Внеклассное занятие.
Тема занятия: «Что за прелесть эти сказки»
Цель занятия: познакомить учащихся с музыкальными образами пушкинских сказок в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Задачи занятия:
Обучающие:
1. Сформировать у учащихся представление о взаимодействии музыкального и поэтического образа героев сказки А.С. Пушкина.
2. Уметь сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов.
Развивающие
1. Развитие навыков музыкального восприятия произведений.
2. Развитие мышления школьников в процессе анализа музыкальных образов.
3. Развитие умения личностной оценки музыки звучащей на занятии и вне школы.
Воспитательные:
1. Формирование умения общения и взаимодействия в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов в процессе пения.
2. Формирование навыков наблюдения за процессом и результатом музыкального развития в произведениях различных жанров.
Музыкальное оборудование: музыкальный центр, фонограмма детских песен и оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», портрет композитора.
Ход занятия:
Дети входят в класс под музыку «В гостях у сказки». Учитель: Ребята, что напоминает вам эта музыка? Каков ее характер? Дети: Характер сказочный, волшебный, музыка напоминает о сказке. Учитель: Правильно! Именно эта песня когда-то звучала в передаче «В гостях у сказки». Тихо-тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой –
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его.
Учитель: Тема нашего занятия сказочная, она посвящена сказке и называется: «Что за прелесть эти сказки ». А вы любите сказки?(Ответы детей).
А какими же словами начинаются сказки?
Дети: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»
Учитель: Совершенно верно. А наша сказка начинается так: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…».
(смотрим фрагмент из мультфильма «Сказка о царе Салтане»).
Учитель: Что это за сказка и кто её написал?
(Дети отвечают).
Учитель: Правильно, это «Сказка о царе Салтане» великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (смотрим портрет поэта). Учитель: Великий русский композитор Римский-Корсаков тоже был влюблен в сказку, музыку и море. Посмотрите на портрет этого композитора. (Показать портрет). И вот однажды, прочитав сказку Александра Сергеевича Пушкина, он сочинил оперу «Сказка о царе Салтане». Музыка оперы озарена безоблачной радостью и мягким юмором. Она наполнена мелодиями, напоминающими русские народные песни и пляски (слушаем фрагмент из к/ф «Сказка о царе Салтане»-русскую народную песню «Во саду ли в огороде») Учитель: Какой инструмент звучит в теме Белки?
Флейта пикколо как нельзя лучше передает щёлканье орешков под незатейливую мелодию. Запоминаем слова песни: Во саду ли в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка.
За ней ходит, за ней бродит
Молодой молодчик.
Он ей носит, он ей носит
Дороги подарки.
Учитель: Молодцы! Слова выучили. А теперь споём эту песенку весело и игриво. (Дети поют).
Усложним задание:
- Хлопаем ритм песенки и поём.(Дети выполняют задание).
- Теперь возьмём народные инструменты: ложки, бубен, трещётки и исполним русскую народную песню «Во саду ли в огороде».(Дети поют и играют на инструментах).
Учитель: Молодцы. А теперь вспомним образы сказочных героев и оживим их в своей памяти. Называйте героев сказки (Ответы детей).
Князь Гвидон тоскует по отцу. Царевна-лебедь, узнав причину его грусти, превращает князя сначала в комара, потом в муху, а затем в шмеля, чтобы он мог догнать корабль царя Салтана. (Слушаем отрывок из оперы-сказки «Полёт шмеля).
Учитель: Какими выразительными средствами пользовался Римский-Корсаков, чтобы изобразить жужжание и полёт шмеля? (Ответы детей: быстрый темп, высокий регистр, динамика, струнные инструменты). Теперь открываем альбомы, берём карандаши и попробуем нарисовать музыку моря и полёт шмеля. (музыка звучит, пока дети рисуют). Смотрим рисунки детей. Каждый из них рассказывает, что хотели изобразить на своих картинах.
Учитель: В заключение занятия ответим на вопросы:
1.Что нового сегодня на занятии вы узнали?
2.Что лично ты получил от общения с музыкой?
3.Что интересного было на занятии?
4.Что было трудно?
5.На занятии у меня получилось…
6. После занятия мне захотелось…