сш №43 п. Гвардейский Жамбылской области
Внеклассная работа по математике
для старших классов
Игра «Что?Где?Когда?»
Учитель математики: Токтубаева Г.К.
2014 г
Данные автора
Фамилия: Токтубаева
Имя: Гульбайрам
Отчество: Каражигитовна
Дата рождения: 3.10.1961
Образование: Высшее, Аркалыкский пединститут, специальность математика
Категория: I
Разряд: 13
Должность: Учитель математики
Стаж: 30 лет
Наименование учреждения: сш № 43 имени Б. Момышулы
Адрес: Казахстан, Жамбылская область, Кордайский район, поселок Гвардейский, дом7, квартира 7
Почтовый индекс: 080409
Сотовый телефон: 87027612706
Домашний телефон: 87263672138
Учитель сш №43 п. Гвардейский Жамбылской области
Токтубаева Г.К.
Внеклассная работа по математике
Игра «Что?Где?Когда?»
« Что наша жизнь? Игра!»
Цель: Развивать логическое мышеление, быстроту счета, реакцию; привить любовь к математике, пробудить интерес к предмету математика.
Организационный момент: Собрать команды по 5 участников с 9-11 классов. За правильный ответ команда получает-5 баллов, за неправильный ответ-(-3) балла. Побеждает команда набравшая большее количество очков.
Оборудование: волчок, конверты с вопросами, черный ящик.
Ход игры:
Игра состоит из 4 секторов:
- Тайна черного ящика
- Железная логика
- История математики
- Математический фольклор
Вопросы к сектору «Тайна черного ящика»
- В черном ящике лежит предмет, название которого призошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость».Термин ввели пифагорийцы, а используется этот предмет в играх маленьких детей. Что в черном ящик? (кубик)
- Здесь находится приспособления для передачи мысли на расстоянии. Что это? (конверт)
- С французского название этого предмета переводится как «катать». Что это за прибор? (рулетка)
- Этот прибор был изобретен в 1317 году шотландским ученым Брюстером. Им пользуются дети, но и взрослые любят его рассматривать.
Подсказка: Смотрю и что ж в моих глазах?
В фигурах разных и звездах
Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды, и алмазы,
И аметисты, и жемчуг.
И перламутр – все вижу вдруг!
Лишь сделаю рукой движенье,
И новое в глазах явленье! (калейдоскоп)
- Будильник времен А. Македонского. (петух)
- Первый экипаж человека. (коляска)
- Здесь в черном ящике находится вещь, которая в переводе с греческого языка означает «конос» - конус. Что это за вещь?
- Здесь находится фигура, которая служила эмблемой, опознавательным знаком для учеников Пифагора. Что это за вещь?
- В одной из старинных русских рукописей под названием «о земном версталии» написано «площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на хобот»... Что означает «хобот» в трапеции?
(боковая сторона)
- Трапеция – слово греческое и звучит так «трапезион». Что это за предмет?(столик, обеденный столик, трапеза, трапезная)
Вопросы к сектору «История математики»
- Одно из геометрических терминов пришло из греческого
В переводе означает «через угол». Что это за термин? (диагональ)
- В 1587 году фламандский ученый Стевин ввел для обозначения сил, действующих на тело, стрелки – вектора. Это латинское слово vector/ Что означает это слово в переводе?(несущий, ведущий, влекущий, переносящий)
- Пришлось ли раз вам безучастно
Безмолвно средь толпы гулять
И вдруг какой-то песни страстной
Случайно звуки услыхать.
На вас нежданною волною
Пахнула память прежних лет
И что-то милое, родное
В душе откликнулось в ответ
Казалось вам, что эти звуки,
Вы в детстве слышали не раз,
Так много счастья, неги, муки
В них вспоминалося для вас.
Спешили вы привычным слухом
Напев знакомый уловить,
Хотелось вам за каждым звуком
За каждым словом уследить.
Эти стихи написаны человеком очень знаменитым, академиком, математиком, испытавшим в своей жизни: любовь, потеря любимого человека, гонения. И все это вылилось в этом стихотворении, написанном им. Кто этот поэт? (С.Ковалевская)
- Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмед Бируни хорезмийский ученый. В своих работах ввел понятия измерений пространства: длины, ширины, глубины, а также «шести сторон» этих измерений: «Один из концов длины – передний, другой – задний, один из концов ширины – правый, другой – левый, один из концов глубины – верхний, другой – нижний». Сформулируйте до конца.
- В старину в России каждый князь чеканил свою монету, Отличавшуюся массой, ценой, названием. Но находились люди , не упускавшие случая наживиться. Монеты подрубались легче, а кусочки серебра шли в слитки. Виновных разыскивали, отрубали руки, вливали в горло раскаленное олово, но монеты продолжали «худеть». В конце концов ввели новую реформу – новые монеты с изображением, которые из-за рисунка в последствии и до наших дней назывались копейками. Что было изображено на этих монетах? (копеец – всадник с копьем)
- Выходец из крестьянской семьи Леонтий Филиппович Телятин, был очень умным и работал учителем математики. Петр I Ведя беседы с Телятиным сказал: «Да ты, братец, в науках силен…» И дал ему новую фамилию дал Петр I Л.Ф.Телятину?
Подсказка: Петр I сказал «Да ты, братец, в науках силен, притягиваешь знания, как магнит…» (Магницкий)
Вопросы к сектору «Математический фольклор»
- В квадрате состоящем из 16 клеток расставьте 4 буквы так, чтобы в каждом горизонтальном, в каждом вертикальном, в каждой диагонали встречалась только одна буква.
- По улице шла девочка. Встретив старика, она поздоровалась. Старик в ответ сказсл: «Добрый день, маленькая девочка!». Девочка возразила, что она не маленькая и тогда старик спросил, сколько ей лет. Она ответила: «Я в 2 раза младше мамы, а мама на 5 лет младше отца. Вместе нам 100 лет». Сколько лет девочке? (19 лет, 19+38+43=100)
- Старый монах имел крест, украшенный бриллиантами. После утренней молитвы он пересчитывал бриллианты по 3 раза: снизу доверху по прямой линии, снизу вверх и направо, снизу вверх и налево. Крест со временем потускнел, и монах отнес его к ювелиру, чтобы тот восстановил его первоначальный вид. Хитрый ювелир знал, как монах считает бриллианты и украл 2 бриллианта, но так распределили бриллианты, что монах не заметил кражи. Как ювелир расставил бриллианты?
- Гончар продавал глиняную посуду. Старушка купила 1 кувшин, за который заплатила 1 лв и еще половину от стоимости кувшина. Сколько стоит кувшин? (2 лв)
- (Германия) Сын спросил отца, сколько ему лет. Отец ответил так: «если к моим годам прибавить их половину, затем их четверть и еще 1 год, то получится 134 года». Сколько лет отцу? ( )
- Болгарский: На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник и убил 6 сорок . Сколько сорок осталось на дереве? (ни одной)
- Кирпич весит 1 кг, еще полкирпича. Сколько весит кирпич? 10 кирпичей? (2 кг, 10 кг)
- Три брата – один впереди, два позади бегут, а двое одного догнать не могут. (три колеса на трехколесном велосипеде)
- Как нужно разрезать циферблат часов на 6 частей так, чтобы во всехчастях сумма чисел была одинакова?
Вопросы к сектору «Железная логика»
- Найти недостающее число
Ответ: 46
- Ответ:
- Найти неизвестное слово
Подведение итогов игры
Музыкальное оформление:
1. «Пиковая дама» (фрагмент из оперы) — П. И. Чайковский — заставка программы
2. «Так говорил Заратустра» (вступление из симфонической поэмы) — Р. Штраус — посадка за стол
3. «Дикая лошадь» — Геннадий Бондарев — волчок
4. «Голубая рапсодия» — Дж. Гершвин — между раундами
Литература:
Математический фольклор / И. Ганчев, К. Чимев, Й. Стоянов ; Пер. с болг. А. С. Добротворского. - Москва : Знание, 1987. - 205, [1] с. : ил. ; 17 см. - (Переводная науч.-попул. лит.). - 100000 экз. - Б. ц.
Перевод изд.: Математически фолклор / И. Ганчев, К. Чимев, Й. Стоянов (София, 1983)
Рыбников К. А. История математики, в 2-х томах. М.: Изд-во Московского университета. Том I -- 1960, 191 с. Том II - 1963, 336 c.