, принимая за живое фантастическое существо. Ангелина очень любит пьеску «Паровозик», которую с удовольствием исполнит для вас.
Ведущий: Ученики младших классов принимали участие в своеобразном марафоне, который длился целый год. После того, как была выучена очередная пьеса, у каждого из детей на аппликациях-копилках появлялась новая картинка. Дошло до того, что мы даже не знали, где размещать очередную акулу или арбуз…. Вот как они постарались! И теперь я хочу вручить Лере и Даше полянки со сказочными героями, а Илье – морскую бухту с кораблями и всевозможными морскими обитателями. Давайте дружными аплодисментами поздравим наших юных музыкантов с успешным окончанием учебного года!
Ведущий: Следующие наши участники – семья Бориско!
Галина Николаевна: Давным-давно музыканты играли на русском струнном щипковом инструменте – гуслях. Самые маленькие гусельки имеют всего 5 струн, а большие – 66! Называли исполнителя на гуслях – гудец или игрец, а иногда – гусельщик. Первые гусли появились примерно полторы тысячи лет назад. Об этом свидетельствуют летописи, былины и сказания, в которых гусли предстают в образах легендарных героев Добрыни Никитича, Садко и Бояна… Настя исполнит пьесу-былину «Сказание».
Ведущий: Мы с вами только что вспомнили несколько имён былинных героев, а вот в этом списке самых известных композиторов, писателей и поэтов, многие произведения которых нам очень хорошо известны, перепутались имена и фамилии. Придётся нам расставить всё на свои места:
Агния Львовна Бах
Николай Андреевич Пушкин
Иоганн Себастьян Андерсен
Пётр Ильич Бетховен
Ганс Христиан Моцарт
Самуил Яковлевич Римский-Корсаков
Людвиг Ван Маршак
Корней Иванович Чайковский
Александр Сергеевич Чуковский
Вольфганг Амадей Барто
Ведущий: На сцене семья Никифоровых!
Ирина Дмитриевна: Приспосабливаясь к жизни в каменном веке, первобытный человек изобрёл орудия труда и оружие, чтобы обрабатывать землю и охотиться. Так и появились самые первые музыкальные инструменты. Из ветки или кости человек сделал флейту, тетива лука стала струной, из натянутой кожи получился барабан. А вместе с музыкой появились, конечно же и танцы. Много лет прошло с тех пор. Изменились люди, изменилась и музыка. Ольга исполнит произведение «Плавная пляска девушек».
Ведущий: Дорожным движением руководит регулировщик, а как называется человек, который руководит оркестром или хором? Правильно! Дирижёр. Перед вами обозначения музыкальных оттенков. Сейчас давайте представим, что вы – музыканты. Инструменты – ваши ладошки, а может быть, и каблучки. Я буду показывать вам оттенок, а вы, хлопая в ладошки, или помогая себя каблучками, будете передавать его яркость.
Ведущий: А сейчас на сцене семья Лёшиных!
Василий Васильевич: Музыка нас окружает повсюду. Она раскрывает чувства, духовный мир человека. Передаёт его настроение, переживания, волнения и радость. А самые первые песни, которые мама поёт своему малышу, это – колыбельные. Мы с вами немного пошумели, побушевали, а теперь Ольга исполнит тихую, спокойную, мелодичную «Колыбельную».
Ведущий: Дорогие родители! Все вы, конечно, помните знаменитый рассказ Антона Павловича Чехова «Лошадиная фамилия». Сейчас мы с вами устроим конкурс музыкальных фамилий, которые придумывать будем сами, используя слова, так или иначе, связанные с музыкой. Я начинаю: Ноткина, Скрипично-Ключиков, Интервальский, Аккордовцев. А теперь – ваша очередь!
Ведущий: В хороших, интересных фильмах и музыка хорошая, красивая, запоминающаяся. В завершении нашего концерта в исполнении педагогов вы услышите несколько произведений современных французских композиторов, которые много раз звучали и по телевизору, и по радио. Вам, дорогие родители, я предлагаю выбрать ту пьесу, которая понравится больше всего, а ваши дети постараются, и сами с удовольствием будут играть эту музыку не только во время учебного года, но и после окончания нашей школы.
Список источников
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983.
2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.; «Владос», 2000г.
3. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика, - М.;1977г.
4. Профессиональный стандарт. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
5. Финкельштейн Я. Музыка от А до Я/ Я.Финкельштейн – СПб: «Композитор», 2004.